История в лицах. Владимир Мономах

Аркадий Кузнецов 2
                Владимир Всеволодович Мономах(в крещении - Василий)
                (26 мая 1053 — 19 мая 1125)

Основные места жизни и деятельности: Переяслав-Южный, Чернигов, Смоленск, Ростов, Киев, Любеч.
Семья: жёны - Гита Гарольдовна, Ефимия; братья и сёстры - Анна(Янка), Евпраксия(Адельгейда), Ростислав, дети - Мстислав Великий, Юрий Долгорукий, Изяслав, Святослав, Ярополк, Вячеслав, Роман, Андрей, Мария(Марица), Евфимия, Агафья.
Противники: Олег Святославич, Шарукан.
Партнёры: Свен Датский, Иоанн II, Давид Строитель.
Современники: Бодуин, Годфрид Бульонский, император Генрих IV, Григорий VII, Урбан II, Алексей I Комнин, Кальман I Книжник, Санджар, Ли Цинчжао, Омар Хайям, Малик-шах, Иегуда Галеви, Хасан ибн Саббах, Людовик VI Толстый, Генрих I Английский, Болеслав III Кривоустый.

Литература:
Рассказы начальной русской летописи.
А.Ладинский.  Последний путь Владимира Мономаха. Любое издание.
В.Иванов.  Русь великая.
П.Загребельный. Смерть в Киеве. Первомост. М. 1987.
А.Глухов.  Мудрые книжники Древней Руси. М. 1993.

  Вновь после занятий "Откуда есть пошла Русская земля" - возвращение к истории Руси. Теперь это - период раздробления государства на отдельные княжества,  роста местных центров власти и подъёма на боле высокий уровень культуры. Конечно, ведущий деятель конца XI - начала XII в.в. - князь Владимир Мономах.

  Внук Ярослава Мудрого родился за год до его кончины у третьего по старшинству сына - Всеволода. Матерью была византийская принцесса,  дочь императора Константина IX по прозвищу Мономах ("один воитель"). Прозвище перешло к внуку. Многое из своей жизни князь описал в первой на Руси автобиографии,  приложенной к его знаменитому "Поучению детям".Он писал: "...Отец мой, дома сидя, знал пять языков, оттого и честь от других стран".
  Задание: Попробуйте перечислить языки,  которые знал Всеволод Ярославич и, конечно, его сын.
  Мы не знаем в точности имени матери Мономаха (называются два имени - Анна и Анастасия, возможно,  одно из них - монашеское после предсмертного пострига), но, по всему, она была образованной женщиной и привила сыну греческую учёность.
  Уже в отроческие годы Владимиру досталась в удел отдалённая от Южной Руси Ростовская земля, полученная Всеволодом впридачу к Переяславлю-Южному(Русскому). Первые сведения об участии в княжеских делах относятся к периоду княжения в Смоленске. С рядом других князей Владимир воюет со Всеславом Полоцким, а в 1077 г. принимает участие в походе на стороне Польши против чехов в Силезию и Саксонию,  побывав таким образом в центре Европы.
  "Сначала я к Ростову пошел сквозь землю вятичей; послал меня отец, а сам он пошел к Курску; и снова вторично ходил я к Смоленску, со Ставком Гордятичем, который затем пошел к Берестью с Изяславом, а меня послал к Смоленску; а из Смоленска пошел во Владимир. Той же зимой послали меня в Берестье братья на пожарище, что поляки пожгли, и там правил я городом утишенным. Затем ходил в Переяславль к отцу, а после Пасхи из Переяславля во Владимир — в Сутейске мир заключить с поляками. Оттуда опять на лето во Владимир". (Имеется в виду Владимир-Волынский).
  Тогда же, не позднее середины 1070-х годов, совершается брак молодого князя с дочерью последнего англосаксонского короля Гитой. Гита Гарольдовна прибыла в Новгород через Данию, где её сосватала на Русь Елизавета Ярославна, тётка Владимира, вторым мужем которой был Свен Датский... Вскоре родился первенец - Мстислав (мать называла его в честь деда вторым именем Гарольд).
  В 1078 г. Всеволод занимает киевский стол, а старший сын еремещается вместо него княжить в Чернигов.
  "Из Чернигова (многократно) ездил в Киев к отцу и делал переезд с утра до вечерен", - написал князь в "Поучении", вспоминая правление в Чернигове. То есть мог проскакать более 100 километров по современному с утра до вечера...
  После смерти Всеволода в 1093 г. не осталось в живых ни одного Ярославича. Из следующего поколения многие в Киеве хотели видеть князем Владимира.  Но он отказался от приглашения на великокняжеский престол, так как придерживая закона,  а по нему, по "лествице", должен был княжить старший сын старшего Ярославича, то есть Святополк Изяславич. «Если сяду на столе отца своего, то буду воевать со Святополком, так как стол этот был его отца». Чернигов Мономах уступил Олегу Святославичу после осады им города, а сам переехал княжить в Переяславль-Южный.
  Главным противником согласия между князьями был буйный Олег, названный в "Слове о полку Игореве" почти через сто лет Гориславичем. "Тогда при Олеге Гориславиче сеялись и прорастали усобицы, гибло достояние Даждь-Божьих внуков, в княжеских распрях век людской сокращался. Тогда на Русской земле редко пахари покрикивали, но часто вороны граяли, трупы между собой деля, а галки по-своему говорили, собираясь лететь на поживу". И там же, в "Слове...":
Тот ведь Олег мечом крамолу ковал
и стрелы по земле сеял.
Вступал в золотое стремя в городе Тмуторокане,
а звон тот уже слышал давний великий Ярослав,
а сын Всеволода, Владимир,
каждое утро уши закладывал в Чернигове.
 Исследователи считают. что здесь своего рода игра слов: «Мономах от железного звона закладывал крепостные „уши“(то есть закладывал ворота), но не мог заложить собственных ушей, потому что звон был внутренний... а раздорный звон изнутри происходил и от сознания своей виновности в неизбежной усобице и сомнений в моральной правоте
  Дошедшее до нас письмо Олегу Святославичу было написано в 1096 г., когда в столкновении с ним был убит сын Мономаха Изяслав, захвативший Муром у Святославичей. Олег после этого пошёл на Суздаль и Ростов, но был разбит на Колокше братом Изяслава - Мстиславом.
  "О я, многострадальный и печальный! Не хочу я зла, но добра хочу братии и Русской земли... Ни враг я тебе, ни мститель...Богу бы тебе покаяться,  а ко мне написать грамоту утешительную,  да сноху мою послать ко мне...чтобы я, обняв ее, оплакал мужа её и ту свадьбу их... Если бы ты велел сыну моему:"Сошлись с отцом", десять раз я бы послал."
Вопрос: Каким в этом письме предстаёт перед нами несчастный отец?
  Принципиально князь не признавал междоусобиц:
  "Встретили меня на Волге послы от братьев моих и сказали: поспеши (соединиться) с нами: выгоним Ростиславичей и волость их отнимем; если же ты не пойдешь с нами, то мы будем сами по­ себе, а ты сам по­ себе. — Я отвечал: «Хоть вы и будете гневаться, не могу с вами идти и нарушить крестного целования».
  В 1090-ые годы особенно учились опустошительные вторжения половецких ханов в южнорусские земли. В 1093 г. они разбили русские дружины на Стугне у Треполя под Киевом. "Все города и сёла опустели".  Всеобщую неприязнь вызывали действия в союзе с половцами против своих соседей, которыми отличался Олег Святославич. "Половцы же начали воевать окрестности Чернигова, а Олег не возбранял им, ибо сам повелел им воевать. Это уже в третий раз привёл он поганых на землю Русскую, да простит ему Бог грех его, потому что много христиан загублено было, а другие в плен взяты и расточены по землям", - указывает летописец.
  Именно по инициативе Владимира в 1097 г. в его Любечском замке прошёл общерусский княжеский съезд. "Пришли Святополк, [и] Владимир, [и] Давыд Игоревич, и Василько Ростиславич, и Давыд Святославич, и брат его Олег и собрались в Любече для устроения мира". Из важных князей не было Всеслава Полоцкого -  то ли князь-колдун считал, что он сам себе голова, то ли отсутствовал по старости. По словам летописца, князья заявили: «Зачем мы теряем Русскую землю, сами против себя распрю имея? А половцы землю нашу разносят и рады есть, что между нами война сей день. Теперь соединимся в одно сердце и обереги Русскую землю.
  Кождо да держит отчину свою».
  «А если отныне кто на кого встанет, то против того будем мы все и честный крест».
  Однако через некоторое время волынский князь Давыд захватил и ослепил Василька Теребовльского, оговорив его перед Святополком.
  Новый княжеский съезд - в Витичеве под Киевом -собрался,  чтобы осудить клятвопреступника."И стали братья на конях; и стал Святополк со своей дружиной, а Давыд и Олег каждый со своею отдельно. А Давыд Игоревич сидел в стороне, и не подпустили они его к себе, но особо совещались о Давыде. И, порешив, послали к Давыду мужей своих, Святополк — Путяту, Владимир — Орогостя и Ратибора, Давыд и Олег — Торчина". Давыду заявили:
«Не хотим тебе дать стола Владимирского, ибо вверг ты нож в нас, чего не бывало ещё в Русской земле». За злодеяние князь стал изгоем.
  Решающая победа над половцами была одержала общими силами князей в 1103 году, после съезда князей на Долобском озере. Очерком этого события заканчивается "Повесть временных лет". В битве на Сутени "взяли тогда скот, и овец, и коней, и верблюдов, и вежи с добычей и с челядью, и захватили печенегов и торков с вежами". Олег же, подчиняясь общему решению о борьбе с половцами, ходил на хана Шарукана в это время сам по себе. Был оставлен другими в покое и умер в Чернигове в 1115 г.
  Окончательно половцы были разбиты в 1111 г. Наступила долгожданная внешняя мирная передышка для Руси. На месте половецких кочевий в верховьях Северного Донца Мономах построил пограничные крепости, в том числе Донец там, где была ставка половцев Шарукань. Временно многие кочевья степняков переместились на Северный Кавказ, куда ушёл хан Атрак Шаруканович.
  Мстислав в те годы утвердился при поддержке отца в Новгороде и был там популярен. Вновь Владимир получает себе Смоленскую землю.
  Не забудем,что держа в руках своих и сыновей Ростово-Суздальскую землю, Мономах заложил в 1108 году город своего имени - Владимир-на-Клязьме. В Руси Залесской был посажен его сын Юрий.
  Надо отметить, что в историю вошли и две сестры Мономаха, также прекрасно образованные - Евпраксия, просватанная стараниями Всеволода за маркграфа Нижней Саксонии Генриха, но после скорой его смерти ставшая женой германского императора Генриха IV, и Янка (Анна), ушедшая в монастырь в Киеве и открывшая первую на Руси школу для девочек. Драматических сложилась жизнь Евпраксии,  ставшей королевой Адельгейдой - постоянные конфликты с очень своеобразным супругом,  известным противостоянием с папским Римом, притворным покаянием в Каноссе и "чёрными" сатанинскими мессами. Свою супругу Генрих приревновал к сыну от первого брака, заключил её в башню, откуда ей удалось выбраться, бежать в Венгрию к правящему там двоюродному брату - сыну Анастасии Ярославны. Судя по всему, последние годы Евпраксия провела в Киеве, в монастыре у сестры.
  По некоторым сведениям, в Смоленске в 1108 г. умерла Гита. Мономах через какое-то время женился вторым браком; дети от него не стали главными наследниками. В датских источниках есть сведения,  что Гита в 1098 г.отправилась вслед за участниками первого крестового похода в Святую землю, где постриглась в монастырь. Но, возможно,  это - вымысел.
  В 1113 году умер Святополк. После драматических событий восстания в Киеве горожан, недовольных налогом Святополка на соль, к Владимиру Мономаху  обращаются с просьбой прийти на великое княжение и восстановить согласие и мир.
  В начале киевского княжения Мономах утвердил дополнение к пространной "Русской Правде" - "Устав Володимира Всеволодовича". Новые законы были передовым для того времени - они запрещали принудительное обращение свободных общинников в холопы,  в том числе за долги, устанавливали нормы выдачи в рост, что исключало произвол в отношении малоимущих горожан, вызвавший ранее недовольство.
  По инициативе князя в 1115 г. был построен первый на Руси крупный наплавной мост через Днепр от Киева.
  Став великим князем, Владимир активизировал связь с Византией. Но поначалу совершил, наверное, свой наибольший промах в политик - поддержал самозванца, боровшегося за императорскую власть под именем погибшего Льва Диогена, и ранее ещё отдал за него замуж дочь Марию. Тот был разбит на Дунае и погиб, причём не помогла и помощь наёмного войска из Руси. Мария вернулась на Русь и постриглась в Киеве в монастырь. После этого Мономах нормализовал отношения с императором Иоанном II, скреплённые в 1122 г. браком с его сыном Алексеем внучки князя - Евпраксии Мстиславны. Она, получившая в Византии имя Зоя (в то время смена имени при династическом браке не обязательно была связана с разделением западной и восточной церкви), прославилась у греков как необычайно образованная и талантливая женщина, написавшая медицинский трактат "Аллима". На Руси Зоя известна под прозвищем Добродея.
  Другую дочь - Евфимию Мономах отдал замуж за Кальмана Венгерского Книжника. Подстать тестю был венгерский король, но не ужился с женой, а вскоре умер, и Евфимия составила общество в монастыре сестре. Русь продолжала быть политически частью христианского мира. Дипломатические связи Мономах поддерживал и с грузинским царём Давидом Строителем, у которого на службе состояло много откочевавших от границ Руси половцев.
  Где-то за восемь лет до кончины Владимир берётся за "Поучение своим детям".
  Примером для "Поучения", как считается, послужили известные князю греческое "Наставление отца к внуку своему" и привезённое Гитой "Отцовское поучение".
  "Я, худой, дедом своим Ярославом, благословенным, славным, нареченный в крещении Василием, русским именем Владимир, отцом возлюбленным и матерью своею из рода Мономахов... и христианских ради людей, ибо сколько их соблюл по милости своей и по отцовской молитве от всех бед! Сидя на санях, помыслил я в душе своей и воздал хвалу Богу, который меня до этих дней, грешного, сохранил".
  Для Владимира Всеволодовича главное - не только доблестные походы, но и достижение мира с врагами - половцами.
  "Всех походов совершил 83 больших, а прочих, меньших, не упомню; заключил 19 миров с половецкими князьями при отце и после отца..." Мир с ханом Аэпой был закреплён женитьбой сына Юрия, будущего Долгорукого, на дочери хана; от этого брака родились его старшие дети, в том числе Андрей Боголюбский. Было одно исключение: в Переславле в 1095 г. были убиты половецкие князья Итларь и Китан, пришедшие на переговоры. Мономах тяжко затем переживал это нарушение гостеприимства, за которое нёс ответственность.

Мы читаем и об отваге князя во время излюбленного развлечения - охоты:
"А вот как я трудился на охоте… и вот что делал в Чернигове: коней диких в лесных дебрях вязал своими руками, по десяти и по двадцати живых коней; кроме того, и по Роси охотясь, ловил своими руками диких коней; два буйвола метали меня на рогах вместе с конем; бодал олень; два лося — один ногами топтал, а другой бодал рогами; кабан с бедра меч сорвал; медведь у колена подклад прокусил, лютый зверь вскочил на меня и опрокинул коня вместе со мною, — и Бог невредимо меня сохранил..." ("Лютый зверь" - возможно, барс или даже лев - эти хищники ещё заходили в те времена в половецкие степи до Дона)".
Мономах в то же время не чурался труда:
"Что нужно было делать моему отроку (слуге), то делал я сам, на войне и на охоте, ночью и днем, в зной и холод, не давая себе покоя; на посадников и на бирючей не полагался, а делал сам, что было нужно; все распорядки в дому чинил сам и сам наблюдал за конюшнями, за псовой, соколиной и ястребиной охотой".
И при этом князь выглядит скромным и почитающим христианскую мораль:
"Не осудите меня, дети мои или иной кто, прочитавший (эти строки), — я не кичусь своей отвагой, но восхваляю Бога и прославляю милость его за то, что он меня, грешного и худого, столько лет сохраняет от смертного часа, что он создал меня, худого, неленивым и на всякое дело способным."
В "Поучении " мы узнаём о распорядке дня Мономаха, характерном для средневековья:
"Если хотите быть добрыми, не могите лениться ни на что доброе, и прежде всего — к церкви: да не застанет вас солнце в постели: так делал блаженный отец мой и все добрые христиане. Воздав Богу утреннюю хвалу, потом, когда увидите восходящее солнце, опять прославьте Бога с радостью и скажите: «Просвети очи мои, Христе боже, давший мне свет твой красный», — и еще: «Господи, приложи мне лето к лету, дабы я, раскаявшись во грехах и исправив жизнь мою, мог восхвалить тебя». Потом садитесь думать с дружиною или судить людей, или отправляйтесь на охоту, или по своим землям, (а в полдень) ложитесь спать: полуденное спанье присуждено от Бога: в эту пору почивают и звери, и птицы, и люди". С восходом солнца надо быть на ногах, а в середине дня - отдыхать. Крылатые слова:"Да не застанет вас солнце в постели".
  О милосердии и внимании к слабым и угнетённым:"Всего болеё убогих не забывайте, но, насколько можете,  по силам кормите и подавайте сироте и вдовицу оправдывайте сами, а не давайте сильным губить человека,..Больного навестите,  покойника проводите,  ибо все мы смертны. Не пропустите человека, не поприветствовав его, и доброе слово ему молвите".
  Особенно князь ценит учение и прилежание:"Что умеете хорошего, то не забывайте, а чего не умеете, тому учитесь... Леность ведь всему мать: что кто умеет, то забудет, а чего не умеет, тому не научится". Ещё одни крылатые слова...
  Так, "на санях" дописав своё завещание, Мономах ушёл из жизни в мае 1125 года, прожив 72 года, как Карл Великий. Летописец сообщает:"Тело его положили в Святой Софии возле отца его Всеволода и пели над ним обычные песнопения. Весь народ и все люди плакали по нему, как дети по отцу или по матери... "
Великое княжение наследовал старший сын - Мстислав, Ростово-Суздальскую землю закрепил за собой Юрий, Переяславль-Южный - Ярополк,  Волынь - Андрей, Туров - Вячеслав. Ещё при Мстиславе Великом согласие между князьями в целом сохранялось, хотя вновь начались вторжения половцев. Но по смерти его "раздрася вся земля Русская". Мирная передышка при Мономахе оказалась лишь временной... Но осталась память о князе, так ярко выраженная через столетие в "Слове о погибели Русской земли":
"...Всё с помощью Божьею покорно было христианскому народу,  поганые эти страны повиновались... Владимиру Мономаху, которым половцами своих малых детей пугали. А литовцы из  болот своих не вылезали,  а угры укрепляли каменные стены своих годов железными воротами, чтобы их великий Владимир не покорил, а немцы радовались, что они далеко - за синим морем. Буртасы, черемисы, вяда и мордва бортничали на великого князя Владимира. А император царьградский Мануил от страха великие дары посылал ему, чтобы великий князь Владимир Царьград у него не взял". Здесь, конечно, преувеличивается мощь Мономаха, но это понятно при сопоставлении с горестными реалиями следующего века, когда ослабленная Русь долго вновь страдая от набега половцев,пережила и вторжения литовских отрядов, и соседство воинственных меченосцев в Прибалтике.
Легенды и дальше окружали имя Владимира Мономаха. Исторический разгром грозного половецкого хана Тугора отобразился в былинах как битва богатырей с Тугарином Змевичем. При возвышении Москвы стали  говорить, что предок московских князей был отмечен особыми знаками власти от деда-императора. Прежде всего появилась "шапка Мономаха", ставшая короной русских государей; на самом деле к Мономаху и его деду она отношения не имеет.
"Поучение" на какое-то время затерялось, но было обнаружено в XIV веке, когда возродился интерес к культуре домонгольской Руси и включено в редакцию "Повести временных лет" в Лаврентьевсой летописи. Хотя возможно, что впервые его поставил в летопись ещё сын Мстислав.
Владимир Мономах прославлен церковью как не святой, но благоверный князь. Хотя вёл более святой образ жизни, чем, например, Андрей Боголюбский. И как-то вызывал до обидного мало внимания в культуре. Трагедию о нём замышлял Грибоедов, написал лишь сцену «Диалог половецких мужей».  До сих пор нет о нём художественного фильма. Конечно, есть прекрасный роман Ладинского, который можно использовать на занятии. "Поучение" положил на музыку композитор Валерий Гаврилин.
в 1997 году в Любече (ныне - Черниговская область Украины)открылся памятник Любечскому съезду. Тогда это отмечалось на уровне приезда делегаций Украины,  России и Беларуси. Изображены шесть князей, выбиты их летописные слова о помощи друг другу. В 2017 г. появился памятник Мономаху в Смоленске. По четырем сторонам гранитного постамента нанесены надписи: годы жизни Мономаха, годы строительства соборной Успенской церкви, годы передачи иконы Пресвятой Богородицы и наставления верующим.
Но до сих пор нет памятников в Ростове Великом, Владимире...
"Редко можно встретить в истории столь величественный и в то же время столь человечный образ, как Владимир Мономах. Эти свойства вытекают непосредственно из прямых О нём данных в средневековой книжности и поражают своей вековой стойкостью в ней. Свойства эти слагает ся в образ... и вызывают бережное к себе отношение и доверие." (А.С.Орлов, академик)
Задание на дом:
"Да, дети мои или кто­-либо иной, кто прочтет мое поучение, не посмейтеся, но кому из детей моих будет оно любо, пусть запечатлеет его в сердце (своем) и начнет неленостно трудиться."
Чему может почти через тысячу лет научить нас Владимир Мономах?