Цирк

Ганя Менская
Наверное меня не надо пускать в Цирк.
Хотя я люблю всякие яркие зрелища и представления. Но в цирке мне становится не по себе...
Ну посудите сами.
Вот вы входите в здание цирка. Всё прекрасно, всё блестит и сверкает! Гардероб и буфет - на высшем уровне.
Наконец, вы в зрительном зале, вернее на трибуне. Внизу ярко освещенная арена, все прожектора направлены на место будущего действа. Немного ожидания и…
Великолепный оркестр взрывается знаменитым цирковым маршем И.Дунаевского!
Начинается парад участников представления. Откуда-то из-за кулисных недр особой цирковой поступью на арену выходят артисты. Прекрасного вида мужчины и женщины делают круг почета и приветствуют гостей.
Наверное так надо, чтобы зритель понимал — он получит незабываемое впечатление.

И это так. Цирковые номера чрезвычайно сложны и зрелищны. Как правило, исполняются элегантно и без помарок. Казалось бы - наслаждайся!
Я не могу. У меня "странный" мозг. Он думает — функция у него такая. Даже в Цирке не хочет отключаться и "впадать в детство".
Я “вижу”, каково это артисту на манеже!
Номера сопряжены с риском для жизни и вполне естественно, что перед выступлением он испытывает сильное волнение.
Так вот. Я каким-то образом "это" улавливаю и мне становится не по себе. Весь номер переживаю, чтобы он не получил травму и все трюки удались. С облегчением выдыхаю в конце, когда артист уже утопает в аплодисментах.
И так всё первое отделение.

Спросите:“А клоуны?”
Лучше бы вы не спрашивали, так как скажу правду. Мне не смешно. Мне их жалко. Сами “персонажи” милые и добрые, лица улыбчивые. Это - да.
Но я не могу абстрагироваться. Понимаю, что в костюме и гриме находится человек, взрослый мужчина. Не могу смеяться над человеком, это не по мне…

Я вспоминаю школу. Семья наша вела "кочевой" образ жизни. Министерство перебрасывало моего отца - нефтяника в разные “горячие точки” пятилеток, поэтому мне довелось учиться в четырех школах, пока получала аттестат. И в каждом классе был свой “клоун”. Мальчик, который "веселил" класс тем, что выставлял себя на посмешище.
Они были “похожи” друг на друга. Что-то неуловимое “не так” было в их внешности, выражении лица, одежде. И успеваемость хромала, но не потому что они были “тупыми”, а потому что считали себя хуже других.
Теперь я понимаю, что если бы они не “клоуничали”, унижая себя по доброй воле, то это делали бы одноклассники. Их лица и фамилии я почти забыла, а вот “клоунов” хорошо помню. Я очень им сочувствовала и старалась поддержать.

В общем, не получается у меня в цирке смеяться над клоунами…
Только не подумайте, что у меня нет чувства юмора. Хожу весь день “рот до ушей” и рассмешить меня не сложно…
А вот смотрю на выступление клоуна и щемит в душе. Может быть я “неправильная” какая-то?…

Однако, тяжелее всего мне во втором отделении. Когда на арену выходят дрессировщики и начинают показывать на потеху зрителям, чему они “научили” диких зверей.
Вы это серьезно?! Вас это восхищает и радует!?
Меня — нет.
Дикий зверь должен, в смысле имеет конституционное право, находиться там, где появился на свет. В дикой природе, а не под прожекторами на манеже цирка.
Что? Нет такого пункта в Конституции? Жаль…

Я не состою ни в какой партии или движении по охране животных. По-моему, ТАК думать - честно любому человеку.

Другое дело, домашние животные. Собаки, например, всегда рады дрессировке. Знаю по своему псу. Он воспринимает выполнение команд, как “игру” с хозяином и ужасно любит “угодить”. Тогда его хвалят и он счастлив. И даже, если что-то “не любит” выполнять, то делает это из уважения к хозяину.

Кот же НИ ЗА ЧТО не будет делать то, что ему не нравится. Все кошачьи такие.
Как же тогда удается дрессировщику заставить тигра прыгать через горящий обруч?…
Лучше не думать об этом.

Ну взял бы лошадь или корову, на худой конец, козу или барана - они то человека не боятся, и дрессировал бы в свое удовольствие. Домашние животные любят общаться с человеком. Они умные и легко учатся новому.

Я не верю своим глазам, когда артист обнимается с медведем или тигром. Это неправда. “Визуальный обман”. Окажись он один на один в джунглях, только бы и видел хвостатого…
Это в лучшем случае… А в худшем… - зверь мог бы припомнить “хлыст”. Я не утверждаю, что животных бьют. Но в насильственном повиновении держат — это точно.
Ведь преодолеть инстинктивный страх перед огнем можно только боясь чего-то “больше огня”…
Вопрос: “ЧЕГО”?.. или "КОГО?"

Вот такие у меня непопулярные “размышлялки” сегодня получились. Мне нужно было об этом сказать. Ведь зритель в цирке, как и дрессировщик — участник процесса насилия на животным. И если бы во втором отделении зал был пуст, возможно дрессировщики задумались бы над сменой четвероногих артистов.

Больших кошек - домой в Африку. Слонов и обезьян - в Индию. Их там любят и не обижают. Разных моржей, тюленей, морских котиков - в океан!

Извините, если я вас расстроила. Впрочем нет. Если вы опечалились — значит с вами все в порядке. Вы - человек.
Если “не согласны”, думаете преувеличиваю проблему - это ещё ничего. Так бывает, что осознание своих поступков приходит позже, иногда даже в последние дни…
А если разозлились или “бросили камень” — все плохо…
Что-то “не так” в вашей жизни. Или вы никого не любите, или вас ни разу никто не пожалел и не утешил…
Может так и легче жить, но страшно…

В общем, я не против цирка. Но с домашними животными.
А люди - гимнасты, эквилибристы, канатоходцы и прочие - пусть как хотят! Эффектно рисковать - это их право. Клоуны тоже “рискуют” не быть смешными и это не менее страшно, чем сорваться с каната.
Я всех артистов уважаю и восхищаюсь их мужеством!

Только можно я не буду ходить в Цирк?..