Actum atque tractatum или Интервью после карантина

Александр Хлупин
Все персонажи и ситуации, имеющие место в данном произведении, являются вымышленными. Любые совпадения с реальными людьми и ситуациями, являются случайными.

      Легко ли разговорить незнакомого человека? Смотря какого человека и с какой целью, говорите вы, и это, в общем-то, правильный ответ. Люди все разные по характеру и убеждениям. К тому же у каждого свои особые тараканы в голове. Поэтому построить разговор так, чтобы между собеседниками установилось взаимопонимание или, по крайней мере, возникло желание говорить дальше – немалое искусство. Если с родственниками, коллегами, продавцами в магазинах, сотрудниками сферы услуг и докторами мы вынуждены говорить, даже если нам этого не особо хочется, то разговорить постороннего, не имеющего к нам никакого отношения человека – это труд, причем колоссальный. А потому хороший интервьюер на вес золота.
       Да, в последнее время в сети появилось множество программ, в которых профессиональные журналисты, а также откровенные любители берут интервью, как у широко известных людей, так и у не очень известных. По большей части смотреть такие программы невозможно. А всё потому, что интервьюеру, как правило, не удаётся установить того самого необходимого контакта или удачно выстроить схему диалога. Также нельзя сбрасывать со счетов факторы симпатии и антипатии между людьми. Ведь если человек тебе хоть сколько-нибудь симпатичен, то и разговор с ним течёт, как речка, легко и свободно, не правда ли?
       Зная всё это Алекс с некоторым скепсисом отнёсся к предложению дать интервью. Девушка, относительно известный блогер и ведущая своей программы в сети, вышла на него с данным предложением, написав сообщение в мессенджере. Судя по аватарке - симпатичная. И главное – умеет писать фактически без ошибок и при этом вполне вразумительно, что сейчас встречается не так уж часто. Во многом по этой причине он и согласился встретиться с ней и побеседовать. А ещё потому, что хотелось интересного общения, которого так всем не хватало в период карантина. Всё-таки общение в сети и в реальности – абсолютно несоотносимые вещи. Важно видеть глаза собеседницы, ощущать запах её духов, слышать голос, не искаженный динамиками. Но внезапно нагрянувший в страну, а потом и в город вирус рассадил всех его жителей по домам, лишил возможности посещать даже парки, не говоря уже о кафе и культурных учреждениях. Так что люди вынуждены были долгое время общаться лишь посредством электронных сетей.
      И вот наконец-то свобода! Они договорились встретиться в симпатичном парке, на лавочке. Ещё несколько месяцев назад подобная встреча выглядела бы каким-то анахронизмом или признаком узости мышления. Какой может быть парк, когда в городе пруд пруди кафе, баров, ресторанов, клубов и антикафе, причём на любой вкус! Но пандемия внесла свои коррективы в восприятие людей. Насидевшись до одури по квартирам, люди были рады прогулкам в ближайшем к дому сквере или парке, как раньше радовались заграничной поездке.
      А вот и она. Действительно симпатичная, даже можно сказать красивая. Одета в элегантное полупальто терракотового цвета. Густые смоляные волосы вьются ниже хрупких плеч. Очки в тонкой оправе, за которыми скрываются зелёные глаза, глядящие внимательно, оценивающе.
     - Добрый день, Алекс! – в реальности её голос оказался ещё более приятным, чем из компьютерных динамиков.
     - Добрый день, Екатерина!
     - Спасибо, что согласились на интервью, - усаживаясь на скамейку и рукой отбрасывая назад волосы, сказала она.
     - А вам спасибо, что предложили встретиться. Все мы соскучились по общению, а по интересному особенно.
      - Вы уверены, что наше общение получится интересным? – с улыбкой спросила она, доставая из сумочки смартфон.
      - Надеюсь на это.
      - Вы посмотрели какие-то выпуски моей программы? Читали блог?
      - Да, посмотрел несколько. И читал.
      - Ну и какие у вас впечатления?
      - В целом понравилось. У вас хорошие статьи и интервью. В них есть мысль, стремление разобраться в вопросе, а это важно. Единственное я не совсем понял, отчего некоторые интервью вы выпускаете на видео, а какие-то в виде текста с фото?
      - Я рада, - она зашла в смартфон и что-то искала в нем, быстро водя тонким пальцем по дисплею. – На самом деле, всегда получается по-разному. Некоторые люди, которым я предлагала дать мне интервью, сами настаивали на том, чтобы они были именно в формате видео. Вы такого условия не выдвигали. Кстати, почему?
      Алекс не знал, что ей ответить. Он просто не думал об этом. Но что-то сказать было нужно.
      - Честно говоря, до последнего сомневался в целесообразности интервью вообще.
      - Почему так? – удивленно подняв брови она смотрела на Алекса.
      - Трудно сказать.
      - Но вы всё-таки решились, а это главное. Насколько мне известно, вы ведь тоже делали свою программу?
      - Да, делал. Собственно, она и до сих пор существует, но только в виде новостного блога.
      - А почему перестали выпускать видеовыпуски?
      - Программа носила просветительский характер. В ней рассказывалось об интересных книгах, музыке и кино. Естественно приходилось использовать сторонний контент, имеющий отношение к предмету рассказа. А на любой приличный ролик в нашем современном мире найдётся собственник, желающий получить отчисление за его использование.
      - Так это нормально ведь…
      - Да, безусловно. Но с учетом того, что у моей программы не было администратора и финансовой поддержки, то урегулированием вопросов авторского права заниматься было некому.
      - А почему вы сами этим не занимались?
      - Ну, потому, что в той программе я и так занимался фактически всем от подборки материала и его адаптации для эфира до монтажа видео.
      - Ого! А разве у вас не было команды?
      - Была. Вообще я начал заниматься программой благодаря инициативе моего друга. А ведущим я мечтал стать, ещё учась в школе.
      - И что стало с той командой?
      - Всё банально. Прекрасная идея постепенно сошла на нет. Люди просто утратили к ней интерес. Ну и болтунов в той команде оказалось куда больше реальных трудяг.
      - А вы сами?
      - Я человек увлекающийся, терпеливый и обязательный. Поэтому я продолжал трудиться и выпускал программу три года, а потом прекратил. Всё-таки делать такой большой и достаточно сложный проект в одиночку трудно. 
       - Какая роль в этом проекте вам нравилась больше – ведущего, оператора или монтажёра?
       - Ведущего, - после некоторого раздумья ответил Алекс. – Хотя другие роли также интересны. Каждая по-своему.
      - Сейчас жалеете, что пришлось закрыть программу?
      - Что толку жалеть… Да я её и не закрывал. Просто с определённого момента перестал снимать выпуски, а блог продолжал работать в обычном режиме. Получилось так, как получилось. В любом случае это был интересный опыт.
       - Но если бы вам удалось собрать крепкую команду и найти финансовую подпитку для проекта, вы бы продолжили выпускать программу?
       - Скорее всего, да.
       - А почему бы не предпринять для этого какие-то шаги?
       - Дело в том, что я в первую очередь творец, сочинитель, автор. А творчество не предусматривает суеты. По моему мнению, нужно либо заниматься творчеством, либо его продвигать. Всё-таки это два разных призвания. Да, есть люди, которые успешно их совмещают, но таких меньшинство.
      - И, наверное, вам, как творцу было бы обидно получить возможный отказ в поддержке создаваемого вами проекта?
      - Авторы практически всегда чрезвычайно самолюбивы и ранимы. И это нормально. Если бы они не обладали тонкой душевной организацией, не верили в то, что они делают, не любили бы это, то вряд ли что-то вообще получалось.
         Мимо них прошёл молодой парнишка в синих спортивных штанах и жёлтой толстовке. Из бумбокса в его руках нёсся рэп. Парень явно был целиком погружён в мир этой музыки. Он шёл словно бы пританцовывая, несколько раз дёрнул головой в такт. Алекс и Катя с улыбкой посмотрели ему в след.
       - Алекс, как вы относитесь к современной молодёжи? – спросила Катерина.
       - К счастью, я хорошо помню себя в этом возрасте – от пятнадцати и старше. А потому могу понять, что ими движет, какие мысли их беспокоят. А ведь часто бывает так, что люди забывают какими они были в молодые годы, как шалили и чудачили. Ведут себя так, словно родились сразу важными, пузатыми и степенными. Но крайне важно помнить каким ты был, чтобы легче воспринимать новые веяния.
       - Даже весь этот рэп?
       - Ну, а что рэп… - Алекс усмехнулся. – Просто популярная музыка данного исторического периода. Во времена моей юности популярной была рок-музыка. И мы точно также, как только что прошедший мимо нас с вами парень ходили по улице и слушали любимые песни. Только вместо бумбоксов у нас в руках были кассетные магнитофоны. Через какое-то время в моду вошло техно. И все с радостью отплясывали под него в клубах. Вот увидите, пройдёт несколько лет и в моду войдёт рок-н-ролл, джаз или ещё какой-то стиль, переживший время своего взлёта лет тридцать, а то и пятьдесят назад. По своей сути мода циклична. Это особенно легко заметить по изменениям в одежде прохожих.
        - Но зачем он слушает этот свой рэп так громко? – поморщилась Катя. – Ведь наверняка далеко не всем гуляющим сейчас в парке может нравиться такая музыка.
        - Думаю, что для него это своего рода вызов обществу, - улыбнулся Алекс. – У этого парня сейчас переходный возраст, период самого ярко выраженного протеста против установок и правил взрослых. Со временем это у него пройдёт. Он с каждым годом будет всё степеннее в манерах, умереннее во взглядах и помыслах. Не исключено, что через какой-нибудь десяток лет, глядя на такого же школяра, каким он сам сегодня является, этот парень будет брезгливо морщить нос и возмущаться: «До чего докатилась современная молодёжь!».
        - Но ведь не у всех так происходит. Некоторые люди остаются такими вот неуправляемыми всю жизнь. – Катя вздохнула.
        - Вы имеете в виду кого-то конкретно?
        - Да, моего старшего брата. Ему уже под сорок, а он всё в каких-то своих облаках летает. Тусуется с молодёжью, одевается в схожем стиле, посещает концерты молодёжной музыки.
        - Катя, это совсем неплохо! – улыбнулся Алекс. – Значит ваш брат до сих пор молод в душе! Такие люди долго не старятся.
        - Ну, а как же создание семьи, рождение детей, выполнение обязательств перед обществом?
        - Катя, чтобы создать семью и родить детей нужно для начала влюбиться или встретить человека, с которым захочется её создать. А это далеко не так просто. Что касается обязательств перед обществом, то если ваш брат работает и платит налоги, он уже не потерянный для общества человек. 
      - Ну, ладно… В таком случае перейдём непосредственно к интервью, если не возражаете, - она провела ещё несколько раз пальцем по дисплею. - А, вот, нашла, диктофон. Кстати, как вы предпочитаете общаться?
      - Удобнее будет на «ты», если в свою очередь не будет возражений с вашей стороны.
      - Конечно, я согласна. Итак, первый вопрос. Как вы провели время карантина?
      - Катя, мы же только что договорились обойтись без условностей! – Алекс улыбнулся.
      - Ой…Да, - Катя засмеялась, - правда. Что поделать – трудно сразу перестроиться и уйти от стереотипов в общении.
       - Это точно. Стереотипность мышления лишает нас многих возможностей, зачастую мешает принять важное решение, сделать нужный шаг.
       - Да, это верно… Итак, как ты провел время карантина?
      - В целом спокойно. Страха и переживаний, по крайней мере очень сильных по поводу сложившейся ситуации не испытывал.
      - Тебе сложно было психологически находиться в долгой изоляции?
      - Нет, не особенно.
      - Это связано с тем, что тебе, как писателю достаточно часто приходится уходить в добровольную изоляцию в период написания очередного произведения?
      - Да, наверное, поэтому. А ещё потому, что я по своей сути человек созерцательный. Если есть возможность, вот как сейчас сидеть с красивой женщиной на лавочке, беседовать и попутно наблюдать за цветущей вокруг природой, - говоря это Алекс обвёл взглядом и разведенными в стороны руками окружающие их цветущие каштаны и сирень, клумбы с разноцветными тюльпанами и аккуратно подстриженные лужайки, - я этому рад и погружаюсь в процесс с головой. А когда долго находишься дома, можно созерцать что-то другое. Скажем, включить любимую музыку, достать с полки альбом с репродукциями картин какого-либо художника и не спеша пересматривать их.
       - Спасибо за комплимент! – Катя улыбнулась и на щеке у нее появилась ямочка. Её лицо слегка порозовело, а в глазах зажегся лукавый огонек. – То есть и в домашней изоляции может быть польза?
       - Да, конечно.
       - А что в её условиях делать людям, увлекающимся, скажем сноубордом, горными лыжами или альпинизмом?
       - Им наверняка сложнее, - улыбнулся Алекс. – Хотя по идее можно посреди комнаты соорудить гору из различных вещей, какого-нибудь барахла и попытаться с нее кататься.
        - Но тогда ещё нужны и высокие потолки в квартире, - смеясь заметила Катя.
       - Да, а то нужного разгона не получится, - широко улыбаясь сказал Алекс.
       - В общем, трудно быть горнолыжником?
       - Такое уж увлечение их непростое! Каждому своё.
       - А как ты относишься к широко растиражированному в период карантина утверждению о том, что мир теперь не будет прежним?
       - Трудно сказать, что конкретно имели в виду люди, утверждавшие это. Если говорить о мире в широком смысле слова, то он и так меняется постоянно – времена года, настроение, погода, климат или время суток. Перемены зачастую незаметны для нас, но они происходят каждую секунду.
        - А люди изменятся после всего пережитого, как ты считаешь?
        - Ведь это далеко не первая пандемия, охватившая человечество. Эпидемии периодически случаются. Только в одном двадцатом веке было несколько. И что, разве люди как-то серьёзно изменялись после их окончания?
        Неожиданно на близлежащей дорожке появился человек. Одет он был весьма комично – когда-то белая майка-алкоголичка, мятые темные штаны, красные стоптанные ботинки. Многодневная свалявшаяся щетина и всклокоченные волосы довершали образ. На груди красной гуашью у него была нарисована буква «S». Заплывшие глаза человека безуспешно пытались сфокусироваться на каком-нибудь предмете в окружающем пространстве. Он шатался, словно ива на ветру, издавая при этом нечленораздельные громкие звуки.  Потом он полез в карман зелёной куртки и извлек початую бутылку коньяка. Сделав добрый глоток, человек откашлялся и неожиданно чётко пропел:
     - Коронавирус не пройдёт!
      Коронавирус не промчится!
      А Супермен нас всех спасёт
      И ничего с ним не случится!!!
      Закончив пение человек довольно крякнул, спрятал бутылку в карман куртки и, шатаясь направился прочь.
       Катя и Алекс дружно засмеялись.
       - А ты говоришь про какие-то изменения людей, - продолжая смеяться заметил Алекс.
       - Да уж, - улыбалась Катя. – Колоритный персонаж!
       - Ага, - согласился Алекс. – Звезда микрорайона!
        Они снова засмеялись. В это время группа воробьёв затеяла весёлую возню в кустах неподалёку. Их бодрое чириканье разносилось по всей округе. 
       - Что-то новое написал в это время? – спросила Катя.
       - Да, написал ряд заметок и статей на разные темы. А если говорить о более крупных формах, то возникло несколько творческих замыслов. Даже сделал небольшие наброски.
       - Скажи, каково это – быть писателем?
       - О… - Алекс вздохнул, - тема эта неисчерпаема. Что конкретно тебя интересует?
       - Ну… - Катя задумчиво сощурила глаза, - как вообще появляется идея того или иного произведения?
       - Всегда по-разному. Зачастую неожиданно. К той или иной теме вполне может подтолкнуть совершенно обычное занятие – просмотр ТВ или ленты новостей, услышанная песня, чтение книги или прогулка в живописном месте.
       - А общение или рассказанная кем-то история?
       - Запросто!
       - Насколько твои произведения автобиографические?
       - Уверен, что любой писатель ориентируется в первую очередь на свой житейский опыт, на истории, лично им пережитые. Ведь если не прочувствовать ту или иную ситуацию, не вынести из неё морального урока, то убедительно рассказать о чём-то подобном вряд ли получится.
       - Ты используешь при написании тех или иных произведений истории, рассказанные тебе другими людьми?
       - Достаточно часто.
       - Но ведь это по сути чужой опыт, не твой. И как же быть в такой ситуации, как написать убедительное произведение?
       - А при этом варианте обычно задействуется другой аспект настоящего писателя – способность сопереживать и соответственно прочувствовать чужую историю, фактически как свою.
       - Ты согласен с утверждением, что писатель – это по сути художник?
       - Думаю, что так и есть, - после некоторого раздумья ответил Алекс. – Только если художник излагает историю красками, то писатель с помощью слов. По сути, я создаю картину максимально точными словами, чтобы читатель понял, о чём идёт речь и в свою очередь смог этому сопереживать.
       - А какую роль при написании произведения играет воображение?
       - Без воображения вряд ли получится написать что-то стоящее. Оно верный помощник в творчестве.
        - Ты ранее сказал, что сделал наброски новых произведений.
        - Да. Но систематично поработать над ними вопреки ожиданиям не удалось.
        - Почему?
       - Трудно сказать, - Алекс задумался, устремив взгляд на белые тюльпаны, росшие неподалеку. В воздухе освежающе пахло свежескошенной травой. – Скорее всего дело в подсознательных переживаниях. Ведь хотим мы того или нет, верим ли в реальную опасность этого вируса или сомневаемся в ней, где-то глубоко в душе все мы переживали за себя, своих любимых, родных и друзей. Это нормально. Так уж устроен человек!
       - И к чему ведут подобные переживания?
       - Скорее всего, к апатии.
       - Но ведь апатия не предусматривает какую-либо активную деятельность вообще, разве не так?
       - Да, наверное, - Алекс вновь глубоко задумался. – С другой стороны, у разных людей подобное состояние наверняка может протекать по-разному.
       -  То есть один человек в состоянии апатии будет лежать недвижимо часами, мысленно погрузившись в себя, а другой пусть и медленно, но что-то продолжает делать? – Катя достала из сумки блокнот и попутно делала в нем заметки.
       - Думаю, что это так.
       - А ты за свою семью переживал?
       - Ну, разумеется.
       - А что для тебя семья и семейные отношения?
        После долгого раздумья, во время которого Алекс наблюдал за активными ухаживаниями влюблённого голубя за гордой и неприступной голубкой, крылатый ловелас выпячивал грудь, курлыкал на все лады и кружился на месте, а Катя что-то быстро писала в блокноте, он сказал:
       - Семейные отношения – штука сложная. Ведь, как правило, семьи, за редчайшим исключением состоят из разных по характеру, взглядам, устремлениям, жизненным задачам и увлечениям людей. Но эти кардинально отличающиеся друг от друга индивидуумы всё-таки соединены друг с другом, так называемыми кровными узами. Они являются родителями, детьми, бабушками и дедушками. А потому должны, обязаны или вынуждены прислушиваться, помогать и ухаживать, проводить вместе время, беседовать о чем-то или выслушивать мнения, суждения, мысли, замечания, ворчание, недовольство, жалобы или возмущение других членов семьи.
     - Но ведь всё тобой перечисленное часто приводит к скандалам, нет?
     - Именно. Далеко не редко это приводит к выяснению отношений, а то и дракам между родней. В жизни много чего бывает! Случается даже то, чего формально вроде бы и не должно быть. И ещё вчера, скажем за праздничным столом, признающиеся друг другу в безграничной любви родственники уже сегодня орут друг другу в лицо сущие гадости.
      - Алекс, как ты считаешь, почему так? Откуда эта злоба до пены изо рта, откуда столь обидные, грубые слова в отношении, казалось бы, самых близких людей? 
      - Катя, скорее этот вопрос к психологам. Впрочем, и они знают далеко не всё. И не на все вопросы у них имеются ответы. А всего обиднее слышать грубости и ядовитые замечания именно от родных. И всё потому, что они знают тебя, все слабые стороны и страхи, все твои, ну, по крайней мере, многие потайные мысли и чувства, твои сомнения и нелицеприятные поступки.
       Они какое-то время молчали. Чарующий аромат жасмина окутывал их. В живой природе существует лишь один вид карантина – зима. И она прошла. А потому  распускаются листья, вырастают цветы и трава, выходят из анабиоза животные и насекомые, птицы возвращаются с юга. Природа отмечает праздник нового цикла жизни.
     - Вообще сложные это существа – люди, - задумчиво произнесла Катя, откидывая назад непослушные волосы.
     - Но при этом чрезвычайно хрупкие, обидчивые, без конца рефлексирующие, ищущие то, что вряд ли удастся найти и постоянно недовольные тем, что имеют.
     - Но ведь есть семьи, живущие счастливо?
     - Относительно счастливо и мирно удаётся жить тем семьям, в которых родственники смогли найти точки соприкосновения. Ведь ничто так не роднит людей, как общность интересов. Делая вместе какое-то дело, одинаково интересное и приятное всем участникам, люди сближаются, проникаются уважением и стараются друг другу помогать. Это может быть всё, что угодно, фактически из любой области жизнедеятельности – спорт, путешествия, игры, культурные мероприятия и так далее. Вот только почему-то, по непостижимым причинам именно родственникам оказывается сложно найти те самые общие точки, дело, одинаково интересное всем. Занятие, способное объединить столь разных по сути людей. Ведь пространные разговоры о неких кровных узах едва ли могут кого-то по-настоящему заинтересовать и вразумить.
      - Алекс, а что такое кровные узы? Разве их можно ощутить, понять или пощупать?! – Катя раскраснелась. Судя по всему, затронутая тема была ей весьма знакома.
      - Катя, возможно кровные узы можно и нужно ощущать на интуитивном уровне, на уровне чувств. Вот только далеко не все люди хотят и могут ощущать что-либо помимо элементарных потребностей и сиюминутных желаний. А чувствовать в большинстве своем люди способны лишь свои, сугубо личные радости, обиды, разочарования и успехи.
     - Да, люди в большинстве своем погружены в себя.
     - Так и есть! Приплюсуй сюда еще физиологические особенности того или иного возраста, отрицательный моральный фон в виде заболеваний и комплексов. Ну, какое тут может быть понимание в самом деле?!
     - Алекс, расскажи пожалуйста о своей семье.
      Он вздохнул. Не так-то это легко, как может показаться на первый взгляд. К тому же это ведь интервью, а не исповедь! С другой стороны, она и не просит исповедаться, а лишь рассказать.
     - Моя семья не является каким-то исключением из общих правил. Все родные по факту совершенно разные по своей сути люди. Полярность характеров, взглядов, устремлений и желаний, сопряженных с разницей в возрасте, наличием у отдельных родственников хронических заболеваний и неизжитых комплексов, являлись причинами ссор, обид и непонимания.
      - Неужели не было человека, способного примирять родных друг с другом?
      - Мама, - тут его голос дрогнул, - удивительный и непостижимый в своей мудрости и доброте человек. Она была способна какими-то ей одной понятными методами и нужными словами достучаться до всех, успокоить, вразумить и наставить на путь истинный. И при ее посредничестве в семье на время устанавливался мир и хоть какая-то видимость понимания.
       Помолчали. В это время по близлежащей дорожке важно шествовала утиная семья. Мама во главе, а за ней семь маленьких утят. Шествие замыкал отец семейства. Прилетевшие с юга утки за время карантина успели соскучиться по людям и приносимому ими хлебу, а потому, набравшись смелости, сами начали выходить из закрытых для прогулок парков во дворы и скверы, где людей ещё можно было встретить. 
      - С чем бы ты мог сравнить семью, не только какую-то абстрактную, но и свою?
      Алекс задумался. Действительно с чем? На ум приходит много ассоциаций.
      - Думаю, что с Солнечной системой. И в нашей семье именно мама являлась Солнцем, вокруг которого вращались планеты – я, мои отец, сестра, племянница, бабушка и другие родственники. Когда пришло время маме покинуть этот мир, персональное Солнце семьи погасло. Столь разные по своей сути планеты, они же родственники, сошли со своих привычных орбит и разлетелись по разным сторонам, неизбежно столкнувшись несколько раз в полёте, наговорив друг другу много неприятных вещей и обличительных речей. Более некому стало объединять, увещевать, вразумлять и наставлять на путь истинный.
      - А как же отец?
      - Об этом нужно спросить у него. Я могу лишь высказывать предположения об истинных целях и желаниях отца. А это не есть правильно. Хотя для меня несколько странно, что он до сих пор не пытался вновь объединить семью. Но по совести наверное должен был… Сложная это штука - семейные отношения. Ох, сложная!
      - Алекс, ты ранее говорил, что для хороших семейных отношений важно найти какое-то объединяющее дело. Вам в семье удалось найти такое общее дело или занятие?
     - На определенном этапе жизни нашлось объединившее всех дело. Бабушки к тому времени, к сожалению, уже не было в живых. А то она непременно оценила бы по достоинству нежданное семейное увлечение. Дело, увлечение, занятие, назвать можно как угодно, суть не поменяется, оказалось с одной стороны неожиданным, с другой стороны вполне предсказуемым.
      - Что же это за увлечение такое? – с улыбкой глядя на Алекса спросила Катя.
      - В нашей семье всегда любили петь, - задумчиво глядя ей в глаза ответил Алекс. - Так уж сложилось. Бабушка обладала выдающимися вокальными данными. Мама рассказывала мне о том, что, когда бабушка ещё жила в своем небольшом южном городке, она с подругами частенько пела песни прямо на улицах. Погода в тех краях вполне располагала к подобному виду досуга. Так вот, когда бабушка начинала, - Алекс улыбнулся, - хотя сама она предпочитала термин «заводила» песню, её было слышно чуть ли не за квартал! Вот каким сильным голосом она обладала!
       - А мама пела?
       - Мама тоже любила и умела петь вполне прилично. К тому же у нее была возможность практиковаться. Дело в том, что многие годы она работала музыкальным работником в детских садах, где играла на аккордеоне и пела детские песни для малышей. Дети любили эти песни и с радостью ей подпевали.
       - А папа?
       - Он играет на баяне. Причем если мама в своё время закончила музыкальную школу по классу аккордеона, то папа научился играть, что называется на слух. Во всяком случае, так гласит семейная легенда. – Алекс поднялся с лавочки и сделал несколько шагов сначала в одну, потом в другую сторону. Затем сделал пару наклонов корпусом вперед и назад, снова присел на лавочку и посмотрел на Катю, что-то записывающую в блокнот. - Так вот, он любит играть на баяне и петь. Со свойственной ему скромностью сам себя отец называл обладателем идеального музыкального слуха. - на лице Алекса появилась улыбка. – Впрочем, это вопрос к специалистам. Не обладая выдающимися вокальными данными, отец заражал окружающих темпераментом исполнения и способностью передать на баяне, по крайней мере, музыкальные контуры той или иной всем известной песни. А что еще нужно для веселого застолья!
     - А твоя сестра?
     - Сестра не играла на музыкальных инструментах, и не обладает сильным вокалом. Хотя в детстве пыталась учиться играть на пианино. А петь любила. Ещё в юности она была отчаянной меломанкой. Именно благодаря данному факту я, будучи ребенком, тоже заинтересовался музыкой и с годами сам стал заядлым меломаном. А сестра, пережив яростное увлечение музыкой в юности, с возрастом куда больше увлеклась личными семейными перипетиями.
     - Когда ты увлёкся музыкой?
     - В детстве. Начал с сестринской виниловой коллекции. Позже, благодаря поддержке родителей у меня стали появляться свои пластинки и кассеты. Пытался при деятельном участии мамы освоить аккордеон. Посещал музыкальные занятия в Доме пионеров. Руководитель нашего музыкального кружка, мужчина в солидном возрасте, помимо занятий на аккордеоне, пытался привить своим ученикам тягу к игре и на других музыкальных, а также, на первый взгляд, совсем не музыкальных инструментах. Так он сколотил из своих учеников небольшой ансамбль ложкарей.
      - Ложкарей?! – удивилась Катя.
      - Да! Я и другие ребята из музыкального кружка научились играть народные мелодии на деревянных ложках. Две такие ложки зажимаются особым образом в руке и, ударяясь друг об друга, выдают своеобразный, но интересный, ни с чем несравнимый звук.
      - И чем же занимался ваш ансамбль? У вас были выступления перед публикой?
      - После долгих репетиций наш ансамбль во главе с преподавателем, игравшим на баяне, с триумфом выступил для команды настоящего противолодочного корабля. Специально для этого концерта преподаватель достал где-то косоворотки, в которые и обрядил всех участников концерта.
      - Как ты сейчас относишься к тому концерту?
      - Горжусь этим выступлением и с теплотой вспоминаю проделанную нами тогда большую, но увлекательную работу.
      - Ты продолжил дальнейшее музыкальное обучение?
      - По большей части в силу детской несознательности бросил это дело, - с грустью ответил Алекс. - О чем потом неоднократно сожалел. Особенно когда мамы не стало. Ведь ей так хотелось, чтобы я играл на аккордеоне. А я в то время, как и многие мальчишки мечтал научиться играть на гитаре. Но с гитарой по разным причинам не складывалось. Много позже, уже в институте ко мне пришло осознание музыкальной прелести аккордеона. В тот период времени он стал весьма востребованным инструментом, переживая новую волну популярности. Многие известные исполнители сами начинали на нем играть, либо приглашали в свои составы аккордеонистов. Но разные дела, увлечения и элементарная усталость от учебных занятий помешали мне вновь начать играть. А потом эта идея как-то отошла на второй план.
      - Рутина заела? – с грустью спросила Катя.
      - Так много времени своей жизни мы посвящаем той самой рутине, каким-то занятиям, не приносящим нам ощутимых радости и удовлетворения, - задумчиво глядя на быстро перемещающуюся по лужайке белку, ответил Алекс. - Хотя, если вдуматься, эти занятия вроде бы тоже необходимы и без них никак не обойтись. Но как же много сил они отнимают! А ведь те самые драгоценные время и силы наверняка можно было бы потратить на что-то другое, более нужное, важное и главное – приносящее ощутимую радость.
       - А что же потом?
       - И в какой-то момент ты оглядываешься назад и понимаешь, что прошло, скажем лет десять. Или двадцать. А насколько ты за эти годы продвинулся в том, что тебе действительно нравится, что реально по душе? И почему так? И что с этим делать? Как тут быть? Конечно, вопросы эти риторические. Но как хотелось бы научиться делать всё вовремя, именно тогда, когда у тебя душевный порыв делать одно, но обстоятельства, родственники, коллеги или что-то ещё требуют от тебя заняться чем-то другим, совершенно противоположным.
       - И как же в подобной ситуации поступить?
       - Всегда есть возможность найти некую отдушину, утешение, если хочешь. И эта отдушина зачастую оказывается нужна не только тебе, но и твоим близким. Ведь они тоже наверняка о чём-то сожалеют – о несбывшемся, нереализованном, не рождённом, неудавшемся. У каждого в душе есть нечто подобное и даже не одно. И чудесно, если какое-то общее утешение, приносящее пусть недолгую, но всё же радость, сможет объединить твою семью. Такие объединительные акции крайне важны.
       - Так и что же стало для твоей семьи таким утешением?
       - Караоке!
       - Караоке?! – с неподдельным удивлением в голосе уточнила Катя. – Но каким образом?
       - Моему отцу подарили такой аппарат на праздник. И в комплекте с ним шёл специальный DVD-диск, на котором содержалось что-то около 3000 песен. Причём желаемую для исполнения песню можно было выбирать с помощью специального меню, которое также шло в комплекте.  Сам диск содержал визуальную и музыкальную информацию, благодаря которой исполнитель мог не просто петь во входящий в комплект микрофон под воспроизводимую телевизионными динамиками мелодию, но также читать на экране текст песни и одновременно любоваться красивыми видами.
     - У нас дома не было такого аппарата. Я посещала лишь караоке-клубы. Но впечатления от них, у меня прямо скажу, неоднозначные, - Катя нервно повела плечами. - Нужно часами ждать своей очереди спеть, да к тому же всё это время «наслаждаться», как правило, глубоко несовершенными вокальными данными собравшихся. К тому же они почти все сильны пьяны, что опять же сказывается на их, с позволения сказать вокале. А принцип работы этого домашнего караоке такой же, как и в клубе?
     - В общем да. Программа была настроена таким образом, что качество исполнения оценивалось караоке-аппаратом по стобальной системе, что придавало этому занятию ещё и азартный фон, как во время спортивного состязания. Ну, разве не чудо техники!
     - Ты так увлекательно рассказываешь об этом! Даже захотелось самой взглянуть на процесс, - улыбнулась Катя.
     - Конечно, первые диски караоке не отличались хорошим музыкальным сопровождением, - продолжал рассказывать Алекс. - По сути, там были искусственные, в лучшем случае воспроизведенные на синтезаторе мелодии. Но люди радовались и этому! Ведь как классно собраться хорошей компанией, выпить и закусить, а потом спеть не по старинке под баян или просто хором, а фактически любую, в том числе популярную песню, которую миллион раз слышал по ТВ и радио, а также композицию из любимого кинофильма или даже мультфильма.
     - А какие песни любили в твоей семье?
     - У нас любили петь разные песни. Родители более всего предпочитали композиции времён своей молодости, которые они слышали по радио и на танцах. «Лада», «А у нас во дворе», «Усталая подлодка», «Старый клен», «Песня о морском дьяволе», «Лучший город Земли» и другие. Моя сестра более всего любила петь песни из советских кинофильмов – «Как молоды мы были», «Давайте негромко», «Песенка про счастье», «Как жили мы борясь», а также из репертуара некогда горячо ею любимого Юрия Антонова – «Под крышей дома своего», «Зеркало», «На улице Каштановой» и «Море».
      - А ты что любил петь?
     - Мне нравилось исполнять песни групп «Секрет», «Браво» и «Кино». Композиции первых двух коллективов я услышал и полюбил, учась в младших классах школы. Их виниловые диски были у нас дома. А с песнями группы «Кино» познакомился при обстоятельствах, сейчас уже забытых. Но они зацепили особенно сильно. Также мне по душе было исполнять некоторые композиции из кинофильмов – «Песня о безответной любви к Родине», «Старый рояль» и «Купидон».
     - А что-то из бардовской, так называемой авторской песни, народного творчества или русского рока исполняли?
     - Семейные караоке-концерты редко обходились без песен Владимира Высоцкого, Булата Окуджавы, Олега Митяева, Гарика Сукачева, группы «ДДТ» и, конечно, народных песен.
      Мимо пробежала стайка мальчишек. Они брызгались друг в друга из водяных пистолетов и громко смеялись. Алекс, глядя на них невольно вспомнил о том, как сам в детстве любил играть в «войнушку». Водяные пистолеты появились значительно позднее, а поначалу они с друзьями обходились пластмассовыми копиями наганов и пистолетов ТТ, продающихся в магазинах игрушек. В определенный период его детства отец делал ему игрушечное оружие из дерева. Так у Алекса впервые появился игрушечный автомат, который в то время в детских магазинах ещё невозможно было купить. В «войнушку» играли часами, а то и днями, гоняя по своему двору, а также по соседним дворам, прячась от противника в подъездах, по кустам или залезая на деревья. В случае успешного исхода боя окрестности оглашались весёлыми криками, пугающими стариков и некоторых взрослых, погруженных мыслями в свою сложноустроенную внутреннюю жизнь. И любые резкие звуки, вырывающие этих людей из их персональных омутов на солнечную поверхность, вызывали у них раздражение. На их лицах появлялись капризные гримасы, при этом щёки покрывались красными пятнами или наоборот бледнели, а из их искривлённых ртов летели резкие возгласы об отбившейся от рук молодёжи, не уважающей покой старших и всё такое прочее.
      Поразительно, что люди уже с детства увлечены войной. Они всё время говорят о необходимости мирного сосуществования, но в реальности ещё в детстве испытывают неповторимый азарт понарошку расстреливая из игрушечного оружия условного противника в лице соседского мальчишки. Того самого мальчишки, с которым пару часов назад с аппетитом ели окрошку у него дома и при этом смеялись, делясь сокровенными мыслями о дворовых девчонках.
      Кстати, о них, о девчонках.
      - А вы любили петь какие-то зарубежные песни или только отечественные? – спросила Катя, в который раз за время их беседы поправляя свои волосы.
      - В силу того, что никто из членов семьи в должном объёме не владел английским или другими иностранными языками, зарубежные песни исполняли редко, - с улыбкой ответил Алекс. – Разве что какие-то широко известные и хорошо знакомые.
      - Какие, например?
      - Что-то из  репертуара  The Beatles,  Elvis Presley,  Chuck Berry,  The Rolling Stones,  Boney M, ABBA, Scorpions, даже Rammstein. Конечно, некоторые песни из репертуара итальянских исполнителей. Всё-таки фестивали в Сан-Ремо оставили неизгладимый след в культурном коде нашей страны.
       - Это точно! – с живостью согласилась Катя. – У моих родителей по сей день сохранилась большая коллекция дисков того времени. Они и сейчас обожают Адриано Челентано, Пупо и Тото Кутуньо.
       - Да! – смеясь, подхватил Алекс. – И это неудивительно! На самом деле в том культурном пласте можно встретить подлинные музыкальные бриллианты. Тот же Челентано в сознании большинства людей ассоциируется исключительно с песней «Сюзанна» и ролями в кинокомедиях. Но далеко не все знают о том какой это глубокий человек, переживающий за судьбы своей страны и насколько он разносторонний музыкант, экспериментировавший за свою долгую жизнь с массой различных стилей.
      - На самом деле я именно так о нём и думала, - улыбаясь заметила Катя.
      - Как – так?
      - Ну, что он взбалмошный и не слишком серьезный человек.
      - Наверное такой вывод у тебя родился именно после просмотра комедий с его участием, типа «Укрощение строптивого»? – уточнил Алекс.
      - Да, наверное, - смеясь ответила Катя. – Понимаю, что это довольно глупо – судить о человеке по его ролям в кино.
      - И ты не одинока в подобных заблуждениях, - улыбаясь заметил Алекс. – Многие люди вполне серьёзно полагают, что какой актёр в кино, такой он и в жизни, какой музыкант в своих песнях, такой он и в реальности.
      - А писатель?
      - Что писатель?
      - Я хочу тебя просить о том соответствует ли образ писателя его сущности в реальном мире? – уточнила Катя.
     - Я ранее говорил тебе о том, что любой писатель при написании своих произведений, так или иначе, отталкивается от личного жизненного опыта. Но это отнюдь не значит, что в реальности он идентичен персонажам своих сочинений.
       Мимо них прошествовали три девушки. Как на подбор – блондинка, шатенка и брюнетка. Точёные фигуры, длинные волосы, серебристый смех. Блондинка в голубом платье, шатенка в изумрудном, а брюнетка в красном. Такое впечатление, что барышни направлялись на конкурс красоты. Алекс невольно засмотрелся на них.
      Его задумчивость прервало деликатное покашливание Кати.
      - Уважаемый писатель, я вам не мешаю? – весело смеясь спросила она.
      Алекс смущенно улыбнулся.
     - Мужчина перестаёт быть мужчиной, если его перестают волновать женщины, - разводя руками заметил он.
     - Это цитата из чужого, возможно классического произведения или вы занимаетесь скромным самоцитированием? – с хитрым прищуром глаз спросила Катя.
     - На самом деле, только что эта мысль посетила, - улыбнулся Алекс.
     - Ну-ну…, - состроив игривую гримасу, Катя улыбнулась в ответ. – Вернемся к теме интервью.
     - Да, с удовольствием.
     - С караоке разобрались. А как в твоей семье относятся, скажем, к танцам?
     - Положительно, - Алекс задумчиво кашлянул. – Хотя… Совместных походов на танцы было крайне мало. Практически можно по пальцам пересчитать. В основном это случалось на днях рождения и во время редкого совместного отдыха на морских курортах. А иногда, хотя опять же в редких случаях, удавалось совместить караоке и дискотеку.
     - Это как?
     - Очень просто. Скажем, я пел какую-нибудь заводную песню, к примеру, из репертуара группы «Уматурман», а остальные в это время танцевали. Тут же, в этой же самой комнате.
     - А ведь классно! - заметила Катя. – Отличная идея!
      Алекс улыбнулся и развёл руками, безмолвно соглашаясь с её мнением.
     - Так и почему же караоке стало объединяющей силой для твоей семьи?
     - Думаю, что дело здесь не в караоке как таковом.
     - А в чём?
     - Как я уже отметил ранее, все мы любим музыку и обожаем  петь. А караоке позволило нам соединить эти общие интересы вместе. И не ущемляя ничьих прав, ничего не диктуя и не выясняя отношений, мы с упоением занимались этим делом – слушали музыку и одновременно пели то, что хотелось. В те совместные музыкальные часы мы были наиболее близки. Возможно, ближе, чем когда-либо ранее. И мне сложно судить о том, будем ли настолько же близки друг к другу в будущем.
      - Как-то грустно… - вздохнула Катя.
      - Что грустить… - усмехнулся Алекс. – Таковы реалии.
      - А как относитесь к кофе?
      - В семье? – вновь усмехнулся Алекс.
      - Нет, - широко улыбнулась Катя. – Именно вы, уважаемый писатель. Как вы…то есть ты относишься к кофе? 
      - С удовольствием! – всплеснув руками, засмеялся Алекс. – Особенно в приятной компании.
      - Насколько понимаю, моя компания для тебя приятна? – убирая смартфон в сумочку, уточнила Катя.
      Вместо ответа Алекс встал и подал ей руку. После этого они медленно направились к выходу из парка. А чарующие ароматы цветов разносились по округе, возвещая о том, что нет повода грустить, что жизнь продолжается.

Автор выражает благодарность творческому соратнику художнику Сергею Душкину за прекрасную картину для этого проекта.