Правда о Рябе

Старый Ирвин Эллисон
   Всемирная история — это всемирный суд.
   Ф. Шиллер.

   Жили-были дед да баба. И была у них Курочка Ряба. Снесла курочка яичко, да не простое - золотое. Дед бил - не разбил. Баба била - не разбила. А мышка бежала, хвостиком махнула, яичко упало и разбилось. Плачет дед, плачет баба, и говорит им Курочка Ряба: "Не плачь, дед, не плачь, баба: снесу вам новое яичко не золотое, а простое!.
   Эта сказка известна всем, трактовок уйма. приведу самые значимые:
   1)дед и баба были такие глупые, что не оценили, что яйцо золотое, и просто хотели его разбить, как обычное;
   2)естественно, в сказке есть иносказание и "скрытый смысл" (любимая утка разных мошенников и искателей выгоды через дешёвую популярность, когда конкретно нечего сказать);
   3)на то и сказка, чтоб учить детей золотые яйца не бить.
   Все эти трактовки, как и многие исторические оценки, делаются с главной ошибкой всех историков и толкователей - оценка кого-то и чего-то без целостной оценки времени, в которое что-то происходило (написано, создано и пр.). Так вот, пытающиеся выставить крестьянина "тёмным и глупым" забывают, как тот жил. Дело в том, что тогда жили общиной или миром, как тогда это явление называли, а ввели такой порядок, чтобы все бунты и пр. неповиновение угнетающему классу легко подавлялись силами самих же односельчан, ибо за одного при общине отвечали все.
   Истово поощрялись доносы и взаимные склоки, что сражу породило к "стукачам" особую ненависть. Отсюда и презрительно-агрессивное отношение к "выскочкам", и слежка друг за другом, за личной жизнью в частности. Поэтому при жестоком угнетении было так мало побегов и мятежей, мятежников и беглых задерживали и сдавали на жестокую расправу свои же односельчане, что рождало взаимную ненависть друг к другу.
   У носителей такого менталитета семейные неурядицы и мелкое воровство становились нормой жизни. потому как за крупное могли выдать свои же, случайно увидевшие "золотое яичко" в доме у соседей. Кстати, и сам обычай гостеприимства и "соседства" тоже по той же причине появился, таким образом односельчане много знали о быте друг друга, что давало при удобном случае больше шансов на хороший донос на "выскочку". Взаимные подозрения и грызня мешала объединиться против угнетателя, что и родило так называемую разобщённость и вороватость, а высокие требования всех угнетателей родили так называемую "русскую лень", которая является таковой совершенно у всех народов, где долго насаждалась "общинность" или работодатели всегда требовали от работников сильно многого.
   С вороватостью у всех таких народов то же самое, но из-за тотальной слежки от слишком дорогого "подарка" старались скорее избавляться за минимум выгоды (чтоб не "спалили"), отсюда и родилась поговорка "Не радуйся, дурак, удаче, пока фортуна ищет сдачи". То есть, от большого количества "халявы" избавлялись по максимуму быстро и тихо, но из-за тяжести жизни и голода (который пропал в той же России только после 1940-х годов, а в "передовых" США с Францией и после 1950-х) любовь к халяве и стяжательству по мелочи обязательно имеется у всех "общинников" (живущие общинами крестьяне стран Третьего мира, например, имеют "русские" черты ещё больше, чем наблюдается в России, если туристы не врут) из-за большего голода и необразованности.
   Так что поведение деда и бабы становится очевидным и вполне здравым в реалиях того времени - избавиться от слишком дорогой халявы, которую им некуда сбыть и которая может принести одни проблемы, а плакали от того, что так и не смогли на этом нажиться. Поэтому не следует чваниться перед людьми прошлого. не поняв их мотивов и уклада жизни.