Прерванная жизнь. Размышления над Бытием

Галина Айзенштадт
  В поселке под Иерусалимом покончила с собой пара пожилых русскоязычных супругов, которым перевалило за восемьдесят.
  У пары двое детей и четверо внуков, которым они оставили письма, а внукам еще и подарки.
  Содержание писем не стало достоянием гласности, так что неизвестна причина, которая заставила их добровольно уйти из жизни.
  В Израиле это вовсе не исключительный случай, но чаще всего сводят счеты коренные израильтяне,- во всяком случае об этом можно судить по публикациям в СМИ.
  Впрочем, это явление характерно не только для Израиля. Если верить статистике ВОЗ, в мире ежегодно оканчивают жизнь самоубийством более миллиона человек, а десять-двадцать миллионов предпринимали попытки самоубийства, но неудачно.
  И если верить статистике, то по числу самоубийц Россия занимает второе место, а среди самоубийств среди пожилых и подростков даже первое.
  Трудно сказать, насколько можно верить такой статистике, особенно если учесть, что ее выдает весьма неавторитетная ВОЗ.
  Известно, что все религии считают самоубийство грехом, который нельзя простить.
  В иудаизме самоубийство называют даже большим грехом, чем убийство человека, потому что это "посягательство на концепцию Божественного воздаяния и всемогущество Бога".
  В христианском понимании - самоубийство не просто грех, "но единственный грех, в котором невозможно раскаяться и получить прощение от Бога и спасение души".
  Даже есть мнение, что Иуду Искариота, раскаявшегося в предательстве, и покончившего с собой, следует больше осуждать за самоубийство, нежели за предательство.
  В исламе взгляд на самоубийц практически тождественен иудаистскому. По убеждению одного из имамов, Муслима, чем бы не убил себя самоубийца,- чем-то "металлическим", ядом или сбросился с горы,- гореть ему в аду вечно.
  Эзотерики же считают, что каждый человек на Земле рождается "с определенным заданием, касающемся его личного, духовного развития".
  Душа его, утверждают эзотерики, до воплощения на Земле, знает об этом, но потом, когда "одевается" в тело, забывает об этом.
  Каждому человеку определен свой срок жизни, и если он прерывает его насильственно, то зависает между небом и землей, пока не доживает предназначенный срок до конца.
  Но вот что любопытно. Многие греческие и римские философы, правители, военачальники Римской империи оканчивали жизнь самоубийством.
  Список этот - добровольно-принужденных самоубийц(были и такие в пору Римской империи)- просто поражает. А ведь считается, что они о "небесном мире" знали несравненно больше, чем ныне живущие, и были чуть ли не напрямую с ним связаны.
  Специалисты по иудаизму отмечают, что в Талмуде, который был написан в изгнании после завоевания Иудейского царства римлянами, нет прямого запрета на самоубийство.
  Бывают и самоубийства "оправданные", как, например, библейского Самсона.
  В христианстве "с пониманием" относятся к тем, кто-то покончил жизнь самоубийством в Гулаге или фашистском застенке.
  Патриарх Алексий второй разрешил поминовение Марины Цветаевой, "учитывая  то невыносимое нравственное терзание, в котором она принимала это решение".
  Недавно в России покончил жизнь самоубийством философ марксистско-ленинской школы Лев Науменко, чью предсмертную записку предали гласности. "Слепну, глохну, теряю остатки памяти. Я уже никому не нужен, да и мне уже никто не нужен".
  Если бы он умер естественной смертью, никто бы, вероятно, не обратил на это особого внимания.
  Но - "покончил самоубийством"!
  И мы сразу вздрагиваем от одного произнесения этой фразы. И что-то внутри нас непроизвольно сжимается. Вероятно, потому, что даже на неверующих действуют религиозные запреты и осуждения.
  Между тем, ведущие религии утверждают, что Бог ни к чему человека не принуждает, а предоставляет ему полную свободу действий.
  И в то же время сковывают его не столько моральными запретами, сколько страхом перед Богом. Согрешил,- сам виноват.
  Просил помощи у Бога и не получил,- тоже сам виноват, значит, недостоин оказался, должен, прежде всего, сам позаботиться о себе.
  Вот и решает каждый свою судьбу, как может. Так стоит ли порицать и осуждать людей, прервавших свою жизнь по собственной воле?
  В конце концов это их жизнь, и они распорядились ею, как смогли и хотели.