Пандемия толерантности

Владимир Гречанинов
Тут прогрессивно пишущая общественность настаивает, чтобы мы выразили солидарность с черными братьями, протестующими против расовой несправедливости. Потому что этот протест (погромы и другие мерзости не считаем, они типа off topic) направлен на расширение гуманизма и эмпатии, а кто считает по-другому – тот расист, фашист и шовинист. В общем, что-то в знакомом советском духе: «Свободу Анджеле Дэвис!».
Солидарность – это сколько угодно. На моей памяти кому только мы ее не выражали. Товарищу Роберту Мугабе выражали? Выражали. А еще были товарищ Секу Туре, товарищ Мобуту и товарищ Менгисту Хайле Мариам, как же без них?! С детства помню фамилии всех этих упырей, которых так любили советские пропагандисты. Похоже, любят и теперь.
С эмпатией тоже порядок. Когда-то даже читал книгу «Хижина дяди Тома» и от этой самой эмпатии чуть не заплакал. А вот с покаянием и вставанием на колени у меня проблема. Сколько ни вспоминал, не обнаружил среди своих родственников ни единого рабовладельца или там плантатора-мироеда, нашлись только ссыльные по статье 58-10, но об этом прогрессивно пишущая общественность вспоминать не любит. Так что испытывать чувство исторической вины за ужасы рабства и всякого там колониализма я отказываюсь категорически. А вот потомкам чекистов покаяться не помешало бы, но этого, боюсь, мы не дождемся никогда.
А если говорить о родной истории, так там и других причин для покаяния хватает. Поход Ермака, скажем, покорение сибирских и всяких других народов в самые разные эпохи… Тоже будем памятники сносить или оставим все как есть? А еще вспомним, что отмена рабства в Америке и крепостного права в России произошли с разницей всего-то в несколько лет. И как раз 19 июня большинство американских штатов отмечают по этому поводу День свободы. А у нас такого праздника нет. Может нас об отмене крепостничества просто предупредить забыли? И правильно, среди нашей, извиняюсь, элиты теперь дворянские корни в моде, вдруг народ захочет и их на колени поставить!
Нет, я понимаю – народ насиделся в карантине, озверел в четырёх стенах, а тут отличный повод выйти на улицу и напомнить власти о своих правах. Благо, никаких разрешений в нормальных странах для этого не требуется. Прошлой осенью я снимал в Лондоне массовый марш против брексита - зрелище впечатляющее и вдохновляющее, нам такое и не снилось. Миллион англичан прошлись по центру города и ничего, замечу, не разбили. А до этого зеленые на несколько недель захватили город и тоже ничего не разбили. Другая культура протестов.
Но расовые проблемы – тема особая, революционная. Полицейский вроде бы превысил полномочия при задержании преступника, а, судя по пышному криминальному прошлому Джорджа Флойда, основания у полицейского были. И в чем тут расизм и дискриминация? В том, что задержанный оказался черным? А если бы он был белым или каким еще? Ребята, вы боретесь с произволом полиции? Прекрасно, я с вами. Только при чем тут Black Lives Matter? К остальным что, произвол допустим и это не дискриминация? Орвелл наоборот получается, хоть даже и говорить об этом считается неполиткорректным.
Как-то в университете Беркли мне рассказали поучительную историю. Несколько белых студентов в знак протеста против той самой позитивный дискриминации (это когда представили национальных меньшинств пользуются незаслуженными привилегиями) стали продавать на территории университета пирожки. Белым за доллар, а тем самым меньшинствам – за 50 центов. Такой вот арт-протест. И чем, думаете, кончилось? Отменили привилегии? Нет, просто отчислили этих студентов.
Вообще, если вы заметили, расовые волнения возникают приступами, циклично – как причуды погоды, выборы и другие стихийные бедствия. Эта взрывоопасная проблема давно превратилась в инструмент политических и экономических манипуляций, вспомним хоть проблему московских мигрантов. А уж пресловутая толерантность и ксенофобия – это вообще любимые дойные коровы истеблишмента, летающего исключительно бизнес классом и проживающего в хорошо охраняемых районах подальше от всякой шпаны, которую они обожают защищать. Писал об этом и не раз. Но на сей раз это даже не приступ, а целая пандемия!
Теперь идет борьба со всем проклятым колониальным прошлым, а если учесть, что большинство всего того, что нас окружает, имеет отношение к этому прошлому, я даже боюсь подумать о том, чем вся эта революционная вакханалия закончится. Думаю, закрытием газет, увольнениями и сносом памятников дело не ограничится. Да вся русская литература XIX века написана рабовладельцами. В печку! Свергнем могучей рукою гнет вековой навсегда...
Вот, кстати, и в Сан-Франциско тоже снесли памятник. Не кому-то, а Колумбу. Но я не удивлен. Каждый раз, когда я бывал в этом замечательном городе, меня обязательно везли в какое-нибудь памятное место, где белые поселенцы сделали что-то нехорошее коренному населению. Типа, покаяться, проявить эмпатию. А теперь айтишники из Силиконовой долины рассказывают, что им каждое утро устраивают пятиминутку ненависти к проклятому рабовладельческому прошлому. Это, видимо, когда рабы на плантациях собирали первые процессоры. Так что может памятник Колумбу снесли и правильно - не открыл бы он Америку, и не было бы сейчас всей этой заварухи.