Размышление и впечатление участника сборника Стихи

Константин Челлини
Размышление и впечатление участника сборника "СТИХИЯ ПРИРОДЫ" книга 27 проекта "БИБЛИОТЕКА СОВРЕМЕННОЙ ПОЭЗИИ" - КОНСТАНТИНА ЧЕЛЛИНИ о вышедшей книге:
==================================

О сборнике проекта «БИБЛИОТЕКА СОВРЕМЕННОЙ ПОЭЗИИ» - «Стихия природы» книга 27 под редакцией Л.М. Кузьминской, члена Союза писателей России.

Недавно вышедший из печати сборник проекта БИБЛИОТЕКА СОВРЕМЕННОЙ ПОЭЗИИ» - «Стихия природы» книга 27 достоин особого внимания литературного сообщества. Лариса Михайловна успешно привлекает к участию в своих проектах таких авторов, чье мироощущение и восприятие природы отличается самобытностью, глубиной, как по силе испытываемых чувств и эмоций, так и по яркости описания и восприятия природных явлений, нередко соотносимых с миром души..
Первое же стихотворение сборника, написанное известной поэтессой Яниной Юдиной, завораживает пронзительной образностью при передаче состояний души, созвучных зимней промозглости и стуже:
«Я твоя перелётная птица, Что, чуть холод, скорее на юг... Что не может никак закалиться Неизбежностью жизненных вьюг...» («Затяжная весна, затяжная»).
Не менее глубоко и сопоставление, которое Янина проводит между сердечными переживаниями и и вот-вот готовым погрузиться в зимнее «небытие»-забытье садом, и оно только усиливается подчеркнуто-щемящим настроением в завершающем катрене:
«Осенней ласкою изнеженный, Впав ночью лунной в забытьё, Молчит о чём-то сад заснеженный, Как сердце жаркое моё...» (стихотворение «Осенней ласкою изнеженный…»).
Известная поэтесса кандидат психологических наук Елена Фанталова сумела ёмко и образно выразить принятие явлений природы, которые оказываются близки, если так можно выразиться эго-синтонны, личным переживаниям лирической героини автора:
«Я не ропщу совсем, ничуть, Я принимаю со смиреньем И луж коричневую муть, И слёзный дождь, и вод теченье» (стихотворение «Какая теплая весна…»).
Именно природные явления, подмеченные как за чертой города, так и на морском побережье— помогают поэтессе лучше осознать себя как личность, приоткрыть «створки» души вечному и нетленному.
Интересна и самобытна образная и такая солнечная поэзия Николая Куковерова, в каждой строфе которого можно прочувствовать особое авторское видение природы… С первых же строк это можно ощутить в стихотворении «Весна», где добрую улыбку вызывает катрен:
«Будем ждать изюма ли, урюка ли, Нам поможет в этом стих и слог, Кабаны клыкастые захрюкали, И медведи вышли из берлог....».
Острое и манящее дыхание весны ощущается в произведениях нового автора сборника проекта Нины Трегубовой, как, например, в первом стихотворении подборки «Весна в Крылатском»:
«Всё пронзительней пахнет весной. Таять снег на вершинах начнёт. И живительный светлый настрой мне в усталое сердце войдёт.».
Но не каждая весна Ниной воспринимается как теплая и погожая, есть и «неласковые» весны, вызывающие разочарования, однако лирическая героиня Нины все же готова продолжать делиться с окружающими душевным теплом. Прощальная песнь листопада, пронизанная неотвратимой близостью зимних холодов, звучит в стихотворении Нины «Осеннее».
Отмечу также очень мелодичную пейзажную лирику Надежды Некучаевой – особенно стихотворение «Облака».
Привлекает к себе также интересный, самобытный мир поэзии Ланы Лис (Светланы Московской) – лауреата конкурса Мгинские мосты 2014 г., в её поэзии чувствуются очень светлые, яркие и позитивные впечатления от созерцания природы, которые можно почерпнуть не в крупном городе, а там, где связь с природой выражена более ясно, как например в Невской Дубровке.
«Пасмурное небо, день не ясен. Солнышко, ну, выгляни скорей! Из лесу от голода на ясень Выпорхнула пара снегирей» («В преддверии весны»).
Яркое и чувственное описание природы характерно и для стихов члена Российского Союза Писателей Елены Максимовой – автор искренне делится увиденным в подмеченным, но за этим стоит почти фотографическая точность зарисовки и хорошая образность.
«Зима в разгаре, но природа
Совсем не радует погодой.
То морось в паре с гололёдом,
То снежной суводи разводы.
Февраль был ранее метельным,
Сугробы, крепкие морозы,
А с нынешней зимой прицельно Случаются метаморфозы».

Эта черта является характерной и для пейзажной лирики Наталии Кучеровской, в своих коротких строках ёмко и образно передавшей весеннее настроение:
«Ещё вчера метели пели,
А нынче, – только посмотри, –
Звенят за окнами капели,
И пар струится от земли» (стихотворение «***»).
Проникновенно своим восприятием осени делится и член Российского союза писателей Наталья Ядохина, искренне восхищаясь очарованием этой поры:
«Осень, ты мне душу растревожь
Песней чародея-листопада.
В прелести сентябрьских дней найдёшь
Всё, что для чудес на свете надо.»
(Август дарит сентябрю»).
С очень задушевной интонацией написан и «Ноктюрн последнего листа» члена Российского союза писателей Константина Карасева, который неспешное падение на землю осеннего листа созвучным ощущению грусти и печали в душе человека.
Позитивное и светлое ожидание весны проходит лейтмотивом через стихотворения Валерии Наумовой, давнего участника проекта «БИБЛИОТЕКА СОВРЕМННОЙ ПОЭЗИИ».
«Ещё белеет снег на крышах,
И ветер истово шумит,
Но марта силу все мы слышим,
Морозам он конец сулит!»
(стихотворение «Еще белеет снег на крышах…»)
Очень проникновенно и лирично о природе размышляет известный автор портала «Стихи. ру», давний участник проекта «ЬИБЛИОТЕКА СОВРЕМЕННОЙ ПОЭЗММ» Галина Волуйко, ее стихи отличаются особой задушевностью, тонкостью и глубиной образов и многогранно раскрывают красоту пейзажа лесостепной зоны России,
«Небосвода безбрежная синь,
Звёзд манящих алмазная россыпь,
Журавлей улетающих клин,
Диким мёдом пропахшие росы.»
(Простор души»)
Не менее интересны ее стихотворения «Песни ветров» и «Остановилось на мгновенье время»
Очень красочны и «акварельные», тонкие и отличающиеся особой глубиной эмоционально-чувственного контекста стихотворения члена СПР и РСП Натальи Колотилиной. Автор образно рассказывает о пробуждающейся весенней природе и ярком весеннем пейзаже с «хрустально светлым» небосводом и ярко-золотым «блюдом солнца» (как например стихотворение «Идет весна»).
Не менее впечатляет и реалистическая поэтика Анатолия Лебедева, также давнего участника проекта , для которого явления в природе тесно увязаны с окружающей социальной действительностью и реальностью. («Весна начинается с грязных дорог», «Начало весны» и другие произведения).
Также обращают на себя внимания стихи члена Российского союза писателей Галины Ивановой. Для характеристики картины пейзажа в своих ритмичных стихах автор находит свои неповторимые метафоры и образы:
«Дым поднимается розовой лентой,
В небе сливаясь с зарёй незаметно,
Тучки наплыли и дым поседел,
Серой струёй в облака полетел.»
(«Хмурится утро…»)
Совершенна и чувственна лирика души Елены Ларюшиной, в которой раскрывается тонкая связь между душевными состояниями литературной героини автора и щемящими, порой пронзительными картинами природы, пробуждая мысли о бренности и хрупкости земного бытия человека:
«не вечна весна, её накрывают метели,
Зелень листвы превращается в льдинки души,
Утро. Застелены снегом глубоким постели,
Серым зрачком отражаются луж голыши» (стихотворение «Возрождение»)
Загадочную картину тюменского пейзажа, в которой оживает картины прошлого – тонко, но в то же время убедительно раскрывает Татьяна Зуева («Восходит солнце над Югрой). Не менее ярко и прозрачно описание черноморского пейзажа, которое, вероятно, является результатом курортных впечатлений автора или ее лирической героини
Мы с лагуной голубой
Снова встретились в лазури:
Здесь жемчужный льёт прибой,
Брызги бьются вразнобой,
Пляж гламурит.
(«Черноморское»).
В произведениях редактора-составителя сборника поэта, астролога и художника Ларисы Кузьминской отображается глубокое философское понимание взаимосвязи человека и природы, гармонии всех процессов в жизни вселенной, и сами эти стихотворения-размышления отличаются удивительной гармонией.
В первом стихотворении Лариса Михайловна размышляет о тех маленьких радостях, без которых наверное было бы невозможно представить себе долгие вечера межсезонья:
«А нам же солнца вдосталь подавай,
Мы без него зачахли и уныли,
Лишь запах яблока печеного с ванилью –
Кусочком счастья дарит каравай...»
(стихотворение «То дождь , то снег – смешение сезонов…»), во втором искренне радуется капле солнца, луч которого блеснет в зимний стылый день… («Лишь капля солнца в этот зимний день»). Пронзительное ощущение межсезонья ощущается и в стихотворении «День пролетел», настроения которого могут разделить многие городские жители (И небо серое – серебряная сталь.
И не весна, и вовсе не зима,
А что-то непонятное... и скука...
И ничего приятного для слуха, В
пространстве жизни... и дома, дома»).
Стихотворение Ларисы Михайловны «Розовое суперлуние» отражает впечатления от созерцания редкого астрологического явления, впечатления о котором наложились на восприятие заточения москвичей в карантине во время пандемии..
(«Будет всё как прежде иль иначе?
Выйдем из домашних ли клетей?
Пленники властительных затей,
И парит по небу лунный мячик...
Развлечением для взрослых и детей.»).
Особое впечатление производит заключительное произведение подборки Л.М. Кузьминской, завершающей и сборник «Упархивает бабочкою лето», которое насыщено пронзительной мистической образностью, яркими метафорами, отражающими глубинные и сложные эмоциональные переживания , ощущение скоротечности жизни и особой роли поэта в мироздании.
«Чтоб снова в осень новой возвратиться,
Искать тепла и краски у осин,
Сидеть на ветке грустною синицей
И ощущать мёртворожденный сплин.
И звуки издавать, рифмуя строки,
Чтобы услышать нужный камертон,
И среди этой данной мне мороки
Построить свой словесный Парфенон*».
Сборник в целом получился разноплановый, многоликий, многоголосый, но при этом достаточно гармоничный, хотелось бы пожелать авторам проекта и его редактору Ларисе Михайловне Кузьминской новых творческих достижений, которые, надеюсь, будут ещё более значимыми по мере оживления культурной жизни после пандемии.
Константин Челлини
Член Российского Союза Писателей