Командировка

Владимир Гайсинский
Командировка

Случилось это в 1982 году, уже после смерти "дорогого Леонида Ильича Брежнева". Мне предстояла командировка в Волгоград. Накануне отъезда позвонил мой хороший знакомый и попросил передать посылку своему фронтовому другу. Вещей у меня было немного, отчего же не помочь, - и я согласился. Приехав в Волгоград, устроился в гостинице и сразу отправился по своим командировочным делам. Поскольку командировка была связана с обменом передового опыта в области строительства и новых строительных материалов, я надеялся побывать на строительных объектах, но мой пыл сразу же остудил начальник строительного управления, когда узнал откуда я приехал. Выяснилось, что ни опыт строительства, ни те материалы для наших условий с повышенной сейсмикой - не подходят. Составив краткий отчёт и заверив его у начальника, всё оставшееся время я посвятил осмотру города. Конечно, побывал на Мамаевом кургане и у знаменитой мельницы, где до сих пор нельзя без содрогания смотреть на кирпичную кладку, всю изрешеченную пулями и осколками снарядов.

Только на третий день я сумел выбраться к фронтовому другу моего знакомого. Купив по дороге бутылку водки и захватив посылку, отправился по адресу, который мне вручил мой знакомый. Меня встретил пожилой человек на костылях, в квартире, которая никак не отвечала тем заслугам и потребностям фронтовика-инвалида, ниже уровня тротуара, нечто среднее между первым этажом и полуподвальным помещением. Из его окон хорошо были видны только ноги прохожих. Старику, а именно так я воспринимал хозяина квартиры, было трудно что-либо приготовить, он выставил на стол варёную колбасу, селёдку, солёную капусту и варёную картошку, мы разлили водку по рюмкам, выпили и начали разговор.

- Знаешь, сейчас очень много пишут о войне, и ведь пишут люди, которые на войне не были и её не знают. Много вымысла, мифов, да и просто вранья. Но страшнее всего, что это преподносится, как историческая правда. А правда заключается в том, что до войны был почти полностью уничтожен высший комсостав Красной Армии. Кто был расстрелян, а кто сидел. Сидел и Жуков, и Рокоссовский, и Конев, и ещё многие, всё видные военачальники. Но  около полугода перед войной и в самом её начале - Жуков возглавлял Генеральный Штаб. И невозможно понять, почему за эти месяцы, когда война уже неотвратимо нависла над страной, о чём свидетельствовали сводки его собственного разведуправления, он не разработал не только концепцию отражения противника, но и сколько-нибудь вразумительную тактику на случай внезапного нападения врага. Поэтому вину за растерянность, неразбериху и неудачи первых дней войны должны разделить Сталин и Жуков, начальник Генштаба.               
Конечно, я понимаю, легко рассуждать сейчас, а тогда… ведь это до маразма доходило… "В последнее время многие работники поддаются на наглые провокации и сеют панику. Секретных сотрудников за систематическую дезинформацию стереть в лагерную пыль, как пособников международных провокаторов, желающих поссорить нас с Германией. Л.Берия. 21 июня 1941 года." За неделю до начала войны из передач лондонского радио уже знали, что немцы вот-вот нападут на Советский Союз. Тем не менее, ежедневно в Германию уходили эшелоны с продовольствием и сырьём. Последний эшелон проследовал через границу вечером 21 июня.               
Я уж не говорю, в каком печальном состоянии находилась армия к началу войны: недокомплект командных кадров, командиры взводов и рот имели полугодовую подготовку, подготовка лётчиков 50 часов налёта. Тогда как в Германии - 400 часов. Исправной бронетехники только 70%, нехватка миномётов, ПВО охраняемых объектов в запущенном состоянии, а уж разведка… пожалуй, самое слабое звено наркомата обороны. Об этом доложил Сталину Нарком обороны Тимошенко. Только 22 июня в 12 часов выступил Молотов с сообщением о начале войны, а война уже шла 8 часов, после падения Минска 29 июня Сталин произнёс следующую фразу: "Ленин оставил нам великое наследство, а мы его просрали!"               
Знаешь, из-за этой неподготовленности сотни тысяч оказались в окружении и были убиты, а те, кто вышел к своим - были расстреляны уже своими, как трусы и предатели. Ты вот ходишь по нашему городу, смотришь на город, возрождённый –красивый, и даже не знаешь, кто его освобождал.

Ну уж нет. Это я знал, только что с триумфом прошёл фильм Озерова "Освобождение", где М. Ульянов, исполняющий роль Жукова, давал команды.

- Вот тебе и очередной миф. В разгроме Сталинградской группировки противника решающая роль принадлежит Рокоссовскому, в освобожденный Сталинград первыми вошли танкисты под командованием еврея Драгунского, Жуков же в это время был в Москве.

Старик ещё долго рассказывал. О вранье и подтасовках, о "героических" деяниях политрука "маршала Брежнева", лепившего себе на пиджаки все награды, какие только существовали в то время, и многое другое, о чём я даже не догадывался.
- Знаешь, кто главный победитель в этой войне? Простой советский солдат, женщина с истёртыми в кровь руками, роющая окопы, пацаны зелёные-сопливые, которые в свои 10-12 стояли у станков. Вот им и надо было давать награды. Видишь, как меня наградили, какие хоромы мне вручили, а у многих моих боевых товарищей и этого нет, живут в бараках и коммуналках.

Старик взглянул на меня, и я увидел в глазах его слёзы. С тяжелым сердцем уходил я от него, понимая, что ещё долго не услышу правду.

Сегодня, когда уже 2020 год, то есть, 75 лет, как закончилась война, мне горько и больно смотреть на них, людей преклонного возраста, так и ютящихся в древних деревянных бараках, без удобств и отопления, на фоне роскошных замков правительственных чинуш. А ещё более неприятно, когда известный писатель Д. Рубина позволяет себе строчки "Огромные стада ветеранов, могучее племя вымирающих динозавров, спустилось на водопой. У каждого амбиции, каждый пятый брал Берлин, каждый пятидесятый - кавалер всех орденов, каждый трёхсотый - Герой Советского Союза. Все пишут воспоминания." Уж не тебе ли писать воспоминания, девочке в белых гольфиках, с папкой музыкальной школы, которая не только войны, но и послевоенного времени не нюхала. Такие, как ты - и рождают мифы и ложь, мажа всех грязью. И грязь, и ложь эту активно подхватывают такие авторы, как Н. Сванидзе, тоже человек послевоенного поколения, утверждающий, что Прагу освобождали власовцы, активно сотрудничающие с немцами.

Подлинных ветеранов осталось не так много, и только они могут рассказать правду. Вот вам ещё один миф, придуманный журналистом А. Кривицким, миф, который стал исторической "правдой". Осенью сорок первого года, когда немцы подошли вплотную к Москве на пути германских танков в районе Дубосеково встала группа бойцов, вскоре ставшей знаменитой Панфиловской дивизией. Политрук Клочков произнёс легендарные слова: "Велика Россия, а отступать нам некуда - позади Москва!" Ценой собственных жизней они танки не пропустили, и все 28 человек погибли. Погибли, да не все, а двое даже перешли на сторону врага. Да и вообще никто из жителей разъезда Дубосеково не вспомнил о каких-то танках и боях, а когда коллеги по цеху взяли Кривицкого в оборот, он вскочил и, потрясая брошюрой, крикнул: "Говорите, что хотите, но через двадцать пять лет эта "говённая книжка", как вы её назвали, станет первоисточником!"

Стала. И вот уже вновь создан художественный фильм о бессмертном подвиге Панфиловцев. Неправда и миф, такие же, как сказка о том, как ненавидели воинов-освободителей в Варшаве, Праге, Вене и Бухаресте. Не надо плевать в сторону ветеранов. Кто, если не они, расскажет правду о войне без прикрас и мифов.
22 июня в 23 часа в войска была направлена директива Народного Комиссариата Обороны и Генерального штаба "Перейти в наступление против прорвавшегося на нашу территорию врага, отбросить его за госграницу и вести боевые действия на вражеской территории", а в 4 утра того же дня немцы бомбили Могилев-Подольский. Там в летних лагерях находился полк, политрук который бодро заявил: "Завтра в 8 часов утра будем пить чай в Берлине". И никто не задал ни одного вопроса, лишь один красноармеец усомнился: "Разве до Берлина так близко?" Это "близко" растянулось на четыре года кровавого месива и уничтожения людей. Знаете ли вы, что во время войны существовал национальный ценз на боевые награды, и если, например, подвиг совершал еврей, то вместо положенной ему награды, скажем, Ордена Солдатской Славы, ему могли вручить медаль За Отвагу. Зато придумывалось много героев, которых вовсе не существовало или их подвиги были не столь значимы.

Нас часто отправляют к архивным документам, забывая, что многие из них политизированы и не отражают реальности. Всем известна белорусская деревня Хатынь, но не многим известно, что уничтожена она не немцами, а 118-м батальоном украинской повстанческой армии. Также, как и тот факт, что из тысячи карателей, расстреливавших евреев в Бабьем яру, только триста было немцев, остальные - местные националисты, служившие фашистам. Почему же об этом стыдливо умалчивалось, почему была пропагандируема "Сталинская" война, война "Хрущёвская", "Брежневская"? Почему скрывались исторические факты, подтасовывалась история, искажалась реальность событий?

Так, может, хоть они, те немногочисленные очевидцы событий, расскажут правду о войне. Может, тогда недобитки Бандеры и Шушкевича, легионеры-латыши и прочая шваль перестанут устраивать факельные шествия с поднятыми в одиозном приветственном жесте рукой и криками "Хайль!" Я понимаю, героизация во время войны необходима, она воспитывает преданность родине, чувство патриотизма и т.д. но ведь необходима и историческая правда, вот новый фильм "Ржев", там сидят солдаты и пьют за победу. Но ведь во время войны никогда не пили за победу, пили только за окончание войны. Казалось бы, мелочь, но в этом - историческая правда, точнее, пренебрежение ею, истиной. И криком "За родину, за Сталина!" в бой поднимали солдат только политработники, а солдат шёл в бой за свою родину, которая ассоциировалась у него с его городом, деревней, где его ждала жена с малыми детками или любимая девушка, родители, друзья братья и сёстры - не эфирновещательные в надрыве, а свои, реально существующие и действительно кровные

75 лет минуло с того дня, когда окончилась война. Kак мало осталось тех, кто дожил до наших дней, ещё меньше тех, кто способен рассказать о ней правду, донести до нас горечь тех дней. Давайте же беречь их и слушать их правду.

*******************
При написании рассказа я использовал материалы и очерки ветерана ВОВ, члена союза писателей Израиля, лауреата премии имени Виктора Некрасова, Ефима Абелевича Гольбрайха, светлая вечная память.

Гайсинский В.А.               
Хайфа 7.05.2020

//