По страницам книги. Р. Джованьоли. Спартак

Аркадий Кузнецов 2
Время действия: 78-71 г.г. до н.э.
Время написания романа: 1874 г.

Рафаэлло Джованьоли - автор многих исторических романов в основном на сюжеты из истории Древнего Рима, но они остались известны в основном лишь в Италии. Кроме самого лучшего романа - "Спартак".
Ветеран-гарибальдиец увидел своего героя в истории, стремившегося к свободе для многих людей. За фигурой Спартака - многовековая традиция его воспевания, перешедшая и в христианскую культуру.
«Пусть скажут мне, какой помог им бог из состояния маленькой и презираемой разбойничьей шайки перейти в состояние государства, которого пришлось страшиться римлянам со столькими их войсками и крепостями? Уж не скажут ли мне, что они не пользовались помощью Свыше?» (Блаженный Августин)
Источники, которыми пользовался автор - труды древних историков (Арриана, Плутарха), в которых весьма подробно описано восстание Спартака и, безусловно, отдаётся определённая дань уважения предводителю рабов.
Воспользуемся на занятии главой "Со Спартаком в Древний Рим" из книги Б.Бродского "Вслед за героями книг".
  Что вообще автор мог знать о Спартаке, сведения о происхождении которого и жизни до восстания весьма скудны?
   "Но как попал он в Рим? Где научился военному делу? и вот Рафаэлло Джованьоли, воспользовавшись правом художника на домысел, так воссоздал биографию легендарного предводителя римских рабов.
  К северу от Балканского полуострова некогда жили храбрые и отважные племена фракийцев. После длительной и жестокой борьбы римляне покорили фракийцев. В числе пленных римляне захватили знатного воина по имени Спартак и продали его в гладиаторскую школу.
  Ни на арене цирка, ни в казарме гладиаторов Спартака не оставляла мысль об освобождении. Он начал сколачивать тайный союз гладиаторов и готовить его к восстанию.
  Но свобода пришла к Спартаку неожиданно. Однажды во время выступления в Большом римском цирке азартная толпа, придя в восторг от силы и ловкости гладиатора, потребовала, чтобы диктатор Сулла даровал ему свободу.
  Покинув арену, Спартак поселился в Риме, но когда в городе Капуе взбунтовалась гладиаторская школа, он поспешил туда и стал во глазе восставших."
   Он родился свободным
   Под отеческим кровом,
   Но в железные цепи
   Был врагами закован.
   Не за родину ныне
   Бьется он на чужбине,
   Не за милый, далекий,
   За родительский кров
   Льется в битве жестокой
   Гладиатора кровь.
  Такую песню поют в романе гладиаторы.
  Возможно, фракийский воин попал в плен в 85 или 83 году до н.э., во время войн Рима с племенами Фракии и прежде всего с медами(мезами). Может быть, до этого он даже некоторое время служил в римской армии, но потом её покинул. Также неизвестно как следует, получил ли он свободу в Риме.
  Знатность Спартака как будто доказывается его именем, которым называли царей.
  Действие романа начинается в 79 г. до н.э., когда диктатор Сулла, занявший ранее Рим, сложил  с себя полномочия. Даже назван конкретный день.
  "За  четыре  дня  до ноябрьских ид (10 ноября) в 675 году римской эры, в
пору  консульства  Публия  Сервилия  Ватия  Исаврийского  и  Аппия Клавдия
Пульхра, едва только стало светать, на улицах Рима начал собираться народ,
прибывавший из всех частей города. Все шли к Большому цирку.
  ...Сулла  Счастливый  проявил  неслыханную  щедрость: на эти празднества и
игры,  устроенные  в  честь  Геркулеса, он пожертвовал десятую часть своих
богатств.  Избыток  приготовленных  кушаний  был  так велик, что ежедневно
огромное  количество  яств  бросали  в  реку; вина подавали сорокалетней и
большей давности.
   Так  Сулла  дарил  римлянам левой  рукой  часть тех  богатств,  которые
награбила его  правая рука.  Квириты,  в  глубине души смертельно ненавидя
Луция Корнелия Суллу,  принимали,  однако, с невозмутимым видом угощение и
развлечения, которые устраивал для них человек, страстно ненавидевший весь
римский народ."
  Сильная сторона книги - изображение обстановки Рима I века до нашей эры.
– «Спартака» читал? – спросил бы я тебя. – Ну, а что представлял собой Рим в то время? В каких домах жили тогда люди? Как они были одеты?
...Читая роман, ты узнаешь не только о героической судьбе Спартака и его товарищей, но и знакомишься с жизнью и культурой Древнего Рима. Храмы и статуи, цирки и дороги, мосты и арки – всё это и сейчас поражает наше воображение. Но большинство памятников разрушено и только кропотливый труд многих поколений учёных даёт возможность восстановить облик этого древнего города."
  Автор весьма подробно и детально описал "повседневную жизнь" тех времён. Это создаёт впечатление достоверности рассказа. Вот - картина покоев Валерии:
"Приемная Валерии в ее зимних покоях (в патрицианских домах обычно было столько же отдельных помещений, сколько времен года) представляла собою маленькую изящную комнатку. Несколько труб из листового железа распространяли нежную теплоту, тем более приятную, чем более суровым был холод вне дома. Трубы эти были искусно скрыты в складках роскошной драпировки из восточной материи, покрывавшей все стены. Дорогая шелковая материя голубого цвета свисала вдоль стен с потолка почти до самого пола прихотливыми складками и причудливыми фестонами, а поверх этой материи была прикреплена, подобно белому облаку, тонкая белоснежная кисея, в изобилии усыпанная свежими розами, наполнявшими комнату нежным благоуханием.
С потолка свисала роскошная золотая лампа с тремя рожками, изображавшая розу посреди листьев - произведение греческого мастера. Она только наполовину рассеивала мрак в комнате и распространяла в ней голубоватый, почти матовый свет вместе с тонким запахом арабских благовоний, которые были смешаны с маслом, насыщавшим фитили лампы.
В этой комнате, так изящно убранной в восточном вкусе, не было никакой мебели, кроме ложа или кушетки с одной только спинкой. - ложе состояло из мягких перьев, покрытых белым и голубым шелком, - нескольких скамеек, обитых точно такой же материей, и низенького драгоценнейшего комода из серебра, с четырьмя маленькими ящиками, на которых были изображены четыре победы Суллы."
  Сами гладиаторские бои - жестокое развлечение римлян - показаны в начале романа со знанием дела. Читаем дальше книгу Бродского.
  "В первой главе романа подробно описан бой подвижных ретиариев, вооружённых трезубцем и сетью, с мирмиллонами-бойцами, которые дрались мечом и были защищены тяжёлыми панцирями.
   Существовали и другие виды боёв. Например, андабаты бились вслепую. Их лица закрывала прикреплённая к шлему металлическая маска. «Ты слеп, как андабат», – сказал однажды Спартак Криксу."
  Некоторые детали, впрочем, неточны: женщины обычно не присутствовали в цирке, и прекрасная Валерия вряд ли могла прямо там просить Суллу дать свободу Спартаку.
  И ещё:"Хозяйка таберны Лутация Одноглазая накормила Спартака жареной зайчатиной.
Правдоподобно ли это?
Не только дичь, но и простое мясо стоили в Риме так дорого, что не были доступны простым людям.
В табернах, которые посещали рабы и гладиаторы, пища была крайне скудной и однообразной. Твёрдые пресные лепёшки (дрожжей ещё не знали), вяленая рыба, пшённая или гороховая каша – вот и всё нехитрое меню.
Яблоки и вишни были дорогим лакомством.
Лимонов, апельсинов и абрикосов, которыми так богата современная Италия, во времена Спартака ещё не было".
  В городе Риме среди персонажей, знакомых со Спартаком, возникают исторические лица: Сергий Катилина, будущий заговорщик, Марк Туллий Цицерон, прославленный оратор и защитник республики, его соперник Гортензий, актёр Росций, начинающий политическую карьеру Юлий Цезарь, также ещё молодой поэт Лукреций. Однако Валерия Мессала, единоутробная сестра Гортензия, покинутая мужем и обожаемая всем римским обществом, - персонаж, "додуманный" писателем. Историк Плутарх упоминает в биографии Суллы "добродетельную" Валерию Мессалу, которой увлёкся диктатор, встретив её, впрочем, почему-то в цирке, и сделал её своей женой перед самой смертью, но больше о ней ничего достоверно не известно, есть только неясные сведения о том, что уже после Суллы у Валерии была дочь. Джованьоли придумал роман красавицы со Спартаком и сделал девочку дочерью героя. Вымышленный персонаж - сестра Спартака Мирца, как и куртизанка Эвтибида, безответно влюблённая в Спартака.
  Реальные лица - соратники Спартака, предводители восстания: Крикс и Эномай.
  "Гордый и заносчивый Люций Сергий Катилина был современником Спартака и мог видеть его на арене цирка. В романе знатный патриций приглашает Спартака и его друга Крикса к себе в дом и предлагает ему союз и помощь". Сношения героя с Катилиной - вымысел автора.
   Джованьоли опять-таки выписывает детали дома Катилины:
   «На полу тончайшей мозаикой были изображены с точностью, достойной восхищения, дикие танцы нимф, сатиров и фавнов». Такие мозаики до сих пор поражают туристов, посещающих развалины усадеб римского времени от Франции до Алжира и от Испании до Кипра...
  В самом Риме. в Капуе в гладиаторской школе Лентула Баниата, среди других гладиаторов Спартак, обучая бойцов в течение нескольких лет, тайно готовит их восстание. Он подолгу бывает у Валерии, с которой происходит любовный роман.
  Союз угнетённых, созданный Спартаком, конечно, несёт отпечаток XIX века, времени тайных итальянских (и не только итальянских) обществ. Мы, конечно. не знаем, как Спартак  объединил соратников, знаем лишь, что они восстали в Капуе в 74 г. до н.э.
  "Восстание началось с мятежа гладиаторской школы в городе Капуе. Сюда из Рима прискакали Спартак и его друг Эномай...
  «Капуя своим внешним видом не только соперничала с Римом, но и превосходила его»,- пишет Джованьоли.
В древности говорили:-У Рима три соперника и все три на «К»: Карфаген, Коринф, Капуя. Ко времени Спартака Карфаген и Коринф лежали в руинах, а Капуя, хотя и была процветающим городом, но уже уступала Риму по величине и великолепию".

  Восстание начинается в романе в соответствии с тем, что известно по историческим сочинениям.

Свобода! Свобода! Богиня богинь!
К великому подвигу сердце зажги,
Слабейших из смертных в бою не покинь!
Свобода, свобода! Богиня богинь!
Над нами раскинешь ты крылья свои
В тот час, когда грозные грянут бои,
Когда нападут легионы врагов, -
В мечи превратишь ты оковы рабов!

  Действия восставших, ушедших из Капуи на гору-вулкан Везувий, описаны в соответствии с историческими сведениями.
  "Через два часа трудного подъема когорта Спартака добралась до большой площадки, расположенной на вулканической скале, на несколько сот шагов ниже главной вершины Везувия, покрытой, точно огромной пеленой, глубоким слоем вечного снега. Здесь Спартак решил сделать привал и. пока солдаты отдыхали, обошел всю площадку; с одной стороны «от нее вилась крутая, скалистая тропинка: по ней поднялись сюда гладиаторы; с другой стороны высились неприступные скалы; с третьей открывался вид на противоположный склон горы, у подножия которой ниже лесистых обрывов расстилались залитые солнцем поля, виноградники, оливковые рощи и луга; это были обширные цветущие области Нолы и Нуцерии, тянувшиеся до склонов Апеннин, видневшихся на горизонте. Всходить и спускаться здесь было еще труднее, чем со стороны Помпеи, и, следовательно, с этой стороны площадка была защищена от нападения".
  Вновь - к пояснению Б.Бродского.
"Сервилиан повёл своих легионеров по горной тропе на Везувий. Он рассчитывал без труда атаковать лагерь гладиаторов. Но в теснине обеим когортам Сервилиана пришлось растянуться в одну длинную колонну. Ширина когорты сократилась с шестидесяти до десяти человек, и вести бой смогла лишь одна стодвадцатая часть отряда. И тогда Спартак приказал сверху осыпать колонну римских солдат градом тяжёлых камней".
«После поражения Тита Сервилиана римляне выслали новый отряд под командой полководца Клодия Габора. Этот опытный военачальник решил окружить Спартака на вершине Везувия.
Гора обрывалась глубокой пропастью, и Клодий, зная, что с вершины можно спуститься лишь по одной единственной дороге, преградил её укреплённым лагерем. По расчёту Клодия, гладиаторам оставалось либо сдаться, либо погибнуть от голода и жажды».

– О, клянусь Юпитером, всеблагим и величайшим Освободителем, мы спасены!
Эномай, Борторикс и другие центурионы, оптионы и деканы, ошеломленные этим возгласом, повернулись к Спартаку.
– Что ты сказал? – спросил Эномай.
– Мы спасены? – переспросил Борторикс.
– Кто же нас спасет? – задал вопрос еще кто-то.
– Кто сказал?..– Каким образом?
Спартак молчал, внимательно рассматривая прутья. Наконец он повернулся к товарищам и сказал:
– Вы видите эти прутья? Мы из них сделаем нескончаемо длинную лестницу, верхний конец прикрепим к этой скале и спустимся по одному вот в это глубокое ущелье, а из него выйдем внезапно в тыл римлянам и изрубим их в куски.
Грустная улыбка сомнения скользнула по лицам почти всех сопровождавших его товарищей, а Эномай, безнадежно покачав головой, сказал:
– Спартак, ты бредишь!
– Сплести лестницу в восемьсот – девятьсот футов длиной? – недоверчиво спросил Борторикс.
– Для того, кто сильно захочет, – твердо и уверенно возразил Спартак, – нет ничего невозможного. Напрасно вас смущает мысль об этой лестнице: нас тысяча двести человек, и мы сплетем ее за три часа.
Вселяя своей горячей верой и убежденностью энергию и бодрость и в остальных, рудиарий послал четыре манипула гладиаторов, вооруженных топорами, в соседние леса заготовить прутьев потолще, чтобы они подходили для намеченной цели.
Остальным он приказал разместиться на площадке по манипулам, в два ряда, захватив с собой все имеющиеся в лагере веревки, повязки, ремни, пригодные для связывания отдельных частей той необыкновенной лестницы, которую предполагалось соорудить.
...Спуск длился целых тридцать шесть часов, и лишь на рассвете второго дня все оказались внизу, на равнине".
  Римский лагерь застигнут восставшими врасплох, осаждавшие почти полностью были уничтожены ими.
  "Между тем в лагерь на Везувии сотнями стекались гладиаторы школы Лентула Батиата; они убегали из Капуи толпами, не то что ежедневно, а, можно сказать, ежечасно; меньше чем через двадцать дней, протекших после победы Спартака над Клодием Глабром, пришло свыше четырех тысяч гладиаторов. Они были вооружены копьями, мечами и щитами, отнятыми у римлян. Присоединив к ним тысячу двести человек, уже сражавшихся под знаменем восставших, Спартак образовал первый легион армии угнетенных. В ближайшем будущем эта армия должна была стать грозной и опасной силой".
  К Спартаку присоединяются гладиаторы, собранные соратником -галлом Криксом. Через несколько месяцев в Кампании собралось огромное войско,  пополнившееся рабами, бежавшими из имений,  и местными бедняками. Оно двинулось на север - к границе Италии, к свободе.
  Последовательно Спартак разбивает все римские войска, высланные против него.
  В полном соответствии с портретом, данным Аппианом и Плутархом, Спартак показан автором человеком, исполненным большого достоинства, но скромным и не желающим для себя особых почестей.
  Описана битва при Мутине (современная Модена), после которой Спартак уже не имеет на пути противников:
  "...Тем временем римляне обратились в беспорядочное бегство, яростно преследуемые гладиаторами, которые неистово их истребляли, увидев трупы павших своих товарищей, жертв убийственной резни. Войско Геллия было разбито наголову, в страшной сече гладиаторы уничтожили свыше четырнадцати тысяч римлян. Сам же Геллий, раненный, спасся только благодаря своему быстроногому коню. Остатки консульского войска бросились бежать во все стороны. Армия, казавшаяся могучей и грозной, пришла в такое расстройство, что не уберегла ни обоза, ни знамени, растеряла и воинский порядок и боевую силу.
Радость этой блестящей победы была омрачена печалью; Спартак приказал считать этот день не праздником торжества, а, напротив, днем траура по погибшим".
  Как то и было, Спартак пытался увести свою армию в Галлию, где все получили бы возможность свободно вернуться на родину. Но победы уже вскружили восставшим голову:
  – В Рим! Мы хотим идти на Рим!

  Известно, что от армии Спартака отделился отряд во главе с галлом Криксом и погиб. Вымысел Джованьоли - то, что Спартак находит тела погибших соратников и устраивает пышные похороны другу. При этом он заставляет пленных римлян биться друг с другом, как гладиаторы.
  "Триста римлян, из которых более тридцати принадлежали к сословию сенаторов и более ста к сословию всадников, стояли, опустив глаза, безмолвные и неподвижные, посреди круга, образовавшегося на равнине.
 – Итак, смелее, славные потомки, благородные отпрыски знаменитых родов Флавия, Фурия, Дуилия, Генуция, Фавния, Ливия, Муция, Процилия! – крикнул Спартак громоподобным голосом. – Смелее! Возьмите мечи в руки и сражайтесь!.. Я зажигаю костер!.. Сражайтесь!.. Клянусь богами, мы желаем развлекаться!
С этими словами Спартак взял зажженный факел из рук контубернала и поджег кучу дров; тотчас же его примеру последовали все начальники, трибуны и центурионы.
Пока разгорались сухие смолистые дрова, из которых был сложен костер, римляне неподвижно стояли на средине круга. Они не отказывались сражаться, но не желали добровольно подчиниться этому позорящему их приказу.
– Ах! – воскликнул Спартак. – Вам нравится только смотреть на гладиаторские игры, а самим быть на месте гладиаторов вам не по душе? Ну что ж! – И, обратившись к легионам, он крикнул: – Пусть выйдут вперед лорарии и силой заставят их сражаться!
По приказу Спартака девятьсот гладиаторов, вооруженных длинными пиками и железными раскаленными копьями, вышли из рядов легионов и, бросившись на римлян, принялись колоть их и жечь раскаленными копьями, подталкивая, против их желания, друг к другу.
Как ни отказывались римляне от этого братоубийственного и позорного сражения, их теснили все больше и больше; раскаленное железо принудило их броситься друг на друга и начать между собой жестокую, кровопролитную схватку...
– Ах, как справедлива наша месть! – воскликнул с удовлетворением Спартак, не пропустивший ни одного движения во время этой кровопролитной схватки. – Невыразимо сладка радость мести!"
  Этот эпизод соответствует сведениям, что Спартак действительно так однажды поступил с врагами. Можно обсудить, оправданно ли он это сделал или нет.
  ...Уже два года продолжается восстание. Армия Спартака так и не решилась поступить к Риму и пошла обратно на юг Италии, где была возможность покинуть её морем.
  Против Спартака выступают заново собранные войска во главе с Марком Крассом:
   "...Через две недели после своего избрания претором Марк Лициний Красс выступил во главе четырех легионов, состоявших из старых солдат, набранных им в Риме и в соседних областях и направился в Отрикул, город, находившийся на границе между владениями эквов и умбров, где один из его заместителей, Авл Муммий, собирал и организовывал два других легиона и вспомогательные отряды".
  Красс окружает Спартака, когда пираты обманули его и не предоставили кораблей. Но самоотверженный фракиец прорвал укрепления римлян. Красс преследует его по пятам.
  Противники Спартака вынуждены признать его силу:
  – Ах, клянусь всеми богами ада! – вскричал Марк Красс, ударив себя кулаком по голове. – Да что же это такое?.. Вот-вот, кажется, он попал в железное кольцо и, глядь, ускользает из моих рук; я разбил, уничтожил его войско, а он собирает новое и нападает на меня с еще большей силой; я объявляю, что война заканчивается, а она вспыхивает еще сильнее прежнего!.. Великие боги! Да это злой дух, не иначе! Вампир, жаждущий крови! Ненасытный волк-оборотень, пожирающий живые существа!
  – Нет, он просто-напросто великий полководец, – ответил молодой Катон, назначенный контуберналом Красса за дисциплинированность, выносливость и стойкость, а также за отвагу, проявленную им в этой войне.

...Валерия Мессала присылает Спартаку письмо, в котором призывает его договориться с Крассом о мире, сохранении свободы для его соратников в обмен на прекращение борьбы. Вождь восстания соглашается и пишет своему противнику послание.


  "Марку Лицинию Крассу, императору,
                от Спартака
                привет.
   Мне необходимо встретиться с  тобой в десяти милях от твоего лагеря и в
десяти от моего. На краю дороги от Оппида в Сильвий стоит небольшая вилла,
принадлежащая патрицию из Венусии,  Титу Оссилию. Я нахожусь на этой вилле
с тремястами конников. Не соблаговолишь ли приехать сюда с таким же числом
твоих  всадников?  Обращаюсь  к  тебе  со  всей  искренностью,  по  чести,
полагаясь также и на твою честность.
                Спартак".

   -  Ты  и  сто  человек  твоих,  по  твоему выбору, получаете свободу, а
остальные  должны  будут  сложить  оружие и сдаться на волю победителя, их
участь решит сенат.
   - На таких... - начал было Спартак, но Красс, прервав его, продолжал:
   - Или  же,  если  ты  устал,  то  оставь их;  тебе предоставят свободу,
гражданство,  ты  получишь чин  квестора в  одной из  наших армий;  войско
гладиаторов без твоего умелого руководства придет в  полное расстройство и
через неделю будет разгромлено.
   Лицо Спартака вспыхнуло пламенем. Нахмурив брови, он сделал два шага по
направлению к  Крассу,  с  угрожающим  видом,  но,  сдержавшись,  произнес
дрожащим от гнева голосом:
   - Дезертирство...  Измена...  Таким  условиям я  предпочитаю смерть  со
всеми моими сотоварищами на поле брани.
   И, направившись к выходу, он сказал:
   - Прощай, Марк Красс.
   У порога он остановился и, обратившись к римскому полководцу, спросил:
   - Увижу ли я тебя в первом бою?
   - Увидишь.
   - Сразишься ли ты со мной?
   - Я сражусь с тобой.
   - Прощай же, Красс.
   - Прощай.

  И - опять сильная сторона книги: Красс, противник Спартака - не примитивный враг, а человек, по-своему принципиальный, тонкий и даже уважающий противника. В переговорах накануне последнего сражения Спартак и Красс - достойные друг друга собеседники. Но правда Спартака - свобода для рабов - и правда Красса - закон и порядок - не сходятся.
  Конечно, предсмертное письмо Спартака - вымысел, хотя он, безусловно, был грамотным и даже образованным человеком. Ведь по Плутарху он "был больше похож на эллина, чем на фракийца".
  И - последнее сражение, которое названо в романе битвой при Брадане.
  – Братья! Это сражение решит судьбу всей войны. В тылу у нас Лукулл: он высадился в Брундизии и теперь идет против нас; Помпей угрожает нам с правого фланга: он уже двинулся в Самний; перед нами стоит Красс. Сегодня нужно или победить, или умереть. Либо мы уничтожим войско Красса и вслед за этим разобьем Помпея, или же над нами одержат верх и все мы погибнем, как подобает храбрым воинам, столько раз побеждавшим римлян. Наше дело святое и правое, и оно не погибнет с нашей смертью. На пути к победе нам придется пролить немало крови, только благодаря самоотверженности и жертвам торжествуют великие идеи. Лучше мужественная и почетная смерть, чем постыдная и позорная жизнь. Погибнув, мы оставим потомкам знамя свободы и равенства, обагренное нашей кровью, оставим им в наследство месть и победу. Братья, ни шагу назад! Победить или умереть!
  "Но вот брошенный в него с расстояния двенадцати шагов дротик тяжело ранил его в левое бедро. Он упал на левое колено и, обратив в сторону врагов свой щит, продолжал размахивать мечом и разил их с нечеловеческим мужеством, словно рыкающий лев, величием души и атлетической фигурой подобный Геркулесу, окруженному кентаврами. Наконец, пораженный семью или восемью дротиками, брошенными в него с расстояния десяти шагов и вонзившимися ему в спину, он упал навзничь и успел произнести одно только слово: «Ва…ле…рия…» – и испустил дух. Охваченные удивлением, в безмолвии окружили его римляне, видевшие, как он сражался; от первой до последней минуты он бился, как подобает герою, и погиб смертью героя".
  Правда - то, что тело Спартака не было найдено врагами на поле битвы. Но в романе его находят по поручению Валерии, которая стала хранить у себя урну с прахом любимого человека, отца своей дочери. Вымысел...но - красиво.
  "Вдруг Постумия спросила у матери:
  – Скажи мне, мама, что там внутри?
Глаза Валерии наполнились слезами; скорбно подняв их к небу, она воскликнула:
  – О бедная моя крошка!..
Через минуту, с трудом сдерживая слезы, она дрожащим голосом промолвила:
  – В этой урне, моя бедняжка, прах твоего отца!"
  Между прочим. В 1927 году (мистика - 2000-летие восстания!)в Помпеях нашли фреску, предположительно изображающую раненого Спартака в последнем бою. Над раненым всадником — надпись «Спартакс».

  Вот письмо, написанное Джованьоли вождём освободительного движения в Италии Джузеппе Гарибальди:
 "Мой дорогой Джованьоли!
  Я проглотил вашего "Спартака", несмотря на то, что у меня мало времени для чтения, и он вызвал во мне чувство восторга и восхищения.
  Я надеюсь, что ваши сограждане оценят огромные достоинства вашего произведения и, прочтя его, проникнутся неодолимой стойкостью в борьбе за святое дело свободы.
  Вы, римлянин, изобразили не лучшую, но наиболее блестящую эпоху истории величайшей республики, - эпоху, когда гордые хозяева мира уже начали опускаться в бездну порока и разложения, но несмотря на развращенность и пороки, подобно гигантам возвышались над предыдущими поколениями всех эпох и народов.
  "Из всех великих людей - величайшим был Цезарь", - сказал один знаменитый философ, а как раз личность Цезаря наложила отпечаток на эпоху, изображенную вами.
  Образ Спартака - этого Христа-искупителя рабов, вы изваяли резцом Микель-Анджело, и я, получивший свободу раб, благодарю вас за это и за те моменты волнения, которые я переживал при чтении вашей книги: то я воодушевлялся чудесным? подвигами рудиария, то слезы орошали мое лицо, а к концу повести я испытал чувства разочарования от того, что она так коротка.
  Да сохранят наши сограждане память об этих героях, которые все спят в родной нам земле, где больше не будет ни гладиаторов, ни господ. Всегда ваш Джузеппе Гарибальди."
  Именно во многом благодаря роману Джованьоли образ Спартака стал очень популярным в конце XIX - середине XX в.в. Его использовали революционеры и просто люди, боровшиеся за справедливость. "Спартак" назвали свою группу радикальные социалисты в Германии, В нашей стране именем Спартака называли детские группы, а историк А.Мишулин, всю жизнь изучавший древнее восстание, назвал Спартаком своего сына - известного актёра. Спартакиадой в СССР стали называться крупнейшие спортивные соревнования. В 1935 году Николай Старостин - поклонник романа "Спартак" предложил назвать именем героя спортивное общество. На родине Спартака - близ города Пловдив в Болгарии есть ему памятник; там также футбольный клуб называется "Спартак"... В нашей стране в 1933 г. Василием Яном была написана повесть "Спартак", автор при этом пытался более приблизить вождя гладиаторов "к народу" и оторвать от римской знати, полемизируя с версией Джованьоли. Но всемирно известными стали балет А.И.Хачатуряна "Спартак"(1955 г.) и американский фильм С.Кубрика"Спартак"(1960 г.), где использованы некоторые мотивы из Джованьоли.
  Через столетие роман Джованьоли оставался популярным чтением. Но, что интересно, некоторые известные люди признавались,  что для них убедительнее оказался Красс.
Вопросы: А кто убедительнее для вас и почему? Чем всё-таки заслужил такую популярность Спартак?

Другие версии:

В.Ян. Спартак. Разные издания.
Т.Харманджиев. Спартак - фракиец из племени медов. София. 1990.
В.Лесков. Спартак. М. 1983.