Семь радуг детства. Часть 26

Ирена Панченко
         УРОКИ ЖИЗНИ
         А у нас  снова появился новый жилец – кошка. Прибилась сама, и мама не смогла её прогнать – пусть живёт.
Кошка была чёрная, белым у него был только воротничок.  С нею мне стало веселее. Но вскоре мы поняли: кошка ждёт котят, может, потому её  и выгнали хозяева, еды и людям было не густо, особенно если не держали корову или хотя бы козу.. Спустя месяц она родила  четверых голеньких малышей. Когда я пришла из школы,  в уголке за печкой увидела только одного. Он был весь чёрный.
 
     Рос котёнок быстро, был очень живой и шаловливый. Мы с ним подружились. Когда я готовила уроки, он  забирался ко мне на колени, и  тогда приходилось выполнять не только письменные, но и устные задания, если я забывала запастись очередной книгой, чтобы почитать. Котёнок грел мне колени, да и сгонять его было жалко,  вообще с ним было уютно. мы Вместе с ним  я  уносилась в другие города и страны. Правда, он во время этих путешествий крепко спал, зато ночью устраивал гонки по комнате, но мы все крепко спали.

   Кошка  исчезла куда-то, как будто и прибилась к нам, только для того, чтобы родить котят. Может она вообще была уличной, или попала под машину. А может папа отвёз  её на ферму – там молока-то  ей  всякий  нальёт.
  Мы с котёнком крепко подружились. Когда мама не видела, я могла дать ему даже полакать супа из моей  тарелки..

    Всё  закончилось неожиданно. Как-то вечером мы с котёнком поели из одной тарелки.  Он сел на лавку и вдруг как  заорёт! Спрыгнул на пол  и куда-то побежал. Время было позднее, пора спать.
   Утром котёнок не появился. Я даже в сенцы вышла, позвала – не отзывается. Может на улицу выбежал?
   И тут мама позвала меня. То, что я увидела, было ужасно. Она вытаскивала из  подпечья  ухват, чтобы  поставить в печь чугунок со щами к обеду. А на нём – мёртвый котёнок. Только  он был не чёрный, а  весь белый. Мы с мамой были в ужасе: его тельце всё   было покрыто острицами- это такие  маленькие  червячки , они  и у людей водятся. У нас после войны тоже были, бабушка выгоняли их какими-то настойками. Видно, и  кошка была ими больна!

   Хорошо, что мама ни разу не видела, как котёнок ел из моей тарелки! Она бы тут же стала лечить меня противными настойками, а то к врачу  повела –  позорище какое! Но я не заболела!  Однако  этот случай так испугал меня, что после него кого бы из животных я ни погладила,  тут же бежала мыть руки. Урок на всю жизнь!
   Я по-прежнему много времени отводила чтению книг.  И на уроках  тоже  умудрялась читать. Для этого   специально раскачивала крышку парты, чтобы расширить щёлку, и, придерживая книгу одной рукой, медленно, но читала строчку за строчкой. Иногда учителя ловили меня на  этом преступлении. Но я-то  ушки держала на макушке: книгу читала, но учителя слушала.

  - Ира, встань! О чём я сейчас говорила? – грозно спрашивала   учительница, застав меня за таким занятием. А я тут же повторяла последнюю её фразу! Правда, иногда всё же  книгу вылавливали, но я не тужила: вечером её вернут в библиотеку, и я смогу  дочитать.   
     Осенью  к нам приехала в гости из Краславы бабушка Елизавета. Она до Омска несколько дней добиралась поездом, а из Омска к нам – на попутной машине. Мама ей написала в  письме, что другого транспорта нет. Катер, который ходил к нам летом по Иртышу, закончил  сезон.

    Бабушка приехала с огромным картонным чемоданом. Сама маленькая, а чемодан большой и очень тяжёлый. Что она привела?  Яблоки! Здесь такие не росли. Большие, пахучие, сочные! Это был праздник: наш дом целую неделю пах яблоками!
   Эту бабушку мы с детства любили больше, чем Аделю, которая с дядей Витей жила где-то во втором отделении совхоза. Они к нам не приезжали, ведь та бабушка не могла простить маме,  что она не захотела жить вместе.

  Ядя  в том году уже  не жила дома. Школа была семилетняя, и ей пришлось поехать учиться в районный центр – в Саргатку. Она приезжала по выходным дням. Им – всем, кто захотел дальше учиться, приходилось туго. Там они жили  на квартирах, а в субботу вечером отправлялись к родителям в совхоз. Это ни много, ни мало, а двадцать пять километров.

  А на следующий день – в обратный путь! И так каждую неделю, а   иначе  -  что есть будешь? Деньги родители редко давали  - только на оплату жилья, да копейки водителю, если повезёт найти попутку.   Хорошо, если попутная машина находилась, а если нет – пешком. Зимой всегда шли гурьбой, мальчишки и девчонки, потому что по вечерам  их сопровождали волки. Тогда все начинали громко петь или кричать, чтобы  отогнать стаю. К счастью, за три года учёбы никто не пострадал.

  Ядя тоже была рада бабушке и яблокам. К тому же бабушка привезла нам с ней «метрики» - свидетельства о рождении. Она не доверила их почте, потому и приехала. Яде скоро поступать учиться дальше, без документов никак нельзя. Ещё она привезла известие, что мамина сестра тётя Маша и её муж дядя Володя – он был директором авиационного завода в Кубинке, что под Москвой, а это, считай, генеральская должность, он многое может сделать для нас,  вот и хлопочут, чтобы признать родителей невиновными.  Приезд бабушки стал главным событием года. 
   Вот так всегда: не успеешь порадоваться жизни, как обязательно случится что-то  плохое. Заболела водянкой бабушка Аделя, и её привезли к нам.  Теперь она лежала на кровати, на которой спали  мы с Ядей. Мне  пришлось перебраться на печку.

    Продолжение следует...