Загадочные рисунки в дагестанском селе... Гагарин?

Алла Жданова
        Друзья знают, что я увлечена всем,  что связано с  родом князей Гагариных.      
        Услышав или увидев что-то, где упоминается фамилия «Гагарин», спешат мне сообщить об этом. И я им очень благодарна за это!
    И вот новый случай!  Моя  хорошая знакомая (редко лично встречаемся, но всегда на связи), ОЛЬГА БАРДАКОВА, поэт, бард, прислала  ссылку на видео и  высказала идею, что может быть,  снятые в этом в этом видео кадры имеют отношение к «НАШЕМУ КНЯЗЮ»  - ГРИГОРИЮ ГРИГОРЬЕВИЧУ ГАГАРИНУ (1810-1893)?
    Если вопрос касается Гагариных – меня уговаривать не надо. Тут же начала искать…
    Но сначала -  о видео. Называется  «ВДОХНОВЛЕННАЯ ДАГЕСТАНОМ» и посвящено художнице КЛАРЕ ФИЛИППОВНЕ  ВЛАСОВОЙ.               
     КЛАРА ФИЛИППОВНА ВЛАСОВА - коренная москвичка. Родилась в 1926 (!) году. Из окон   коммунальной квартиры  в детстве  одаренная девочка  рисовала кремлевские башни. 
     Когда-то, покоренная красотой Дагестана, купила дом в ЧОХЕ (село в Гунибском  районе Дагестана), куда приезжает из Москвы работать. «… раз живется, надо работать. Некоторые старики, как деревья, умирают стоя. Вот так и надо...» -  говорит она. Член Союза художников с 1952 года. Заслуженный художник РФ, Народный художник Дагестана. 
  Остается только восхищаться этой удивительной женщиной, ее острым умом, юмором и неутомимостью.   Вы посмотрите на эту женщину, которой далеко за 90 и за которой едва поспевает съемочная группа! Главное не сказала – ЧОХ-это ГОРЫ! Горизонтальных линий там нет –  все под углом и по вертикали!
    Наконец, в своем доме она открывает заветную дверь и взгляду видеооператоров и нас, зрителей, открывается высокая просторная комната… расписанная  от пола до потолка! Хозяйка дома называет неизвестного художника  « ПИРОСМАНИ» (шутя, конечно)
   Из видео я выхватила несколько кадров с этой росписью, чтобы можно было не спеша их рассмотреть. 
            И Ольга, и я обратили внимание на орнамент, которым украшена комната. Это первое, что наталкивает на мысль о кисти Г.Г.ГАГАРИНА. Мы знаем, что он настолько был увлечен орнаментальной живописью, что даже издал альбом  «Собрание византийский и древнерусских орнаментов».
     Значительную часть жизни Г.Г.ГАГАРИН посвятил Северному Кавказу. В бывшей княжеской усадьбе на Волге в КАРАЧАРОВО стоит поставленный Гагариными памятник Кавказу - на хаотично нагроможденных каменных глыбах орел расправляет навстречу солнцу свои крылья.
Флигель-адъютант, полковник, он  в эти годы он занимался проектированием  церкви Святого Георгия Победоносца в Дербенте (сейчас на ее месте  находится памятник В. И. Ленину), 
  а  также строительством церкви  Святой Троицы в городе Темир-Хан-Шура (его иногда называют Андреевским собором). Собор в советское время сначала превратился в кинотеатр «Ударник», а затем взорвали .
        Как мы знаем –  Г.Г.ГАГАРИН на Северном Кавказе спроектировал и построил семнадцать православных храмов, которые  сам же СОБСТВЕННОРУЧНО расписывал –  тяжелая, утомительная и глубоко духовная работа! 
    Срок солдатской службы в России в середине  XIX  века - 15 лет.  Как надолго солдат был оторван от дома,  от родной православной церкви!   Именно для него, для  русского   солдата,  князь-художник  создал здесь форпост русского православия.
       Но вернемся к ЧОХУ.
       В биографии Г.Г. ГАГАРИНА это место на карте Северного Кавказа  не  упоминается. Но есть косвенные доказательства того, что  он здесь был.
      В ЭРМИТАЖЕ  находится  портрет МИХАИЛА ДУБЕЛЬТА (кстати,  зятя А.С.ПУШКИНА,  был женат на дочери поэта НАТАЛЬЕ).
   Давайте остановимся на этом портрете.          
    Здесь тоже не так все просто, хотя портрет висит не на стене  сельского дома в Дагестане, а в одном из залов Эрмитажа. Долго считалось неизвестным, кто изображен на великолепно исполненном портрете. И даже не было известно имя художника, написавшего портрет.          Александр Владимирович КИБОВСКИЙ,  руководитель Департамента культуры Москвы,  Академик Российской Академии художеств, провел огромную работу по идентификации этого портрета. (Всего А.В.Кибовский по идентифицировал более 500 (!) русских портретов  XVIII—XIX вв. из Эрмитажа, Третьяковской галереи,ГИМа, Русского музея, ГМИИ имени А.С.ПУШКИНА и др.  Для меня такая информация о человеке,  которому доверены вопросы культуры в столице, была новая и – ошеломляющая. И вызывающая большое уважение! Если бы все чиновники  в отраслях своей деятельности  были  специалистами такого уровня!)
 В результате  было установлен, что портрет  нарисован  Г.ГАГАРИНЫМ   в годы службы М.ДУБЕЛЬТА  именно в ЧОХЕ. М. Дубельт участвовал в военных действиях  Дагестанского отряда,  летом 1849 года осаждавшего укрепленный аул Чох.   
Осада Чоха продолжалась более месяца. Чем она закончилась? Генерал лейтенант Аргутинский Долгоруков      писал   главнокомандующему князю Михаилу Воронцову:  «Принимая во внимание, с одной стороны, что главная цель – разрушение  чохского укрепления достигнуто, а с другой стороны, то, что занятие его окружающих высот не может нам доставить существенной пользы, а было бы сопряжено с большими пожертвованиями в людях, и что, наконец, скопища Шамиля уже наказаны огромными потерями, – я снял осаду Чоха».
  Зиму 1850/51 года Михаил Дубельт провел на Кавказе, где тоже в это время находился Г.Г.ГАГАРИН – вспомним участие его в этот период строительстве православных храмов в Дербенте и Темир Хан Шуре..
      И все-таки от версии, что видим неизвестные рисунки князя Г.Г.ГАГАРИНА, мы должны отказаться.
     Потому что, как оказалось, дом  в котором находится комната с загадочными рисунками,  построен в самом конце XIX.   Это стало мне известно из совершенно точного источника – от ЗАУРА ЦОХОЛОВА  - заместителя главы администрации сельсовета «Чохский».
     На мой вопрос   он ответил, что  «…дом Клары Власовой принадлежал большому овцеводу Гаруну Гаджи…»,   Он  добавил также, что  для росписи  были приглашены художники из Грузии. Вот так просто объяснилось происхождение  поразительных  рисунков, орнаментов.      
    
         А я себе нафантазировала! (Впрочем, о своих заблуждениях я все-таки расскажу в самом конце   статьи, уж не обессудьте, не пропадать же моим фантазиям…)
      Я бы пожелала каждому городу,  селу,  каждому  населенному пункту иметь  такого руководителя как ЗАУР ЦОХОЛОВ – настоящего подвижника  в вопросах изучения истории родного края,  восстановления  исторической справедливости хотя бы в пределах  этого региона.
    Сейчас он  работает над осуществлением проекта «ЭТНОДОМ».
    По замыслу ЗАУРА ЦОХОЛОВА, это будет гостиничный дом, который сможет принимать туристов из России и зарубежья и   дагестанцев, которые проживают в городах и хотят на выходные дни с семьей выбраться в горы, чтобы побыть  поближе к удивительной природе родного Дагестана.
Дом расположен в скале в самом центре села,  а из его старинных арочных окон открывается завораживающий вид на Чох и на село-призрак Гамсутль.
Пишу,  и ловлю себя на мысли, или вернее даю себе слово, что если буду жива (и здорова) обязательно съезжу в  это сказочной красоты место.
  Уже и маршрут   набросала – Владикавказ, Темир Хан Шуре, Чох… Все они в моем сознании прочно  связаны с именем Г.Г.ГАГАРИНА.  Когда  я рассказываю о князе-художнике,  говорю о тех 17 городах и аулах Северного Кавказа, где он построил храмы – их названия  звучат для меня зовущей музыкой – Махачкала, Ейск, Грозный, Боржоми, Алагир, Дербент, Темир Хан Шуре….
     А  теперь о своих  фантазиях и заблуждениях.
    В числе моих предположений было и такое - автором  уникальной росписи мог быть первый дагестанский художник Халилбек Мусаясул (Мусаев), родившийся в Чохе в 1897 году. Рано проявил художественные способности и уже в 16 летнем возрасте был направлен на учебу в Мюнхенскую академию художеств. Учеба продолжалась недолго – началась первая мировая война, художник был депортирован на родину.
В 1920 ( в возрасте 23 года!)Халил-Бек Мусаев работает на должности заведующего отделом искусств Народного комиссариата просвещения Дагестана.
     А дальше – совершенно невероятная   для начала двадцатых годов,  история -  ответственный работник наркома просвещения, уехав в Мюнхен для продолжения образования, становится одним их первых  «невозвращенцев».   
        Ему отказали в праве на дальнейшую обучение и стажировку, и X. Мусаясул  делает нелёгкий выбор, отказавшись возвращаться в  Россию. Проживая сначала в нацистской  Германии, а потом в США, он  был подданым Ирана (шах Ирана даровал ему титул и почётный герб дворянина)   
       Был знаком с Алексеем Толстым, Сергеем Есениным, Максимом Горьким….
      Умер в  США в 1949 году. Картины X. Мусаясула хранятся Метрополитен музее (Нью-Йорк).
           Там же находятся слепки рук МУСАЯСУЛА - из российских деятелей культуры  только С.РАХМАНИНОВ  удостоился тоже этой чести.
     Часть работ художника  его вдова передала в дар Дагестану.
     Одно из моих  ранних предположений, опровергнутых информацией . полученной от ЗАУРА ЦОХОЛОВА, было такое - МУСАЯСУЛ  после первого поездки в Мюнхен,  мог выполнить такой заказ состоятельного односельчанина –  расписать одну из комнат в его доме.  Очень возможный вариант, разве нет?
А напоследок, уже с долей юмора,  еще одно мое  предположение – а не МИСТИФИКАЦИЯ ЛИ ВСЕ ЭТО - ТАИНСТВЕННАЯ КОМНАТА С РИСУНКАМИ ЗАГАДОЧНОГО «ПИРОСМАНИ»  Не дело ли это рук самой КЛАРЫ ФИЛИППОВНЫ ВЛАСОВОЙ? Посмотрите видео и Вы тоже скажете  - с ее острым умом и склонностью к шутке – это вполне возможный вариант!  УЛЫБНЕМСЯ ВМЕСТЕ! А там – кто его знает…