Четыре вилки

Эдуард Саволайнен
"One silver dollar, bright silver dollar,
Changing hands, changing hands” 

  В конце 60-х  неожиданно  обнаружилось , что у нашей советской финской семьи полно  родственников.  Большая часть в Финляндии,  еще есть в Швеции и в Канаде.  От них стали  приходить письма в иноземных конвертах из качественной плотной бумаги. Некоторые конверты вскрывались ещё до нас, но, видимо, неизменно разочаровывали  читателей.  Это было видно по тому, как  нетерпеливо  были вскрыты конверты и как небрежно   заметались следы одной  каплей  клея.   Главной ценностью для меня в этих письмах  были  почтовые марки.  Я отклеивал  их над чайником паром,  сдавливал утюгом  и сушил на батарее.  Так я стал филателистом  с малой, но эксклюзивной коллекцией финских марок.   Я мог бесконечно  рассматривать  почтовые марки  в детстве  - они были маленькими  окнами в другой яркий мир, в другую неведомую мне  жизнь.   
  Это была  хрущевская оттепель. Почему-то  оказалось, что людей можно не только впускать в СССР, но и, страшно подумать, выпускать из СССР!   До этого границы держали  на замке крепко .  Пограничники  думали, что  они защищают  своих  от врагов. Позже  до некоторых дошло, что как раз  наоборот- они защищали  врагов от своих. Загранпаспорта  и выездные визы  оставались  в силе. Специальное ведомство  решало , кто благонадежен, а  кто нет.   
  В те времена  вереницей  хлынули к нам родственники  из Финляндии. Ленинград находился близко,  они приезжали на поезде или на машинах, иногда  по 2-3 делегации за летний  сезон.  Мне, ребёнку, особенно нравилось,  когда на машине.  Импортная машина с финскими номерами, припаркованная  возле помойки напротив ,  заставляла останавливаться  прохожих,  возле неё крутились мальчишки. Родственники каждый раз привозили мне целый пакет  жвачки.  Я важничал,  набивал жвачкой  рот  и выходил во двор. Была проблема с утилизацией , отработанная  жвачка казалась  совершенно новой на вид,  рука не поднималась выбросить такую ценность. 
  Тогда , благодаря финским родственникам,  я заработал во дворе свои первые деньги. В то время советские граждане мылись мылом, шампуней не было.  Бедным советским родственникам полагалось привозить  шампунь сумками.   Бутылочки из мягкой пластмассы  были ходовым товаром,  из них получались отличные брызгалки. Брызгалки  бойко  расходились во дворе  по рублю штука.  Когда во дворе возник  неудовлетворенный спрос,  я слил разные  шампуни  в стеклянную банку и продал пластиковые бутылки .  За это  мать устроила мне взбучку,  но отец, кажется, остался  доволен  предпринимательской  смекалкой  8-летнего  сына.               
  В 1969  поехали в первое  двухнедельное  турне по финским родственникам мои родители.  Мать была довольна привезенными вещами , а  отец обилием  привезенных   баек.  Среди этих  удобных,  диковинных  и  вкусно пахнущих вещей находились  6 вилок. В фирменной упаковке  финского  бренда Hackman,  из нержавейки.   Они меня очень заинтересовали .  «Обращайся с ними  осторожно,  вилки стоили почти как джинсы!»- предупредила мать. «Как джинсы, ни фига себе!»- думал я,  грея вилку  в детской  ладони. Не хотелось с ней расставаться.  Сначала  мать планировала  сервировать финскими вилками стол для гостей,  но я за столом каждый раз  требовал  финскую  вилку.  Очень уж она выигрывала по сравнению  с советскими мельхиоровыми вилами.  Поэтому сначала одна, а потом  и все 6  вилок, поселились в выдвижном ящике стола на маленькой кухне.
  Шли годы. Мать умерла  молодой , в 1983 г. Отец уехал в Москву, разменял квартиру. Я забрал  любимые  вилки с собой. В тот год я  кончил институт, но вместо карьеры начал скитаться. Куда бы я ни ездил, я брал одну вилку с собой . Кольский, Сибирь, Киргизия, Чукотка, Алтай. Солдаты в армии прятали в голенище  сапог ложку, а я таскал с собой в  рюкзаке вилку. Однажды я сел на вилку , которая была в заднем кармане. От этого в штанах получились дырки и болели 4 укола на заднице. В 1988 г я уехал на Камчатку, вилки со мной. Поселился в заповеднике, вилки со мной. В 1990 году  одна вилка укатила в Тюмень. В наше отсутствие два дня на нашем  кордоне гостили  туристы из  Тюмени. Они оставили нам письмо, благодарили. Кому то из ребят понравилась моя  вилка. Компенсация была вполне достаточная: туристы оставили нам кулёк вкусных конфет.   
  В 1991 г была миграция с Камчатки в Финляндию, 5 вилок  были со мной. На границе произошла заминка. Я уезжал в Финляндию по одноразовой недельной визе в автобусе, полном  пьяных финских туристов. Я  был трезвый, у меня был паспорт  СССР, выданный  на Камчатке и у меня был залатанный, видавший виды жёлтый рюкзак.  Не удивительно, что именно я угодил под раздачу. Русская таможня заставила вывалить содержимое рюкзака и карманов на стол. В рюкзаке была только старая одежда, стоптанные сандалии, Кастанеда в самиздате, и 5 вилок.  Таможенник  открыл папку, брезгливо поморщился и завязал шнурки. Его заинтересовали вилки. «А вилки зачем  везешь? Они не из золота? Ты что, с концами  едешь? Билет в один конец, так это называется? У тебя ведь временная виза стоит» - плющил  таможенник  странную птицу. «Это финские вилки. Они уже посмотрели мир,  теперь хотят  вернуться  на родину» - я мрачно наблюдал, как он крутит в мясистых красных  руках мою любимую вилку.
  За первые 10 лет жизни в Финляндии я пережил 9 переездов. Видимо в один из переездов стаю покинула ещё одна вилка. В 1999 г. я обосновался в финской глуши.   В какой-то момент 4-х вилок стало не хватать, у них появились сёстры, ещё 6 вилок той же фирмы Hackman. Несмотря на это, каждый раз, когда моя рука тянется в ящик стола, она машинально выбирает старую вилку. Ту, которая уже 50 лет исправно меня кормит.         
  Может быть в этой истории не было бы ничего примечательного, если бы не одно обстоятельство. Я совершенно не умею хранить ничего, кроме историй. Мне совсем не свойственно бережное обращение с вещами. Я даже не сохранил фотографий, оставив их где то на обочине жизни. С одеждой, например, я поступаю просто. Каждый год  делаю ревизию в шкафу. Если вещь не использовалась в течении года, значит она не нужна. Она  без сожалений оказывается в мешке и на следующий день в  «африканском контейнере».  Такие  стоят у нас возле супермаркетов,  помощь second hand  для стран Африки. 
   Недавно, во время прогулки в финском городе, девушка предложила сделать  татуировку. «Вы, наверно, ошиблись, разве мужчины моего возраста делают татуировки? Их делает молодежь. Но мода эта, я думаю, скоро пройдёт. Но вы и тогда не останетесь без работы: будете выводить с кожи клиентов свои же  татуировки. Типа вход - евро, выход - два» - пытался отбить я атаку. «А я вот прямо вижу,  как клёво будет смотреться на Вас  небольшая, скромная татуировка» - не сдавалась девица.  «Ну разве что четыре вилки» - подумал я про себя.
..............................