Калейдоскоп

Гайдай Ольга
      Думаю, всем из детства знакома эта игрушка. Вращаешь и перед глазами проплывают волшебные картинки, яркие, красочные. Почему начала зарисовку с калейдоскопа? Просто воспоминания из детства всплывают именно такими разноцветными картинками. И, в основном, они весёлые, радостные, солнечные. Безусловно, этим обязана своей замечательной семье и людям, которые меня окружали.
      У меня есть первое воспоминание о Львове. Нет, не первые детские воспоминания, а именно первая встреча с городом. Мне около 4 лет .
      Утро. Родители уехали рано по делам, меня оставили с тетей. Она хлопочет по хозяйству. Выхожу из квартиры и сразу попадаю на общий балкон, опоясывающий внутренним кольцом двор. Дом невысокий, трехэтажный. Наличие в центре двора великолепного красавца каштана не превратило его в колодец. Но это понимание пришло потом. А в тот день меня ожидало другое открытие. Я впервые стояла на балконе и смотрела вниз, а подо мной развернулась, по моим детским понятиям, бездна.
     Вы скажете: нелепость, выдумка. В обычной ситуации согласилась бы. Но ребёнок-то был не простой. Зачали меня в Москве. Рожать мама поехала домой во Львов. По окончании военной академии папе в Москве предложили на выбор: служба
в Германии или на Чукотке. Моя мама выбрала ... Чукотку. Да. Именно так. Главным аргументом послужила учеба моей старшей сестры. Мама решила, что ребенок в начальных классах не может учиться неизвестно где и с кем в Германии. Видимо с Чукоткой у родителей было все понятно. Они, полагали, что хорошо ориентируются в постановке учебного процесса в бухте Провидения посёлка Урелики Чукотского края.
      Думаю, в этом выборе свою роль сыграло и подсознание. Папа воевал на фронте, мама жила в оккупации. В то время фашизм ещё глубоко ассоциировался с Германией. Наличие 9 месячного ребенка, то бишь меня, как аргумент в этой ситуации растворился. Ни в коем случае не подумайте, никакой обиды или сетования на родителей!
      Более того, уважаю их выбор. Родители пренебрегли тем достатком, который сулила Германия. (Тогда, да и позже, Германия для многих была «манной небесной». Оттуда граждане возвращались, говоря сленгом, весьма «упакованными»). А выбрали, по их пониманию, более правильные и полезные условия учебы для ребенка.
И ещё, вдумайтесь! Я жила на Чукотке, более того у меня даже есть воспоминания о ней!
      А что Германия?! В ней бываю по много раз в году. Поездила, увидела. А что сподвигло бы меня сейчас любителя экстрима и экзотики только посредством теле- и киноэкрана в качестве зрителя поехать на Чукотку? Тем более, когда открыты ворота мира в более интересные и комфортные места! Вот, вот! Зато всегда могу бросить легкую фразочки в беседе с интеллигентными людьми. “Вы говорите о Чукотке?! Да, бывала, видала! Так что решение родителей было правильным и прозорливым.
     Так вот, стоит этот чукотский ребенок, впервые очутившийся на балконе, в смятении. Хочется посмотреть и увидеть, что там внизу, а страшновато, высоко. Но любопытство побеждает. Все, решение принято. Голова легко проскальзывает между прутьями ограждения. Но увиденное не впечатлило, ничего интересного не обнаружено. А вот голова почему-то обратно возвращаться не захотела. Вначале я упрямо пыталась справиться сама, но увы... И тогда меня обуял страх. Что вот так и останусь стоять над этой ямой?!
      И я, нет не заплакала, заревела да так, что из всех квартир выбежали на балкон соседи. Все начали ахать, охать. Звучали советы. Кто-то складывал мне уши, пытаясь вытащить из ловушки. Но мои уши и так уже настрадались от собственных попыток освобождения, я начала брыкаться ногами, отталкивая неумелых спасателей, среди которых были в основном женщины.
      И тут появился мужчина. Он тихим, ласковым голосом начал меня утешать. Смысл слов я не понимала. Это был украинский язык, который мной был услышан впервые. Но его спокойствие подействовало на меня. Оглушительный ор перешёл в всхлипывание. А потом мужчина сильными руками просто нажал на прутья и раздвинул их. И... о счастье, моя голова «воссоединилась» со мной. Вот таким был мой первый Львов.
      Уже позже узнала, что мужчину звали пан Стах. Работал он носильщиком на вокзале. В тот день он пришёл с ночной смены и только уснул. Но его жена пани Аня, замечательнейшая и добрейшая женщина, увидев из окна кухни мое бедственное положение, тут же разбудила мужа спасать ребёнка.
     Они были “местными украинцами”. Жили на первом этаже. Квартира однокомнатная с кухней и общественным туалетом во дворе. Люди очень добрые и гостеприимные. Их дочь стала моей первой подругой детства. Пани Аня была настоящей волшебницей, ее блюда западной украинско-польской кухни были произведениями искусства. Когда она пекла, запах выпечки творил чудеса: помимо непрекращающегося слюноотделения, он вызывал улыбку и хорошее настроения. Я сразу находила кучу предлогов зайти к ним в гости, зная, что без угощения не уйду.
     Наш двор, наверное, мало чем отличался от других львовских двориков. И все в нем было: и наши детские войны с дворником паном Васылем, и ссоры между соседями, и «сплетнюшки»: кто, где, когда, что делали, что купили, но никогда! Подчеркиваю, никогда не возникал вопрос, кто из какого национального теста вылеплен. И, если к кому приходила беда - на пороге его квартиры собирались все и помогали всем миром.
     Это одна картинка из калейдоскопа моей жизни. Если было интересно - мне приятно. Если нет - тоже нормально. Вкусы разные.