отрывок из повести "Жили, были, не тужили..."
Самыми большими грехами на Руси считались -
себялюбие, зависть, леность, жадность,
стяжательство, богохулие, праздные разговоры и
осуждение. Я могу еще долго перечислять все
возможные и невозможные грехи, но я не об этом
хотела написать. Если вспомнить прошлое столетие,
примерно с 1905 года, до революции 1917 года и сразу
после, примерно до начала коллективизации т.е до
1920года, то диву даешься, сравнивая тот период с
современным периодом, насколько все изменилось.Я
вспоминаю рассказы наших предков о той жизни, как
она была устроена в те далекие времена.
Квалифицированный токарь зарабатывал столько, что,
имея эту профессию, он имел возможность
содержать свой дом или платить за найм жилья.
Свободно мог безбедно содержать и кормить
неработающую жену и до 5 душ детей. Батраки, нынче
их называют вахтовики, сезонники, зарабатывали за
сезон столько, что могли полгода позволить себе не
работать на другой работе, содержать свой дом, своих
родителей, не работающую жену и детей. Я не совру,
если скажу, что в своем подворье они тоже работали,
но и мы сейчас тоже работаем на своих участках земли
и дачах, чтобы дополнить недостающие бюджет и наш
стол витаминами.
Моя бабушка рассказывала, как ей жилось в сезон
сельхозработ.
- У нас было в хозяйстве несколько коров, бычки,
свиньи, куры и гуси. Были земли под озимые и
яровые, а также под овощные культуры, для
содержания и кормления скотины. Два больших сада,
три рабочих лошади и три выездных. Мы нанимали на
сезон 5 человек батраков - наемных рабочих. С нами
жили бабака старая и дед. Было у меня трое детей.
Представь себе, вставала я в четыре утра.
Затапливала печку. Ставила греть для завтрака еду
и кипяток для чая. Доила коров. Как подою,
отпущу в стадо. Накормлю работников. Они уедут. Мою
посуду. Кормлю домашних. Управляюсь со свиньями и
птицей. Схожу в сад и огород, наберу все для обеда
и выпечки. Печка протопилась, ставлю в печь хлеба
печься. Поднимаю детей. Кормлю, прибираю и
отправляю к бабке, чтобы приглядела, а сама готовлю
обед для работников. Немного времени оставляю себе
– постираться или привесть себя в порядок, полежать
полчасика. Затем запрягаю воронка, гружу обед,
закутываю одеялом, чтобы не стыло, и еду в поле. В
поле, пока все едят и отдыхают, нажну серпом или
литовкой зеленушки для коров, свиней и птицы.
Потом еду к стаду, подоить коров. Если днем не
доить, потом мало молока будут давать. Гулять
будут коровы. Потом домой, а там уже скоро вечер,
надо готовить баню для работников и ужин для всех.
Приезжаю домой, кормлю свиней свежескошенной
травой. Молоко снесу в ледник. И опять топлю печку.
Ставлю варить ужин. Затапливаю баню. Кормлю детей и
стариков и жду возвращения работников. В общем,
пока все дела закончатся, уже ночь наступает. Ставлю
в печку на утро суточные щи с мясом и падаю, где
придется, хоть немного уснуть. А утром все сначала.
- Когда нанимали работников, мы оговаривали с ними
все: объем работы, а также еду, баню, выходной в
воскресенье, для посещения церкви и иных
потребностей, а еще что и сколько и чем получат они
на выходе. Работали они, как правило, с посевной,
до жатвы и уборки в садах яблок и других фруктов,
т.е. до октября.6 месяцев в среднем. Платили им по
уговору - денежкой, овощами, фруктами и зерном, а
также живностью - птицей, свиньями или бычками –
т.е. мясом.Правда, все время работники обязались
соблюдать сухой закон, никто хмельного не пил, а
ежели начинали пить, их выгоняли, но платили, что
только заработали, а что сверху полагалось - нет.
Ежели, весь сезон отработают, то уезжая домой, они
грузили несколько подвод. Им хватало всего на целую
зиму, а весной снова приезжали и нанимались на
сезон. Как правило, нанимались одни и те же, если
их не обижали оплатой. Вот так, то внученька, я
сама была хозяйкой или батрачкой, до сих пор не
пойму. Трудно было, но это наша жизнь и многие
считали, что это было выгодно иметь свое хозяйство и
лавки в городе. По осени продадим, что вырастили,
да и зимой в лавках продавали, в лавках - то
подороже уже можно неспешно продать, тем и жили.
Хорошо жили. Быть батраком было выгодно, но почему
то эти казара краснопузая, их обозвала
эксплуатируемыми, а нас эксплуататорами, я не
знаю. И нас раскулачили. Мы еле убежали. Все побросали и
зарыли, а где это, не помню уже. Только иногда прихожу к
школе, там наш дом был. Поклонюсь и пойду. Обидно
ведь как, все рушится, а ни кому ничего не надо,
чужое, не жалко. Раньше купцы жили для себя,
гуляли, кутили, но тратили свое, не чужое, а когда
пойдут в церковь нанимали крикалей. Это такие нищие,
они специально ждали купцов для того, чтобы
крикать и окаркивать купцов и их грехи перед
Богом. Идет купец по лестнице в храм,ступает на
ступеньку и ждет, а на каждой ступеньке стоит
крикаль, и он громко кричит, чтобы люди слышали
какой купец грешник, что сотворил и кого обидел, а
купец за это ему денежку платит. За что, спросишь
ты? Как за что? Крикаль окаркивал или
выкрикивал, обозначал перед Богом все грехи купца, и
тем, самым чистил его перед Богом, и брал
этот грех на себя, потом отмаливая его в церкви. А
сейчас, все стали крикалями, только орут, что
попало и, что толку, даром. Да, все это бестолку.
Это, конечно, большой грех - себялюбие, но может,
все же лучше за этот свой грех ответить перед
Богом, чем за грехи наших начальников и
руководителей, а их грехи тяжкие, они, никогда
не простятся, так зачем на себя брать их, и
отвечать перед Богом за них, тем самым обелять их
перед Богом. Надо себя ценить. Говорят, если
Господь даст дитя, значит, и на дитя получишь. Вон
смотри, сидит воронье на куполах, а в храм им
нельзя, не пускают, а тебе можно. Сходи свечку
поставь, попроси его тебе помочь, надейся, и он
поможет, вразумит , как жить то надо. Он разъяснит,
кто хозяин, а кто батрак. Вот, так то… Помни. Меня
не будет. Службы будут по телевизору показывать,
люди, как мухи умирать будут, а веры то не будет…
С этого разговора с бабушкой прошло более 50 лет, а
ведь права она. Крикали мы… Крикали.