Глава 1. День Знаний

Елизавета Романова1
Первое сентября выдалось тёплым и солнечным. Несмотря на уже «официально» наступившую осень, на улице стояла по-прежнему летняя погода. А так как погода радовала, в одной из общеобразовательных городских школ было решено провести ежегодную линейку, посвящённую Дню Знаний, на улице.

Примерно за полчаса до начала линейки к школе направлялась новоиспечённая девятиклассница — Маша Лаврентьева. Не сказать, чтобы Маша была очень рада новому учебному году, но и устраивать «театр одной актрисы» с драматическим заламыванием рук и вопросом с ноткой слёз в голосе: «Господи, за что?!» она не собиралась. Маша вообще не любила излишних эмоций и истерик. Она — девушка спокойная. Как говорила по этому поводу её закадычная подруга Наташка Куликова: «Ты, Машка, такая спокойная, ты как танк уравновешенная». И не согласиться с ней было нельзя.

Но закадычная подруга пока на линейку не пришла. Маша, безуспешно пытавшаяся до неё дозвониться, получила в конце концов SMS на телефон: «Иди в школу без меня. Я позже приду».

Ну позже, так позже…

И Машка пошла.

Оказалось, кроме неё на линейку уже пришли Ася Морозова, Стася Доронина и Лиля Лесникова. Они стояли вместе и бурно что-то обсуждали.

— Привет! Давно пришли? — осведомилась Машка.

— Нет, минут десять назад, — откликнулась Ася. — Зря, кстати.

— Почему?

— Так пришли на сорок минут раньше начала! И теперь стоим тут, как три дуры…

— Теперь будет четыре дуры, — заявила непосредственная Лиля. — Кстати, дура… Ой, извини, Маша. Так вот, Машка, скажи нам, пожалуйста: в девятом классе стоит цветы классной руководительнице нести или нет?

— Ну, судя по тому, что у вас в руках цветов я не наблюдаю, можно сделать выводы о том, что вы придерживаетесь определённой точки зрения, — усмехнулась Маша. — Ну и лично моё мнение такое, что не стоит. Началка — это да, им можно. А нам какой смысл?

— Во-о-от! Умный человек! — Ася хлопнула Машку по плечу. — А вот Доронина…

Щёлк!

Девчонок неожиданно что-то ослепило. Как выяснилось двумя секундами позже, этим «что-то» оказался фотоаппарат их одноклассника Мишки Прокотова (с прошлого года после определённых обстоятельств носящего кличку Мишель).

— Ты чё, дурак, офонарел совсем?! — напустилась на него Морозова. — Первое сентября только, а у тебя уже крыша едет?! Ну чего ты лыбишься?!

— Да ну ладно вам, это же фото на память, — обезоруживающе улыбнулся Мишка.

— На память?! — возмутилась вдруг Стася. — То есть на памятной фотографии я буду с красными, либо закрытыми глазами, да ещё и с перекошенной рожей?! Ты в своём уме, Прокотов?!

— В своём. Вы сомневаетесь?

— Да! — хором отозвались одноклассницы.

А Лиля добавила:

— У меня, Мишка, сегодня настроение паршивое, поэтому, если не хочешь пасть смертью храбрых, лучше прекрати нас фотографировать. Вон, сфотографируй лучше наших учителей, они так смешно суетятся…

В глазах Мишки зажёгся лукавый огонёк, а на губах заиграла поистине кровожадная улыбка. Не говоря больше одноклассницам ни слова, он аккуратно стал подбираться к учителям, дабы исполнить роль незаметного папарацци. А девочки мигом забыли про Мишку и вернулись к своему разговору.

Ближе к началу линейки уже собрался почти весь класс. Ребята бурно обсуждали прошедшее лето: кто чем занимался, кто как внешне изменился и зачем, что их ожидает в предстоящем учебном году…

— Я тут три дня назад разговаривала с ребятами из бывшего девятого класса, который теперь десятый, — говорила Натали Куликова. — Так вот, они мне сказали, что нас все девять месяцев будут уверять в том, что мы — тупые бездари, после получения аттестатов (если, конечно, их нам выдадут) нам прямая дорога в ПТУ, в общем, будут тупо качать из нас кровь, нервы и деньги…

— А про само ОГЭ что-нибудь говорили? — не утерпел Серёжка Казаченко. — Лично я пока ничего нового не услышал. Учителя нам это говорят перманентно с седьмого класса.

— Говорили, что больше запугивают. Все экзамены сдали без проблем и даже с высоким баллом. Большинство точно. Короче, ребятосы, нам проще забить на это дело болт и пропускать угрозы учителей мимо ушей.

— Тоже мне — секрет Полишинеля! — фыркнул Сашка Громов. — Я давно уже так делаю.

— Ты просто по жизни пофигист, — хмыкнула Маша. — Как и мы с Натали и Сергеем, в общем-то… А кое-кому придётся в этом году литрами пить «Ново-Пассит».

— Это кому же?

— Ну, например, Морозовой, Семичковой…

— Разве что им, — ехидно сощурилась Куликова. — И то насчёт Аськи я о-о-очень сильно сомневаюсь… По-моему, у нас в классе все пофигисты. Вспомните, как в прошлом году нас математичка прессовала, а нам хоть бы хер?

— Боюсь, в этом году она нас будет сильнее прессовать, — вздохнул Серёжка.

— Не боись, прорвёмся! — Наташка подмигнула другу. — И на нашей улице перевернётся машина с мёдом.

— Я вообще-то мёд не люблю, — скривился Саша.

— Значит, возьмёшь себе машину, — Наташка, никогда не зацикливающаяся на «пустых деталях», повела плечами. — Делов-то…

Тут вдруг со школьного крыльца донёсся грохот, затем крик, вопль, снова грохот, правда, на сей раз погромче первого…

Девятиклассники устремили свои взгляды туда, откуда исходил шум и с удивлением заметили, что у подножья лестницы (ибо крыльцо у школы высокое) лежит их одноклассник Мишка (он же Мишель), рядом валяется какая-то чёрная большая палка, а на самом крыльце стоит учительница начальных классов и, размахивая руками, кричит что-то нечленораздельное. Сам же Мишка сел на корточки и, вытянув перед собой какую-то маленькую коробочку, внимательно её осмотрел.

— Ура! — крикнул он, перекрывая вопли учительницы. — Мой инструмент цел! Я смогу фотографировать! Ура!

— Что случилось? — нахмурилась Наташка.

— Светлана Валерьевна! Светлана Валерьевна! — к обезумевшей учительнице спешила завуч Жанна Дмитриевна. — Успокойтесь, всё в порядке.

— Да что происходит-то?! — недоумевала Куликова.

А завуч продолжала:

— Микрофон цел? Ну и замечательно! Не стоит так нервничать, это же всего лишь ученик, он просто с каникул пришёл! Я с этим дикарём потом сама разберусь, а вы не расстраивайтесь, сегодня же праздник…

— Со слезами на глазах, — буркнула Наташка.

Завуч увела разбушевавшуюся учительницу в здание. А Мишка вскочил и, держа фотоаппарат (судя по всему, это был именно он), вытянув его прямо перед собой, закружился вокруг своей оси, распевая какую-то песенку.

— Так, — произнёс Саша. — Учебный год не успел начаться, а Прокотов уже кого-то довёл и сам чокнулся. А в конце года что с ним будет? В психушку его увезут?

— Обязательно увезут. И нас всех заодно, если тоже не рехнёмся, — раздался позади них мрачный голос.

Ребята разом подпрыгнули и обернулись. Говорившим оказался их староста — Артём Шишкин. Парень он ничего, добрый и дружелюбный, часто утверждающий то, что из всего класса «Б» он — самый серьёзный и ответственный человек, но психика его давно убита собственными одноклассниками. Ну, а также этот человек не отказывает себе в удовольствии иногда поворчать. Как, например, сейчас.

— Оптимист ты, Артём, — поцокала языком Наташка. — За каникулы, я смотрю, ещё жизнерадостнее стал.

— Оптимизм — его конёк, — ухмыльнулся Саша.

— Я не оптимист, а реалист, — с достоинством отозвался Артём. — Я реально смотрю на вещи…

— Через призму пессимизма, — буркнул Серёжка. — А также с изрядной долей скепсиса.

— А вы все такие оптимистичные, — прищурился староста. — На голову…

— Звучит так, будто мы больные на голову, — хмыкнула Маша.

— Именно так. Я смягчил немного. И…

Договорить он не успел, ибо к ребятам подошла их классная руководительница — Ольга Сергеевна. За руку она тащила Прокотова. Вид у учительницы был рассерженный.

— Подарочек, — проворчала она. — Не успели с каникул прийти, уже сюрпризы…

— Ой, а что случилось? — мигом поинтересовался Артём.

— А ты не видел? Этот горе-фотограф чуть несчастную Светлану Валерьевну до сердечного приступа не довёл!

«Горе-фотограф» попробовал было возмутиться:

— Вообще-то я никого не доводил! Я всего лишь фотографировал! Кто виноват, что у неё нервы слабые?!

— Ты ещё поговори! — Ольга Сергеевна распалялась всё больше. — Миша, с тобой с восьмого класса происходит что-то странное…

— Только с восьмого? Да с ним всю жизнь происходит что-то странное, — фыркнул Серёжка.

— Слушайте! — вмешалась в сей милый диалог Наташка. — Объясните мне наконец, что произошло!

— Натали, ты меня пугаешь! — Сашка в ужасе округлил глаза. — Ты обычно всё схватываешь на лету. А тут так тормозишь… Даже я всё понял! Прокотов фотографировал всё вокруг и решил сфоткать эту училку…

— Саша, учительницу! — немедленно возмутилась Ольга Сергеевна. — Что за сленг?!

— Извините. Так вот, он решил сфоткать эту… учительницу, а она, видимо, не ожидала, что её решит заснять наш доморощенный папарацци и испугалась…

— Если верить Светлане Валерьевне, — подхватила классная, — она на него закричала, Миша попятился назад, споткнулся о стойку для микрофона и вместе с ней свалился. Ну, а остальное вы видели.

— Дебилизм, — прокомментировал Артём.

Ольга Сергеевна с осуждением покосилась на «классного законника»:

— Не дебилизм, Артём, как ты соизволил выразиться, а… а…

Она умолкла, пытаясь подобрать подходящее слово к этой ситуации. Как назло, в голову ничего не приходило.

Дети со смесью интереса и ожидания на неё смотрели.

— Так что же это, Ольга Сергеевна, если не дебилизм? — наконец с невинным выражением лица поинтересовался Артём.

— Это… Просто это досадное недоразумение, — выкрутилась Ольга Сергеевна.

— Ага! И имя этому «досадному недоразумению» — Михаил Прокотов, — фыркнул староста.

— На себя посмотри, — огрызнулся Мишка.

— И посмотрю!

— И посмотри!

— И посмотрю!

От нарастающего конфликта ребят спасла начавшаяся линейка. Все устремили взгляд на школьное крыльцо, которое служило сегодня ведущим сценой…

***

После окончания линейки девятый «Б» отправился вместе с классной руководительницей в кабинет Ольги Сергеевны на классный час.

— Давайте, давайте, ребята, заходите скорее, — торопила их Ольга Сергеевна. — Не медлите.

— А у нас время ограничено, Ольга Сергеевна? — поинтересовалась Наталия Кулакова.

— Естественно! Мне, во-первых, нужно ещё к директору, а во-вторых, я думаю, в ваших же интересах уйти сегодня как можно раньше.

— Вау! А что, Ольга Сергеевна, вы, учителя, будете в этом году действовать в наших интересах? — восхитился Саша.

Ольга Сергеевна на мгновение растерялась. «Ну почему эти дети так любят зубоскалить?» — с тоской подумала она. Но тут же нашлась:

— Мы и так действуем в ваших интересах. А в ваших интересах сдать ОГЭ в этом году. И вообще, что это вы на меня напали так сразу?

— Превентивная война, — ответил Серёжка.

— А вы что, в этом году воевать со мной собираетесь? — девятиклассники окончательно сбили с толку учительницу.

— Ой, да кого вы слушаете, Ольга Сергеевна! — фыркнула Варя Мельникова. — Это они просто языками чешут. Время тянут.

Вскоре девятый «Б» таки вошёл в кабинет и расселся по местам.

— Итак, ребята, — начала классная руководительница. — Теперь вы уже девятый класс. Для начала поздравляю вас с началом учебного года…

— Ольга Сергеевна, побойтесь бога! — возмущённо воскликнул Серёжка. — Кто же поздравляет с началом каторги?!

— Хорошо, Серёжа, прими мои соболезнования. В общем, этот год у вас выпускной. Далее вы будете решать: оставаться в десятом классе или уходить в училища…

— Колледжи.

Ольга Сергеевна осеклась и недоумённо посмотрела на Артёма, который и был автором сего заявления.

— Теперь училища называются колледжами, — невозмутимо пояснил тот. — Как можно не знать таких элементарных вещей, особенно вам…

Ольга Сергеевна, как многие учителя, не любящие, когда им указывают на ошибки, поджала губы и как можно более спокойно ответила:

— Ладно, Артём, как скажешь. Если тебе так нравится — пусть будут колледжи.

— Нет уж, Ольга Сергеевна, вы мне одолжений не делайте, — старосту вдруг прорвало на желание попрепираться. — Правильно теперь ССУЗы называются колледжами, а училищ уже нет. Поэтому…

— Поэтому будь добр не перебивать меня и не забывай, что разговариваешь с учителем, — в голосе классной руководительницы появились металлические нотки — верный признак того, что она начинает терять терпение. — Так, о чём это я? Ах, да: так как этот год у вас выпускной, он для вас очень и очень важен. Вам предстоит сдать ОГЭ, определиться с ближайшим будущим, а для этого понадобится развитие самодисциплины, ответственности, серьёзного подхода к сдаче экзаменов и к учёбе вообще, уделять должное внимание всем предметам…

— И даже физкультуре? — невинно поинтересовалась Стася.

— А чем физкультура хуже других предметов? — нахмурилась Ольга Сергеевна. — Если она есть в школьной программе, вы должны и ею заниматься больше и не прогуливать. А также вам нужно выбрать дополнительные предметы для сдачи экзаменов и усиленно по ним заниматься. Чуть позже ещё начнутся консультации по двум основным предметам — русскому языку и математике, на которые вы обязаны будете ходить…

Серёжа страдальчески поморщился и ощутил сильное, с трудом подавляемое желание завопить, зарыдать, забиться в истерике, побиться головой о парту, чувствуя всю боль и безысходность от того, что предстоит им в этом году.

— Чует моё сердце, выпускной наш будут отмечать живые трупаки, — с трагикомическим видом проговорила Наташка. — Если вообще будут… А если и будут, то не живые. Просто трупы.

— Зомби, — подхватила Маша. — Ночью выйдут они из гробов своих, соберутся где-нибудь в склепе, врубят какой-нибудь мозговыносящий хардкор и будут зажигать до самых петухов, танцуя на столе и глотая какую-нибудь водку прямо из бутылки.

— А потом? — со смехом осведомился Сашка.

— А потом они разойдутся. Каждый по своей могиле…

— Слушай, Мари, это гениально! — с восторгом произнесла Куликова. — Такую картину обрисовала… Слушай, а давай рассказ на эту тему запилим?

— С чёрным юмором!

— И кровавыми подробностями! Ну, например, как они ели мясо своих жертв, обгладывали им кости…

— Так! — спешно прервала их диалог «слегка» прибалдевшая Ольга Сергеевна. — Предлагаю на этом ваш разговор на время приостановить и всё же дослушать меня.

И классная руководительница вновь заговорила. Более её никто не прерывал и она смогла закончить обсуждение «организационных моментов». А в конце своего монолога она предложила ребятам съездить куда-нибудь в осенние каникулы. Куда именно — на их выбор.

Услышав такое предложение, девятиклассники, до этого тихо между собой переговаривавшись, чрезвычайно оживились.

— Можно в Питер съездить, — предложила Наташка. — Там как раз в конце октября будет концерт моей любимой группы. Кроме того, в городе куча классных достопримечательностей, красивая архитектура, природа, и вообще — это культурная столица! Поехали! Кто за?

— Я! — взметнулась вверх рука Стаси, которая обожала Санкт-Петербург и мечтала когда-нибудь уехать туда жить. — Наташка, ты гений! Я вообще думала туда поехать на Новый год, но раз уж может выпасть возможность поехать в Питер осенью — я обеими руками и ногами за!

— Я тоже за, — подняла руку Маша.

— И я, — поддакнул Серёжа. — Хотя, вообще, у меня на каникулы были другие планы, — уточнил он, — но если мы поедем в Питер, ни за что от этого путешествия не откажусь!

— Ты чего, Серёжка, у нас Наполеоном заделался? — изумилась Ася. — Сегодня только первое сентября, а у тебя уже планы на осенние каникулы?

— Я привык рационально планировать и тратить своё время, чего и вам советую, — назидательно отозвался мальчик. — А вообще — раз уж зашла речь о Наполеоне, то я всё же не оставляю надежды на то, что если у него не получилось править миром, то, может, это получится у меня…

— Не дай Господь! — ужаснулся староста такой перспективе. — Тоже мне, владыка мира…

А Ольга Сергеевна тем временем тихо сидела за своим столом и мысленно проклинала администрацию школы, которая на собрании перед первым сентября дала всем классным руководителям такую задачу: за первую четверть решить со своим классом, куда поехать на осенние каникулы. Естественно, с подробным отчётом начальству: куда решили ехать, когда, на сколько, что планируют посетить, где собираются жить, сколько человек едет, сколько не едет, по сколько собирали деньги на поездку, кто сдал, кто не сдал… А «бонусом» ещё письменное согласие от родителей на то, чтобы отпустить своего ребёнка на поездку и ещё один отчёт классного руководителя о проведённом мероприятии.

На резонный вопрос классных руководителей: «А зачем это всё?» администрация пояснила, что это нужно «для развития внешкольной жизни класса», чтобы, когда придёт очередная проверка в школу, предоставить комиссии письменные отчёты классных руководителей, фотографии классов из экскурсий, в общем, показать, что культурное времяпровождение имеет место быть в данном учебном учреждении.

И теперь Ольга Сергеевна с тоской думала о предстоящем путешествии. Администрации — результаты и своевременная отчётность, ученикам — «развлекуха», а ей — отчёты, испорченные осенние каникулы, настроение, а ещё, что очень даже вероятно, нервы. Дети, куда бы они ни прибыли, наверняка не будут тихо-мирно следовать за классной руководительницей туда, куда она их поведёт, а будут разбегаться кто куда. А если с кем-то что-то случится? На ней вся ответственность! Да и до экскурсии ещё начнётся: все согласятся, однако из согласных деньги сдадут лишь пять-семь человек, разрешение родители подписали лишь у единиц, а остальные либо забудут, либо начнут возмущаться: «Какой Питер? Какие деньги? Зачем это вообще нужно? Да мой ребёнок тогда дома будет сидеть, про Исаакиевский собор он и в интернете почитает!» Хотя, с другой стороны, в данном случае Ольга Сергеевна лишь рада будет, если из класса поедет несколько человек. И ей легче за ними следить, и ребята будут лишь те, кому действительно интересно будет узнавать что-то новое и хотят культурно развиваться.

Пока Ольга Сергеевна предавалась невесёлым размышлениям, новоиспечённые девятиклассники бурно принялись обсуждать, куда бы им податься в осенние каникулы. Идея с Санкт-Петербургом пришлась по душе не всем. Кое-кто объявил, что неплохо поехать бы в Москву. Некоторые скривились, заявив, что «ехать в Москву — попсово и мейнстримно». Ещё парочка людей заявили о том, что всем — обязательно! — нужно поехать в Сочи на море! О том, что в конце октября даже в Сочи придётся забыть о купании в море, эти товарищи как-то не подумали.

В общем, разгорелся бурный спор, грозящийся перейти в стадию конфликта.

— Ваша Москва — для отстоев! — вопила Катя Семичкова. — Уж если куда и ехать — то только на море!

— И что ты там делать будешь? — в ответ возмущалась Стася. — Купаться — нельзя. Холодно.

— Там можно в Олимпийский парк сходить!

— Единственная причина поехать в Сочи, — закатила глаза Стася. — Нет уж. Жди лета и езжай туда сама. А я за Питер!

— А я за Москву! — крикнул Сашка.

— Да сдалась твоя Москва! — фыркнула Алёна Петухова. — Я там была летом — и чего?

— Ты была, а я не был! Я в Москву!

— А я в Питер!

— Поехали на море!

— Давайте вообще все останемся дома!

— А давайте в Лондон!

— Да что ты говоришь? «Я уеду жить в Лондон»… А есть у тебя деньги на этот самый Лондон? И у нас нет! Так что забудь!

— У меня есть свежее и, заметьте, адекватное предложение! А давайте все поедем в Питер?

— А давайте…

— А давайте без «давайте»! — вдруг оглушительно рявкнул «классный законник».

Одноклассники в изумлении замолкли и уставились на него.

— Ты чего, Артём? — подняла брови Лина.

— Да ничего особенного, всего лишь слегка меня заколебали своим ором! — язвительно отозвался тот. — У нормальных людей от вас уже голова болит и в ушах звенит!

— Так! — внезапно вмешалась «слегка офигевшая» от бурных обсуждений своих подопечных Ольга Сергеевна. — Всем утихнуть! Слушайте меня!

Притихшие девятиклассники расселись по своим местам, которые они покинули в пылу жарких споров.

— Я… кхм… послушала ваши варианты, — медленно начала классная. — И знаете что… Вынуждена с прискорбием отметить: фантазии у вас абсолютно никакой. Вернее, фантазия-то есть, но предлагаете вы такие места, куда при всём желании мы поехать не сможем. Я уж молчу про Лондон… Более менее адекватные предложения я услышала о поездке в Санкт-Петербург или в Москву, но… Не знаю, получится ли организовать поездку в эти города. Пока я хочу предложить вам свой вариант: отправиться в поход куда-нибудь на природу. Кто за?

— А куда? — осведомился дотошный Серёжка. — Я имею в виду: куда именно на природу? В какое место?

— Это можно обсудить коллективно. Если, конечно, вы не против похода…

К счастью, все были только «за». Почему-то вариант похода никому в голову не пришёл, а зря. Маша с удовольствием припомнила общий поход, когда они закончили седьмой класс. Выехав за город рано утром, вернулись домой ребята только на следующий день, потому как решили там же переночевать в палатках. Правда, тогда они ездили после окончания учебного года, так сказать, отметили совместно начало летних каникул…

— Только я вас умоляю: давайте обсуждать без ссор! — поспешно добавила Ольга Сергеевна.

— Так неинтересно, — огорчилась Наташа. Но, увидев лицо классной руководительницы, спешно добавила: — Я шучу, Ольга Сергеевна, шучу!