Маньчжурский след АДД

Владимир Мутин 2
Маньчжурский след АДД…

В основе этой главы цитата части очерка историка Сергиенко «Мужество, рожденное в боях (Краткий исторический очерк боевого пути части)», которая затрагивает Советско-японскую войну 1945 года. К ней я только добавил выдержки из наградных листов на тех людей, которых упомянул в очерке историк и на которых удалось найти эти документы. Найдено было 30 награжденных человек, хотя историк упоминает гораздо больше… Видимо, либо они остались без наград, либо до них еще не дошли «руки» архивных служивых. Но в любом случае – архивистам и тем, кто переводит эти тонны архивной документации в электронный вид, нижайший поклон за их труды. И так:

«...в состав 19 бак вошли полки, созданные на Дальнем Востоке в основном в предвоенные годы и в начале войны. За исключением 10 БАП все они не имели опыта боевой работы.

Помимо этого, экипажи полков не имели достаточной практики летной подготовки. Все годы войны дальневосточные части получали минимальное количество бензина, необходимого только для поддержания на уровне основных элементов летной практики. Все эти годы полки сидели на «голодном пайке», не имея возможности в полной мере совершенствовать воздушную выучку летных экипажей. Наконец, части имели на своем вооружении самолеты ДБ-3. Необходимо было в срочном порядке переучить летные экипажи на новую материальную часть — самолет Ил-4. Все это накладывало на руководство и штаб корпуса определенные задачи. Их нужно было решить в сжатые сроки. А это требовало напряженной летной подготовки — нужно было летать буквально днем и ночью.

В течение марта и апреля 1945 года полки получили с авиационного завода новые самолеты и приступили к переучиванию. Интенсивность летной работы возрастала с каждым днем. Личный состав отдавал все свои силы делу совершенствования летного мастерства. Все понимали: идет война, которая в любое время может потребовать его личного участия в боевых действиях.

26 июля 1945 года была опубликована Потсдамская декларация, требовавшая от Японии немедленной безоговорочной капитуляции. Однако уже на следующий день японское правительство заявило, что Япония «оставит без внимания эту декларацию и будет вести войну до самого конца в соответствии с установленной ею политикой».

8 августа 1945 года Советское правительство передало заявление правительству Японии, в котором говорилось: «После разгрома и капитуляции гитлеровской Германии Япония оказалась единственной великой державой, которая все еще стоит за продолжение войны... Советское правительство заявляет, что с завтрашнего дня, то есть с 9 августа, Советский Союз будет считать себя в состоянии войны с Японией».

К этому времени части 19 БАК были переброшены из района Хабаровск—Комсомольск в район Владивосток — Ворошилов, ближе к району предстоящих боев.

В эти дни большую работу по передаче боевого опыта провели прибывшие в корпус участники боев на Западном фронте. Прибыли они из 108 и 109 авиационных полков. Все они были распределены по частям корпуса и включились в подготовку к боевым действиям. На летно-технических конференциях на специально организованных встречах, а зачастую в многочисленных непроизвольных беседах фронтовики передавали свой богатый боевой опыт, рассказывали наиболее характерные случаи из фронтовой практики, тактические приемы. В 1 АЭ 290 АП участник войны с Германией капитан Зуенко И. С. выступил перед штурманским составом по вопросу: «Как найти цель в ночных условиях». В этой же эскадрилье перед стрелками-радистами выступил начальник связи старший лейтенант Пучков об опыте работы радиста в боевых условиях. Личный состав жадно ловил каждое слово фронтовиков, понимая, что все это при¬годится в предстоящих боях.

6 и 7 августа 1945 года во всех частях были проведены митинги, посвященные седьмой годовщине разгрома японцев у озера Хасан. В эти же дни прошли партийные и комсомольские собрания, заседания партийных бюро. Коммунисты и комсомольцы выражали свою готовность с честью выполнить свой воинский долг перед Родиной. Например, в 10 АП член ВКП (б) заместитель командира 2 АЭ лейтенант Сафонов И. В. {1}, выступая на партийном бюро, заявил: «Мы долго ждали этого дня для того, чтобы проучить японских захватчиков, провоцировавших Советский Союз все 27 лет его существования. Я уверен, что личный состав эскадрильи выполнит свой долг перед Родиной, для того чтобы окончательно обезопасить наши дальневосточные рубежи».

Инженер авиационной эскадрильи этого же полка старший техник-лейтенант Виноградов В. К. {2} на партийном собрании сказал: «От имени технического состава эскадрильи заявляю, что мы утроим свою работу с тем, чтобы часть была всегда в боевой готовности».

Во всех частях 33 авиадивизии прошли комсомольские собрания с повесткой: «Отомстим японским самураям». Летчик 290 АП младший лейтенант Подольский {3} в своем выступлении заявил: «Придет час сурового возмездия японским самураям за злодеяния на Дальнем Востоке. Я как летчик отдам все силы и умения, чтобы мои бомбы легли на голову заклятого врага. Уверен, что не только я горю таким желанием. Заверяю комсомольское собрание, что все летчики отдадут свою жизнь за Дальний Восток».

Проводились беседы на тему «Зверства японских захватчиков в 1918-1927 годов на Дальнем Востоке.

В эти дни заметно возросло стремление людей связать свою судьбу с партией, с комсомолом.

В своих заявлениях авиаторы выражали сокровенные мысли, давали обещание с честью выполнить свой воинский долг. Комсомолец 290 АП Васильев А. Ф. {4} писал: «Вылетая на боевое задание, горю желанием быть в числе передовых, нанести первый удар справедливости по врагу, разжегшему пожар войны на Востоке. Я призван нашей партией, правительством погасить этот пожар. Приложу все свое старание и умение для достижения победы». На заявлении были проставлены дата и время — 19:00, 8 августа 1945 года. [Стр.98]

Кандидат в члены ВКП/б/ с 1944 г. Белошапко {5} из 290 бап в своем заявлении пишет: «Отдам все свои умения и, если потребуется, то и жизнь, чтобы советский народ жил счастливой и радостной жизнью».

Член ВКП/б/ с 1944 г.  воздушный стрелок из 290 бап Лучанинов К.П. {6} в своем выступлении сказал: «Настал час возмездия на рубежах Дальнего Востока с японскими империалистами. Я хочу принять первый бой коммунистом и драться, не жалея жизни, для достижения полной победы».

В эти дни в полку было подано 86 заявлений. Принято в члены ВКП/б/ - 16 человек, в кандидаты в члены – 36 человек.

Подготовка частей корпуса к боевым действиям была завершена.

Утром 8 августа в штаб корпуса были вызваны командиры дивизий, начальники политотделов и заместители командиров дивизий по летной подготовке. Командир корпуса генерал-лейтенант авиации Волков Н. А. поставил боевую задачу. Она сводилась к следующему. В ночь с 8 на 9 авгу¬ста корпус наносит массированный удар по административным центрам Маньчжурии —Харбину и Чанчуню. При этом 33 ад 50 экипажами в период 2 часа 30 минут — 2 часа 50 минут бомбардирует Харбин. Точка прицеливания — центр города. Высота бомбометания — 3700 — 3900 метров. 55 ад 50 экипажами в это же время производит бомбометание по городу Чанчунь. Точка прицеливания — центр города. Высота бомбометания 3900 — 4100 метров.

Много вопросов у командиров вызвал прогноз погоды. По докладу синоптика корпуса на границе с Маньчжурией ночью на высоте 4000 метров должен проходить циклон. Здесь же было принято решение преодолеть его набором высоты до 5000 метров.

Уточнив все вопросы, связанные с первым боевым вылетом, командиры дивизий вернулись на места и приступили к постановке задач командирам полков.

Командир 33 АД полковник Коробейников Т. С. {7} ставил задачу у себя в кабинете. К этому времени штурман дивизии подполковник Румянцев В. Н. {8} подготовил необходимые схемы. Начальник штаба дивизии полковник Тимофеев А.В. {*} зачитал боевой приказ.

Особое внимание на постановке задачи было обращено на преодоление циклона, подготовку кислородного оборудования. От каждой эскадрильи выделялся один экипаж — осветитель цели, Экипажи должны были пересечь государственную границу ровно в 24:00 по местному времени.

К обеду 8 августа во всех полках корпуса развернулась работа по подготовке к боевому вылету. В кабинетах и классах над картами и другими боевыми документами склонились летчики, штурманы, стрелки-радисты. На аэродромах трудились инженеры, техники, специалисты частей обслуживания. Тысячный коллектив корпуса от генерала до солдата, каждый на своем месте, трудился в эти часы во имя одной задачи — как можно тщательнее подготовиться к первому боевому вылету.

На раскаленную дневным августовским зноем землю упали сумерки. С сопок потянуло прохладой. На аэродромах все готово: заправлены самолеты, опробованы моторы, подвешены бомбы. Командование полков организовало проведение митингов. Один за другим с короткими заявлениями выступают летчики, штурманы, инженеры, техники, политработники, стрелки-радисты, механики. «Родина требует защиты Дальнего Востока. Я вылетаю на боевое задание. Если не вернусь, то считайте меня коммунистом», заявил в своем выступлении стрелок-радист 290 АП сержант Сильев. Выступления короткие, люди взволнованы.

После митингов последние указания и долгожданная команда; «По самолетам!». Через несколько минут взревели моторы, мощный гул повис над аэродромами.

Командир дивизии полковник Коробейников Т. С. уже собрался выруливать, когда перед самолетом в лучах фар появился инженер дивизии майор Краснов М. И. {9} и поднял скрещенные руки. Коробейников выключил моторы.

— Командир, начальник штаба корпуса требует к телефону!

Коробейников вылез с самолета и побежал на КП полка.

— Тимофей Степанович, командир Вам вылет запретил. Во главе колонны пусть идет Щербаков. Вам же необходимо взять на себя руководство полетами — погода ухудшается, идет холодный фронт. У меня все, действуйте!

Отдав необходимые распоряжения, Коробейников выехал на КП дивизии. Тяжелые боевые машины стали подниматься в воздух и ложиться на боевой курс.

Во главе строя бомбардировщиков 10 АП шел его командир — подполковник Щербаков К. С. {10} Полет проходил строго по графику. В 24.00 штурман Шкалетин С.К. {11} доложил: «Переехали границу, мы над территорией Маньчжурии!».

Прошло еще несколько минут полета. Появились первые признаки грозы. Вскоре грозовая деятельность стала на пути маршрута непреодолимой стеной. Щербаков вел самолет все время с набором высоты 5200, 5400... 6000 метров. Гроза бушует, облачности не видно конца. Самолет   стал   плохо   управляем — началось обледенение. В кромешном мраке машину бросало, словно щепку.

— Середин! {*}  — вызвал стрелка Щербаков. — Передай: всем экипажам возвращаться домой.

Однако из-за сплошного шума и треска в эфире команда не была принята. К тому же утратив аэродинамические свойства в результате обледенения, самолет потерял устойчивость и свалился в беспорядочное падение. Только на высоте 1500 метров летчику удалось восстановить горизонтальный полет. Сажал машину Щербаков в сложных условиях. Через несколько минут аэродром полностью закрыло. Стали подходить вернувшиеся экипажи, но все аэродромы корпуса были закрыты. Сложилась трудная обстановка.

Полковник Турчин И. П. связался с КП ВВС флота. Было принято решение направить экипажи в район Владивостока. Однако и там посадить машины не удалось. Уже на рассвете, когда можно было хоть немного ориентироваться в наземной обстановке, летчики начали сажать свои машины на вынужденную.

Часть экипажей произвели посадку на побережье Тихого океана от Владивостока до бухты Ольга.

Однако большая часть экипажей 33 АД боевое задание выполнила. Летчики, проявив упорство в выполнении поставленной боевой задачи, пробились сквозь непогоду, дошли до цели и нанесли бомбардировочный удар по городу Харбин. Выполнили боевое задание экипажи Сафонова, Кокина {12}, Поугард {13}, Фомина {14}, Вахрушева {15}, Зайцева {16} и других.

Когда спросили командира звена 442 АП лейтенанта Вахрушева почему он не вернулся, встретив грозовую облачность, он ответил: «Я не мог вернуться назад, не выполнив боевого задания, тем более это был мой первый боевой вылет, которого я ожидал и к которому я готовился целые годы». Летчик Зайцев на этот же вопрос ответил; «Встретившись с грозовой облачностью, я вспомнил слова командира полка: «Если будут трудности, настойчиво преодолевай их и помни, что впереди может быть еще труднее. И я пробился до заданной цели».

Несколько экипажей дивизии, не справившись с управлением самолета в условиях грозовой деятельности, погибли. В их числе командир 442 АП майор Воскобой Г. И., экипаж летчика 10 АП лейтенанта Галина В. Ф., экипаж командира АЭ 290 АП старшего лейтенанта Шелаева С. С. и др. Это были первые потери».

55 АД в составе трех полков (443, 444 и 303) должна была нанести бомбардировочный удар по городу Чанчунь. Приказом командира дивизии полковника Абраменко П. Ф. полкам была поставлена следующая задача:

1. 303 АП в эшелоне обеспечения дивизии: группа наведения в составе трех экипажей под руководством капитана Воробьева К. К. отыскивает цель, освещает и зажигает ее в 02 часа 28 минут, группа осветителей в составе 7 экипажей под руководством командира АЭ капитана Тананаева освещает цель в период 02 часа 28 минут — 02 часа 50 минут; 8 экипажей полка бомбардируют цель.

2. 443 АП бомбардирует цель 17 экипажами в период с 2 часа 33 минут до 2 часов 41 минуты.

3. 444 АП бомбардирует цель в период с 2 часов 41 минуты до 2 часов 50 минут.

4. Экипаж летчика Борщевского {*} (303 АП) фотографирует результаты бомбометания в 2 часа 51 минуту.

Командир бомбардировочного эшелона заместитель командира дивизии майор Нойкин Н. М. {17}, он же — контролер.   Его заместители в воздухе: командир 444 АП майор Смелов М. Г. {18} и командир 433 АП майор Белоусов Н.И. {19}

Сильная грозовая деятельность позволила экипажам отбомбиться только в 3 часа 30 минут. Было сброшено 14.800 килограммов бомб. При подходе к цели город Чанчунь не был затемнен. После разрывов первых бомб город погрузился в мрак. Цель прикрывалась тремя батареями ЗА и МЗА, патрулировали истребители, уже при отходе наших бомбардировщиков были включены прожекторы. Экипаж контролера Нойкииа Н. М. подвергся атакам двух истребителей, однако, удачно маневрируя, летчик ушел от них.

Таким образом, для нанесения первого бомбардировочного удара по основным военным объектом в Маньчжурии — городам Чанчуню и Харбину 19 БАК выделил 100 самолетов. В воздух поднялись 76 экипажей, но только половине из них удалось пробиться сквозь дождь и плотную стену облаков.

Несмотря на это первые бомбардировочные удары корпуса имели большое военно-политическое значение. Метким бомбометанием был нанесен значительный ущерб военным базам, складам и казармам в городах Чанчунь и Харбин. Бомбы были сброшены также на штаб Квантунской армии. Все это, помимо прямого военного воздействия, явилось важным фактором в подрыве морального духа японских войск и населения Манчжурии, вызвали замешательство в ставке верховного командования Квантунской армии.

Девятого августа днем части 19 БАК продолжали боевые вылеты. Экипажи, выполнившие 5—6-часовой полет ночью, отказывались от дневного отдыха, просились снова на боевое задание. Первыми днем поднялись в воздух экипажи 55 БАД, во главе с командиром дивизии полковником Абраменко П. Ф. Вслед за ними на боевой курс легли экипажи 33 БАД. Корпус нанес удар по укрепрайонам противника. Задание было выполнено успешно.

В ночь с 9 на 10 августа части корпуса — третий раз в сутки — поднялись в воздух и вновь взяли курс на дальнюю цель — город Чанчунь.

Фотографирование результатов бомбометания осуществлял экипаж 303 АП в составе летчика лейтенанта Борщевского {*}, штурмана лейтенанта Балакина {*}, стрелка радиста сержанта Алексеева {*}, воздушного стрелка младшего сержанта Тырышкина (Степан Федорович.1921 г.р.). В заданное время экипаж появился над целью — городом Чанчунь — отбомбился с высоты 3500 метров, а затем, сделав второй заход, произвел фотографирование. Над целью самолет был обстрелян зенитной артиллерией и атакован ночным истребителем. Атаку производил снизу, спереди с выключенной фарой. Стрелки бомбардировщика открыли дружный пулеметный огонь и отогнали истребитель.

На обратном маршруте в районе Муданьцзяна у самолета обрезало моторы. Летчик быстро установил причину: израсходовано горючее второй группы баков. Включив первую группу Борщевский запустил моторы и продолжал полет. В районе Манзовки вновь обрезало моторы. Стало ясно, что баки пробиты и часть горючего вылилось в воздух. Включив резервную группу, летчик решил сажать машину на запасной аэродром. Однако он был закрыт туманом.

Борщевский пошел на вынужденную и в пяти километрах юго-восточнее Манзовки посадил машину прямо в пшеничное поле. Понимая, что результаты бомбометания ждет командование корпуса, летчик оставил воздушного стрелка для охраны самолета, а сам с остальными членами экипажа направился в часть. 11 августа экипаж возвратился в полк.

Используя успешные действия авиации, сухопутные войска быстро продвигались вглубь Манчжурии. Продвижение было настолько быстрым, командованию пришлась для поддержки сухопутных войск привлекать дальние бомбардировщики, радиус действия которых позволял обеспечить боевые действия ушедших далеко вперед танковых и пехотный частей.

10 августа войска 35 армии подошли к Хутоускому укрепленному району и встретили упорное сопротивление противника. После ожесточенного сражения войскам 35 армии удалось взять город Хутоу, но японцы продолжали удерживать и ожесточенно оборонять основные опорные пункты, входившие в систему Хутоуского узла сопротивления. На помощь пришли бомбардировщики дальней авиации.

В 10 часов утра 10 августа части 19 БАК, совместно с экипажами 34 БАД нанесли массированный бомбардировочный удар по опорным пунктам противника в районе Хутоу.

Впереди идущие экипажи подавили зенитный огонь противника и тем самым обеспечили безопасную боевую работу остальным экипажам. Девятки одна за другой заходили на объекты и, прицеливаясь по заданной точке, осуществляли бомбометание. Командир 303 авиационного полка майор Репкин Н. И. {*} доносил командиру корпуса: «Задача выполнена. Результаты успешные. Старший лейтенант Панченко имеет прямое попадание ФАБ-250 в складское помещение и два прямых попадания в другие здания.

Полк имеет 9 прямых попаданий в большие здания. Две бомбы упали в расположение пехоты и артпозиций. Серия 100-килограммовых бомб расположилась по окопам, траншеям».

Результаты бомбардировочного удара оказались значительными. Оборонительные сооружения, подвергшиеся бомбардировке, превратились в развалины. Советские войска двинулись вперед.

С огромным напряжением трудился в эти дни весь личный состав. День и ночь на аэродроме кипела работа. Практически без отдыха трудился технический состав. Частые боевые вылеты, осмотр и ремонт самолетов, заправка горючим, подвеска бомб, зарядка боевого оружия, — все эти операции сменяли друг друга и не оставляли техническому составу времени для отдыха.

В эти дни оживилась и партийно-политическая работа. Она, главным образам, была сосредоточена в авиационных эскадрильях и отличалась оперативностью и конкретностью, повысилось ее идейное содержание. В центре ППР была индивидуальная работа с людьми, работа вокруг человека, специалиста.

В 303 АП, например, с первого дня широкое распространение получил показ отличившихся экипажей. Сразу же после первого боевого вылета на аэродроме был вывешен плакат: «Экипажи капитана Воробьева {20}, старших лейтенантов Брус {21}, Борщянинова {*}, лейтенантов Мананникова {22} и Мельникова {23} в сложных метеоусловиях, ночью отлично выполнили задание. Летчики и штурманы, берите с них пример!». В этом же полку наглядно оформлен показ результатов боевых вылетов каждого экипажа под заголовком: «Наши гостиницы японским самураям». Против фамилии каждого летчика ежедневно нарастающим итогом проставлялся вес бомб, сброшенных на заданные цели.

В 10 АП партийная организация провела обмен опытом боевой работы, на котором выступил командир лучшего экипажа в полку, совершивший к этому времени пять боевых вылетов, лейтенант Кокин Л. И. В заключении своего выступления летчик сказал: «В полете я чувствую, что не один. Я не один веду самолет, его ведет весь мой экипаж, я чувствую, как каждый старается мне помочь. В этом причина нашего успеха».

Тем временем сухопутные войска 1-го Дальневосточного фронта продвигались вперед. Войска 25-й армии обошли и оставили у себя в тылу Душинский укрепленный район. На подавление его узлов сопротивления командование фронта бросило бомбардировщики 19 БАК. 11 августа 108 экипажей нанесли сосредоточенный удар по укрепрайону.

Результаты бомбометания были исключительно высокими. Осмотром местности после ее занятия было установлено: прямым попаданием бомб большого калибра уничтожено 4 дота, 2 дзота, 1 склад боеприпасов, убито 130 человек и ранено большое количество солдат и офицеров. К исходу 12 августа наземные войска овладели укрепрайоном.
14 и 15 августа напряженные бои развернулись за город Муданьцзян, где японское командование собрало сильную группировку, состоящую более чем из четырех пехотных дивизий. Противник предпринимал многочисленные попытки контратаковать наши войска. Но вскоре оборонявшаяся группировка оказалась изолированной. Чтобы сорвать попытки противника осуществить маневр и подготовить контрудар по советским войскам в районе Муданьцзяна, командование 1-ым Дальневосточным фронтом приказало командиру 19 БАК нанести массированный удар по Муданьцзяну.

16 августа днем полки корпуса произвели два боевых вылета на Муданьцзян. Летчики наносили удары по танкам, артиллерии и пехоте противника и тем самым оказали эффективную помощь нашим 1-й Краснознаменной и 5-й армиям. Совместными усилиями авиации и сухопутных войск к 17 часам город был очищен от противника.

В войне против Японии отдельные экипажи корпуса выполняли ответственные поручения командования фронта. Так, например, когда советское командование, с целью ускорить окончательный разгром Квантунской армии, приняло решение высадить в крупных городах Манчжурии воздушные десанты, одно из таких заданий получил командир корабля ЛИ-2 Управления 33 АД старший лейтенант Сущенко В. Д. {24} 19 августа командование 9 Воздушной Армии поручило ему перебросить воздушный десант на аэродром Харбин. На борту самолета находились начальник отдела контрразведки 1-го Дальневосточного фронта и с ним 26 человек.

Летчик Сущенко, возложенную на него задачу, выполнил отлично.

22 августа 2 экипажа 10 АП под командованием командиров кораблей Фомина и Кулакова {25} совершили трудный и продолжительный по времени полет с целью разведки на Южный Сахалин и обратно. Полученные разведданные были высоко оценены советским командованием.

22 августа 10 АП была поставлена задача: 4 экипажами ИЛ-4 произвести разведку аэродромов на территории северной Кореи Хейдзио и Ханко. Разведка производилась с целью выявления степени сопротивления гарнизонов десанту советских войск. Для выполнения этого задания командир полка подполковник Щербаков К. С. выделил экипажи летчиков Сафонова, Финевича {*}, Румянцева {26} и Ломия {27}.

Был разработан такой план. Экипажи приходят в район аэродрома, два из них барражируют в районе с целью прикрытия, а два других производят посадку, не выключая моторов находятся на аэродромах в течении 5—7 минут, а затем взлетают.

Задачу экипажам поставил начальник штаба корпуса полковник Турчин И. П.

Рано утром 23 августа командир полка выпустил экипажи на боевое задание, а принимал их уже со стартовыми огнями. Задание было успешно выполнено.

Захват важных административно-политических и промышленных центров Маньчжурии передовыми отрядами сухопутных войск и воздушными десантами привел к тому, что уже 19 августа японские войска стали прекращать сопротивление и начали складывать оружие.

Вечером 23 августа 1945 года столица нашей Родины Москва салютовала доблестным войскам в честь победы, одержанной на Дальнем Востоке.

Во всех частях корпуса прошли волнующие митинги. Летчик 10 АП лейтенант Ломия сказал: «Не было в истории войн случая, чтобы государство, разбившее одно из сильных агрессивных государств, каким является фашистская Германия, смогло бы с таким же успехом нанести решающий удар другому агрессивному государству — Японии. Эти успехи Красной Армии стали возможны благодаря руководству нашим государством и Вооруженными Силами со стороны партии. Поклянемся же, товарищи, что мы и впредь отдадим все силы на укрепление боеготовности и боеспособности наших частей».

За образцовое выполнение заданий командования в боях против японских войск на Дальнем Востоке при форсировании реки Уссури, прорыве Хутоуского, Мишаньского, Пограничного и Дуннинского укрепрайонов, овладение городами Мишань, Ярин, Янцзы, Харбин и проявленные при этом доблесть и мужество 33 бомбардировочная авиационная дивизия была награждена орденом Красного Знамени.

Это известие было встречено личным составом с большим воодушевлением и восторгом. В честь этого знаменательного события командование и политический состав дивизии организовали проведение дивизионного митинга. Он еще раз продемонстрировал готовность летчиков, штурманов, радистов, технического состава выполнить боевые задания партии и правительства. Командир авиационной эскадрильи 290 АП капитан Кошкин А. В. {28} выразил мысли своих однополчан такими словами:

«Мы горды тем, что соединение, в состав которого входит наш полк, награждено орденом боевого Красного Знамени.

Я призываю весь личный состав высоко нести эту честь и быть достойными этого боевого ордена. От личного состава эскадрильи заверяю командование, что мы будем еще упорнее и настойчивее крепить дисциплину, порядок, организованность и боевое совершенство».

30 сентябри 1945 года Указом Президиума Верховного Совета СССР многие офицеры, сержанты и солдаты за активное участие в достижении победы над Японией и проявленные при этом мужество и героизм были награждены медалями и орденами.

Орденом «Красного Знамени» было награждено 4 человека — командир 33 БАД полковник Коробейников Т. О, командир 10 АП подполковник Щербаков К. С., командир 290 АП майор Дудченко А. Ф. {29}, заместитель командира 33 БАД майор Нойкин Н. М. 126 человек в корпусе были награждены орденом «Отечественной войны I степени», 46 — орденом «Отечественной войны II степени», 152 человека — орденом «Красной Звезды», 146 — медалью «За отвагу» и 734 человека — медалью «За боевые заслуги». Всего по корпусу было награждено 1114 человек.

Ордена и медали вручались на аэродромах, при построении всего личного состава, под развернутыми боевыми знаменами полков. Награжденные выражали благодарность Советскому правительству, партии за высокую оценку их ратного труда. Например, лейтенант Шульженко {30} (290 АП) заявил:

«Получая эту первую правительственную награду я клянусь перед святыней полка — перед развернутым боевым знаменем и всем личным составом, что не опозорю чести полкового боевого знамени, еще больше буду совершенствовать свою боевую выучку и учить этому искусству подчиненный мне экипаж, а если потребует партия, то по первому зову выступлю на защиту своей матери — Родины». Война на Дальнем Востоке закончилась блистательной победой Советского оружия. Завершилась нелегкая и долгая борьба советского народа против фашистских агрессоров. В достижении этой победы определенный вклад внесли летчики, штурманы, инженеры, техники, политработники, стрелки-радисты, механики 19 бомбардировочного авиационного корпуса».

*****
{*} Участники боевых действий по разгрому Квантунской армии Японии 9.08 -3.09.1945 г. в составе 19 БАК, не отраженные на ресурсе «Память народа», но упомянутые по этому поводу в архивных документах МО РФ.
--------------------------------------

{1} Сафонов Иван Васильевич, 23.03.1915 г.р., 2 АЭ 10 дбап 33 бад 19 бак, командир АЭ, лейтенант (звания указаны на момент августа 1945 г., авт.)

15.09.1945 Орден Отечественной войны I степени. Приказ подразделения ВС 9 ВА №: 155 от 15.09.1945 г.

Из наградного листа: «Будучи командиром авиаэскадрильи т. Сафонов упорно и настойчиво готовил себя и подчиненный ему личный состав к предстоящим боям. В первом боевом вылете 8.8.1945 г. на гор. Харбин показал исключительную настойчивость, большую силу характера и свое летное мастерство. В очень сложных метеоусловиях при десятибалльной фронтальной облачности грозового характера вел самолет к цели. На маршруте к цели самолет обледенел, отказал указатель скорости и обрезали моторы. Несмотря на трудности и критическое положение он привел самолет на свой аэродром и благополучно приземлился.

При втором боевом вылете ночью на столицу Маньчжурии Чанчунь проявил мужество и исключительное хладнокровие. Преодолев на маршруте весьма сложную метеорологическую обстановку, успешно привел самолет к цели. Несмотря на интенсивный обстрел ЗА снизился до 2600 м, отбив двукратную попытку истребителей атаковать, применяя противозенитный маневр, успешно отбомбился, в результате чего возникли пожары большой силы. На обратном маршруте снова был атакован истребителями противника, но пулеметным огнем стрелков атака была отбита. После чего привел самолет на свой аэродром и благополучно произвел посадку.

15.8.45 г. принимал участие в массированном дневном бомбардировочном налете на Дунинский УР в составе девятки. Хорошая личная подготовка и подготовка всех членов экипажа обеспечили меткое поражение цели.

16.8.45 г. также при массированном налете на гор. Муданьцзян, имея специальную бомбовую нагрузку, сумел успешно поразить МЗН и его прислугу.

23.8.45 г. получив специальное задание т. Сафонов проявил исключительное мастерство, упорство и хладнокровие, совершив посадку на действующем аэродроме противника, пробыв 7 минут на земле и передав очень важные сведения командованию, взлетел и благополучно привел самолет на свой аэродром. Авиаэскадрилья имеет на своем счету 34 боевых вылета.

За успешное выполнение боевых задач в борьбе с японскими агрессорами достоин правительственной награды орденом «Красного Знамени».

30.09.1945 Медаль «За победу над Японией»
20.04.1953 Медаль «За боевые заслуги»
05.11.1954 Орден Красной Звезды
09.03.1956 Орден Красного Знамени
----------------------------------------------------

{2} Виноградов Василий Кириллович, 25.12.1915, 10 дбап 9 ВА, инженер авиаэскадрильи, ст. техник-лейтенант.

15.09.1945 Орден Красной Звезды, приказ подразделения ВС 9 ВА №: 155 от 15.09.1945 г.

Из наградного листа: «Прибывая в эскадрильи т. Виноградов повседневно и неустанно совершенствовал свое боевое мастерство, изучал опыт Отечественной войны и умело передавал летно-техническому составу. Он постоянно прививал любовь своим подчиненным к своему делу. Умеет правильно организовать личный состав и направить его на четкое выполнение любой боевой задачи командования. Благодаря этому авиаэскадрилья в 1945 году не имела поломок, аварий и не выхода в полет материальной части.

Во время боевых действий т. Виноградов сумел правильно и рационально распределить все силы и средства на четкое и быстрое выполнение стоявших задач командования перед летным и техническим составом авиаэскадрильи.

За короткий промежуток времени обеспечил 34 успешных боевых вылета по дальним тылам японского агрессора. Во время боевой работы не было случаев отказа матчасти и невыхода в полет по вине технического состава. Несмотря на частые боевые вылеты матчасть всегда в образцовом порядке и боеготовности.

Сам лично, работая на материальной части, показывал пример и образцы в работе всему летно-техническому составу.

За умелое руководство по техническому обеспечению боевой работы авиаэскадрильи – достоин правительственной награды орденом «Красная Звезда».

30.09.1945 Медаль «За победу над Японией»
06.11.1945 Медаль «За боевые заслуги»
17.05.1951 Орден Красной Звезды
30.12.1956 Орден Красного Знамени
----------------------------------------

{3} Подольский Андрей Петрович, 26.10.1921 г.р., 290 дбап 33 бад 19 бак, летчик, мл. лейтенант.

03.09.1945 Медаль «За победу над Японией»

12.09.1945 Медаль «За отвагу»

Из наградного листа: «Тов. Подольский А.П. в Красной Армии с 1940 года, как летчик весь срок службы провел на Дальнем Востоке в напряженной обстановке готовности к войне с японскими захватчиками. Здесь он приобрел опыт и практику полетов на боевом самолете. желание бить японских самураев никогда не оставляло его в покое и в день войны он проявил огромное стремление вместе с товарищами наносить бомбовые удары, но ввиду ограниченности наличия материальной части т. Подольский совершил один боевой вылет на укрепрайон и опорный пункт противника, сбросив 1100 кг груза. Задание выполнено успешно.

Вывод: т. Подольский за успешное выполнение боевого задания в налете на укрепрайон и опорный пункт противника достоин представления к правительственной награде медалью «За отвагу».

15.11.1950 Медаль «За боевые заслуги»
30.12.1956 Орден Красной Звезды
-----------------------------------

{4} Васильев Александр Федорович, 1922 г.р., 290 ап 19 бак, воздушный стрелок, ст. сержант. Утонул при катастрофе самолета в оз. Ханка между 10.08 и 31.08.1945 г. [ЦАМО, Ф. 58, Оп. 18003, Д. 1195]. Похоронен Приморский край, Спасский р-н, в 3 км юго-западнее с. Троицкое.
-----------------------------------

{5} Белошапко Михаил Александрович, 1917 г.р., 290 бап 33 бад 19 бак, воздушный стрелок, старший сержант.

Медаль «За отвагу», приказ подразделения 290 бап 33 бад 19 бак №: 79/н от 31.08.1945

Из приказа: «Воздушного стрелка 3-й авиационной эскадрильи старшего сержанта Белошапко Михаила Александровича, совершившего пять успешных боевых вылета в том числе два ночью на города Чанчунь и Харбин и три вылета днем по укрепленным рубежам противника с общим боевым налетом 25 часов. За время вылетов вел хорошее наблюдение за воздухом».
-----------------------------

{6} Лучанинов Кузьма Петрович, 1923 г.р., 290 бап 33 бад 19 бак, воздушный стрелок, старший сержант.

Медаль «За боевые заслуги», приказ подразделения 290 бап 33 бад 19 бак №: 81/н от 13.09.1945

Из приказа: «Воздушного стрелка из 2-й авиационной эскадрильи старшего сержанта Лучанинова Кузьму Петровича, хорошо подготовленного, настойчивого, обеспечившего экипажу успешное выполнение четырех боевых вылетов в борьбе с японскими захватчиками.
---------------------------------

{7} Коробейников Тимофей Степанович, 22.02.1905, 33 бад 9 ВА, командир авиадивизии, подполковник.

03.11.1944 Орден Красной Звезды
09.05.1945 Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.»
30.09.1945 Медаль «За победу над Японией»
30.09.1945 Орден Красного Знамени

Из наградного листа: «33 авиадивизия под командованием подполковника

Коробейникова совершила против японских захватчиков 89 боевых самолетовылетов ночью на бомбардирование городов: Харбин и Чунчань и 155 боевых самолетовылетов днем на бомбардирование укрепрайона Хутоу, гор. Санчагоу, Муданьцзян и по скоплению судов и барж у пристани Саньсинь. Все задания в основном экипажами выполнены.

Лично тов. Коробейников совершил 2 боевых вылета днем с налетом 4 часа 50 минут, из них один на разведку и один на бомбардирование укрепрайона Хутоу. [ЦАМО, Ф. 33, Оп. 686196, Д. 6468].

06.11.1947 Орден Красного Знамени
-------------------------------------------------

{8} Румянцев Вячеслав Николаевич, 14.02.1907, 33 авд 9 ВА, старший штурман авиадивизии, майор.

1938 г. Орден Красного Знамени (участник баев у оз. Хасан)
03.11.1944 Орден Красной Звезды (за выслугу лет в КА)

30.09.1945 Орден Отечественной войны I степени, приказ подразделения ВС 9 ВА №: 183 от 30.09.1945 г.

Из наградного листа: «Майор Румянцев, находясь в частях ВВС Дальневосточного Фронта без перерыва в течении 12 лет, проявил себя, как один из лучших, добросовестных офицеров. Имея богатый теоретический опыт аэронавигации и бомбометания за период отечественной войны вырастил и воспитал десятки отличных штурманов-бомбардиров.

Находясь на боевой стажировке в действующей армии произвел 5 успешных боевых вылетов на бомбардирование военно-промышленных центров Румынии и Болгарии. За что был представлен к награждению «Красной звезды».

В период боев с японскими захватчиками лично совершил 3 боевых вылетов, успешно справившись с боевыми задачами. Подготовленный им штурманский состав дивизии также успешно выполнил задания командования. Потерь ориентировки во время боевых полетов, невзирая на исключительно сложные метеорологические условия не наблюдалось.

Майор Румянцев за долголетнюю и безупречную службу в частях ВВС Дальнего Востока, за успешное выполнение боевых заданий командования в борьбе с немецкими и японскими захватчиками достоин награждения орденом « Красного Знамени»
-------------------------------

{9} Краснов Михаил Иванович, 1907 г.р., 33 бад 19 бак, инженер дивизии, майор тех. службы.

03.11.1944 Орден Красной Звезды

28.09.1945 Орден Отечественной войны II степени Фронтовой приказ № 177 от 28.09.1945

Из наградного листа: «Тов. Краснов, как старший инженер дивизии с возложенными на него задачами справился успешно. Благодаря правильной и продуманной организации инженерно-авиационной службы в частях дивизии технический состав полностью справился с задачами, связанными с обслуживанием летных экипажей исправной материальной частью.

За период войны с Японией с 9 по 24 августа 1945 года дивизия совершила 264 боевых самолетовылетов. Невзирая на сжатые сроки подготовки материальной части в условиях боевой работы – технический состав готовил самолеты в указанный срок.

Материальная часть самолетов к каждому боевому вылету готовилась качественно, просматривалась инженерами полков и лично тов. Красновым. Не один самолет, указанный в боевом расписании, не оставался на земле. В воздухе матчасть самолетов работала безукоризненно. Чрезвычайных происшествий по вине технического состава не было. В этом большая заслуга тов. Краснова. [ЦАМО, Ф. 33, Оп. 687572, Д. 2342].

15.11.1950 Орден Красного Знамени
26.10.1955 Орден Ленина
-----------------------------------------

{10} Щербаков Константин Спиридонович, 10.08.1910 г.р., 10 дбап 33 авд, командир авиаполка, подполковник.

23.11.1943 Орден Красной Звезды
03.11.1944 Орден Красной Звезды
09.05.1945 Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.»
30.09.1945 Медаль «За победу над Японией»

30.09.1945 Орден Красного Знамени Приказ подразделения ВС 9 ВА №: 183 от 30.09.1945

Из наградного листа: «За период военных действий в борьбе с японским империализмом с 9 по 20 августа подполковник Щербаков лично совершил 4 боевых вылета на бомбардирование промышленного центра Маньчжурии города Харбин, столицы Маньчжурии Чанчунь в условиях ночи и города Муданьцзян в условиях дня. Четвертый вылет выполнил по разведке переднего края обороны. В исключительно тяжелых метеоусловиях при 10 балльной облачности и сильных грозовых разрядах оба задания ночью выполнил успешно, с высокой эффективностью бомбометания.

Полк подполковника Щербакова, как днем, так и ночью в подавляющем большинстве справился с поставленными боевыми заданиями и нанес большой материальный ущерб противнику, а также ущерб в живой силе и технике врага. Полк под командованием тов. Щербакова за период боев совершил 35 боевых вылетов ночью с боевым налетом 135 часов 07 минут и 53 боевых вылета днем с боевым налетом 163 часа 02 минуты на бомбардирование городов: Харбин, Чанчунь, Хутоу, Санчагоу и Муданбцзян.
Вывод: Подполковник Щербаков за успешное выполнение заданий командования на фронте борьбы с японскими самураями достоин награждения правительственной наградой орденом «Красного Знамени».
 
15.11.1950 Орден Красного Знамени
26.10.1955 Орден Ленина
--------------------------------------------

{11} Шкалетин Степан Кириллович, 25.12.1910 г.р., 10 бап 9 ВА, штурман авиаполка, майор.

03.11.1944 Медаль «За боевые заслуги»
09.05.1945 Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.»
18.08.1945 Орден Красной Звезды

15.09.1945 Орден Отечественной войны II степени, приказ подразделения ВС 9 ВА №: 155 от 15.09.1945

Из наградного листа: «Майор Шкалетин волевой энергичный подготовленный штурман. Смело и настойчиво выполняет приказы вышестоящего командования. Будучи на боевой стажировке в действующей армии в период с 13.1.44 г. по 23.2.44 г. сделал три успешных боевых вылета, один из них на военно-политический центр Финляндии г. Хельсенки.

В войне против Японских захватчиков совершил 7 успешных боевых вылетов в сложных метеоусловиях ночью с преодолением грозовой деятельности. Полет продолжался 6 часов 40 минут. Два вылета на бомбардировку укрепрайонов, три вылета на разведку с фотографированием аэродромов Южного Сахалина, полет длился до 8 часов 30 минут.  В сложных метеоусловиях в большинстве над морем. И только храбрость, преданность Родине и отличное знание штурманского дела, позволило успешно выполнить поставленные задачи.

Вывод: майор Шкалетин достоин награждения орденом «Красного Знамени».

30.09.1945 Медаль «За победу над Японией»
30.04.1947 Орден Красной Звезды
19.11.1951 Орден Красного Знамени
22.02.1955 Орден Красного Знамени
30.12.1956 Орден Ленина
29.04.1957 Орден Ленина
---------------------------------------------

{12} Кокин Леонид Ильич, 12.09.1920 г.р., 10 дбап 33 ад, зам. командира АЭ, лейтенант.

15.09.1945 Орден Отечественной войны I степени Приказ подразделения ВС 9 ВА№: 155 от 15.09.1945

Из наградного листа: «Получив боевой приказ, проверив боевую подготовку личного состава звена, для безупречного выполнения задания, Кокин проявил исключительную настойчивость и находчивость при полете на цель Харбин. 8.8.1945 г. попал в сложные метеоусловия, фронтальная облачность, гроза, осадки ливневого характера, обледенение самолета, отказ прибора указателя скорости».

30.09.1945 Медаль «За победу над Японией»
15.11.1950 Медаль «За боевые заслуги»
26.10.1955 Орден Красной Звезды
31.10.1967 Орден Ленина
-----------------------------------------------

{13} Паугард Олег Петрович, 23.02.1923 г.р., 10 бап 33 бад 19 бак, командир корабля, мл. лейтенант.

30.09.1945 Медаль «За победу над Японией»

12.09.1945 Медаль «За боевые заслуги» Приказ подразделения 33 бад 19 бак №: 165/н от 12.09.1945

Из наградного листа: «За четыре боевых вылета на административно-промышленный центр город Харбин. Полет проходил в исключительно сложной метеорологической обстановке, при сильных грозах по всему фронту, пролет которого был сопряжен с трудностями в самолетовождении и постоянной угрозы жизни экипажа. Несмотря на трудности экипаж задание выполнил с честью. 2. За полет на укрепрайон Шиминза, где экипаж проявил точность в самолетовождении и выдержку, сбросив бомбы на заданную цель, а не по ведущему на своей территории. 3. За вылет на город Муданьцзян. 4. За боевой вылет на сбрасывание листовок по тылам врага на города Гирин, Дуньхуа, Янцзы, Койрен. С поставленной задачей экипаж справился успешно, где проявил храбрость, стойкость и умение в самолетовождении. За время прибывания на Дальнем Востоке младший лейтенант Паугард проявил себя дисциплинированным, выдержанным и грамотным офицером. За время пребывания в полку он показал себя, как грамотный, культурный летчик с хорошей техникой пилотирования.
Вывод: Достоин награждения орденом «Отечественной войны I степени».

Награжден медалью «За боевые заслуги». 

15.11.1950 Медаль «За боевые заслуги»
22.02.1955 Орден Красного Знамени
30.12.1956 Орден Красной Звезды
----------------------------------------------

{14} Фомин Анатолий Иосифович, 09.08.1922 г.р., 10 дбап 33 авд 9 ВА

08.09.1945 Орден Красной Звезды, приказ подразделения 33 бад 19 бак №: 162/н от 08.09.1945

Из наградного листа: «В ночь с 8 на 9 августа 1945 года в сложных метеоусловиях: грозовая деятельность, 10 балльная облачность, пробился к промышленному объекту Маньчжурии г. Муданьцзян и выполнил приказ Родины успешно.

В ночь на 10 на сталицу Маньчжурии г. Чунчань.

Днем 15.8.45 на УР Санчагоу. 16.8.45 на г. Муданьцзян. 18.18. полет по сбрасыванию листовок на г.г. Боли, Сансин и 23.8.45 полет на фотографирование аэродромов Южного Сахалина, имея налет 11 часов 30 минут. Задание выполнил на «отлично».

Вывод: Достоин награждения орденом «Красное Знамя»

Награжден орденом Красной Звезды».

15.09.1945 Орден Отечественной войны II степени, приказ подразделения ВС 9 ВА №: 155 от 15.09.1945

Из наградного листа: «23 августа 1945 г. произвел полет продолжительностью 11 часов 30 минут на фотографирование аэродромов и площадок на Южном Сахалине с посадкой на аэродром «Запальное». Полет производился в сложных метеорологических условиях, но несмотря на это произвел фотографирование 5-ти аэродромов. Задание выполнил на «отлично». После выполнения задания самолет привел на аэродром базирования.

Вывод: Достоин награждения орденом «Красного знамени».

Награжден орденом «Отечественной войны II степени».

30.09.1945 Медаль «За победу над Японией»
17.05.1951 Медаль «За боевые заслуги»
09.03.1956 Орден Красной Звезды
30.12.1956 Орден Красной Звезды
--------------------------------------------------

{15} Вахрушев Леонид Максимович 17.06.1920 г.р. 442 бап 33 бад 19 бак, командир звена, лейтенант.

09.05.1945 Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.»

31.08.1945 Орден Красной Звезды, приказ подразделения 33 бад 19 бак №: 157/н от 31.08.1945

Из наградного листа: «Работая командиром звена, показал себя хорошо грамотным и волевым командиром. Умело учит подчиненный состав звена по овладению боевых действий авиации дальнего действия. Сам лично в совершенстве овладел летным делом – повседневно передает свой опыт летному составу полка.

Получив боевое задание на бомбометание центра Маньчжурии Харбин в ночь 9.8.45 г., полетел на боевое задание с желанием. В следствии плохих метеоусловий ушел на запасную цель и успешно бомбил центр города Муданьцзян. Второй боевой вылет ночью 10.8.45 совершил на г. Муданьцзян с успешным поражением цели. В отыскании цели, несмотря на сложные метеоусловия, проявил большую настойчивость. 15 и 16.8.45 бомбил Санчагоуский УР и г. Нингута.

Дисциплинирован, к себе и подчиненным требователен, идеологически выдержан, морально устойчив. Делу партии Ленина – Сталина и Социалистической Родине предан.

Достоин правительственной награды ордена Ленина.

Награжден орденом Красной Звезды».

30.09.1945 Медаль «За победу над Японией»
15.11.1950 Медаль «За боевые заслуги»
26.10.1955 Орден Красной Звезды
---------------------------------------------------

{16} Зайцев Николай Иванович, 1918 г.р., 442 бап 9 ВА, штурман АЭ, лейтенант.

03.09.1945 Медаль «За победу над Японией»

15.09.1945 Орден Красной Звезды, приказ подразделения ВС 9 ВА №: 155 от: 15.09.1945

Из наградного листа: «Делу партии Ленина – Сталина и Социалистической Родине предан. Морально устойчив, идеологически выдержан.
Как штурман АЭ много работает с подчиненным составом по овладению штурманской и бомбардировочной подготовки. Сам в совершенстве овладел штурманским делом ночной авиации дальнего действия, способен самостоятельно выполнять боевые задания ночью на дальние цели и умело руководит подчиненными.

В составе экипажа командира АЭ ст. лейтенанта Лекарева, начальника связи старшины Майорова совершил один боевой вылет ночью 10.8.45 на город Чанчунь, после бомбардирования возник один очаг пожара, 15 и 16 8.45 бомбил Санчагоуский УР и г. Нингута.

Дисциплинирован, к себе и подчиненным требователен. Много работает над повышением свой специальности.

Достоин правительственной награды ордена Красной Звезды».

15.11.1950 Медаль «За боевые заслуги»
22.02.1955 Орден Ленина
26.10.1955 Орден Красной Звезды
--------------------------------------------------

{17} Нойкин Николай Максимович, 10.12.1904 г.р., 55 авд 19 авк 18 ВА, заместитель командира дивизии, майор.

02.11.1944|03.11.1944 Орден Красной Звезды
09.05.1945 Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.»

30.09.1945 Орден Красного Знамени. [ЦАМО, Ф. 33, Оп. 686196, Д. 6468]

Из наградного листа: «Участник Отечественной войны. Против немецких захватчиков совершил 9 боевых вылетов – днем – 3, ночью – 6. На Дальнем Востокес сентября 1942 года. По службе характеризуется положительно. Задания командования выполняет хорошо.

Тов. Нойкин против японских захватчиков в период с +.8.45 г. по 3.9.45 г. лично совершил 4 боевых вылета – 2 вылета днем, 2 вылета ночью, с общим налетом 14 часов 50 минут на бомбардирование целей Чаньчунь, Муданьцзян и Дунинский узел сопротивления. Все задания экипажем выполнены».

30.09.1945 Медаль «За победу над Японией»
15.11.1950 Орден Красного Знамени
22.02.1955 Орден Ленина
26.10.1955 Орден Ленина
--------------------------------------

{18} Смелов Михаил Григорьевич, 29.11.1911 г.р., 444 дбап, командир полка, майор.

03.11.1944 Медаль «За боевые заслуги»
20.06.1949 Орден Красной Звезды
03.11.1953 Орден Красного Знамени
-----------------------------------------

{19} Белоусов Николай Иванович, 1918 г.р., 433 АП 19 БАД, командир полка, майор.

Орден Красного Знамени
Медаль «За боевые заслуги»
Орден Красной Звезды
06.11.1944 Орден Александра Невского
13.07.1945 Орден Отечественной войны I степени
--------------------------------------------

{20} Воробьев Константин Константинович, 19.09.1913 г.р., 303 бап 55 бад 19 бак ДВФ, командир АЭ, капитан.

03.11.1944 Медаль «За боевые заслуги»
Медаль «За победу над Японией»
--------------------------------------

{21} Брус Сергей Яковлевич, 23.04.1915 г.р., 303 дбап 53 бад, летчик, старший лейтенант.

30.09.1945 Медаль «За победу над Японией»
06.11.1945 Медаль «За боевые заслуги»
15.11.1950 Орден Красной Звезды
30.12.1956 Орден Красного Знамени
-----------------------------------------

{22} Маманников Владимир Трофимович, 19.03.1922 г.р., 303 бап 55 бад 19 бак ДВФ, летчик, лейтенант.
----------------------------------------

{23} Мельников Николай Игнатьевич, 09.05.1921 г.р., ., 303 бап 55 бад 19 бак ДВФ, летчик, ст. лейтенант.

30.09.1945 Медаль «За победу над Японией»
20.06.1949 Медаль «За боевые заслуги»
----------------------------------------

{24} Сущенко Василий Федорович, 22.01.1914 г.р., 33 ад 19 бак, пилот Ли-2, ст. лейтенант.

31.08.1945 Орден Красной Звезды, приказ подразделения 33 бад 19 бак №: 157/н от 31.08.1945

Старший лейтенант Сущенко за период войны с Японией с 9 по 23 августа 1945 года все боевые задания командования выполнил успешно. При перебазировании дивизии на аэродроме Воздвиженка и обратно на аэродром Кокшаровка совершил 28 рейсов с личным составом и грузами с общим налетом 38 часов.

19 августа от штаба 9 ВА получил задание перебросить воздушный десант на аэродром Харбин. На борту находился заместитель начальника отдела контрразведки фронта и с ним 26 человек. Задачу выполнил отлично с налетом 6 часов 20 минут.

21 августа с генералом Виноградовым и командирами дивизий производил посадки на аэродромах береговой черты с общим налетом 7 часов. 23 августа перебросил приводную станцию и другие грузы на аэродром Кхуцина и Перетычиха с налетом 7 часов 38 минут.

Не взирая на плохие метеоусловия (10-ти балльная облачность и грозовые разряды) тов. Сущенко точно приводил свой самолет в указанный пункт. Большую работу выполнил по вывозке летного состава, севших вынужденно после выполнения боевых заданий.

Тов. Сущенко за время боевых действий совершил 72 вылета с общим налетом 63 часа 30 минут без каких-либо летных происшествий, проявив мужество, смелость и настойчивость в выполнении боевых заданий командования.

За успешное выполнение поставленных боевых задач достоин награждения правительственной наградой орденом «Красной Звезды».

05.11.1946 Медаль «За боевые заслуги»
---------------------------------

{25} Кулаков Семен Филатович, 01.09.1909 г.р., 10 дбап 33 авд 9 ВА, капитан.

03.11.1944 Медаль «За боевые заслуги»
09.05.1945 Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.»

15.09.1945 Орден Отечественной войны I степени, Приказ подразделения ВС 9 ВА №: 155 от: 15.09.1945

Капитан Кулаков хорошо подготовленный зам. командира полка, обладает хорошими организаторскими способностями и отличной техникой пилотирования, летает днем и ночью в любых условиях. В войне против японских захватчиков совершил четыре успешных боевых вылета: первый на Хулинский укрепрайон, второй на Дунинский укрепрайон, третий на промышленный центр Муданьцзян, четвертый на разведку южной части Сахалина. Полет проходил в сложных метеоусловиях продолжительностью 8 часов без посадки и большую часть маршрута над морем. Несмотря на трудность полета, атаку истребителей и обстрел огнем ЗА задание выполнено успешно. Фотоснимки подтвердили отличное выполнение поставленной задачи.

Вывод: капитан Кулаков достоин награждения орденом «Красного Знамени».

Награжден орденом «Отечественной войны I степени».

30.09.1945 Медаль «За победу над Японией»
30.04.1947 Орден Красной Звезды
13.06.1952 Орден Красного Знамени
22.02.1955 Орден Красного Знамени
------------------------------------

{26} Румянцев Василий Николаевич, 18.11.1922 г.р., 10 бап 33 авд, летчик, капитан.

30.09.1945 Медаль «За победу над Японией»
13.06.1952 Медаль «За боевые заслуги»
30.12.1956 Орден Красной Звезды
---------------------------------

{27} Ломия Николай Давыдович, 02.10.1916 г.р.,

31.08.1945 Орден Красной Звезды, приказ подразделения 33 бад 19 бак №: 157/н от 31.08.1945

За 6 боевых вылетов. Выполняя боевые задания по разгрому японских милитаристов показал себя преданным партии Ленина – Сталина и Социалистической Родине. В трудных условиях метеообстановки произвел два ночных вылета, показав при этом беспримерную отвагу и подлинную преданность в выполнении поставленной боевой задачи.

Выполняя дневные полеты по укрепрайону и гор. Муданьцзян также с честью выполнил поставленную боевую задачу, особо проявлено мужество при выполнении специального задания сбрасывания листовок и разведки аэродромов в Корее, где со стороны командира экипажа была проявлена настойчивость и упорство в доведении боевой задачи до конца.

Вывод: достоин награждения орденом «Отечественной войны I степени».

Награжден орденом Красной Звезды

03.09.1945 Медаль «За победу над Японией»
15.11.1950 Медаль «За боевые заслуги»
30.12.1956 Орден Красной Звезды
---------------------------------

{28} Кошкин Александр Васильевич, 20.08.1919 г.р., 290 дбап 9 ВА, командир АЭ, капитан.

15.09.1945 Орден Отечественной войны I степени, приказ подразделения ВС 9 ВА №: 155 от 15.09.1945

Тов. Кошкин с первого дня войны с японскими самураями принял активное участие в нанесении грозного бомбардировочного удара по глубоким тылам и узлам сопротивления зарвавшихся захватчиков. Тов. Кошкин произвел два успешных боевых вылета ночью в условиях 10 балльной облачности и грозовой деятельности по бомбардированию г. Харбин и столицы Маньчжурии г. Чанчунь. В эти боевые вылеты тов. Кошкин сбросил на врага 2000 кг бомб, находясь в воздухе 11 часов 05 минут.

В условиях дня тов. Кошкин совершил два успешных боевых вылета на узлы сопротивления противника в городах Муданьцзян и Шиминза с общим налетом 5 часов 20 минут и один успешный боевой вылет по фотографированию аэродромов противника в центральной части острова Сахалин.

Вывод: тов. Кошкин запять успешно выполненных боевых вылетов достоин представлению к правительственной награде ордену «Красного Знамени».

Награжден орденом «Отечественной войны I степени».

30.09.1945 Медаль «За победу над Японией»
24.06.1948 Медаль «За боевые заслуги»
03.11.1953 Орден Красной Звезды
04.06.1955 Орден Красной Звезды
14.08.1957 Орден Красного Знамени
----------------------------------

{29} Дудченко Алексей Федорович, 27.12.1908 г.р., 290 дбап 33 авд 9 ВА, командир полка, майор.
03.11.1944 Медаль «За боевые заслуги»
30.04.1945 Орден Красной Звезды
09.05.1945 Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.»
30.09.1945 Орден Красного Знамени, приказ подразделения ВС 9 ВА №: 183 от 30.09.1945 г.
Из наградного листа: «За период военных действий в боях с японским империализмом с 9 по 20 августа 1945 года майор Дудченко лично совершил 6 боевых вылетов на самолете Ил-4 в условиях дня на бомбардирование промышленных объектов Маньчжурии с боевым налетом 16 часов 52 минуты. Все боевые вылеты несмотря на тяжелые метеорологические условия и противодействие ИА и ЗА противника выполнены отлично. В результате нанесен большой урон противнику в живой силе и технике.

Полк майора Дудченко за период боев совершил 29 боевых вылетов ночью с боевым налетом 132 часа 23 минуты в условиях фронтальной грозовой деятельности и 10-ти балльной облачности. 61 самолетовылетов днем с боевым налетом 172 часа 22 минуты на бомбардирование городов: Харбин, Чанчунь, Хутоу, Санчагоу и Муданьцзян. Личный состав полка под командованием майора Дудченко с поставленными боевыми задачами, как днем, так и ночью, справился успешно без тяжелых чрезвычайных происшествий.

Вывод: майор Дудченко за успешное выполнение заданий командования на фронте борьбы с японскими самураями достоин награждения правительственной наградой орденом «Красного Знамени».

30.09.1945 Медаль «За победу над Японией»
17.05.1951 Орден Красного Знамени
22.02.1955 Орден Красной Звезды
30.12.1956 Орден Ленина
---------------------------------

{30} Шульженко Константин Иванович, 06.06.1918 г.р., 290 дбап 33 бад, командир звена, лейтенант.
31.08.1945 Орден Красной Звезды, приказ подразделения 33 бад 19 бак №: 157/н от 31.08.1945

Из наградного листа: «Тов. Шульженко на Дальнем Востоке с 1941 года, упорным трудом, изучая опыт отечественной войны в сложной обстановке Дальнего Востока и Забайкалья вырос до командира звена, хорошо овладел пилотированием самолета Ил-4 в условиях дня и ночи в сложных метеоусловиях. Воспитал в себе требовательного дисциплинированного командира звена, способного выполнять поставленную боевую задачу.

За период с 9 по 16 августа 1945 года в войне против Японского агрессора т. Шульженко сделал четыре боевых вылета, из них один ночью в сложных метеоусловиях на военно-промышленный административный центр Маньчжурии гор. Харбин и три вылета в условиях дня в составе девятки по оборонительным рубежам и узлу сопротивления японцев. Все задания выполнены успешно.

Вывод: за четыре успешных выполненных боевых вылета по оборонительным рубежам, узлу сопротивления японцев и на… гор. Харбин
В условиях ночи, тов. Шульженко достоин представления к правительственной награде орденом «Красная звезда».

30.09.1945 Медаль «За победу над Японией»
15.11.1950 Медаль «За боевые заслуги»
26.10.1955 Орден Красной Звезды
14.05.1956 Орден Красной Звезды
16.10.1957 Орден Красного Знамени
------------------------------------------