Глава 2. Слухи

Елизавета Романова1
— А-а-а! — раздался чей-то истошный вопль. — Спасайся кто может!

И спустя мгновение в кабинет математики влетел Михаил Прокотов, он же Мишель. Он-то и был источником крика. Выглядел он, надо сказать, неважно: стоящие дыбом волосы у него на голове, красное лицо, прерывистое дыхание и совершенно безумный взгляд.

На его счастье, кроме математички Светланы Андреевны никого больше в классе не находилось. А Светлана Андреевна, возившаяся с кипой различных бумаг и мысленно проклиная того, кто придумал для учителей многочисленные отчёты, подняла голову и удивлённо спросила:

— Миш, ты чего? Что случилось?

— Там, там… — Прокотов, тараща глаза, тыкал пальцем в дверь. — Там! Эта… она…

— Что «эта»? Кто «она»?

— Страшная, ужасная… кусается…

— Кто кусается? — устало переспросила учительница. Ну вот, приехали. Мало ей этой бумажной работы, от которой, кажется, скоро мозг вскипит, так ещё и совершенно неадекватный ученик, вломившийся к ней в кабинет. Кстати, почему он не на уроке?

Только Светлана Андреевна собралась задать ему этот вопрос, как Миша вскричал:

— Змея!

— Что? Кто? Какая змея? — окончательно была она сбита с толку.

— Гадюка, — задыхаясь, проговорил он. — Вся такая чёрная… ползёт…

— Откуда у нас в школе гадюка? — только и смогла вымолвить Светлана Андреевна.

— Н-не знаю… наверное, из живого уголка сбежала…

— А-а-а… Погоди, но у нас в школе нет живого уголка!

— Значит, кто-то притащил! А она сбежала! Я её только что видел!

Светлана Андреевна, чувствуя, что сейчас потихоньку лишится ума, попросила:

— Так, успокойся, и расскажи, в чём дело. Чётко, понятно.

Мишель кивнул и стал объяснять, что произошло.

Сейчас у девятого «Б» урок физкультуры. Уже после звонка на урок ребята собрались в спортзале, а когда учитель Виктор Анатольевич решил отметить присутствующих, вдруг оказалось, что классный журнал сегодня никто из учительской не брал. Было решено, что за журналом отправится Мишка, поскольку он сегодня забыл спортивную форму.

Идя в учительскую, которая находилась на втором этаже, Прокотов нечаянно задумался и поднялся на третий. А когда до него дошло и он решил спуститься на нужный ему этаж, то увидел на лестнице… змею. Чёрную, гладкую блестящую. Как он её не заметил, когда поднимался — непонятно.

Надо сказать, змея не подавала никаких признаков агрессии. Свернувшись колечком, она лежала в углу пролёта между третьим и вторым этажами и никак не реагировала на школьника. Кажется, спала… Но Мишель, панический боящийся змей, жутко перепугался и понёсся обратно на третий этаж, при этом издавая вопли. Из всех кабинетов дверь была открыта только у кабинета математики, куда Мишель и вбежал.

— Вот, — завершил он рассказ. — Так всё и было…

— Ты уверен, что это была настоящая змея, а не муляж? — осторожно осведомилась Светлана Андреевна.

— Уверен! Понимаете, я сегодня перед первым уроком слышал разговор каких-то девчонок, кажется, из седьмого класса, так вот, они обсуждали то, что видели вчера в туалете нечто, похожее на змею…

Светлана Андреевна хмыкнула. Она была уверена, что, если бы кто-то и впрямь засёк в школе змею, то уже поднялся бы настоящий переполох, причём как среди учеников, так и среди учителей. Но никакой всеобщей паники не было, царила тишь да гладь…

— Они говорили, что сомневаются, будто это настоящая змея, — тем временем продолжал Мишель, — но им вроде показалось, что она шевелилась. Я не придал этому диалогу значения, а сейчас думаю: может, и впрямь настоящая гадюка? Пойдёмте проверим!

— Я… — заколебалась математичка. Она не верила на сто процентов девятикласснику в историю со змеёй, но вдруг он прав? А змей, особенно гадюк, Светлана Андреевна боялась.

Пока она мучительно размышляла, что ей ответить, в кабинет заглянула учительница физики — Алина Романовна.

— Светлана Андреевна, я, кажется, крики слышала, — сказала она. — Что случилось?

— Да вот Михаил утверждает, будто на лестничном пролёте только что встретил змею, — объяснила она.

— Змею? — Алина Романовна заметно встревожилась. — Только что? Миша, пойдём со мной…

Учительницы и школьник вышли на лестницу и посмотрели в пролёт. Действительно, в углу свернулось нечто, больше всего напоминающее змею.

— Вообще-то похоже на гадюку, — задумчиво сказала Алина Романовна. — Но, может, это просто игрушка?

Она решила приблизиться к ней, но змея вдруг шевельнулась. Учительница застыла.

— Видимо, настоящая… — пробормотала она. — Так! — она резко повернулась к Мишелю и Светлане Андреевне. — Нам срочно нужно известить администрацию и как-то предупредить всех, чтобы по этой лестнице никто не ходил. К счастью, эта лестница у нас не единственная.

<center>***</center>
Благодаря оперативности Алины Романовны и администрации школы все обитатели СОШ обо всём узнали уже на исходе текущего урока. А на перемене царила суматоха: все обсуждали появление змеи в школе.

— Странно как-то, — обсуждали ситуацию в восьмых классах. — Последнее время в нашей школе сенсация за сенсацией. Помните, позавчера прокатился слух, будто две подруги из девятого «Б» — на самом деле не просто подруги? Мол, у них не та ориентация…

— Они обе бисексуалки просто…

— Не «просто», эта новость для всех оказалась шокирующим известием. А вчера два девятиклассника утверждали, будто математичка Светлана Андреевна, всем, кто ей принесёт в дар хорошие и редкие книги по математике, ставит пятёрки за четверть. Причём сразу.

— А сегодня это происшествие со змеёй…

— Да, и вы, кстати, заметили, что каждая новость так или иначе исходит от девятого «Б» класса?!

— Совпадение…

— Не думаю.

— Я тоже. Тут что-то не так.

— А что не так-то? Просто им везёт…

— Это как сказать…

Примерно такие рассуждения велись среди всех классов и даже учителей. Разумеется, по той лестнице, где была обнаружена змея, никто не ходил. Правда, были люди, которые не верили в рассказ о найденной пресмыкающейся, но предпочитали не спорить с остальными «обезумевшими».

Но кто знал, что всё это — ещё не всё?..

***

Шёл пятый урок. У девятого «Б» по расписанию была история. Примерно до середины занятия всё было спокойно. Но потом…

Неожиданно для всех в кабинет зашла школьная медсестра Мария Алексеевна. Почему-то на ней была надета медицинская маска, а на руках красовались стерильные перчатки.

— Так, девятый «Б», у кого есть прививка от краснухи? — с места в карьер спросила она. — Кому делали ревакцинацию в 12-14 лет? Есть такие?

Дети изумлённо переглянулись, затем вверх поднялись руки тех, кому делали ревакцинацию.

— Ага… — оценивающе пробормотала медсестра. — Так, кому не делали — шагом марш ко мне в кабинет.

Тут учительница Ольга Владимировна кашлянула и тихо осведомилась:

— Простите, а что случилось?

— Кажется, в школе эпидемия краснухи, — нервно ответила та. — Только что ко мне приходили двое из восьмого класса и трое из седьмого, у них подозрение на краснуху. Во всяком случае, все симптомы налицо.

Ученики переглянулись.

— Какая краснуха? — Ольга Владимировна заметно встревожилась. — Мария Алексеевна, но ведь если краснуха подтвердится, то всю школу…

— Придётся закрыть на карантин, — закончила за неё Мария Алексеевна.

Девятиклассники вновь обменялись взглядами.

— Погодите, но, если я не ошибаюсь, то прежде чем делать прививки, нужно согласие родителей…

— Да… да, верно… согласие…

— А кроме того, — продолжала учительница истории, — насколько я знаю, прививка — не панацея, даже с ней можно заболеть краснухой…

— И что? Вы хотите сказать, что от прививки нет абсолютно никакой пользы?!

Деликатная Ольга Владимировна смутилась:

— Нет, я хотела сказать, что стопроцентной защиты эта прививка не даёт. Уж вы-то, как медик, должны знать…

Мария Алексеевна с полминуты молчала. Затем произнесла:

— В общем, так. Я немедленно скажу администрации, что школу нужно закрыть на карантин. Официальных случаев заболевания краснухой у нас нет, но пять подозрений на неё есть, а значит, лучше лишний раз предостеречься. А потом каждому классу через классного руководителя передам листки с подписью родителей о соглашении на вакцинацию краснухи.

И медсестра ушла. А ребята тупо молчали, пытаясь осознать происшедшее…

<center>***</center>
После пятого урока, благо он был у девятого «Б» последним, ребята задержались в кабинете. Точнее, задержала их неугомонная Наташка Куликова. Ольга Владимировна ушла домой, взяв с ребят обещание, что они непременно отдадут ключ на вахту.

Итак, после ухода учительницы Наташа вышла к доске, обвела взглядом одноклассников и медленно начала:

— Ну что же, друзья, я нас поздравляю. Чего мы хотели — того добились. Все слухи распространились по школе со скоростью молнии. Теперь давайте подведём итоги, начиная с позавчерашнего дня. Что там у нас было? Кто начнёт?

Со своего места поднялась Ксюша Семичкова и, кашлянув, завела:

— Не далее как позавчера мы, Ксения Семичкова и Екатерина Шестакова распространили по школе слух, будто бы… — Ксюша на мгновение замялась, затем продолжила. — Будто ты, Наталия Куликова и Мария Лаврентьева не просто лучшие подруги…

Наталия Куликова фыркнула:

— Молодцы! Нет, серьёзно, вы здорово придумали! Правда, я не ожидала… но поржала над этим знатно! Итак, слух намбер ван, — она загнула первый палец. — Негативный. Хотя, конечно, как посмотреть, но… — Наташка осеклась и, прикусив нижнюю губу, сказала: — Дальше…

Настала очередь Дениса Данилова и Игоря Новосёлова — двух «сиамских близнецов», как в шутку их называли одноклассники, ибо парни были лучшими друзьями ещё со времён начальной школы. Денис начал:

— Мы с Игорем придумали слух про Светлану Андреевну, как будто она за находку своего редкого учебника по математике ставит любому пятёрку за четверть. Любому, кто этот учебник найдёт, — тут же уточнил он. — «По секрету» рассказали двоим из седьмого «А», ещё нескольким из восьмого «Б» и девятого «А», а они это рассказали уже своим, а семиклашки и восьмиклашки рассказали об этом ещё своей параллели. Считаем этот слух положительным.

— Так… — Натали одобрительно кивнула. — И этот слух очень быстро дошёл до учителей и администрации, но, конечно же, первоначальных авторов сего заявления они не нашли. К счастью… Это был слух намбер ту. Намбер фри… Ну, Мишель, твой звёздный час!

Мишель, важно кивнув, принялся рассказывать:

— В общем, я долго думал, какой слух мне придумать. Пришла в голову идея со змеёй. Естественно, настоящей у меня не было, да и боюсь я этих настоящих… Но дело не в этом. Я позаимствовал у брата его игрушку — муляж змеи на дистанционном управлении. Нажимаешь на кнопку пульта — и «змея» двигается. Решил подложить её на лестницу и поднять панику, причём посреди урока, чтоб эффектнее было. Правда, как это сделать, я не знал. И тут мне на помощь пришёл наш физрук, который отправил меня за журналом! Я пошёл, положил «гадюку» на лестничный пролёт и с визгами полетел в кабинет математички…

— Кстати, почему именно в этот кабинет? — полюбопытствовала Натали.

— Я ведь говорил: какой кабинет был открыт нараспашку, в тот я и прибежал. Ну, а там вы уже знаете…

— Нет, не знаем! — вскочила Лина. — Объясни, как ты так незаметно от учителей воспользовался пультом, чтобы муляж зашевелился?

— Элементарно, — пожал плечами Прокотов. — Смотрите: пульт маленький. Я его чуть-чуть из кармана вынул, так, чтобы его не было видно, и нажал на кнопку. И «змея» подала признаки «жизни». Смотрите…

И Мишель продемонстрировал всем крохотную чёрную коробочку, размером не больше спичечного коробка, на которой были две кнопки: одна большая и зелёная, а другая красного цвета и поменьше.

— Та, которая зелёная — двигает муляж, — объяснил он. — А красная — обездвиживает.

— Интересно, — улыбнулась Наташка. Похоже, слух Мишеля и его воплощение в жизнь ей очень понравился. — Молодец, Мишка! Кстати, судя по рассказу Светланы Андреевны, у тебя ещё и актёрские способности проявились. Так натурально изобразить перепуганного парня, что она не догадалась о том, что это розыгрыш… В общем, молодец! Так… Ну, а кто придумал слух с эпидемией краснухи? Или это не слух?

— Это слух! Это мы! — раздался хор голосов.

«Мы» — это оказались Лада Ванченко и Варя Мельникова. Как выяснилось, девчонки долго не могли придумать что-то стоящее и решили придумать слух про эпидемию краснухи. Для этого они подговорили ребята из восьмого и седьмого класса (предварительно хорошенько запудрив парням мозги) прийти к медсестре и пожаловаться на симптомы данного заболевания. А парни согласились.

— А зачем вы других-то попросили? — не поняла Наташка.

— Ну чтобы не просекли, что это мы! А то и так уже в школе все подозревают: любой слух — и всё связано с девятым «Б»! Но мы парням головы заморочили, так что они и не поняли, зачем мы от них это требовали.

— Ладно, — пробормотала Куликова. — Значит, всё прошло успешно: все слухи прокатились по всей школе, все им поверили, как негативным, как и положительным, стали постоянно обсуждать…

— Я вот только не пойму: зачем вы это всё придумали? — вдруг раздалось от двери.

Наташка повернула голову и почувствовала, что её сердце ушло в пятки. В дверном проёме стояла… Ольга Владимировна.

— А… Ольга Владимировна… хи-хи… А вы разве… это… не ушли? — глупо прихихикивая, брякнула Куликова. — Хи-хи…

— Я ушла, но вспомнила, что кое-что в столе своём оставила и вернулась. Извините, ребята, я немного подслушала. Не специально, конечно… Но всё же: зачем вы это придумали?

Одноклассники в испуге переглянулись. А Наташка вдруг обречённо вздохнула и сказала:

— Ладно, я, как подстрекатель, расскажу. Слушайте…

Дело было так.

Несколько дней назад ребята сидели одни на уроке ОБЖ. Учитель куда-то ушёл, причём на двадцать минут. Где он был — так и осталось тайной. Но в его отсутствие школьники стали обсуждать, почему люди верят негативным слухам быстрее, чем положительным. Мнения разделились поровну. Кто-то считал, что, наоборот, положительному люди верят больше, кто-то скептически на это хмыкал, а кто-то утверждал, что так устроен русский человек: плохому верит, а хорошему — нет. Возник спор, в результате которого Натали Куликова предложила провести эксперимент.

Следующие три дня кто-то из ребят должен распространить слухи по школе: причём как хорошие, так и нет. Какой слух распространится быстрее, какой из них станет всеобщим предметом для обсуждений, значит, теория этих «распространителей» более верна. Но, как показала практика, все слухи с одинаковой скоростью стали известны всем обитателям школы.

— И это значит, что все мы правы, — заключила Наташа. — Правда, меня не покидает ощущение, что у нас в эксперименте есть серьёзные недоработки…

— Не без этого, — усмехнулась Ольга Владимировна. — Но это я предлагаю обсудить совместно на следующем уроке. А сейчас хочу у вас спросить: как вы собираетесь эти слухи разрушать? Светлана Андреевна, например, лишь чудом не избежала неприятностей, про неё-то стали думать, что она оценки за, так сказать, «взятки» от учеников берёт. Про остальное я уж молчу…

Школьники затихли. О «разрушении мифов» они и впрямь как-то не подумали. И что теперь делать? Сказать, что пошутили? Проводили эксперимент?

В любом случае наказания им не избежать. И это хорошо, если будет только строгий выговор «экспериментаторам» и замечания в дневники…