Ребенок как оружие в борьбе с супругом

Елена Вариошкина
Одно из самых отвратительных явлений в семейной жизни - это использование ребенка против супруга или супруги.

- Много ли тебе покупала твоя мама? - вопрошает пятилетнего ребенка симпатичный папа лет 30-ти, протягивая ей чупа-чупсы на выбор, а когда девочка захватывает обеими ручками сразу все пять или шесть штук, протянутые папой, он резко выдергивает их со словами, - да ты борзая совсем, подруга, вся в мамочку!
Описана ситуация, случайно увиденная в магазине.

Бабушка мальчика 12 лет приходит на приём к психологу: "внука жалко". Начинаем выяснять почему внук вызывает у неё это чувство. Выясняется, что родители мальчика развелись, когда ему было 3 года. Папа категорически был против того, чтобы ребенок жил у мамы.

Процесс был длительным, энергозатратным, бесконечно собирались справки, другие бумаго-доказательства, что мама живёт в плохих условиях, не в состоянии содержать ребенка, ведёт неправильный образ жизни и т.д.

Кто там был прав, кто не прав, не понятно и по сей день. Но мальчик жил в основном у папы в его новой семье до 5 лет.

А в 5 лет сбежал из дома и пришёл к ней, маминой маме. Это послужило причиной для нескончаемого потока заявлений о плохом обращении уже со стороны мамы ребенка. И тянется выяснение до сих пор, вот уже 7 лет.

Все последующие годы родители попеременно отбирают ребенка у бабушки, какое то время он живет то у мамы, то у папы, но неизменно сбегает к бабушке в итоге.
И у мамы, и у папы вторая семья, где родились другие дети. А этот ребенок превратился в яблоко раздора и возможность зацепить побольнее, нанести ущерб другой стороне, неизменно и точно всегда попадая по самому ребенку.
Ребенок стал орудием мести, способом выяснения отношений. Его развитие, он сам, как человек и личность, родителей мало интересует, его употребляют, как последний аргумент в споре. Результатом стала невротизация, педагогическая запущенность и формирование девиантного поведения.

На сегодняшний день бабушка совершенно не справляется с его воспитанием, а и не может справляться. Любые её попытки переформатировать жизнь внука заранее обречены на провал. Мальчик успешно научился манипулировать.

Подстраиваясь в нужный момент под каждого из родителей, он сам сталкивает их в конфликте для получения "выгоды". Как только что-то его не устраивает у бабушки (заставляет учиться, быть аккуратным, помогать по дому), так он вспоминает об одном из родителей и, в свою очередь, ловко использует, "жалуясь" папе на маму, а маме на папу.

Он никогда не получает от них ответа на свои настоящие нужды: любовь, принятие, безопасность.

Он получает суррогаты: деньги, вещи, возможность не делать уроки, как это было недавно, когда папа забрал его (во спасение!) с собой в деревню, где не было интернета и возможности учиться хотя бы и дистанционно.

Получает затем "утешение" от бабушки в виде попустительства "вообще ничего не делать" (ребенок и так настрадался!). Затем скандалы в материнской семье, и снова, и снова по кругу.

Жизненная ситуация этого ребенка не является особенной. Подобные отношения развиваются во многих семьях после развода, к сожалению.

Всегда, когда ребенок становится оружием в борьбе с супругом, он перестаёт быть ребенком.

Любое использование детей в семейных конфликтах приводит к лишению их детства. Ситуации бывают разные, не яркие и явные, как в описанном случае, но всегда приводит к нарушениям в его развитии.

- Ну что там у них? Чем занимался твой отец весь день? В танчики играл? - как бы невзначай бросает мама семилетнему Вадику с порога, встречая сына, который гостил выходные в семье отца, - чем кормили? Магазинными пельменями, как обычно? Ну, там другого не бывает. Там морду лица полдня красят (это о новой жене папы Вадика).
Не дожидаясь ответа сына (ибо что может ответить ребенок семи лет на эти претензии), мама за руку ведёт его к ванной, - пойдем, пойдем, эти грязнули вряд ли и лицо тебе умыли...

© Психолог Елена Вариошкина, 2020.