Первое сентября выдалось тёплым и солнечным. Несмотря на уже «официально» наступившую осень, на улице стояла по-прежнему летняя погода. А так как погода радовала, в одной из общеобразовательных городских школ было решено провести ежегодную линейку, посвящённую Дню Знаний, на улице.
Примерно за полчаса до начала линейки к школе направлялась новоиспечённая девятиклассница — Маша Лаврентьева. Не сказать, чтобы Маша была очень рада новому учебному году, но и устраивать «театр одной актрисы» с драматическим заламыванием рук и вопросом с ноткой слёз в голосе: «Господи, за что?!» она не собиралась. Маша вообще не любила излишних эмоций и истерик. Она — девушка спокойная. Как говорила по этому поводу её закадычная подруга Наташка Куликова: «Ты, Машка, такая спокойная, ты как танк уравновешенная». И не согласиться с ней было нельзя.
Но закадычная подруга пока на линейку не пришла. Маша, безуспешно пытавшаяся до неё дозвониться, получила в конце концов SMS на телефон: «Иди в школу без меня. Я позже приду».
Ну позже, так позже…
И Машка пошла.
Оказалось, кроме неё на линейку уже пришли Ася Морозова, Стася Доронина и Лиля Лесникова. Они стояли вместе и бурно что-то обсуждали.
— Привет! Давно пришли? — осведомилась Машка.
— Нет, минут десять назад, — откликнулась Ася. — Зря, кстати.
— Почему?
— Так пришли на сорок минут раньше начала! И теперь стоим тут, как три дуры…
— Теперь будет четыре дуры, — заявила непосредственная Лиля. — Кстати, дура… Ой, извини, Маша. Так вот, Машка, скажи нам, пожалуйста: в девятом классе стоит цветы классной руководительнице нести или нет?
— Ну, судя по тому, что у вас в руках цветов я не наблюдаю, можно сделать выводы о том, что вы придерживаетесь определённой точки зрения, — усмехнулась Маша. — Ну и лично моё мнение такое, что не стоит. Началка — это да, им можно. А нам какой смысл?
— Во-о-от! Умный человек! — Ася хлопнула Машку по плечу. — А вот Доронина…
Щёлк!
Девчонок неожиданно что-то ослепило. Как выяснилось двумя секундами позже, этим «что-то» оказался фотоаппарат их одноклассника Мишки Прокотова (с прошлого года после определённых обстоятельств носящего кличку Мишель).
— Ты чё, дурак, офонарел совсем?! — напустилась на него Морозова. — Первое сентября только, а у тебя уже крыша едет?! Ну чего ты лыбишься?!
— Да ну ладно вам, это же фото на память, — обезоруживающе улыбнулся Мишка.
— На память?! — возмутилась вдруг Стася. — То есть на памятной фотографии я буду с красными, либо закрытыми глазами, да ещё и с перекошенной рожей?! Ты в своём уме, Прокотов?!
— В своём. Вы сомневаетесь?
— Да! — хором отозвались одноклассницы.
А Лиля добавила:
— У меня, Мишка, сегодня настроение паршивое, поэтому, если не хочешь пасть смертью храбрых, лучше прекрати нас фотографировать. Вон, сфотографируй лучше наших учителей, они так смешно суетятся…
В глазах Мишки зажёгся лукавый огонёк, а на губах заиграла поистине кровожадная улыбка. Не говоря больше одноклассницам ни слова, он аккуратно стал подбираться к учителям, дабы исполнить роль незаметного папарацци. А девочки мигом забыли про Мишку и вернулись к своему разговору.
Ближе к началу линейки уже собрался почти весь класс. Ребята бурно обсуждали прошедшее лето: кто чем занимался, кто как внешне изменился и зачем, что их ожидает в предстоящем учебном году…
— Я тут три дня назад разговаривала с ребятами из бывшего девятого класса, который теперь десятый, — говорила Натали Куликова. — Так вот, они мне сказали, что нас все девять месяцев будут уверять в том, что мы — тупые бездари, после получения аттестатов (если, конечно, их нам выдадут) нам прямая дорога в ПТУ, в общем, будут тупо качать из нас кровь, нервы и деньги…
— А про само ОГЭ что-нибудь говорили? — не утерпел Серёжка Казаченко. — Лично я пока ничего нового не услышал. Учителя нам это говорят перманентно с седьмого класса.
— Говорили, что больше запугивают. Все экзамены сдали без проблем и даже с высоким баллом. Большинство точно. Короче, ребятосы, нам проще забить на это дело болт и пропускать угрозы учителей мимо ушей.
— Тоже мне — секрет Полишинеля! — фыркнул Сашка Громов. — Я давно уже так делаю.
— Ты просто по жизни пофигист, — хмыкнула Маша. — Как и мы с Натали и Сергеем, в общем-то… А кое-кому придётся в этом году литрами пить «Ново-Пассит».
— Это кому же?
— Ну, например, Морозовой, Семичковой…
— Разве что им, — ехидно сощурилась Куликова. — И то насчёт Аськи я о-о-очень сильно сомневаюсь… По-моему, у нас в классе все пофигисты. Вспомните, как в прошлом году нас математичка прессовала, а нам хоть бы хер?
— Боюсь, в этом году она нас будет сильнее прессовать, — вздохнул Серёжка.
— Не боись, прорвёмся! — Наташка подмигнула другу. — И на нашей улице перевернётся машина с мёдом.
— Я вообще-то мёд не люблю, — скривился Саша.
— Значит, возьмёшь себе машину, — Наташка, никогда не зацикливающаяся на «пустых деталях», повела плечами. — Делов-то…
Тут вдруг со школьного крыльца донёсся грохот, затем крик, вопль, снова грохот, правда, на сей раз погромче первого…
Девятиклассники устремили свои взгляды туда, откуда исходил шум и с удивлением заметили, что у подножья лестницы (ибо крыльцо у школы высокое) лежит их одноклассник Мишка (он же Мишель), рядом валяется какая-то чёрная большая палка, а на самом крыльце стоит учительница начальных классов и, размахивая руками, кричит что-то нечленораздельное. Сам же Мишка сел на корточки и, вытянув перед собой какую-то маленькую коробочку, внимательно её осмотрел.
— Ура! — крикнул он, перекрывая вопли учительницы. — Мой инструмент цел! Я смогу фотографировать! Ура!
— Что случилось? — нахмурилась Наташка.
— Светлана Валерьевна! Светлана Валерьевна! — к обезумевшей учительнице спешила завуч Жанна Дмитриевна. — Успокойтесь, всё в порядке.
— Да что происходит-то?! — недоумевала Куликова.
А завуч продолжала:
— Микрофон цел? Ну и замечательно! Не стоит так нервничать, это же всего лишь ученик, он просто с каникул пришёл! Я с этим дикарём потом сама разберусь, а вы не расстраивайтесь, сегодня же праздник…
— Со слезами на глазах, — буркнула Наташка.
Завуч увела разбушевавшуюся учительницу в здание. А Мишка вскочил и, держа фотоаппарат (судя по всему, это был именно он), вытянув его прямо перед собой, закружился вокруг своей оси, распевая какую-то песенку.
— Так, — произнёс Саша. — Учебный год не успел начаться, а Прокотов уже кого-то довёл и сам чокнулся. А в конце года что с ним будет? В психушку его увезут?
— Обязательно увезут. И нас всех заодно, если тоже не рехнёмся, — раздался позади них мрачный голос.
Ребята разом подпрыгнули и обернулись. Говорившим оказался их староста — Артём Шишкин. Парень он ничего, добрый и дружелюбный, часто утверждающий то, что из всего класса «Б» он — самый серьёзный и ответственный человек, но психика его давно убита собственными одноклассниками. Ну, а также этот человек не отказывает себе в удовольствии иногда поворчать. Как, например, сейчас.
— Оптимист ты, Артём, — поцокала языком Наташка. — За каникулы, я смотрю, ещё жизнерадостнее стал.
— Оптимизм — его конёк, — ухмыльнулся Саша.
— Я не оптимист, а реалист, — с достоинством отозвался Артём. — Я реально смотрю на вещи…
— Через призму пессимизма, — буркнул Серёжка. — А также с изрядной долей скепсиса.
— А вы все такие оптимистичные, — прищурился староста. — На голову…
— Звучит так, будто мы больные на голову, — хмыкнула Маша.
— Именно так. Я смягчил немного. И…
Договорить он не успел, ибо к ребятам подошла их классная руководительница — Ольга Сергеевна. За руку она тащила Прокотова. Вид у учительницы был рассерженный.
— Подарочек, — проворчала она. — Не успели с каникул прийти, уже сюрпризы…
— Ой, а что случилось? — мигом поинтересовался Артём.
— А ты не видел? Этот горе-фотограф чуть несчастную Светлану Валерьевну до сердечного приступа не довёл!
«Горе-фотограф» попробовал было возмутиться:
— Вообще-то я никого не доводил! Я всего лишь фотографировал! Кто виноват, что у неё нервы слабые?!
— Ты ещё поговори! — Ольга Сергеевна распалялась всё больше. — Миша, с тобой с восьмого класса происходит что-то странное…
— Только с восьмого? Да с ним всю жизнь происходит что-то странное, — фыркнул Серёжка.
— Слушайте! — вмешалась в сей милый диалог Наташка. — Объясните мне наконец, что произошло!
— Натали, ты меня пугаешь! — Сашка в ужасе округлил глаза. — Ты обычно всё схватываешь на лету. А тут так тормозишь… Даже я всё понял! Прокотов фотографировал всё вокруг и решил сфоткать эту училку…
— Саша, учительницу! — немедленно возмутилась Ольга Сергеевна. — Что за сленг?!
— Извините. Так вот, он решил сфоткать эту… учительницу, а она, видимо, не ожидала, что её решит заснять наш доморощенный папарацци и испугалась…
— Если верить Светлане Валерьевне, — подхватила классная, — она на него закричала, Миша попятился назад, споткнулся о стойку для микрофона и вместе с ней свалился. Ну, а остальное вы видели.
— Дебилизм, — прокомментировал Артём.
Ольга Сергеевна с осуждением покосилась на «классного законника»:
— Не дебилизм, Артём, как ты соизволил выразиться, а… а…
Она умолкла, пытаясь подобрать подходящее слово к этой ситуации. Как назло, в голову ничего не приходило.
Дети со смесью интереса и ожидания на неё смотрели.
— Так что же это, Ольга Сергеевна, если не дебилизм? — наконец с невинным выражением лица поинтересовался Артём.
— Это… Просто это досадное недоразумение, — выкрутилась Ольга Сергеевна.
— Ага! И имя этому «досадному недоразумению» — Михаил Прокотов, — фыркнул староста.
— На себя посмотри, — огрызнулся Мишка.
— И посмотрю!
— И посмотри!
— И посмотрю!
От нарастающего конфликта ребят спасла начавшаяся линейка. Все устремили взгляд на школьное крыльцо, которое служило сегодня ведущим сценой…
***
После окончания линейки девятый «Б» отправился вместе с классной руководительницей в кабинет Ольги Сергеевны на классный час.
— Давайте, давайте, ребята, заходите скорее, — торопила их Ольга Сергеевна. — Не медлите.
— А у нас время ограничено, Ольга Сергеевна? — поинтересовалась Наталия Кулакова.
— Естественно! Мне, во-первых, нужно ещё к директору, а во-вторых, я думаю, в ваших же интересах уйти сегодня как можно раньше.
— Вау! А что, Ольга Сергеевна, вы, учителя, будете в этом году действовать в наших интересах? — восхитился Саша.
Ольга Сергеевна на мгновение растерялась. «Ну почему эти дети так любят зубоскалить?» — с тоской подумала она. Но тут же нашлась:
— Мы и так действуем в ваших интересах. А в ваших интересах сдать ОГЭ в этом году. И вообще, что это вы на меня напали так сразу?
— Превентивная война, — ответил Серёжка.
— А вы что, в этом году воевать со мной собираетесь? — девятиклассники окончательно сбили с толку учительницу.
— Ой, да кого вы слушаете, Ольга Сергеевна! — фыркнула Варя Мельникова. — Это они просто языками чешут. Время тянут.
Вскоре девятый «Б» таки вошёл в кабинет и расселся по местам.
— Итак, ребята, — начала классная руководительница. — Теперь вы уже девятый класс. Для начала поздравляю вас с началом учебного года…
— Ольга Сергеевна, побойтесь бога! — возмущённо воскликнул Серёжка. — Кто же поздравляет с началом каторги?!
— Хорошо, Серёжа, прими мои соболезнования. В общем, этот год у вас выпускной. Далее вы будете решать: оставаться в десятом классе или уходить в училища…
— Колледжи.
Ольга Сергеевна осеклась и недоумённо посмотрела на Артёма, который и был автором сего заявления.
— Теперь училища называются колледжами, — невозмутимо пояснил тот. — Как можно не знать таких элементарных вещей, особенно вам…
Ольга Сергеевна, как многие учителя, не любящие, когда им указывают на ошибки, поджала губы и как можно более спокойно ответила:
— Ладно, Артём, как скажешь. Если тебе так нравится — пусть будут колледжи.
— Нет уж, Ольга Сергеевна, вы мне одолжений не делайте, — старосту вдруг прорвало на желание попрепираться. — Правильно теперь ССУЗы называются колледжами, а училищ уже нет. Поэтому…
— Поэтому будь добр не перебивать меня и не забывай, что разговариваешь с учителем, — в голосе классной руководительницы появились металлические нотки — верный признак того, что она начинает терять терпение. — Так, о чём это я? Ах, да: так как этот год у вас выпускной, он для вас очень и очень важен. Вам предстоит сдать ОГЭ, определиться с ближайшим будущим, а для этого понадобится развитие самодисциплины, ответственности, серьёзного подхода к сдаче экзаменов и к учёбе вообще, уделять должное внимание всем предметам…
— И даже физкультуре? — невинно поинтересовалась Стася.
— А чем физкультура хуже других предметов? — нахмурилась Ольга Сергеевна. — Если она есть в школьной программе, вы должны и ею заниматься больше и не прогуливать. А также вам нужно выбрать дополнительные предметы для сдачи экзаменов и усиленно по ним заниматься. Чуть позже ещё начнутся консультации по двум основным предметам — русскому языку и математике, на которые вы обязаны будете ходить…
Серёжа страдальчески поморщился и ощутил сильное, с трудом подавляемое желание завопить, зарыдать, забиться в истерике, побиться головой о парту, чувствуя всю боль и безысходность от того, что предстоит им в этом году.
— Чует моё сердце, выпускной наш будут отмечать живые трупаки, — с трагикомическим видом проговорила Наташка. — Если вообще будут… А если и будут, то не живые. Просто трупы.
— Зомби, — подхватила Маша. — Ночью выйдут они из гробов своих, соберутся где-нибудь в склепе, врубят какой-нибудь мозговыносящий хардкор и будут зажигать до самых петухов, танцуя на столе и глотая какую-нибудь водку прямо из бутылки.
— А потом? — со смехом осведомился Сашка.
— А потом они разойдутся. Каждый по своей могиле…
— Слушай, Мари, это гениально! — с восторгом произнесла Куликова. — Такую картину обрисовала… Слушай, а давай рассказ на эту тему запилим?
— С чёрным юмором!
— И кровавыми подробностями! Ну, например, как они ели мясо своих жертв, обгладывали им кости…
— Так! — спешно прервала их диалог «слегка» прибалдевшая Ольга Сергеевна. — Предлагаю на этом ваш разговор на время приостановить и всё же дослушать меня.
И классная руководительница вновь заговорила. Более её никто не прерывал и она смогла закончить обсуждение «организационных моментов». А в конце своего монолога она предложила ребятам съездить куда-нибудь в осенние каникулы. Куда именно — на их выбор.
Услышав такое предложение, девятиклассники, до этого тихо между собой переговаривавшись, чрезвычайно оживились.
— Можно в Питер съездить, — предложила Наташка. — Там как раз в конце октября будет концерт моей любимой группы. Кроме того, в городе куча классных достопримечательностей, красивая архитектура, природа, и вообще — это культурная столица! Поехали! Кто за?
— Я! — взметнулась вверх рука Стаси, которая обожала Санкт-Петербург и мечтала когда-нибудь уехать туда жить. — Наташка, ты гений! Я вообще думала туда поехать на Новый год, но раз уж может выпасть возможность поехать в Питер осенью — я обеими руками и ногами за!
— Я тоже за, — подняла руку Маша.
— И я, — поддакнул Серёжа. — Хотя, вообще, у меня на каникулы были другие планы, — уточнил он, — но если мы поедем в Питер, ни за что от этого путешествия не откажусь!
— Ты чего, Серёжка, у нас Наполеоном заделался? — изумилась Ася. — Сегодня только первое сентября, а у тебя уже планы на осенние каникулы?
— Я привык рационально планировать и тратить своё время, чего и вам советую, — назидательно отозвался мальчик. — А вообще — раз уж зашла речь о Наполеоне, то я всё же не оставляю надежды на то, что если у него не получилось править миром, то, может, это получится у меня…
— Не дай Господь! — ужаснулся староста такой перспективе. — Тоже мне, владыка мира…
А Ольга Сергеевна тем временем тихо сидела за своим столом и мысленно проклинала администрацию школы, которая на собрании перед первым сентября дала всем классным руководителям такую задачу: за первую четверть решить со своим классом, куда поехать на осенние каникулы. Естественно, с подробным отчётом начальству: куда решили ехать, когда, на сколько, что планируют посетить, где собираются жить, сколько человек едет, сколько не едет, по сколько собирали деньги на поездку, кто сдал, кто не сдал… А «бонусом» ещё письменное согласие от родителей на то, чтобы отпустить своего ребёнка на поездку и ещё один отчёт классного руководителя о проведённом мероприятии.
На резонный вопрос классных руководителей: «А зачем это всё?» администрация пояснила, что это нужно «для развития внешкольной жизни класса», чтобы, когда придёт очередная проверка в школу, предоставить комиссии письменные отчёты классных руководителей, фотографии классов из экскурсий, в общем, показать, что культурное времяпровождение имеет место быть в данном учебном учреждении.
И теперь Ольга Сергеевна с тоской думала о предстоящем путешествии. Администрации — результаты и своевременная отчётность, ученикам — «развлекуха», а ей — отчёты, испорченные осенние каникулы, настроение, а ещё, что очень даже вероятно, нервы. Дети, куда бы они ни прибыли, наверняка не будут тихо-мирно следовать за классной руководительницей туда, куда она их поведёт, а будут разбегаться кто куда. А если с кем-то что-то случится? На ней вся ответственность! Да и до экскурсии ещё начнётся: все согласятся, однако из согласных деньги сдадут лишь пять-семь человек, разрешение родители подписали лишь у единиц, а остальные либо забудут, либо начнут возмущаться: «Какой Питер? Какие деньги? Зачем это вообще нужно? Да мой ребёнок тогда дома будет сидеть, про Исаакиевский собор он и в интернете почитает!» Хотя, с другой стороны, в данном случае Ольга Сергеевна лишь рада будет, если из класса поедет несколько человек. И ей легче за ними следить, и ребята будут лишь те, кому действительно интересно будет узнавать что-то новое и хотят культурно развиваться.
Пока Ольга Сергеевна предавалась невесёлым размышлениям, новоиспечённые девятиклассники бурно принялись обсуждать, куда бы им податься в осенние каникулы. Идея с Санкт-Петербургом пришлась по душе не всем. Кое-кто объявил, что неплохо поехать бы в Москву. Некоторые скривились, заявив, что «ехать в Москву — попсово и мейнстримно». Ещё парочка людей заявили о том, что всем — обязательно! — нужно поехать в Сочи на море! О том, что в конце октября даже в Сочи придётся забыть о купании в море, эти товарищи как-то не подумали.
В общем, разгорелся бурный спор, грозящийся перейти в стадию конфликта.
— Ваша Москва — для отстоев! — вопила Катя Семичкова. — Уж если куда и ехать — то только на море!
— И что ты там делать будешь? — в ответ возмущалась Стася. — Купаться — нельзя. Холодно.
— Там можно в Олимпийский парк сходить!
— Единственная причина поехать в Сочи, — закатила глаза Стася. — Нет уж. Жди лета и езжай туда сама. А я за Питер!
— А я за Москву! — крикнул Сашка.
— Да сдалась твоя Москва! — фыркнула Алёна Петухова. — Я там была летом — и чего?
— Ты была, а я не был! Я в Москву!
— А я в Питер!
— Поехали на море!
— Давайте вообще все останемся дома!
— А давайте в Лондон!
— Да что ты говоришь? «Я уеду жить в Лондон»… А есть у тебя деньги на этот самый Лондон? И у нас нет! Так что забудь!
— У меня есть свежее и, заметьте, адекватное предложение! А давайте все поедем в Питер?
— А давайте…
— А давайте без «давайте»! — вдруг оглушительно рявкнул «классный законник».
Одноклассники в изумлении замолкли и уставились на него.
— Ты чего, Артём? — подняла брови Лина.
— Да ничего особенного, всего лишь слегка меня заколебали своим ором! — язвительно отозвался тот. — У нормальных людей от вас уже голова болит и в ушах звенит!
— Так! — внезапно вмешалась «слегка офигевшая» от бурных обсуждений своих подопечных Ольга Сергеевна. — Всем утихнуть! Слушайте меня!
Притихшие девятиклассники расселись по своим местам, которые они покинули в пылу жарких споров.
— Я… кхм… послушала ваши варианты, — медленно начала классная. — И знаете что… Вынуждена с прискорбием отметить: фантазии у вас абсолютно никакой. Вернее, фантазия-то есть, но предлагаете вы такие места, куда при всём желании мы поехать не сможем. Я уж молчу про Лондон… Более менее адекватные предложения я услышала о поездке в Санкт-Петербург или в Москву, но… Не знаю, получится ли организовать поездку в эти города. Пока я хочу предложить вам свой вариант: отправиться в поход куда-нибудь на природу. Кто за?
— А куда? — осведомился дотошный Серёжка. — Я имею в виду: куда именно на природу? В какое место?
— Это можно обсудить коллективно. Если, конечно, вы не против похода…
К счастью, все были только «за». Почему-то вариант похода никому в голову не пришёл, а зря. Маша с удовольствием припомнила общий поход, когда они закончили седьмой класс. Выехав за город рано утром, вернулись домой ребята только на следующий день, потому как решили там же переночевать в палатках. Правда, тогда они ездили после окончания учебного года, так сказать, отметили совместно начало летних каникул…
— Только я вас умоляю: давайте обсуждать без ссор! — поспешно добавила Ольга Сергеевна.
— Так неинтересно, — огорчилась Наташа. Но, увидев лицо классной руководительницы, спешно добавила: — Я шучу, Ольга Сергеевна, шучу!