1. 6. Социальные аспекты жизни наркозависимых

Сергей Михальчук 2
Христианская Философская Антропология

Аскетическая Антропология

Антропологические аспекты наркозависимости

2. Наркомания и человеческая личность

2.2. Социальные аспекты жизни наркозависимых

«Я девочка добрая была. И училась хорошо. Первый курс медучилища закончила с отличием, и мне в порядке исключения разрешили на каникулах поработать санитаркой. Сами понимаете, отец жил отдельно, маминой зарплаты не хватало, а в пятнадцать лет уже хочется одеваться, ведь на других, на богатых смотришь, на иностранцев…
В моей палате лежал один больной, взрослый уже человек, лет тридцать ему было, разговорчивый, ко мне так хорошо относился. А я была примерной санитаркой, умелой, мне даже доверяли уколы делать. Однажды прихожу я к нему с уколом, а он говорит: «Оставь, я сам себе сделаю…». Ну, сам так сам. А потом он стал просить дополнительной дозы, чтобы я достала. Ну, думаю, человеку тяжело, надо облегчить боль. … Но потом обратила внимание: все друзья, что к нему приходят, какие-то грязные, неумытые. Это я сейчас знаю, смогу за версту отличить наркомана по виду, по его неряшливости, запущенности, по запаху. Особенно тех, кто «варит». Да что там человека, я квартиру, где «варят», по запаху изо всех отличу. А тогда же я ничего не знала и говорю ему: что это у тебя друзья такие, ну, неумытые. …
А он-то думал, что я все понимаю, что я тоже колюсь, и говорит: - «Ты, наверное, дружишь только с теми, кто «на стекле» сидит…». Я удивилась: что это такое? Он объяснил: это те люди, что имеют возможность доставать чистый, фабричный наркотик, в ампулах. А они - сами «варят», из опийного мака, из всякой химической гадости. Ну, рассказал он мне все и предложил уколоться. Мне так интересно было – я и укололась. И правда, хорошо стало, как-то легче, свободнее. Я ведь нервная уже была, работа тяжелая, не для шестнадцатилетней девчонки: кровь, грязь, бинты, отделение-то было травматологическое, это ужас. Приду домой - уколюсь, и вроде бы легче. Так и втянулась.
А потом он, знакомый мой, выписался, позвонил, к себе пригласил, с друзьями познакомил. А они все вежливые, обходительные, когда прикурить дают, то зажигалку подносят, а не так, что сама тянешься, как жираф. Ведь среди шестнадцатилетних ещё и понятия нет, что ты - девушка, что к тебе надо относиться по-особому. А тут - взрослые люди, по тридцать и сорок лет, умные, интересные, со мной, с девчонкой, как с равной, как со взрослой: знаки внимания, комплименты. Мне так лестно было, прямо голова кружилась. А уж на своих сокурсников я после этого смотрела как на щенков, с превосходством таким…
Дура, это я только сейчас понимаю, что я им была нужна - вот они меня и обхаживали. Я ведь в больнице работала, имела доступ к наркотикам. И приносила им, доставала сколько могла. Героиней была в своих глазах, а уж они меня превозносили до небес. Говорю же: дура. Только потом начала понимать, что там, в том мире, ничего просто так не делается, никто ни для кого даже пальцем не шевельнет, если он в этом человеке не заинтересован, не хочет с него что-нибудь получить. Ты из автобуса будешь выходить, так он тебе даже руки не подаст, если ты ему сейчас не нужна, не можешь принести выгоду. Там ничего нет, я даже слов не могу найти, чтобы сказать. … Нет ничего, что обычно бывает между людьми. Никаких понятий о дружбе, помощи, ничего человеческого. И в то же время все держатся одной кучей. Такое невозможно представить: в одной квартире чуть ли не месяц живут люди, не связанные друг с другом ничем, готовые в любую минуту продать, сдать, утопить друг друга.
Я правильно говорю: чуть ли не месяцами. Это называется - «зависнуть». Бывает, на пять-десять дней зависают. А у нас было - по месяцу. Запирались в одной квартире, запасали маковой соломки - и всё, никуда оттуда ни ногой. Потом выползаешь на улицу, а идти не можешь, отучилась ходить. Придёшь в притон зимой, а уходишь - на улице солнце, люди в платьях, а ты в шубе и в шапке. Или было так: я из дома ушла, сорвалась во время ломок, в ночной рубашке и в халате - и пришла в таком же виде, но только уже зимой, по снегу…
А идти по городу, по улице - страшно. Наркоманы всего боятся. Если на улице какой-нибудь человек случайно подойдет к наркоману, попросит, допустим, прикурить, тот вспотеет от ужаса. А уж при виде милиционера. … Да многих наркоманов можно сразу узнать: вертит головой во все стороны…». [30]

[30] Цит.: Наркомания: грех или болезнь. С. 8-11

Этот рассказ девушки, Светланы, немного раскрывает внутрисоциальные отношения в наркоманической среде. Причём отношение наркомана к обществу строится всецело на отношении «к себе подобным». А какие же отношения между ними, в их социальной жизни?.. - «…Нет ничего, что обычно бывает между людьми. Никаких понятий о дружбе, помощи, ничего человеческого…».
Причём описание, приведённое в этих строках, всё чаще всплывает на поверхность в современной сфере социальных отношений. Комфорт «возносит» человека, потакая его тщеславию. «Борьба за выживание» разобщает людей, оправдывая применение любых средств ради эгоистических целей. Конкуренция «сеет вражду» между людьми, воспитывая чувство «собственной» значимости.
И всё это покрывается человеколюбивыми идеями «гуманизма», сутью которого является антропоцентризм. То есть человек живёт ради своих собственных потребностей (потребительство). В этом случае и свобода личности понимается как произвол.
Человечность сводится к человекоугодию, центром которого каждый видит, преимущественно, «СЕБЯ». И как часто лозунгом современной жизни является рекламный слоган: «Люби себя, чихай на всех, и в жизни ждёт тебя успех!».
Премудрый царь Соломон неоднократно увещевает своего сына, а вместе с тем и все грядущее поколение, уклоняться от этого «эгоистического пути»: - «Не вступай на стезю нечестивых и не ходи по пути злых; оставь его, не ходи по нему, уклонись от него и пройди мимо. Потому что они не заснут, если не сделают зла. Пропадает сон у них, если они не доведут кого до падения. Ибо они едят хлеб беззакония и пьют вино хищения. Стезя праведных - как светило лучезарное, которое более и более светлеет до полного дня. Путь же беззаконных - как тьма; они не знают, обо что споткнутся» (Прит. 4.14-19).
Человек пленяется ценностями плотскими - материальными, услаждает душевную чувственность и, подобно «безумному богачу» из евангельской притчи, говорит сам себе: - «Душа! Много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись» (Лк. 12.19), забывая при этом о потребностях высших, значимых не только для него, но и для других людей - о потребностях своего духа.
Отношение человека к окружающему миру и социальной среде всецело зависит от его духовного состояния. «Человечность» личности определяется её духовной жизнью: чем более она забывает о духе, тем сильнее её занимают плоть и душа. В особенности же плоть.
Духовная жизнь - есть жизнь Духа Святого в человеке. Отношение духовной личности к Богу и человеку, в таком случае, проявляется в любви и уважении к Творцу всех, запечатлевшему Свой образ и достоинство в Своем творении - в каждом человеке.
Поэтому отношение личности к окружающим людям (ближним) прямо вытекает из её отношения к Богу и, в свою очередь, отношением к тварному миру личность выражает своё отношение к Творцу: - «Кто говорит: «я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит? И мы имеем от Него такую заповедь, чтобы любящий Бога любил и брата своего» (1Ин. 4.20-21). - Таковыми должны быть истинные социальные отношения, строящиеся на любви духовной! Вот что значит понятие «человечность»!
Отношение человека к окружающим его выражается в делах (поступках). Эти дела личность регламентирует тем законом, который она выбирает критерием своего мировоззрения.

Существует 3 типа законодательства:
1). Закон Божий или «закон благобытия», которым зиждется всё падшее мироздание и цель которого - вернуть к благу, т.е. счастью, человека, отступившего от него - совесть.
2). Нравственный закон внутри нас, или как его ещё называют, «нравственный императив», выработанный человечеством для того, чтобы оно сохраняло своё человеческое достоинство, и не деградировал до уровня «бессловесных». Это так называемое естественное право, или гуманизм, выработанное человечеством главным образом под влиянием Евангельского откровения.
3). Закон социальный или «юридическое право», принимаемый обществом для контроля над сферами жизни человека в социальной среде.

Так как человек сотворён Богом, то он призван Им к закону благобытия, чтобы творить дела любви. Отступая от любви, человек тем самым отступает от Бога: - «Всякий, делающий грех, делает и беззаконие; и грех есть беззаконие» (1Ин. 3.4).
Любовь Божия является источником закона «совести внутри нас», который неизгладим из человеческого сознания для памятования о когда-то утраченном богоподобии. Поэтому и называется совесть некоторыми отцами «голосом Божиим внутри человека». И апостол Павел, писавший о язычниках, не знающих закона Божия, утверждал: - «Когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон: они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чём свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую» (Рим. 2.14-15).
Этот же Закон Любви, возжелал Бог дать избранному Им народу через Моисея на горе Синай. Но Он не преуспел в этом.  Из-за неверности народа, сотворившего себе тельца, как у прочих народов, Моисей разбил скрижали, на которых перстом Самого Бога был начертан Закон Любви. И получили мы Закон Божий, начертанный Моисеем по слову Божию на других скрижалях, в виде «десяти заповедей», который и лёг в основу общественных правовых отношений. Такие заповеди, как - «… Не убивай. … Не кради. …Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего. …» (Втор. 5.17,19-20), являются необходимой принадлежностью практически всех социальных законодательных систем. И все они содержат принцип: «…око за око, зуб за зуб…». Потому-то и пришлось Сыну божьему, в Нагорной проповеди напоминать слушающим Его: - «Сказано древним…, а ранее не было так…».
Следуя законодательству, основанному на Законе Божием, человек выстраивает для себя систему нравственных ценностей, не основанную на Любви. И, в силу того, что отсутствие Любви и есть грех, любая система нравственных ценностей, даже глубоко гуманистическая, начинает плыть, её нравственная оценка может оправдывать как одну, так и другую сторону. Это замечательно показывает аскетический опыт святых отцов в одной единственной фразе: - «Добро, ради добра делаемое, есть зло, и лишь добро, ради Христа делаемое (то есть - бескорыстно), есть истинное добро». Сообразно с этой плывущей нравственностью, человек и выстраивает свои отношения с окружающими, однако по отношению к Любви Божией подобные человеческие отношение всегда бездуховны.
«В обществе падшего человечества некоторые люди называются добрыми. Так называются они неправильно, относительно. В этом обществе называется добрым тот человек, который делает наименее зла, а злым тот, который делает наименьше добра. Впрочем, злой человек может до того преуспеть во зле, что вся деятельность его обращается в непрерывный ряд злодеяний. В точном смысле доброго человека - нет». [31]

[31] Игнатий Брянчанинов. Аскетические опыты. Т.2. С.367

Человеческая праведность относительна. Праведники называются праведниками по отношению к прочим людям, но не по отношению к Богу. Ибо: «Бог - есть Любовь», и все перечисленные законодательные системы промыслительно даны Богом падшему человечеству для приготовления его к спасению Любовью Божией, которая превыше всякого закона, потому что: «освобождает нас от рабства закону», - по слову апостола Павла.
Сын Божий лично [32] взял на Себя человеческую вину, «возвратил» людям утраченную Любовь, которая только и является основой нормальных человеческих отношений.
Наркозависимые, потакают своему эгоистическому сластолюбию в большей степени, чем обычно позволяет себе это падший человек. Они готовы совершить любое преступление, даже против своих близких, в угоду своему самолюбию. Эти люди «жертвуют» и собой, уничтожая наркотическим ядом собственную жизнь, только бы удовлетворить бушующую страсть. С этой точки зрения, наркозависимость является прогрессирующим грехопадением, углубляющим не только греховность человека, но сам первородный грех. То есть, - наркомания есть продолжение онтологического разрушения человеческой природы, начатое в прародительском грехопадении.

[32] Это утверждение, о личном взятии на себя греха человеческого воплотившимся Сыном Божьим Иисусом Христом, очень наглядно демонстрирует нам, почему человеческая природа, взятая им на себя в рождении по плоти от Приснодевы Марии, была безгрешной. Грех человеческий был взят им на себя добровольно и по любви, то есть действием его личной воли, полностью, и совершенно свободно, согласной с волею Отца, помните: - «Да не моя, но твоя воля да будет». Поэтому он и «…понёс наши грехи…», - как сказал пророк Исаия. Это же показывает нам и евангельский рассказ о крещении Иисуса Иоанном, - «…Оставь ныне, ибо так надлежит нам исполнить ныне всякую правду…», - сказал Христос Иоанну, в ответ на его желание самому креститься у Господа, и, крестившись от Иоанна в покаяние, принёс, нам и за нас, покаяние в наших грехах как в своих. Ибо сами мы не могли сделать это в полноте искренности, чтобы упокоить нашу совесть, так как не имели любви.

Тщеславие заставляет человека смотреть на других «со стороны», оно не позволяет понять другого, прочувствовать его. Смысл общения сводится к самолюбованию.
В дальнейшем оно доводит до того, что человек, обезумевший от гордыни, видя «центром вселенной» себя, начинает подчинять всё вокруг своему влиянию. И людей, поддающихся его воздействию, он начинает презирать, считая их слабовольными. Тех же, кто противостоит ему и не потакает его прихотям, он начинает ненавидеть.
Наркотик разобщает людей. Он убивает в них чувства, прикрываясь потребительской привязанностью. Люди играют друг с другом, соревнуются, общение им необходимо для самоутверждения. Их «дружба» сводится к общности интересов или к личной заинтересованности в «друге», и может закончиться, когда между ними появится хоть малейшее противоречие.
Вся жизнь наркомана проходит в праздной суете. Наркотик - это «отдых», настолько развивающий лень, что даже для его приобретения человек будет пытаться прилагать минимальные усилия, в надежде получить максимальное удовольствие. Минимум усилий и средств необходимы наркоману и для поддержания жизнедеятельности. Причём в период «наркотического запоя» организм, стимулируемый поступающими с наркотиком эндорфинами, может сутками обходиться без пищи и сна.
Поэтому, естественно, что на производстве работник с наркомана минимальный. Нежелание трудиться, а порой и невозможность, обострённая нервозность и раздражительность - вот отличительные черты состояния личности наркозависимого.
Но есть и другой вариант: человек, желая заработать, может «выкладываться до конца» на работе с тем, чтобы «оторваться по полной» в свободное время. Но такая «тяга» к труду лишь свидетельствует о ещё не полном разрушении человека наркотической зависимостью.
Отношение между полами в сообществе наркоманов сводится к одному - удовлетворению «собственных» потребностей, причём как с одной, так и, с другой стороны. На первом плане стоит физическое и эмоциональное удовольствие, и если «партнер» не может его обеспечивать, то с легкостью оставляется.
Слово «любовь» ассоциируется с понятием «секс», и доходит до таких извращений, какие только может придумать развращенная фантазия.
Конечно же, подобные особенности взаимоотношений между людьми распространены повсеместно и во всём нашем обществе, погрязшем в бездуховности. Но здесь они всё ещё считаются не совсем приличными и, как правило, не выпячиваются, хотя уже и не особо скрываются. В этом отношении можно сказать, что сообщество наркоманов - это некий слепок будущего нашего общества в целом, того будущего, которое его ждёт на избранном им пути бездуховного развития.
И, наконец, одним из главных качеств личности наркомана является ложь. Происходит она от недоверия человека к окружающим людям. Недоверием «пропитаны» социальные отношения в наркоманической среде, и ложь «помогает» человеку «самосохраниться» и жить «своим внутренним мирком». Не в последнюю очередь он желает этого, чтобы не раствориться в атмосфере жестокости окружающей его «действительности общения». Часто он искренне хочет избежать её.
Но именно ложь не даёт ему от этой жестокости оторваться. Недоверие озлобляет сердце, и он видит в других только предательство и цинизм. Даже там, где их и нет.
Все эти духовные заболевания образуют в человеке состояние полного безразличия ко всему происходящему. Он становится «холодным». Пропадает интерес к жизни, учебе, работе, семье. Над всем этим довлеет наркотик, как единственный источник «радости и удовольствия».
Его отсутствие вводит в тоску, его ожидание томит, его вид возбуждает, его действие успокаивает.
Люди ищут счастья, но наркотик приносит им боль. Эта боль заключается в их отношении друг к другу. Ведь счастье: в любви и взаимопомощи. Но «кайф» наркотика - это всегда только личное переживание. Иллюзорные грёзы продукт его воздействия на конкретного человека. Поэтому наркотик всегда отделяет его от другого, оставляет одиноким, даже не сводит с самим собой. А любовь произрастает из содействия и соучастия в радости и печали ближнего.
Вся жизнь человека - это путь по вертикали: вверх, в Царство Небесное, или в низ. А по какому пути идти - личное дело каждого человека. И невозможно свернуть или остановиться на месте и не идти, ибо если ты не идёшь вверх, то ты скользишь, катишься или падаешь вниз.
Но где бы человек не находился, в каких бы обстоятельствах не пребывал, о каких бы потерям не плакал, в какой бы тьме не беззаконничал – всегда существует Тот, кто видит и любит его. Кто надеется и ждёт его возвращения, кто терпит и прощает его падения, и чью любовь человек оскорбляет, но никогда не сможет её умалить или отменить…

«Подойди к Нему, если тебе будет больно, …
Даже если ты эмигрировал на Луну, подойди к Нему…» [33]

[33] Строки из песни «Подойди к Нему», из сборника Юрия Целищева и Игоря Бобера «Последнее Воскресение», на стихи инока Всеволода (Филипьева).

«Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную. Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но, чтобы мир спасён был чрез Него. Верующий в Него не судится, а неверующий уже осуждён, потому что не уверовал во имя Единородного Сына Божия. Суд же состоит в том, что свет пришёл в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы; ибо всякий, делающий злое, ненавидит свет и не идёт к свету, чтобы не обличились дела его, потому что они злы, а поступающий по правде идёт к свету, дабы явны были дела его, потому что они в Боге соделаны» (Ин. 3.16-21).