Перечитывая Достоевского...

Светлана Новомлинская
Перечитывая Федора Михайловича Достоевского, вновь и вновь нахожу в его произведениях нечто важное для себя. Делаю потрясающие открытия! Вот небольшой фрагмент из романа «Идиот», который прежде ускользал от моего внимания.

– Ты все пишешь, что все забыл и только крестового брата помнишь, а не того Рогожина, который на тебя нож поднимал… – говорит Рогожин князю Мышкину. – Да почему ты мои чувства-то знаешь? Да я, может, в том ни разу не покаялся! А ты мне свое братское прощение прислал!

Каково? А ведь князь простил – ни больше, ни меньше! – попытку преднамеренного убийства, которая непременно осуществилась бы, если бы его, князя, не свалил внезапный припадок. Простил… Преодолел и сгладил конфликт… Предложил руку дружбы, а оказалось… Напрасно все это?! Труд сердца остался незамеченным?! Ненужным?! Похоже, так! Агрессор не извлек пользы из предложенного ему урока благородства, милосердия, кротости и чистоты. Еще немного времени… совсем немного… и он снова выйдет на сцену, чтобы пропеть свою инфернальную песню черного лебедя. Убийца будет петь ее самозабвенно. Он упоен собой, и погружен внутренне в свои бездны. Они питают его силы. Ему там хорошо… в безднах… Это его мир, его кислород, его правда. Другой он не знает и не хочет знать!

А что ты думаешь, дорогой читатель? Неактуальная для нашего времени тема?! Подумай о том, сколько вокруг нас бродит убийц в белых перчатках? Так называемых граждан духовного Сноулэнда? Нет, они не проливают крови в буквальном смысле слова. Зачем? Они менее откровенны, чем герой Достоевского, но более циничны. Их оружие – нелюбовь! Убивает наверняка и позволяет избежать любой ответственности перед обществом.

Белые Перчатки – своеобразный народец, скажу я вам! Они бывают иногда почти нежны, почти чувствительны. И даже по-своему эстетичны. Почти! Но расслабляться с ними не стоит. По сути, они лишены благородства. Их жизненные принципы ограничены рамками социума. За Белыми Перчатками интересно наблюдать. Предложи-ка им позитивчик для интереса! Что ж, они его, пожалуй, скушают, впрочем, не распробовав как следует, и попросят добавки. Ведь приятно же, не так ли, потреблять позитив? Но любовь?! Дружба?! Прощение?! Высокая мораль и связанные с ней взаимные обязательства?! – Шутить изволите?! Белые Перчатки просто не знают, что им со всем этим делать. Это не их тема, не их глубина.

– Я не люблю тебя, Лев Николаевич. – Говорит Рогожин князю. – Зачем же я к тебе пойду?..

Прочла и призадумалась… Действительно, как часто мы пытаемся подарить свое прощение тому, кто в нем не нуждается! Как часто мы выскакиваем вперед со своими лучшими чувствами, а нас останавливают холодным жестом вытянутой руки: «Не стоит труда… Это ведь как-то … и не прилично даже».

Наблюдая жизнь, замечаю: людям все меньше и меньше интересны человеческие отношения как таковые. Общение происходит, в основном, лишь в деловой и в социальной сфере, и то по минимуму. Упрямая и ненасытная тяга к наслаждениям, внешнему и внутреннему комфорту, исподволь действует разрушающе на личность, так как препятствует любви. Мельчает, истощается глубина души… Истощается и язык. Классическая речь, несущая в себе божественный код, превращается в безграмотный сленг. Мельчает жизнь. Мельчает сам человек. Призванный быть исполином Духа, он превращается в духовного карлика, гнома. В его груди может еще что-то трепетать… иногда… мучительно… напоминая душе о ее высоком призвании… Но! Как много всевозможных «но!» заглушают внутренний голос, обрывая связь души с небом.

Комфорт побеждает! Уже победил! А пугающие общество наночастички и прочие носители искусственного интеллекта – только гротеск дурного тона, и не более! Один маленький метеоритный дождик – и все спутниковые системы управления полетят в бездны, где им и место, собственно говоря! Бог может это устроить легко и просто! Все небесные тела, вся вселенная, живая и неживая природа – послушны его воле! Но не человек! Человек и Всевышнюю Любовь держит на расстоянии вытянутой руки. Его воля полностью отдана улыбчивому обаяшке по имени Комфорт, со всеми вытекающими последствиями, конечная из которых – это смерть духовная.

– Рай – вещь трудная! – говорит князю Мышкину другой герой романа – князь Щ.

Да, Рай – не для всех! Рай – для избранных!

Рай избыточно насыщен подлинной жизнью, поэтому он невероятно труден! Труден для полумертвецов! Труден, как и все живое и настоящее! Но тот, кто решается приблизиться к Раю еще здесь, на земле… впустить в свою жизнь его отблески… и вдохнуть его ароматы… кто осмелится любить в этом мире, среди сумерек и холода тотальной нелюбви… тот получит в конце времен равную свободу с мучениками совести и венцы многие!

Вот такой ассоциативный рисунок мыслей помог мне построить гений русской литературы. Спасибо Федору Михайловичу за то, что не дает душе застояться и окончательно прокиснуть как болото! Спасибо ему за то, что вновь и вновь побуждает нас думать, размышлять, делать свой выбор и брать за него ответственность!