Русский балет Дягилева. 1906-1914 годы. Заметка о

Владимир Владимирович Залесский
Русский балет Дягилева. 1906-1914 годы. Заметка о главах 8-15 книги Н.Д. Чернышовой-Мельник «Дягилев: опередивший время»



Деятельность Дягилева стартовала в 1906 году с выставки в Париже «Два века русской живописи и скульптуры».

Были использованы опыт и знания, полученные Сергеем Дягилевым при проведении предыдущих выставок, в том числе – выставки 1905 года в Таврическом дворце.

Финансово и организационно парижскую выставку поддерживал Император Николай Второй.

Дягилев заручился поддержкой многих поклонников искусства – граждан Франции.

Одной из меценатов, поддерживавших Дягилева,  была графиня Греффюль.

Выставка прошла успешно, хотя и не дала очевидного положительного финансового результата.

Как выглядел Дягилев в 1901 году [предположительно] и в 1906 году?

У нас есть два описания: от Андреся Белого и от графини Греффюль.

«Вот каким увидел постоянно меняющегося Дягилева Андрей Белый [предположительно в 1901 году]: «Дивился изыску я, помесь нахала с шармером, лакея с министром; сердечком, по Сомову, сложены губы; вдруг — дерг, передерг, остывание: черт подери — Каракалла какая-то, если не Иезавель нарумяненная… маститый закид серебристого кока, скользящие, как в менуэте, шажочки, с шарком бесшумным ботиночек, лаковых. Что за жилет! Что за вязь и прокол изощренного галстука! Что за ослепительный, как алебастр, еле видный манжет!

Вид скотины, утонченной кистью К. Сомова, коль не артиста, прощупывателя через кожу сегодняшних вкусов, и завтрашних, и послезавтрашних, чтобы в любую минуту, кастрировав собственный сегодняшний вкус, предстать в собственном завтрашнем!»» (Цитата по книге: Н.Д. Чернышова-Мельник «Дягилев: опередивший время»).

«Кстати, о первом визите Дягилева к графине Греффюль сама она спустя годы рассказала Сержу Лифарю. Вот как он описывает свой разговор с французской аристократкой: «Когда я пришел в ее великолепный особняк и был введен в громадный салон, украшенный статуями и картинами, вышла comtesse de Greffulhe и с каким-то почти священным благоговением стала говорить о Сергее Павловиче: „вот в этом кресле сидел Дягилев… Вот на эту статую много смотрел Дягилев… Вот на этом рояле Дягилев играл…“ Я спросил графиню, какое первое впечатление произвел на нее Дягилев и правда ли, что Дягилев был так красив в молодости? Comtesse de Greffulhe ответила, что Дягилев нисколько не поразил ее и показался ей сперва не то каким-то молодым снобом, не то каким-то проходимцем-авантюристом, который всё знает и обо всем может судить: „Я не понимала, зачем он пришел и что ему, собственно, нужно. Сидит, долго смотрит вот на эту статую, потом вдруг вскочит, начинает смотреть на картины и говорить о них — правда, вещи очень замечательные… Скоро я убедилась, что он действительно всё знает и что он человек исключительно большой художественной культуры, и это меня примирило с ним. Но когда он сел за рояль, открыл ноты и заиграл вещи русских композиторов, которых я до того совершенно не знала, — тогда только я поняла, зачем он пришел, и поняла его. Играл он прекрасно, и то, что он играл, было так ново и так изумительно чудесно, что когда он стал говорить о том, что хочет на следующий год устроить фестиваль русской музыки, я тотчас же, без всяких колебаний и сомнений, обещала ему сделать всё, что только в моих силах, чтобы задуманное им прекрасное его дело удалось в Париже“».(Цитата по книге: Н.Д. Чернышова-Мельник «Дягилев: опередивший время»).

1907 год – «Русские исторические концерты» (классическая музыка, оперное искусство…). («Прекрасным дополнением концертов стала их печатная программа, которая облегчала знакомство слушателей с русской музыкой: в ней были представлены не только биографические данные лучших российских композиторов, но и их портреты, написанные И. Репиным, Л. Бакстом, В. Серовым. Тут же давались пояснения к исполнявшимся произведениям, помешались портреты артистов, эскизы декораций русских оперных постановок». - Н.Д. Чернышова-Мельник «Дягилев: опередивший время»).

В 1907 году в «Русских исторических концертах» началась европейская, мировая слава Федора Шаляпина.

Снова успех и снова отсутствие очевидного положительного финансового результата.

1908 год – опера «Борис Годунов». С Русского сезона 1908 года начинается отдельная, весьма занимательная, серия отдельных историй о критических ситуациях, в которые попадал, и из которых благополучно выходил Сергей Дягилев. Этот человек сочетал в себе способность идти на риск и очень высокий уровень удачливости.

Отметим, что в очевидной ясной форме положительный финансовый результат деятельности Дягилева упомянут в книге Н.Д. Чернышовой-Мельник лишь при описании 1926 года. Хотя и между 1906 и 1926 годами, как видно по косвенным признакам, случались финансово благополучные периоды («Дирижировал оркестром [14 мая 1914 года] сам Рихард Штраус, которому Дягилев заплатил огромные по тем временам деньги — 100 тысяч золотых франков! — за музыку к этому балету»).

Сергей Дягилев решает сосредоточить усилия на балете. Его идеи: во-первых, короткий (одноактный) балет, во-вторых, соединение в балетной постановке музыки, рисунка (живописи) и хореографии (танца).

«Русский балет Дягилева» – под таким брендом Дягилев действует до начала Первой мировой войны в 1914 году.

1909 год – Париж, театр Шатле, балеты и оперы. Колоссальный успех.

«Невиданный ранее, всепобеждающий праздник русского искусства продолжался шесть недель, в течение которых балетные спектакли чередовались с оперными.» (Н.Д. Чернышова-Мельник «Дягилев: опередивший время»).

«В память о первом представлении Русского балета, состоявшемся 19 мая 1909 года на сцене «Шатле», администрация театра установила мемориальную доску на стене первого этажа, при входе в бельэтаж.» (Н.Д. Чернышова-Мельник «Дягилев: опередивший время»).

(«Кассовые сборы, учитывая даже ощутимую помощь русских и западных меценатов, не смогли покрыть расходов». - Н.Д. Чернышова-Мельник «Дягилев: опередивший время»).

1910 год – Сергей Дягилев все более и более сосредотачивается на балете.

Выскажем свое личное мнение. Русские балетные традиции в сочетании с уникальными деловыми качествами и удачливостью Сергея Дягилева позволили ему создать Les Ballets Russes de Diaghilev (Русский балет Дягилева) и удерживать монополию.

В России имелась балетная школа (в широком смысле) и балетные традиции, но не было Сергея Дягилева (который переместился в Западную Европу). В Западной Европе действовал Дягилев и другие деятели искусства, но за пределами России не было той уникальной балетной школы и тех балетных традиций, которые имелись в России.

Сергей Дягилев, с его способностями, деловыми навыками, опытом государственного чиновника, имевшего дело с балетом (в период своей государственной службы), с контактами, знанием условий российской и западной жизни, русского и других европейских языков, психологии артистов балета, оказывался в уникальном, монопольном положении.

Решение о создании «Русского балета Дягилева» с постоянной резиденцией в Монте-Карло (княжество Монако) принимается в декабре 1910 года.

1911, 1912, 1913 годы, 1914 год (до начала 1-й Мировой войны 28 июля 1914 года)  – передовые балетные постановки Сергея Дягилева в Монако, в Италии, во Франции, в Германии, в Австрии, в Великобритании…

1913 год - созданная Дягилевым труппа обрела такую славу, что он запрашивает у директора нового театра «Театр Елисейских Полей» 25 тысяч франков за каждое выступление. Директор нового театра соглашается и, в итоге, разоряется.

1914 год. В Лондоне «во время премьерного показа Дягилеву принесли странную телеграмму. Ее отправитель, граф Гарри фон Кесслер, высказывал пожелание успеха Русскому балету и выражал сожаление, что не может лично присутствовать на спектаклях, а дальше писал, что намеченные на осень гастроли в Германии вряд ли состоятся. Сергей Павлович, прочитав телеграмму, пожал плечами и сказал сотрудникам: «Дорогой граф, должно быть, болен. Хотел бы я знать, почему вдруг прекрасно спланированное турне не состоится». Погруженный, как всегда, в свои новые замыслы и текущие дела Русского балета, Дягилев не обращал внимания на многочисленные признаки усиливавшейся напряженности между Францией и Германией. Слухам о близкой войне он, как и многие из его окружения, не придавал никакого значения. А ведь Кесслер, близкий к придворным кругам Берлина, по сути, послал Маэстро предупреждение о том, что мир стоит на пороге больших перемен.» (Н.Д. Чернышова-Мельник «Дягилев: опередивший время»).

«В одночасье мир был взорван войной, вошедшей в историю как Первая мировая. Дягилев, остававшийся в первые ее месяцы в Италии, потерял буквально всё. Людям в Европе стало не до искусства, тяготы и лишения заставили их надолго забыть о легкокрылой Терпсихоре. И бесприютная труппа Русского балета, гонимая нуждой, рассыпалась по свету. Собрать ее, возродить к новой жизни было очень трудно.» (Н.Д. Чернышова-Мельник «Дягилев: опередивший время»).

В период с 1906 года по 1914 год главным в жизни Дягилева стал «Русский балет».

В 1915 году Сергею Дягилеву предстояли усилия по возрождения «Русского балета»…


19 июня 2020 г. 12:58