Нововятск-город и теплоход

Алексей Фоминых
В 2020 году исполнилось 50 лет с того момента как имя города Нововятска оказалось на борту мощного океанского сухогруза!
Нововятск — единственный район города Кирова, в честь которого был назван морской сухогруз. Правда, когда теплоходу Балтийского морского пароходства решили присвоить имя «Нововятск» — Нововятский район был еще одним из городов Кировской области и присоединен к Кирову он был только в 1989 году, когда  гигант-сухогруз уже почти 20 лет бороздил океанские просторы.
Впервые информацию о корабле с именем «Нововятск» я узнал  в 2018 году. Перелистывая подшивку газеты «Кировская правда» в номере за 13 мая 1970 года я прочел: «...В Ленинград, в управление Балтийского морского пароходства, на днях пришла радиограмма из Финляндии, из города Турку. Капитан дальнего плавания Г.В. Семенов сообщает: «В торжественной обстановке поднят Государственный флаг на теплоходе «НОВОВЯТСК». Экипаж судна сделает все для того, чтобы с честью выполнить любое задание Родины».
Уже на следующий день «Нововятск» вышел по маршруту Турку-Вентспилс. Из этой латвийской гавани судно начало другой рейс, к берегам ФРГ, в порт Бремен. Там «Нововятск» возьмет груз — металлические трубы для газопровода — и доставит его в Ленинград.
Затем океанский богатырь направится к берегам братской Кубы. А потом его увидят в гаванях Японии, Австралии, Новой Зеландии и многих других стран».
 Оставалась одна проблема — не удалось найти ни одного изображения «Нововятска» с близкого расстояния. Несколько фотографий сухогруза на рейде давали общее представление о его очертаниях — не более. И вот удача! В госкаталоге музейных фондов мне удалось найти подборку фотографий хорошего качества этого морского гиганта! Фотографии сохранились в «Музее морского флота». Ранее они нигде не публиковались.
Еще одним открытием стало большое количество статей в областной прессе посвященной дальним походам «Нововятска». Наиболее интересные публикации я процитирую.
***

История сухогруза «Нововятск» по газетным публикациям.
«Кировская правда» 1974 г.№17
 «РАДИРУЕТ «НОВОВЯТСК»
Вот уже пятый год бороздит голубые дороги планеты торговый теплоход «НОВОВЯТСК», крупнейший на Балтике.
В Ленинград, порт своей приписки моряки часто  шлют короткие весточки. В одной из радиограмм рассказывается: «Борт теплохода «НОВОВЯТСК» (по радио). Члены общества дружбы «Финляндия-СССР» позаботились об организации хорошего отдыха для балтийцев во время стоянки в стране Суоми. В городе — побратиме Ленинграда Турку, для нас была организована автобусная экскурсия. Вместе с моряками теплохода «Краснокамск» мы побывали в доме -музее В.И.Ленина, посетили другие места , связанные с пребыванием там Владимира Ильича в 1907 году, когда он вынужден был отправиться в эмиграцию. Экскурсия оставила глубокое впечатление.
Ю.Егоров первый помощник капитана теплохода «НОВОВЯТСК»

***
Морские сухогрузы типа «Новгород» стали продолжением серии сухогрузов типа «Красноград» и «Краснокамск» проекта R-1476 (Финляндия). Серия строилась с 1967 по 1970 годы на судоверфи «Крейтон-Вулкан» (Финляндия, г.Турку).
Всего было построено как минимум 15 судов, все поступили в Балтийское морское пароходство ММФ СССР, порт приписки Ленинград.
Тип судна: теплоход, сухогруз.
Конструктивный тип: двухпалубное, с баком и ютом, с надстройкой и МО, смещёнными в корму, с наклонным носом и крейсерской кормой.
Валовая вместимость: 9149,92 т
Длина наибольшая: 150,85 м
Ширина: 20,60 м
Высота борта до главной палубы: 12,0 м
Осадка: 5,34/9,16 м \Скорость: 17,0/18,0 уз.
Место постройки : завод «Вяртсиля-Зульцер» (г.Хельсинки, Финляндия)
Почему же имя города Нововятск попало на борт «океанского богатыря»? Оказалось все очень просто! Корабли из серии «Новгород» построенные в Финляндии получили имена созвучные первому образцу: «НОВГОРОД» — «НОВОВЯТСК», «НОВОСИБИРСК» ,»НОВОКУЗНЕЦК», «НОВОМОСКОВСК», «НОВОКУЙБЫШЕВСК», «НОВОТРОИЦК», «НОВОДРУЖЕСК», НОВОАЛТАЙСК», «НОВОМИРГОРОД», «НОВОТРОИЦК», «НОВОПОЛОЦК», «НОВОВОЛЫНСК», «НОВОЗЫБКОВ», «НОВОГРУДОК», «НОВОЛЬВОВСК».
***

«Кировская правда» 1974 г.№ 235 (5 октября)
«ГОЛУБЫЕ ДОРОГИ  «НОВОВЯТСКА»
Трудовая биография теплохода «НОВОВЯТСК» не так велика, всего четыре с небольшим года. Но судно уже побывало в разных районах Мирового океана, посетило много портов, где у моряков появились друзья. Об этом свидетельствуют и экспонаты небольшого судового музея.
Многочисленные яркие вымпелы напоминают членам экипажа об интернациональных встречах и спортивных матчах с молодежью Бразилии, Мексики, Кубы. Рядом подарки молодых чилийцев.
….О трудовых буднях моряков-ленинградцев рассказывает весточка с моря. За кормой порты Центральной и Северной Америки. Десять дней заполненных трудом , переходы, грузовые операции — все это потребовало от моряков огромного физического и морального напряжения. И балтийцы показали, что трудности их не страшат. Все работали с полной отдачей сил , не считаясь со временем. Рейс сложился так, что вместо трех запланированных портов теплоход «НОВОВЯТСК» побывал в четырех! Работу затрудняла необычная жара. Она доходила до 35-37 градусов по Цельсию. Экипаж преодолел все трудности. Из Нью-Йорка «НОВОВЯТСК» вышел точно по расписанию. Все трюмы судна заполнены грузом.  Рейс -Европа-США-Европа экипаж настроен завершить с высокими финансовыми показателями.

Л.Рыбаков первый помощник капитана сухогруза «НОВОВЯТСК»
***
Сейчас теплоход-красавец Нововятск снова в большом плавании, он сдает мирные грузы , доставленные из Ленинграда, в столичном пору Кубы Гаване. На обратном пути заходы в Антверпен, Гамбург и наконец , встреча с родным Ленинградом. Трудовая вахта «НОВОВЯТСКА» на голубых дорогах продолжается!
А.Бровков сотрудник газеты «Моряк Балтики»
***

Удалось проследить и дальнейшую судьбу сухогруза «Нововятск» — в лихие девяностые он был продан за рубеж. В 1994 году корабль получил имя «Mirto», а в 1996 году новый владелец присвоил ему название «Citi Breeze». Встал на вечную швартовку сухогруз «Нововятск» после 28 лет странствий по морям и океанам планеты в 1998 году.
Алексей Фоминых