Под северным солнцем

Галина Рудакова
Под северным солнцем
Под северным солнцем
Галина Рудакова
Маленькая станция Шиес. Именно здесь, под скупым северным солнцем, среди болот, два года назад зародился протест против незаконно начатого здесь строительства полигона для московского мусора. Начали его жители посёлка Урдома, к ним подключились другие районы Архангельской области и Республика Коми. Антимусорное движение вскоре превратилось в общероссийское, а название станции Шиес стало именем нарицательным, известным всему миру, символом борьбы за экологию, за чистоту планеты.

 Для строительства так называемого "экотехнопарка" запланировано вырубить 3000 гектаров леса, чтобы возить сюда по 10,5 млн тонн мусора в течение 20 лет. Это самый большой полигон в мире.
 На антимусорные митинги в области выходило до 30000 человек, но федеральные СМИ об этом молчат. Добровольцы со всей России спешат на Шиес, чтобы блокировать стройку, став живой цепью. Мне тоже довелось побывать на Шиесе, и сейчас, год спустя, предлагаю всем вспомнить это судьбоносное время.

Это было накануне Прямой линии с президентом. Продажу билетов на поезда до ст. Шиес отменили. Но люди всё равно приехали сюда, и приехали не задавать вопросы, а потребовать закрытия стройки.

Станция Шиес, день 1.
17 июня.

Возможность поехать в Шиес  появилась только в середине июня, когда на некоторое время оказалась свободной от дел огородных, от детей и внуков. На автобусе до Котласа добралась едва живая, поскольку  половина дороги не асфальтирована, и каждый камушек на грунтовке давал о себе знать. Но только сошла  на котласскую землю, настроение сразу улучшилось. На «бессрочке» у активистов узнала, как ехать дальше, на Шиес. С этим же вопросом к ним обратился мужчина, он приехал с Алтая,  узнав о нашей беде.
Переночевала у коллеги по перу и, закупившись водой и продуктами (деньги на которые, узнав о поездке, прислала Ольга Корзова), отправилась дальше, взяв билет до Мадмаса. Ибо до Шиеса продажа билетов отменена.
В вагоне уже было бутылей 20 воды, сумки с продуктами и человек 15 единомышленников. Некоторые ехали в Шиес уже не первый раз.
С волнением ступили мы на землю, столько раз виденную на фото и видео. Первое, что бросилось в глаза – платформа с Камазами, разросшийся палаточный городок и высаженные активистами  елочки,  кедры, дубки.  У многих из них даже были имена.
Прослушали инструктаж.
У меня не было ни палатки, ни спального мешка. Всё это нашлось на складе, где также есть в запасе сапоги и тёплая одежда. Всё необходимое присылают люди со всей страны.
После обеда отправились сажать сосенки, 200 саженцев которых были привезены из питомника. Приживутся ли они в искромсанном  машинами грунте? Но под ногами уже цвела земляника, от остатков корневищ тянулась молодая поросль ольхи, ивушек, берёзок. Все хотели жить.
За работой завязалась дискуссия о чувстве долга, об извечных проблемах детей и родителей. Парень из Питера  сказал, что не хочет иметь детей, потому что действительность их ужаснёт.
 Расхожая фраза о том, что никто никому ничего не должен,  похоже, прочно проросла в умах молодого поколения. И не удивительно при такой власти. "Чувство долга - высшая форма сознания, - читаю в словаре. - Исполнять свой долг можно из любви, ответственности, бескорыстия или благородства" . Выходит, чувство долга - это совесть наша. И то, что молодые люди по своей воле приехали в Шиес защищать свою родину, говорит о том, что с совестью у них, несмотря на навязывание нам западных "ценостей" , всё в порядке.

Но вот и закатное солнце осветило окрестности и лица людей.
В палатке решила записать впечатления. И вдруг… что это? Может быть, мне уже мерещится? Словно  балалайка зазвучала в шиеском лесу… и сильный  молодой голос разнёсся по окрестностям, усиленный микрофоном. Как тут спать? Пошла слушать, и, боже, точно балалайка! И какие песни! И патриотические, и просто русские народные, и, конечно же, о любви.  Дым костров, вдохновенные лица, многие из нас подпевали…  Задорные «Скобари», «Про бороду», и вдруг как-то неожиданно свежо, трогательно – известная всем «Я люблю тебя, Россия». «Кто это поёт», –  спрашиваю. «Это, –  отвечают, –  Владимир Политов из Сыктывкара (как потом узнала, солист очень известной группы «Балалайка»).
Концерт длился до 22-х часов, вдоль забора вспыхнули фонари, а над ними в небо выкатила огромная луна.
 Забравшись с головой в спальник, я думала, а не потому ли балалайка исчезла из жизни русского человека, что она, как и гусли, обладает способностью поднимать дух, быстро переключать людей с печали на радость. Не зря же гусли изымали и сжигали возами. Но народ мастерил новые, и снова шли  по Руси гусляры и балалаечники, чтобы песнями рассказать народу правду, разбудить терпеливый русский народ от сна.
Балалайка, как и гармошка, отражает русский характер, помогает переносить трудности. Потому во времена наших бабушек и работали с песней, а в праздники плясали под гармошку да под балалайку...

Заснуть как следует не удалось из-за холода, хотя днём было жарко.  Гулко раздавались шаги, голоса из соседних палаток,  тарахтение движка, которое днём не замечаешь. Сквозь дрёму слышен был шум пил и стук топоров возле Камазов, шум поездов,  и разговоры, песни, смех - и разговоры до утра…

ДЕНЬ 2 (18 июня).

18 июня. С утра тороплю время, ждём новую партию активистов, а я жду Таню Щербинину. Всё-таки одной среди незнакомых людей непривычно. Хотя во всём здесь чувствуется  гармония, и ощущение счастья не покидает меня.  Счастье – когда есть высокая цель и  вокруг – единомышленники.
Одних сегодня провожаем, встречаем других. Ой, как много приехало! Вчера было человек 50 (считала во время концерта), да плюс на постах («Костёр», «Баня» и «Гора») – не менее десятка.
Таня приехала, и не одна. Вижу ещё одно знакомое лицо – это Алексей из Урдомы, он уже много раз приезжал сюда, даже с женой и детьми, выступал в Северодвинске на митингах.
Поставили  палатки, пообедали, помогли поварам с приготовлением  пищи. Мужчины  колют дрова, носят воду с ручья, строят новый навес, несут вахту на постах. Дело по душе каждый находит сам, и видно, с какой радостью все трудятся.
Вот врач Лена из Ярославля, живёт здесь уже давно. Помощь её  то и дело  бывает нужна. А в Ярославле, к тому же, она занимается  организацией раздельного сбора мусора, общается с активистами из Рыбинска, из Челябинска.
Много  на Шиесе   из Санкт-Петербурга, из Котласа, Урдомы, но, кажется, Сыктывкар сегодня «рулит»! Кого ни спрошу, почти все из Коми.
День оказался весьма насыщенным.
Таня, её землячка из В. Тоймы Надежда и другие вновь приехавшие ходили на пост «Костёр», носили обед тем, кто несёт  там вахту. Вдруг нам по рации сообщают:  на обратном пути завязалась перепалка с полицейскими. Все побежали туда. Оказалось, женщины возвращались, насобирав валежника на дрова (собирать-то его пока ещё разрешено). Ехавший навстречу им экскаватор вдруг резко повернул обратно. Наверное, решил, что женщины с дубьём идут его останавливать. Поскольку с 15 июня любые работы на стройке запрещены. Вот так. Пугана ворона и куста боится.
Пришла радостная весть из Москвы: 3 июля в столице планируется проведение митинга «Очистим Россию от мусора!», и москвичи в поддержку  прислали  подарок – флаг, который вскоре занял своё место на высоком флагштоке.
Вечерним поездом прибыла большая группа мужчин из Ухты. «Ух, ты!» – воскликнули мы, когда увидели, сколько воды и продуктов они  привезли. А ещё огромную «тарелку» – интернет. Вечером оказалось, что здесь есть Wi-Fi. С трудом, но получилось выложить несколько фотографий, дать весточку о себе.
А вскоре опять – зажигательные песни Владимира Политова.
В перерыве Евгений (не спросила фамилию) сыграл на гитаре красивую мелодию. Он приехал с Алтая (150 км дальше Барнаула).
Я тоже прочитала свои стихи и подошла к Владимиру сказать, что обожаю балалайку. В детстве, когда народ шёл на гулянье,  сквозь сон  слышала переборы то гармошки, то балалайки, и счастливее тех минут не было.
Владимир, несмотря на свою известность, оказался очень простым и внимательным человеком. Он охотно согласился сфотографироваться на память.
Во время концерта, как обычно, полиция двинулась обходить лагерь. Об этом известили несколько ударов палкой о днище железной бочки. Полицейские шли, снимая всё на видео, а с ними шли наши люди, тоже фиксируя на видео весь путь. Мы встречали их приветствиями, они так же культурно отвечали. А Владимир, завидя их, выдавал на балалайке такие коленца! А слова песни «Русь молодая» хлестали, как пощёчины:

Чёрные силы пришли войной,
Русь молодая, силы немерено,
Дайте коня мне да добрый меч!
Ратью пойдём да прогоним ворога,
Русь молодая сердцу дорога!

Вечером  общались в тесном кругу, и оказалось, что рядом со мной – радиожурналист из Чехословакии. Он попросил нас дать интервью для их авторадио на тему «Какой вопрос бы вы задали Путину».  Журналист оказался весьма общительным, улыбчивым человеком, и разговор зашёл такой интересный, что даже комары умолкли. А на небе опять вышла огромная, оранжевая, как апельсин, луна. Она, как королева, восплыла над бледными фонарями вдоль забора, возведённого вокруг стройки.
Шиесонцы (шиесяне) ещё долго сидели у костра, а кто-то и совсем не ложился. Вечером я насчитала уже 70 палаток. Если по двое в каждой – это 140 человек. Что же будет 20-го? Неужели на «Прямую линию» привезут «подставных уток», а нас оттеснят на задворки? Пролетел слух, что уже едут в фургонах автоматчики. Вон и технику торопятся вывезти, как будто стройки тут и не было.
Ночью светло как днём. Возле кухни тихонько стрекочет движок. Прямо из палатки удалось отправить весточку и фото родным.

День 3-й , 19 июня

С утра мы с Таней готовили обед, ждали приезда большого количества людей. Сварив борщ и нарезав большой контейнер овощей для салата, решили отнести продукты на пост «Гора», что находится на горе щебня, напротив станции. Отсюда  далеко видно во все стороны, и мужчины, как три былинных богатыря, озирают окрестности. Сверху видно, что  уже отстроенный полигон занимает лишь небольшую часть от  всей площади вырубленного леса, подготовленной для строительства мегасвалки. 30 000 кв. м. искорёженной земли. Со слов г-на Орлова, сказанных на встрече с котласской «бессрочкой», он «сдал эту площадь в аренду на 5 лет. И через 5 лет её должны вернуть в том же виде»! Интересно, как это возможно, если лес уже вырублен?
 Здесь же находятся двое полицейских. Завязывается дискуссия. Представители власти доказывают, что в Архангельске и Северодвинске все сплошь богатые, поскольку ездят на крутых «тачках», а очередь  на покупку квартир не иссякает. А того, что большинство людей, взявших ипотеку или кредит на машину, живут  дальше чуть ли не за чертой бедности, они, видимо, не знают. Капитализм в том виде, что у нас в России сейчас, их вполне устраивает, как и московская свалка на наших землях. На митингах они «охраняют людей от экстремистов».  На вопрос, почему не защищали  людей на Шиесе, когда Росгвардия и «чопики»  таскали их за руки и за ноги по плитам и бросали в канаву,  отвечают, мол, не нужно превышать границы  самозащиты. Нельзя, к примеру, брызгать в глаза перцовым аэрозолем для собак или из любого другого баллончика. Потому что это сделает человека инвалидом. Согласна, но и полицейским не стоило бы превышать свои права.
Немного позже о правах и обязанностях при общении с полицией  нам расскажет  юрист Оксана Владыка.
В 16 часов встречаем вторую партию приехавших. Людей уже столько, что не протолкнуться.  К ночи уже не 70 палаток, а 170 заняли всё место от флагов до песчаного холма. Женщины беспрерывно готовят еду, мужчины тоже не сидят без дела. Привезли и установили 2 новые печки. Микрофон и аппаратуру для концерта перенесли  ближе к палаткам.
Из Санкт-Петербурга приехала группа молодёжи, в том числе поэтесса Стефания Данилова. Она написала стихи об открытии нового туристического маршрута – в Шиес и снимает по ним клип. Каждую строчку произносит новый участник съёмок. «Лучше кормить комаров, чем троллей!» – таков посыл стихотворения. –
«Приезжайте, вместо зарубежья,
К нам на Шиес – добрых песен спеть, Чтобы, от нашествия опешив,
Отступила мусорная смерть!»

В 10 часов утра Оксана Владыка предложила прогуляться по территории, и  мы, под зажигательные песни Владимира, дружно прошли до поста «Гора». И там на площадке – снова песни, хоровод и обалдевшие  от нашей смелости охранники. И в центре – наш Володя с балалайкой, голос его и без микрофона перекрывает наш хор:

Ой, что-то мы засиделись, братцы,
Не пора ли нам разгуляться?
Русь молодая, силы немерено,
Дайте коня мне да добрый меч!

Ратью пойдём да погоним ворога,
Русь молодая сердцу дорога.
Да не пристало нам сидеть по хатам,
Дайте коня мне да добрый меч!

Поём и любимую всеми  «Стены рухнут», ставшую гимном протеста в Архангельской области:

Давай разрушим эту тюрьму!
Здесь этих стен стоять не должно!
Так пусть они рухнут, рухнут, рухнут!
Обветшавшие давно.
И если ты надавишь плечом,
И если мы надавим вдвоём,
То стены рухнут, рухнут, рухнут
И свободно мы вздохнём!

Час пролетел незаметно, как и Древарх появился в лагере (небезызвестный Андрей Христофоров), объединивший в своём лице и костюме образ Архангела и Дерева. Обладающий даром неиссякаемого юмора, он поддерживал активистов на архангельской «бессрочке», привлекая на площадь людей своим экзотическим видом. Приезжал и на Шиес, где разбирал забор вокруг стройки, а во время нападения Росгвардии  расстрелял  их мочой из автомата. За что был задержан и получил штраф.
И сейчас он опять нас удивил: взобрался на крышу ангара и стоял там, как Архангел. Белея крыльями и воздетыми к небу руками, он обратится к нам с пламенной речью, перемежаемой криками "ура":
"Нас сегодня 500 человек, а завтра будет 5000, послезавтра - 55 000, так что против ветра им (строителям "Экотехнопарка") смысла не будет писать.
Они должны найти себя в другом, благородном деле. А каждому из нас надо просто взять и посадить дерево!"

По пути Татьяна с Надеждой сфотографировались на фоне незабудок, которые, словно маленькое озерцо, синели на уцелевшем от нашествия экскаваторов клочке земли.
Во второй половине дня ходили с Таней на пост "Баня". По пути заглянули в Информационный центр, где поставили подписи против отмены остановки поездов на станции Шиес. Погода менялась каждые пять минут: то дождь, то солнце, то дождь и солнце вместе. Затем опять был концерт, прерванный настоящим ливнем. Зато небеса порадовали нас двойной, очень яркой радугой.

День 4-й.  В ожидании Прямой линии

В 9 часов утра на песчаной горе был поднят флаг. В 10 часов мы поднялись  туда, чтобы сделать групповой снимок. Часть людей рассредоточилась на склоне. Песок осыпался, грозя лавиной съехать вниз, увлекая людей в болото. Но  всё обошлось благополучно, снимок сделали, затем записали обращение к президенту.
Затем была дана команда подняться на гору щебня, длиной не менее километра, растянувшись цепочкой. Мы скандировали  «Шиес наш!» и «Поморье – не помойка!»
На ум шли строки из песни:

Связанные одной целью,
Скованные одной цепью…

Взявшись за руки, мы начали «делать волну», начиная от флага и до конца длинной цепочки. Нас снимали на видео и для панорамного фото. Над нами, словно огромная муха, жужжал квадрокоптер.
Возле спуска с холма желающие фотографировались с Древархом. Рядом с ним стояла Оксана Владыка. Заметив, что я тоже хочу сделать снимок, она предложила свою помощь, представив меня Андрею. На что он ответил, что сейчас откроет мне третий глаз и стал делать над моей головой пассы руками. Однозначно, мир без чудаков стал бы беднее.
Только успели спуститься с холма и пришли в лагерь, как начался ураган, а следом и гроза с ливнем, заставив нас надолго забраться в плащи. В полнолуние не только люди, но и природа проявляет себя в полную силу, и ливень долго не мог успокоиться.  Когда он прекратился, нас вновь собрали  на площадке в эпицентре болота, для ещё одного снимка и записи обращения к народу всей России. Потому что  Прямая линия "Москва - Шиес" так и не состоялась. Впрочем, это никого не удивило.
От четырёх дней, проведённых здесь,  осталось ощущение гармонии и счастья и вера в то, что победа рано или поздно будет за нами, мусорное безумие будет остановлено. И тогда мы все, кто был здесь хоть раз, все соберёмся на Шиесе. И зазвучат слова песен, родившихся здесь. В том числе песня Марата Шацкого, одна из моих любимых:

"Шиеснутые мы, шиеснутые,
Как по сердцу ножом полоснутые!
Если Север - отец и природа нам - мать,
Мы готовы за них постоять".
 
И само собой родилось продолжение к этим строкам:
 
Шиесяне мои, шиесонцы,
Скоро, скоро под северным солнцем
Рядом с соснами яблони будут цвести,
Будем ягоды есть из горсти.

Шиесонцы мои, шиесяне,
Вместе землю засадим лесами!
Пусть здесь бегают звери и птица поёт,
Прославляя болото своё.

Северяне мои, урдомяне,
Россияне, славяне, земляне!
Мы очистим планету от сора и лжи,
Пусть на ней продолжается жизнь!