Наши киношедевры - Летят журавли

Ольга Азарова 3
Не знаю, для кого как, но для меня самыми главными военными фильмами 50-х - 60-х годов являются четыре фильма : "Летят журавли", "Баллада о солдате", "Судьба человека" и "Чистое небо". Это не просто фильмы военной поры, это фильмы с которых началась новая эпоха в киноискусстве. Сейчас, когда охаивается искусство Советского Союза, мне хочется рассказать о всех четырёх картинах, как можно основательнее. Не знаю, получится ли у меня это, я не кинокритик, и слава Богу, что так! Но я очень постараюсь и начну с фильма, который и явился первой ласточкой в работах такого высочайшего уровня, картины Михаила Константиновича Калатозова "Летят журавли".

Ну, начнём с того, что сам режиссёр всегда работал в разных жанрах. Необыкновенный диапазон его таланта, тем не менее подчёркивал его точность при воспроизведении творческих замыслов разного уровня. У него была многоликость, и так снимать, например, картину "Верные друзья", нельзя было так, как он снял потом "Летят журавли" или "Я Куба". И вот в 50-х годах уже заканчивался период малокартинья, когда в течении года могли появиться на экране лишь с десяток картин, не больше. Калатозов, бывший до этого кинематографическим чиновников по воле судьбы, наконец-то вернулся в свою профессию. Однако, именно ему и удалось преодолеть дух того времени и создать картину после которой стало всем очевидно, что так как снимали до неё, снимать и работать в кино уже невозможно.


В картину "Летят журавли" Михаил Константинович пригласил оператором Сергея Урусевского. Многие критики в своё время отмечали, что именно открытия Урусевского сделали этот фильм шедевром. Но нельзя ставить открытия оператора на первый план без участия режиссёра. В первых фильмах Калатозова уже была эта подвижная, крутящаяся камера. Вспомним, хотя бы, его первый фильм "Джим Швантэ" ("Соль Сванетии"). Насколько образность картины там подчёркнута игрой кинокамеры! Итак "Летят журавли" стали вершиной творчества их обоих. Они вместе искали и находили способы, как передать не только внешние действия, но и состояние персонажей. Например, объяснение Вероники и Бориса через шторы - это не просто конкретное объяснение двух героев, это взаимоотношение любви мужчины и женщины, их первой любви. Это обобщающий образ для зрителя, который смотрит и переносит всё это на свою жизнь, на свои отношения, на свои чувства.

Сегодня это уже классика, тогда - эксперимент. До этого такой подвижной камеры никогда не было. Это сейчас для съёмок в движении есть миллион приспособлений, а тогда Урусевский давал в руки актрисе Самойловой, исполнительнице роли Вероники, тяжеленную камеру, чтобы она снимала сама себя в тот момент, когда в пылу страшного нервного потрясения она бежит на железнодорожный мост. Над ней серое зимнее небо и голые, чёрные ветки деревьев, и крупным планом её лицо на бегу. Но про актрису - позже, а здесь добавлю, что бывают технически совершенные приёмы, но это эмоционально никак не передаётся зрителю, не окрашивает картину яркими тонами, а здесь всё это сочетается с эмоциональным воздействием на зрителя, то есть технические приёмы заставляют нас переживать, сочувствовать и участвовать в жизни героев. Уже не говоря об этих хрестоматийных кадрах смерти Бориса: крутящиеся берёзы, наслоение трёх и более кадров в один диапазон. И все три кадра перемещаются в пространстве хаотично. И вот ещё, что касается этой сцены: там нет ни грамма натурализма, создатели не пролили на экран ни капли красной краски, а зритель плачет, потому что на экране перед ним проходит целая жизнь и гибель молодого человека. "Вот она грань между искусством и отсутствием такового", - со слов Карена Шахназарова. Вот он пример воплощения на экране настоящей военной тематики!

Этот фильм стал важным событием не только в советском но и мировом кинематографе. В 1957 году в Москве проходит фестиваль молодёжи и студентов. В делегации от Франции молодой юноша, который мечтает стать документалистом. По воле судеб он оказался на "Мосфильме", на съёмочной площадке фильма "Летят журавли". Михаил Константинович увидел молодого человека, познакомился с ним и даже показал ему 20 минут отснятого материала. Юноша вернулся в Париж, связался с директором Каннского кинофестиваля и стал эмоционально и очень убедительно рассказывать о фильме, который увидел в Москве. В результате фильм "Летят журавли" получил Золотую пальмовую ветвь Каннского кинофестиваля, а Клод Лелуш, тот самый французский юноша, стал режиссёром.

Калатозов стал одним из режиссёров, которые несут на экран художественный образ. Как им проникнуться при просмотре, а очень просто: если разобраться, при чём тут крутящиеся берёзы и гибель человека? Но именно это даёт нам ощущение трагедии, вселенской катастрофы, образа гибели на войне, на фронте. Или Вероника в фате на фоне крутящихся в кадре деревьев? Это мечта о несбыточном, но таком близком в судьбе героя. Вот оно, рядом, протяни руку и ты будешь счастлив с любимой девушкой, но тут же раздаётся за кадром крик солдата и Борис падает сражённый пулей с открытыми глазами на мокрую землю. Такие кадры не забываются никогда.

Поэтический кинематограф, именно так можно охарактеризовать творчество двух титанов от искусства - Урусевского и Калатозова. И ещё хочется добавить к сказанному, что здесь в этом фильме режиссёр открыл нам и миру будущую кинозвезду большого масштаба Татьяну Самойлову. Можно изучать эстетику, психологию и социологию общества по смене кинолюбимцев, потому что есть лица, которые становятся знаменем времени. К таким лицам принадлежит лицо и образ Татьяны Самойловой. После появления фильма "Летят журавли" Самойлова стала для всего мира олицетворением русской девушки. Не Вероника - юная героиня фильма, с её несчастьями, падениями и упрямой верностью, а именно Татьяна Самойлова, с её мрачноватыми, косо посаженными глазами, с неулыбчивой серьёзностью и детским простодушием лица.
Что касается Алексея Баталова, то можно с уверенностью сказать, это одна из его, может быть не лучших, но живых ролей. Где он не вечный положительный герой из бронзы, а настоящий и любящий юноша. Это он позже превратиться в "дорогого человека", без страха и упрёка, а тут он всего лишь талантливый студент, жених Вероники.
Лично для меня открытием явилась роль Василия Меркурьева в роли доктора Бороздина, отца Бориса. Я знала и прежде этого актёра, в основном, как комедийного персонажа, но здесь мне открылся целый океан гениального таланта мощного русского актёра, заслонившего собой в фильме целую плеяду кинообразов. Я бесконечно благодарна создателям за этот вечный фильм, за открытия талантливых актёров и за ту энергию добра и любви, которую они донесли до нас, зрителей, сегодня живущих!