Писатель Василий Белов на Череповецком телевидении

Леонид Вересов
 
Телевидение появилось на Вологодчине в 1959 году, когда Череповецкий металлургический завод построил и оборудовал телецентр с павильоном 200 кв. метров. С 1 января 1964 года вологжане получили возможность смотреть первую программу центрального телевидения. Таким образом, до и после подчинения в 1971 году комитету по телевидению и радиовещанию  Вологодского облисполкома,  Череповецкое телевидение играло роль областного. Для молодого писателя Василия Белова оказаться героем телепередачи было достаточно престижно. Череповецкая студия телевидения собственными силами готовила ряд областных программ, в том числе и по культурной жизни региона. На эти литературно - художественные передачи приглашались поэты, писатели, художники, артисты, учёные и другие представители творческой интеллигенции. Так, например, программу «Северяне» готовил как редактор, работавший на телевидении, поэт Леонид Беляев и конечно, он представил в ней многих своих друзей из вологодского отделения СП РСФСР. А вот некоторые названия передач по культуре «Экран молодёжный»,  «Пять минут поэзии», «Литературный дневник», кстати, последнюю названную передачу готовил и вёл в 90 е годы литературный критик Василий Оботуров. Телевизионщики как могли, в меру отпущенного им эфирного времени, откликались на культурные события в области. Большей частью передачи велись в прямом эфире и запись  их на плёнку не практиковалась.  Впрочем, к счастью, существовали и исключения, но большей частью снятый на киноплёнку материал размагничивался, а сама пленка отправлялась на сжигание, для извлечения из неё серебра. Большой удачей является сейчас обнаружение подлинных кадров хроники  нашей творческой элиты того времени. В архиве сохранились только тексты этих незабываемых передач. Это зачастую рабочие материалы студии с подчистками, исправлениями, ошибками, но они дают определённое представление о происходившем на экране. Все выступления  на телевидении также писались заранее, импровизация почти не допускалась, тексты утверждались в цензурном порядке на высоком уровне. На каждом листе документов передач стоит штамп и подпись уполномоченного Горлита  о том, что данный текст разрешён к эфиру. Даже стихи, которые читали поэты,  должны были быть утверждены, поэтому в Череповецком архиве сохранились произведения  Яшина, Рубцова, Коротаева, Чулкова, Чухина, Астафьева, Романова, Викулова и других поэтов и писателей. Они являются  ценным источниковедческим материалом. Василий Иванович Белов появлялся на Череповецком телевидении не часто. Надо понимать, что чаще он бывал, с определённого времени, гостем столичных  телевизионных и радиопрограмм, транслировавшихся на всю страну, а не только на Вологодскую область.  Тем не менее, телевизионщики Череповца не могли пройти мимо стремительно набиравшего творческие очки писателя Василия Белова. У  Белова брались интервью, он участвовал в подготовке некоторых программ, анонсировался выход его новых книг, готовились персональные передачи, посвящённые творчеству писателя.
Временной отрезок, который будет проанализирован в данном материале, это 60 – 90 годы 20 века. В описи 917  фонда Череповецкого телевидения Центра хранения документации (государственного  архива города)  сохранилось немало интересного, в том числе и касательно В.И.Белова. Так в деле 172 удалось обнаружить запись о творческом вечере Василия Белова, который должен был состояться в студии телевидения в июле 1965 года. Но судя по всему,  это был перспективный план, и записей о самом вечере пока обнаружить не удалось. Возможно,  он и не состоялся по каким – либо причинам, хотя  тексты заявленных творческих вечеров Ольги Фокиной, Александра Романова, Сергея Орлова, Сергея Викулова сохранились в архиве Череповца. Вместе с тем, то, что молодой прозаик Белов заявлен, как герой персональной телевизионной передачи уже  дорогого  стоит. Например, Николай Рубцов такой чести при жизни так и не удостоился.                Эфир следующей телепередачи «Северяне», связанной с именем Василия Белова  состоялся 28 июня 1968 года. Один из её сюжетов назывался «Земные корни» и был собственно творческим портретом писателя Василия Белова. Редактором был поэт Леонид Беляев, режиссёром Николай Казанкин [1]. Текст написал и вёл передачу литературный критик Василий Оботуров. «Большое, видать,  человек раздумье о жизни имеет» - вот слова, которые услышал Василий Оботуров в 1964 году, когда прочитал два рассказа  из первой книги прозы Василия Белова «Знойное лето» дояру Прокопию Синицину, остановившись ночевать в его доме. «Ведь всё в войну – то как было, дак так и выписано, солому – то хоть у нас не ели, а ото льну головки да клевера – пришлось» так прокомментировала чтение рассказа «Калорийная булочка» супруга Прокопия Васильевича. «Вот кабы такие книги у нас в библиотеке – то были…» - заключила Александра Михайловна после двухчасового чтения. Василий Оботуров очень по - доброму, лирично и душевно говорит на передаче об этапах биографии Василия Белова, о его первой книге стихов «Деревенька моя лесная».  С повестью «Привычное дело», как считает Оботуров, к Белову пришла широкая известность. Уже к концу 1966 года, а повесть была опубликована в журнале «Север» № 1 за этот же год, было зарегистрировано  более шестидесяти публикаций о ней. Рассказывает Оботуров о поездке Белова к Шолохову, о встречах с Юрием Гагариным, о том, что Белов несколько месяцев служил во флоте на Дальнем Востоке. Передача «Северяне» транслировалась в лучшее эфирное время с 18. 30 до  19 .30 вечера. Эти сведения интересны и сами по себе, и тем, что они передавались по телевидению в далёком уже 1968 году, по поводу молодого, но яркого и талантливого Белова. В том же деле 262, в блоке культурных новостей, информационно сообщается о новой книге В.И.Белова «За тремя волоками», которая вышла в издательстве «Советский писатель» в Москве [2].  В этом маленьком сообщении таится некая тайна для историка литературы.  В нашем распоряжении имеются рецензии Николая Жернакова и Евгения Коковина 1965 года на сборник рассказов Василия Белова «Весной на брёвнах», а они оба предлагают автору назвать книгу «За тремя волоками». Но таких книг в Северо – Западном  книжном  издательстве у Белова не выходило, и более того, первая книга В.И.Белова в СЗКИ вышла в 1968 году и называлась «Плотницкие рассказы». Надеемся в будущем разобраться с этими тайнами при издательстве некоторых книг В.И.Белова. К третьим Беловским чтениям уже была написана работа об истории публикации книги Василия Белова «Плотницкие рассказы» в СЗКИ [3].  Кстати, по этому поводу сохранились и неизвестные письма В.И.Белова, которые нуждаются в публикации.                Василия Ивановича Белова мы видим на кинохронике снятой телеоператорами Череповецкого телевидения в октябре 1970 года во время выездного Секретариата Президиума СП РСФСР на Севере. Сохранились слова, сказанные о нём диктором телевидения, когда на экранах области демонстрировалась  эта не озвученная  киноплёнка с хроникой пребывания писателей в Вологде и Череповце  (Публикуется впервые Л.В). «О новых  своих работах рассказал присутствующим прозаик Василий Белов, известный читателям по своим деревенским рассказам и повестям. Сейчас по одному из его произведений снят художественный фильм «Африканыч», который в  скором времени выйдет на экраны». Сохранились также киноотчёты о поездках  писателей по Сухоне в Тотьму на открытие памятника  Н.М.Рубцову в 1985 году и по Сухоне до Великого Устюга в 1987 году. В них можно видеть весь цвет Вологодской и столичной  литературы тех лет и, конечно, В.И.Белова. Эти сюжеты кинохроники снимали на плёнку без звука телеоператоры Череповецкого телевидения Александр Тихомиров и, частично, Рудольф Ушанов  [4].                В  рамках следующего телеальманаха «Северяне»,  имевшего эфир 9 июня 1975 года,  состоялась передача «Звени строка» [5].  В ней представлялись  книги:   С.П.Багрова «Колесом дорога», А.А.Романова «Чёрный хлеб», Л.А.Беляева «Дожди грибные.  Здесь же телезрителям сообщается о выходе в свет сборника В.И.Белова «Целуются зори» в московском издательстве «Молодая гвардия». Есть  и некоторые подробности.  «Повесть «Целуются зори» дала название сборнику рассказов. Работал над ней писатель более пяти лет, она была закончена в 1973 году…». Передача «Творчество», которая вышла на телеэкраны области 7 января 1986 года была полностью посвящена 50 летию со дня рождения гордости вологодской литературы Н.М.Рубцову. Режиссёр Николай Казанкин, телеоператор Александр  Тихомиров [6]. В ней были кадры синхронного интервью с Сергеем Багровым, Вадимом Кожиновым и Василием Беловым.  Вот  что сказал о своём друге писатель Белов. Выступление В.И. Белова ранее никогда не публиковалось [Л В].  «О Рубцове можно говорить много и интересно. То, как он у меня был в деревне, допустим, в гостях, или как мы с ним в Москве встречались, или как здесь вот на Родине я встречался с его земляками. Но что можно сказать в короткой беседе, не знаю. Я просто волнуюсь и не могу сказать ничего такого какого-то солидного что ли. Я знаю одно, что Николай Михайлович как-то живёт с нами, продолжает жить, и он как бы не умирал». В начале 90 годов 20 века появилась новая телевизионная программа о вологодской  литературе. Называлась она «Литературный дневник» с неизменным ведущим В.А.Оботуровым.  Вот некоторые материалы программы, касающиеся В.И.Белова. В эфире  от  4 апреля 1990 года о Белове говорится как о государственном человеке. «Активное участие в выборах приняли и писатели. Василий Иванович Белов избран народным депутатом СССР.  В Верховный Совет РСФСР баллотировался Анатолий Петухов».  А в  «Литературном дневнике» от 3 мая 1990 года  Василий Оботуров уже подробно рассказал телезрителям о писательской и депутатской работе Василия Белова [7].Редактором данной программы был поэт Леонид Беляев. Василий Оботуров  говорил  о книге Василия Белова «Лад» вышедшей в подарочном варианте с иллюстрациями  А.Заболоцкого. «Писатель  Фёдор Абрамов боялся, что  эта книга не будет достаточно современной. Но чем дальше от рождения этой книги, тем более мы убеждаемся в том, что она нужна нам и сегодня… Материалы книги Белова актуальны и сейчас в связи со спорами о реформе, о земле, об арендных отношениях. Конечно, деревня не будет такой, какой она была в патриархальные времена. Но труд на земле остаётся трудом на земле, каким он был когда-то». «Став депутатом Верховного Совета СССР, Белов не изменяет себе. Если раньше он был ведущим среди тех, кто сумели остановить преступный проект века, по переброске северных рек, то сейчас мы пришли в результате к почти полной победе. Он сам часто говорил, что согласился баллотироваться  в депутаты потому,  что  считал необходимым отстаивать принятие закона о земле.  Он  всегда выступает в защиту крестьянства». Приведём ещё несколько тезисов выступления В.А.Оботурова  из текста этой телепередачи в защиту уже писателя В.И.Белова. «Нередко в критике говорят о том, что Белов зовёт писателей в прошлое. Но публицистика  Белова это опровергает… Роман Белова «Всё впереди». Я не знаю за последние годы ни одной книги, которая бы вызвала такое обилие разноречивой критики. Поначалу старались ошельмовать.  Но появились статьи, в которых существо романа Белова о современности понято».  Подчеркнём, что эти мысли доносил с экрана критик Оботуров, тогда уже не избегавший острых разговоров  о Белове и вологодской литературе в целом. Далее перед вами некоторая итоговая передача времён, когда СССР уже не существует, а в России наступают «новейшие смутные времена». Эфир телепередачи Череповецкого телевидения «Встречи с писателями» состоялся 25 января 1992 года. Отрывок из выступления Василия Белова  «Да. Это обман, когда в Москве объявляют референдум о праве на покупку  и продажу земли. Я считаю это преступлением для России. Я всегда утверждаю, чтобы земля принадлежала крестьянину, который живёт на ней». Из выступления Валентина Распутина «Мы должны находить активные пути гражданского сопротивления. Конечно, для благополучия Вологодской земли недостаточно только Василия Белова, Александра Романова, Ольги Фокиной, Василия Оботурова.  Но на душе как – то спокойнее…»[8].
Итак, один раз Василий Иванович Белов выступал на Череповецком (областном) телевидении, несколько раз представляли его книги, использовали  кинохронику с его участием и его интервью в различных передачах, была подготовлена передача «Творческий портрет писателя Белова». Пока не удалось найти материалы творческого вечера писателя 1965 года, возможно,  они не сохранились.  Практически в 70- 90 годы 20 века о каждой новой книге Василия Белова сообщалось по радио, газеты и журналы публиковали  его новые рассказы, телевидение готовило передачи о творчестве писателя и анонсировало его книги.  Если учесть, что телевидение тогда было сильнейшим информационным ресурсом, которому, иногда, верили больше, чем своим глазам, то это повышало писательский авторитет Белова, создавало ему серьёзную, непререкаемую рекламу, способствовало тому, что книги В.И.Белова раскупались в один миг, и не залёживались на прилавках  книжных магазинов,  несмотря на большие тиражи.
Примечания: 1.Череповецкий центр хранения документации ф.917, оп.1, д.262 , стр. 133 и далее. Текст телепередачи «Земные корни». Творческий портрет писателя Василия Белова. Автор и ведущий критик Василий Оботуров.
2. Череповецкий центр хранения документации ф.917, оп.1, д.262, стр.83-84.
3.Государственный архив Архангельской области ф.1099, оп.1, д.15.                18 апреля 1964 года В.И.Белов подал заявку в СЗКИ на сборник рассказов «Речные излуки», но книга с таким названием вышла в Москве  в издательстве «Молодая гвардия» в том же 1964 году.   Доклад на третьих Беловских чтениях в Вологде опубликован в газете «Маяк» Вологодского района, в октябрьском, ежемесячном приложении «Литературный маяк» за 2016 год, в сокращении. Также статья «Страсти по книге «Плотницкие рассказы» В.И.Белова» опубликована в альманахе «Люди и дела» №15. Череповец. 2017.
4.Л.Н.Вересов «Приключения киноплёнки». В авторском сборнике «Страницы жизни и творчества поэта Н.М.Рубцова» Вологда. 2013, стр.76-87.
5.Череповецкий центр хранения документации ф.917, оп.1, д.529, стр.137.
6. Череповецкий центр хранения документации ф.917, оп.1, д.949. Л.Н.Вересов «Белов и Рубцов: формула дружбы». В книге «Страницы жизни и творчества поэта Н.М.Рубцова» Вологда. 2013, стр. 206-214.
7. Череповецкий центр хранения документации ф.917, оп.1, д.1208, стр. 10 и далее.
8. . Череповецкий центр хранения документации ф.917, оп.1, д.1290, стр. 27 и далее.