Чудесное обновление икон

Анатолий Бирюковъ
В селе Хмелевое Фатежского района Курской области до 1930-х годов Божественная Литургия проводилась в красивом белоснежном старинном храме под листовым золотом, обновленном еще в далеком 1862 году. В первые годы советской власти крепкая православная община села не только устояла, но и смогла не допустить погромов в церкви и «реквизиции» православной атрибутики. И это при том, что в 1917 году псаломщиком Архангельского храма был Д.П.Косьмин, отец белогвардейского генерала. В течение следующих двух десятилетий чекисты последовательно вели борьбу с православием. Были расстреляны и высланы многие священнослужители храма (диакон Григорий Быканов, священники: о.Димитрий Томилин, о.Корнилий Тысячный, о.Константин Чефранов, о.Александр Еременко). Подверглась репрессиям и церковная община села. Прихожан  запугивали, заставляли публично отречься от Бога, неоднократно закрывали и пытались уничтожить храм.  К середине 30-х годов властям удалось добиться закрытия храма и «передачи его под культурные нужды».

В 1941 году во время оккупации села немецкими войсками было восстановлено Богослужение в закрытом коммунистами храме. Была создана церковная община, церковный совет, сложился клир священнослужителей. С 1941 по 1951 год в Архангельском храме служили: о.Тихон Баронин, А.Н.Боев, А.М. Маляревский, о. Николай Гапонцев, о.Кирилл Волков, о.Георгий Псарев, Д.Ф.Александров.
В 1945 году местная церковная двадцатка добилась от Совета Министров СССР разрешение на право продолжать церковные православные традиции села. «В бой» за храм вступили бывшие фронтовики: Сергей Анисимович Шевляков, Трофим Андреевич Щелкунов, участники первой мировой войны: Афанасий Михайлович Савенков, Георгий Терентьевич Чуйков, Семен Иванович Коростелев, Кассиан Сергеевич Рудаков, Петр Васильевич Жердев.

Но местные коммунисты продолжали преследовать православных граждан села. В 1947 году Хмелевской сельский совет обратился в суд с иском к Хмелевской религиозной общине с суммой в 24 тысячи рублей. Районный судья удовлетворил иск наполовину – верующие прихожане должны были выплатить 6632 рубля взысканий и 397 рублей госпошлины в адрес сельской администрации. Представители Архангельского прихода обратились с протестом в Верховный Суд СССР. 22 мая 1947 года судья Напалкова вынесла решение об отмене решения народного суда. На какое-то время прихожан оставили в покое. 
   
В 1950 году советская власть повела новое наступление на религиозную общину села Хмелевое. В 1950 году Верхнелюбажский райисполком (председатель Гринев, секретарь Шалов) принял решение о закрытии церкви и передачи ее под здание школы. Секретарь  райкома партии Анцышкин и депутат райсовета Пескурев И. возглавили «крестовый поход» против православной идеологии. Верующие хмелевского прихода во главе с вдовой священника Магдалиной Васильевной Еременко написали письмо на имя председателя президиума верховного совета СССР с просьбой остановить местных партократов. Одновременно с этим настоятель храма о. Георгий Павлович Псарев обратился с письмом на имя Патриарха Алексия I, а епископ Курский и Белгородский Нестор сообщил о безобразиях в с. Хмелевом в Совет по делам религий.
Но это только подстегнуло коммунистов-безбожников. 10 сентября 1950 года во время Литургии к зданию храма подогнали грузовики и стали засыпать в помещение хлеб. 14 сентября в храм ворвались представители Верхнелюбажского райисполкома и стали выносить религиозную атрибутику. Оставили только иконостас и четыре иконы: Спасителя, Божией Матери, Св. Николая и апп. Петра и Павла. На Святых Ликах большевики нацарапали нецензурные слова. 15 сентября Анцышкин и Пескурев вновь приехали громить храм, Пескурев влез на крышу и сбросил на землю кресты. 16 сентября зам. председателя колхоза и представитель райкома стали сбивать с колокольни колокола; к этому времени весь храм был засыпан зерном, в том числе и алтарь.

Господь утешил небольшую православную общину села чудесным явлением. В декабре 1950 года в доме бывшего «раскулаченного» селянина по фамилии Тонких обновилась икона. Священник о.Георгий Псарев запротоколировал чудо и попросил курского архиерея благословить проведение в селе крестного хода. 
Неизвестно какая именно икона явила многострадальным прихожанам свое чудо: бывшая храмовая или собственная гражданина Тонких. Из описи Архангельского храма, составленной в 1920 году, известно, что в храме было несколько почитаемых святынь: «В трапезной находятся чтимые иконы: на потолке помещения изображение Животворящего Креста с двумя полоняющимися Ангелами, по правой стороне в углу: Распятие и икона святителя Гермогена Патриарха Московского (среднего размера в позолоченном застекленном киоте), и икона святителя Николая Чудотворца (для крестных ходов). По левую сторону в угле иконы: вмуч. Георгия Победоносца, св. пророка Илии (в позолоченном киоте), мучч. Флора и Лавра и Божией Матери (использующаяся во время  крестных ходов). На правой стене картина на полотне большого размера в багетовой рамке «Грехопадение прародителей», на левой стене такая же картина «Синайское законодательство».

На небольшой период времени служения в храме возобновились, но затем новая волна репрессий захлестнула Архангельский приход. 14 июня 1951 года совет по делам религий подтвердил полномочия местных сатанистов. Москва согласилась с решением Курского облисполкома о ликвидации религиозной общины в с. Хмелевое. В 1951 году новоназначенный священник Д.Ф. Александров произвел последнее описание религиозного имущества в здании храма, которое уже в документах считалось как «школьное». В наличии имелось: «30 больших икон, 12 маленьких, 2 деревянных креста, 2 хоругви, 5 подсвечников, семисвечник, 7 лампад, венцы, два металлических креста, ковчег, Плащаница, 10 книг, священническое облачение». Священник о. Георгий Псарев был назначен на другой приход в Больше-Троицкий район Курской области, но из села не уехал, подав прошение епископу о назначении в Васильевский храм села Шуклино.

В марте 1952 года о.Георгий доложил епархиальному начальству, что в доме единоличницы Зубковой в очередной раз обновилась икона, перед которой читают акафисты и проводят молебны при большом стечении местных жителей. Епископ предписал привести Зубкову с иконой в Курск, но она, понимая, что за этим последует изъятие иконы, отказалась.  Заместитель начальника Фатежского районного отдела МГБ прибыл в село и собственноручно забрал икону, наложив штраф на Зубкову. А непокорного священника в срочном порядке перевели в один из отдаленных приходов Курской области.

После этого Богослужения в селе не проводились в течение почти четырех десятков лет, и попытка возродить службы стала возможна только в период так называемой «гласности и демократизации».  На заседании Совета по делам религий при Совете Министров СССР (протокол №5 от 22.02.1990 года) постановили: «зарегистрировать религиозное общество Русской Православной Церкви в селе Хмелевое Фатежского района Курской области и разрешить ему открыть молитвенное здание».