Руководить - людям не вредить

Ирене Крекер
Проработав два десятилетия учителем, методистом, инспектором, директором школы, я знакома со многими руководителями различных рангов.

Переехав в новую страну, начала жизнь с нуля во всех смыслах. Сразу поняла, что значит, достигнув вершины горы, оказаться в яме. Поняла и другое, что каждый труд почётен, начиная с технички, заканчивая руководителем предприятия. Общее для каждого – качественное выполнение обязанностей и уважение к сотрудникам.

Из ямы я наполовину выбралась через пять лет, когда, проучившись три года в медучилище, получила свидетельство санитарки по уходу за престарелыми людьми и отработала два года в клинике по уходу за психически больными. Вот там-то, мне удалось на личном опыте узнать значение слов: конкуренция и мобинг. Это две стороны одного процесса, направленного на уничтожение человеческого достоинства.

Заведующая отделением сразу увидела во мне конкурента. Виноват был в этом мой диплом с отличными отметками. Муж всегда подшучивал по этому поводу: "Ещё бы, директору школы, да не иметь "пятерок" в аттестате". Это он на русский манер так переиначивал, в Германии  - отличная оценка - "единица". Здесь многое с ног  на голову поставлено.
 
Через год, когда главный шеф запланировал отправить меня учиться на курсы заместителя заведующей, женщина предприняла все меры, чтобы этого не случилось. В ход пошло многое: наушничество, подтасовка фактов, подлог. Это, как я позже поняла, изощрённые приёмы метода "мобинг", отравляющего жизнь человека незаметно, исподволь, доводя его до срыва психики или ухода с работы по собственному желанию. Завотделением всё расчитала точно. Шеф поверил ей, не мне, и учёба не состоялась.

В день краха надежд – выскочить из ямы, в квартире прозвучал телефонный звонок. По-дружески, выполняя просьбу начальницы, коллега сообщила, что областная психиатрическая клиника научно-исследовательского института ищет для приёма на работу обученных санитаров, назвала и номер телефона.

В тот момент я находилась в таком состоянии, что позвонила в клинику сразу. Вышла на шефа. Он пригласил на разговор. Члены приемной комиссии сразу объяснили, что в отделении есть русскоговорящие больные, не совсем понимающие персонал. Выразили надежду, что я справлюсь с этой проблемой: помогу и пациентам, и персоналу.

Ура! Я - сотрудник отделения по обслуживанию 28 человек с психическими отклонениями. Персонал – обученные специалисты-санитарки, медсёстры, воспитатели, психологи, врачи. Непосредственный начальник – мужчина,  заведующий отделением. Он был относительно молод. На работу приезжал на велосипеде. Занимался работой в основном в кабинете за компьютером и проводил различного рода совещания с целью улучшения качества работы в отделении. Сам в процесс обслуживания пациентов не включался, но наблюдал, советовал, учил ненавязчиво и помогая понять психологию вверенных персоналу людей.

Первые десять лет работы были для меня счастливыми: нашла своё место в жизни, уважала шефа и персонал, и меня уважали. Никогда не забуду, как боялась "общения" с коомпьютером. Не раз слышала ободряющие слова шефа: "Да отбросьте Вы страх. Ведь в этом устройстве ничего невозможно сломать. Нажимайте на клавиши букв, запомните пару операций". Понимая, что мне трудно бороться с неуверенностью в себе, отправил на курсы обучеия тайнам компьютерного дела. Видя, что труд санитарки, даже с дипломом, меня не совсем удовлетворяет, планировал работу так, чтобы была ответственной на смене за отделение. Отправлял  на различные курсы повышения квалификации по работе с психически больными людьми. Атмосфера в отделении всегда была творческая. С радостью я шла на работу, переборола в себе чувство неуверенности, выросла в специалиста по уходу за людьми с психическими и физическими отклонениями.

Но на одиннадцатый год шефа повысили, и на его место к нам направили интересное создание с большим опытом работы обслуживающим персоналом в доме престарелых. Женщина была новичком в руководящей должности и перфекционисткой, фанатиком-трудоголиком и человеком с другой планеТЫ. Её странная походка, неуверенные движения, неожиданное появление там, где её не ждали, манера говорить, не глядя на собеседника, не вызывали доверия. Коллеги сократили общение друг с другом в её присутствии. Она страдала от неумения устанавлить контакт с персоналом.

Я видела её слабые и сильные стороны. Пыталась помочь в создании доверительного микроклимата. Однажды она в ответ на мои слова в ярости швырнула на пол бумаги. В следующий раз закричала пронзительно: «Меня бесит, когда вы говорите от имени коллектива. Не говорите «мы», в ваших советах я не нуждаюсь». Было больно видеть, как она разрушала всё, что было создано в отделении до неё.
 
Под таким чутким руководством работать не хотелось. Она это чувствовала. Начались придирки, давление сверху, так называемый мобинг. Сначала выговаривала голосом ментора при людях, потом, через пару часов, вызывала к себе, на чашечку кофе. В процессе индивидуальных разговоров под протокол спрашивала о взаимоотношениях с коллегами, о том, что нравится в их работе и что не нравится. Так она вела себя не только со мной, но и с другими.

Узнав о моей многолетней дружбе с одной из коллег, сначала перестала ставить нам в один день рабочие смены, а она меня привозила на своей машине на работу, потом внесла недоверие в отношения, подорвала доверие друг к другу.
 
Достигнув цели, находила новое, чем задеть, унизить.Одновременно рассказывала о мероприятиях в городе литературного характера. Благодаря ей я познакомилась с переводчицей Достоевского, нашла литературные мастерские. Она приносила мне книги для чтения и в то же время ставила большое количество ночных смен, которые трудно было выдержать в моём возрасте. Всегда напоминала, что много хорошего сделала для меня, к примеру, отпустила в отпуск без содержания в период болезни моей мамы.

В одну из рабочих смен после того, как я на планёрке сказала, что нужно бережнее относиться к людем и что трудно работать троим за пятерых, мне было предложено пойти к врачу. Смену я отработала, но когда возвращалась домой, зашла на приём к терапевту. Он выписал больничный.

Чтобы избавиться от унижения со стороны заведующей, я нашла  в городе  двухгодичные курсы руководителей отделения. Меня приняли, так как имела подтверждённый  диплом о высшем образовании и российское свидетельство медсестры запаса, которое получила в педагогическом институте. Два года за свой счёт в свои выходные проучилась на курсах по очно-заочной системе. Когда получила диплом, меня не повысили в должности, но и гонения прекратились.

Воспоминания об этом периоде жизни легли в основу книги «Из записок практикующей медсестры», написанной в тот период. Есть у меня мечта – экранизировать её. Мечты порой сбываются.

19.06.2020
Ирене Крекер