Этажерка

Ева Смородина
                Реплики подследственного лучше читать вслух: милый друг Читатель, прочти внимательно до конца!
                Не только для себя стараюсь.

«Этажерка» - филологический детектив

          ...Задержанный Шаталов замолчал, тупо уставившись на диктофон. Слегка покачался на стуле, потом замер. Рядом стояли стеллажи с уголовными делами - он переключил взгляд на ближайший.
          Капитан Гулина показала фото и задала очередной вопрос:
- Узнаёте погибшую?
          Подозреваемый отрешённо глянул в окно и проговорил хриплым голосом:
- Очень мне жалко.
- Вы участвовали в ограблении?
- Я с ними не был.
- Как это не был?
- Слов нет: везение.
- Точно? Я всё записываю в протокол!
          Он помотал головой, пока не перевёл взгляд на календарь с изображением Красной площади, красным же квадратиком была отмечена сегодняшняя дата. И продолжал монотонно бубнить:
- Абсолютно.
- Что скажете про эти фотографии?
- Свидетели.
- А это? - капитан снова показала убитую.
          Шаталов отвернулся к стеллажу и заулыбался, вспоминая:
- Это жертва...
- Чем её ударили?
          На другой стене висела картина с морем и пальмами, он кивнул на неё и коротко рассмеялся:
- Ножом острым!
- А кто потом вскрыл сейф: Котов?
          Он с усилием морщил лоб. Почти отключился:
- Код не знали.
- Вот посмотрите: там отпечатки умершего Котова!
          Подозреваемый скривился лицом. Следователь продолжала:
- Что было в сейфе?
          Он резко повернулся в сторону настенного календаря и сообщил:
- Полный денег.
- Что было потом?
          Подозреваемый мечтательно посмотрел в потолок:
- Снова закрыли мы.
- А дальше?
- Душили тело.
- Не выдумывайте, Шаталов. Назовите имена других участников!
- Разные клички.
- Называйте, я всех видела!
- Где же вы? Вас не было.
- Я просматривала записи с камеры.
- Бутафория.
- В котором часу покинули банк?
- Часов нет... с собою.
- Но вы же не опоздали к началу грабежа!
- У Веры брал.
- Сожительница ваша?
          Он вздохнул, но не ответил.
- Итак, на сегодня хватит. Я уже спрашивала вас: вину свою признаёте?
- Может, я болен...
          И замолчал, погрузившись в своё. Следователь выключила диктофон.
- Хорошо, Шаталов, прочтите и подпишите протокол.
          Тот равнодушно полистал, потом оживился и поспешно схватил ручку:
- Где подписать, здесь?
- Нет-нет, вот здесь!
                *       *       *
- Та-ак, я прослушал аудиозапись. А что вы понаписали в протоколе допроса? Такое я не могу подшить в дело! Капитан Гулина, вы понимаете, что задержанный порол чепуху... как недееспособный?
- Не понимаю, Сергей Иванович, он же во всём признался! - самодовольство сползло с лица капитанши.
- Ну, давайте послушаем! С этого места.
          Диктофон затрещал и воспроизвёл вопросы с такими ответами подозреваемого Шаталова:
- Узнаёте погибшую?
- Осень, не жарко.
- Вы участвовали в ограблении?
- Ясное небо.
- Как это не был?
- Словно... весеннее.
- Точно? Я всё записываю в протокол!
          Долгая пауза - и быстрый ответ:
- А салют был!
- Что скажете про эти фотографии?
- Все дети мы.
- А это?
- Этажерка...
- Чем её ударили?
          Пауза и ответ:
- Нашёл остров!
- А кто потом вскрыл сейф: Котов?
          Продолжительная пауза, затем:
- Кот не с нами...
- Вот посмотрите: там отпечатки умершего Котова!
          Пауза.
- Что было в сейфе?
- Поне... дельник.
- Что было потом?
- Словно я с крыльями!
- А дальше?
- Душа летела...
- Не выдумывайте, Шаталов. Назовите имена других участников!
- Райские птички...
- Называйте, я всех видела!
- Дежа вю... во сне было.
- Я просматривала записи с камеры.
- Будто в хоре я...
- В котором часу покинули банк?
- В часовне... в соборе.
- Но вы же не опоздали к началу грабежа!
- Уверовал!
- Сожительница ваша?
          Глубокий вздох.
- Итак, на сегодня хватит. Я уже спрашивала вас: вину свою признаёте?
- Божья воля...
          Оказывается, капитан услышала то, что хотела. Подозреваемый же говорил что попало, а вопросов не воспринимал. Однако недееспособность и в самом деле подтвердилась.

<Первая редакция 18 июня 2020, вторая - 10 декабря>
--------------------
          Такой вот сюжет с каламбурами не давал мне ночью заснуть! Пришлось частично записать, чтобы не «заспать». Утром оставалось малое - довести рассказ до кондиции...
          В декабре отредактировала для публикации в «Антологии».