От инфантильности к зрелости

Рыжов Александр Геннадьевич
(Попробую делиться здесь кусочками из конспекта, который веду параллельно с личным утренним чтением Библии. Это не статьи, на перевод этих заметок в серьезный формат отдельного слота времени у меня не предусмотрено). Сейчас я дочитываю книгу Исайи.

Ис.61:6: «А вы будете называться священниками Господа, служителями Бога нашего будут именовать вас; будете пользоваться достоянием народов и славиться славою их».

«А вы будете называться священниками Господа»: миссия, предусмотренная в Исх.19:6 («а вы будете у Меня царством священников и народом святым; вот слова, которые ты скажешь сынам Израилевым»). В пятом и шестом стихах Ис.61 противопоставляются иноземцы и священники. Призвание Израиля – быть священниками по отношению к язычникам.

Израиль это предназначение не выполнил, о чем говорит Ис.52:15: «они увидят то, о чем не было говорено им, и узнают то, чего не слыхали», т.е. Раб Господа сообщит народам то, о чем им не было говорено теми, кто должны были говорить, а это значит, что Израиль не выполнил своей задачи проповеди Евангелия окружающим народам. В том числе и этим вызвано отвержение Израиля Господом.

Церкви дано то же назначение: Ис.66:21; 1Пет.2:5,9; Откр.1:6; 5:10. «У Бога был один Сын, и Он сделал Его миссионером» – я встречал приписывание этого выражения и Давиду Ливингстону, и Освальду Смиту. Если какая-то часть вселенской церкви замыкается на себе, закрывается, начинает интересоваться только собой – ее ожидает судьба Израиля. «Священники Господа» и «служители Бога» – это орудия и каналы благодати для ближних.

«будете пользоваться достоянием народов и славиться славою их»: Исайя здесь сосредотачивается не на том, что народы будут пользоваться чем-то от исправившегося народа Божьего, который начнет выполнять священническую функцию, но на том, что Израиль будет «пользоваться достоянием народов и славиться славою их».

Выходит, когда верующие становятся для окружающих священниками, это ситуация обоюдной выгоды: окружающие приближаются благодаря верующих к Господу, но и верующие что-то получают благодаря этому. Что это за «что-то»?

• Исайя говорит о материальном благополучии, и это буквальное прочтение текста. С другой стороны, в этой главе многие детали должны толковаться образно, метафорически, возможно и здесь «богатство народов» (перевод РБО) – образ.
• Думаю, под этим можно понимать и рост народа Божьего, не только количественный, но вообще переход к следующим ступеням зрелости. Когда у человека рождается ребенок и он бескорыстно о нем заботится, на первых порах ничего не получая взамен, будучи настроен только на отдавание, он изменяется сам, он становится родителем не только по записи в паспорте, но и по сути своей, и это следующая ступенька зрелости. Кто настроен только на потребление – инфантилен. Отдающая церковь – это церковь-мать. Служащий верующий – становится духовным отцом, которых, по словам Павла, немного.

Исайя рисует картину взаимного служения. Иноземцы служат Израилю в качестве пастухов, земледельцев и виноградарей, Израиль служит им в качестве священника (ст.6) и восстановителя древних развалин (ст.4).

Чтобы выполнять свое предназначение, надо оглядеться и задать себе вопрос: что рядом со мной развалилось и это надо восстановить, что разорено и запущено и это надо возобновить? Верующий – это раб Раба, служитель Служителя. Кто больше служит, тот больше похож на Христа, Который пришел служить. Такой член церкви первенцев получит двойное наследие первородного (ст.7).

19.06.2020