Закарпатье - райский уголок

Владимир Гугель
               
           Живя в Ужгороде мы знакомились  с   Закарпатьем.  Вместе с Толей  побывали в знаменитом на всю страну международном молодежном лагере «Спутник». Запомнились удивительные жилища в этом лагере:  не дома и не палатки, а некое подобие больших бочек на высоких постаментах, усилием и фантазией закарпатских умельцев превращенных в удобное жилье.
       Потом он возил нас в какой-то знаменитый санаторий, размещенный в огромном, построенном в форме «каре», старинном графском замке. Помнится, что количество комнат в нем соответствовало числу дней в году! В Мукачево были в знаменитых винных подвалах, где дегустировали чудесные закарпатские вина. На протяжении всех этих поездок Толя рассказывал о своих активных контактах с коллегами из близлежащих социалистических стран — Чехословакии, Венгрии, Румынии, о  частых поездках туда.
           Имея большие возможности, он предлагал нам на выбор любые  места отдыха, к которому мы стремились уже с большим нетерпением  -  хотелось по-настоящему,   наконец отдохнуть после  длинного путешествия,  хоть и интересного, но уж очень утомившего нас.
       Где отдыхать — это был главный вопрос, который волновал нас в тот момент. Толик предлагал и тот санаторий в графском замке, который мы уже видели, при этом с вполне подходящими по стоимости путевками, и другие санатории с подобными условиями, и еще что-то. Вариантов было достаточно. Но я уже столько наездился по всяким советским         санаториям, что терпеть их не мог, и отдыхать там не хотелось. Прошедший год на моей  работе был очень тяжелым, постоянно приходилось иметь дело с большим количеством людей. Я просто устал от этого общения,  от постоянной напряженки, разговоров. 
       Хотелось побыть в тишине, в красивом, но, желательно, глухом месте, подальше от человечества, и вместе с тем, чтобы были нормальные условия существования — жилище, питание и прочие цивилизованные удобства. Такие вот завышенные требования!
         Сообразительный и деловой человек, Анатолий, прислушавшись к этим моим «капризам», подумал и придумал. Здорово придумал! Нас отвезли в совершенно потрясающее место, в которое мы сразу влюбились и на нем остановились, не стали больше ничего искать и выбирать. Это было довольно высоко в горах,   в 6—7 километрах от небольшого районного городка Свалявы.
      Это место - «Квасний потік»,  в переводе на русский — «Кислый ручей». Расположено  в заповедной лесной зоне, въезд в которую преграждал шлагбаум, и пропускали туда только тех, кому положено. Дорога, ведущая в этот глухой угол, довольно сложная: крутой, опасный серпантин, без всякого асфальтового покрытия, просто накатанная каменистая горная дорога. Здесь находился пансионат для работников Свалявского леспромхоза. Он был рассчитан человек на 50—60, но в тот момент отдыхающих там было совсем немного. Жили они в единственном трех  или четырех  этажном корпусе, расположенном сразу при въезде на эту территорию. Там же была столовая и что- то наподобие клуба.
           Не останавливаясь, мы проехали мимо этих строений метров на 150 выше в горы. Там на приличном расстоянии друг от друга стояли несколько небольших домиков, снаружи совсем не броского вида, этакие симпатичные деревянные теремочки, разной архитектурной формы и размера. Нам отвели один из них. Это был домик директора предприятия. Как и остальные, он использовался исключительно по персональному назначению, в том числе, и для гостей хозяина.
       Войдя внутрь этого «теремка», мы  очутились в замечательном уютном жилище класса «люкс». Три комнаты с богатым убранством: полы устланы коврами, окна с художественно выполненными резными деревянными карнизами и красивыми  занавесями.  В гостиной мягкая кожаная мебель, красивая посуда — хрусталь и фарфор, музыкальный проигрыватель, две спальни с удобными широченными кроватями и маленькая кухонька со всем необходимым оборудованием. И, разумеется, все остальные современные удобства. Нас сразу предупредили, что при желании мы можем пользоваться столовой пансионата, если не захотим  готовить дома  (как потом выяснилось, кормили там очень вкусно, совсем                по-домашнему, и иногда мы там питались).
       Привез нас туда прокурор  Свалявского  района Иван Васильевич (фамилии не помню), которому Анатолий поручил наше устройство. Он познакомил нас с главным лицом этой местности — лесником Иваном Михайловичем  Годя: худощавым, невысокого роста и неопределенного возраста, очень подвижным, основательным в суждениях, серьезным и влюбленным в Карпаты, в их природу. Этому леснику было поручено заботиться о нас.
       Лучших условий для отдыха  трудно было  представить. А уж природа, которая нас окружала - просто сказочная. Дом  прямо на берегу «Квасного потока» - быстрой горной речки, которая и дала название всему этому райскому уголку. Его окружали высоченные,  прямо-таки до неба сосны, а вокруг  - настоящий берендеев лес. Везде множество источников с минеральной целебной водой. Эти источники не были специально оборудованы, как бюветы в санаториях,  вода из них вытекала свободно, прямо из-под камней, из недр Карпатских гор.  Она -  где теплая,  где холодная  и разная на вкус  и,  как нам говорили,  от разных болезней. От каких  именно,  мы толком не знали и пили ее просто для удовольствия. Вокруг  тишина,  нарушаемая  только пением  птиц и журчанием  горной речушки, перекатывающей свою «кислую» воду через камни прямо у нас под окнами.
        Отдыхающие пансионата  встречались редко, в основном в столовой. Это -  специфический контингент, главным образом, люди местные, многие из них плохо понимали по-русски. Минеральные воды их не удивляли и не интересовали, видимо, напились ими досыта и были привычны к такой экзотике.  В основном - работники леспромхоза,  приветливые, улыбчивые люди. Они смотрели на нас с интересом, но и с какой-то опаской.  Все-таки мы были невесть откуда приехавшими чужаками. Тем более, что жили в доме их директора, человека очень уважаемого в этом краю. Значит, тоже люди важные!  Кстати, этого директора за все время отдыха мы  так ни разу и не увидели.
        Общаться  в этом уединенном месте практически  было не с кем. Каждый день ходили купаться на озера. К ним вела спускающаяся вниз примерно на полкилометра тропинка. Эти два озера  располагались недалеко  друг от друга. Одно — продолговатой формы, с довольно холодной, прозрачной, просто зеркальной,  постоянно пузырящейся водой. Видимо, на дне этого  озера тоже   бил какой-то минеральный источник. А  другое — правильной круглой  формы. С берега к его середине вели мостки, а на них на небольшом, тоже круглом, помосте красовалась резная беседка с удобными скамейками внутри для совсем уж уединенного отдыха. Вода в этом круглом озере  всегда спокойная, очень теплая, но иного, чем в продолговатом,  цвета - немного мутная. Так что в одном озере, прохладном, мы купались, как в шампанском, а переходя в другое, плавали в спокойной теплой воде. Непередаваемые ощущения!
        Других людей, кроме нас,  возле этих озер мы не встречали. Вот в таких замечательных условиях  очутились благодаря Анатолию Кравченко!  И всё, что нас окружало, располагало к абсолютно спокойному времяпровождению и умиротворенному состоянию души. То есть, отдых оказался именно таким, о котором мы мечтали. С собой  у нас были книги, мы читали, гуляли,  Лиля приносила с прогулок охапки чудесных лесных цветов.
     И все-таки от этого уединения нам, а особенно нашему сыну, скоро стало скучновато. Но он проблему общения решил для себя довольно быстро. Познакомился с молоденькой медсестрой пансионата — и только мы его и видели!... Откровенно говоря, ничего против  не имели. Мальчику не скучно...
        Чтобы развлечься, иногда ездили в Сваляву. В этом крохотном городке было множество кафе и ресторанчиков. Там наслаждались великолепным натуральным кофе, сваренным на углях, или эспрессо, который подавался в крошечных чашечках (для нас тогда это было непривычно!) с удивительно вкусными закарпатскими пирожными.
   Однажды в Сваляве я решил немного развлечься, похулиганить. Обратил внимание на то, что кругом развешаны дорожные знаки: «Остановка запрещена», «Стоянка запрещена», висят «кирпичи», запрещающие проезд. Свалява — городок тихий, спокойный, с узенькими улочками. Особого движения транспорта нет. Все эти запреты — чистая самодеятельность местного ГАИ,   демонстрирующего свою бурную активность. Такое мне  хорошо  знакомо по прежней работе в милиции. Вот в знак протеста против таких ограничений я и решил, нагло нарушив эти запреты, поставить свою машину прямо под знаком «Стоянка запрещена».  Поставил,  и  ушли в кафе пить кофе. Когда вышли, произошло то, что я и предвидел. Возле моей машины стоит молодой лейтенант - автоинспектор в белоснежном кителе,  держа в руках     не до конца заполненный  протокол  о нарушении. Разъярен! Дальше последовало:
     - Вы нарушили правила... — ну и т. д.
       В ответ я поясняю, что сделал это нарочно, чтобы в незнакомом городе не угнали мою новую машину, мол, был уверен, что в таком «центровом» месте обязательно объявится работник ГАИ, который будет охранять ее до моего прихода. И еще добавил:
    - Спасибо за охрану!
     Инспектор онемел, не мог врубиться, что бы это значило, уж очень нестандартная  ситуация, наглость из ряда вон. Застыл, соображая: что-то здесь не то... Явно насторожился: а вдруг это начальство, а если это проверка?...
Ход его мыслей мне, как бывшему  работнику милиции,  был ясен.  Не стал его разубеждать , успокоил  и  представился.  Бывших «ментов», как говорили в народе, не бывает. Это – правда во всех отношениях, в том  числе, и  в  той ситуации:  настоящие, и бывшие всегда помогали друг другу. Всё это выглядело как шутка,  «прикол» по-теперешнему.  А уж  когда   я назвал имя своего покровителя в Сваляве,  гостем которого я  был,  инцидент  был исчерпан окончательно.
       К тому времени у нас уже появились новые знакомые, и мы решили присмотреть ресторанчик, где можно провести вечер. Вот для такого  случая  и понадобился этот карт-бланш. С автоинспектором    совсем  уже  по-дружески  договорились:  можно было и машину ставить, и гулять...