День мая

Евгений Френкель
Один азербайджанец-работодатель не заплатил или недоплатил другому азербайджанцу –работнику, и они сделались врагами. Я недавно услышал фразу: «Если ты покупаешь, то это дорого, а если продаёшь, - дёшево». Но тогда истории этих азербайджанцев я не знал.

Мы с Сергеем работали у этого работодателя, и девятого мая, когда весь советский народ, как один человек, отмечал нашу победу над фашистской Германией, устроил нам праздник. Вечером запекли барашка и уселись у костра. Куски сочного мяса отрезали от барашка ножами. Сергей принёс свой нож, серьёзный такой нож, стальной и страшный. Мы сидели, ели, что-то пили и о чём-то разговаривали.

Внезапно из темноты ночи явился азербайджанский работник и стал убивать работодателя: толкнул его, сидящего, и тот упал на землю. Стал бить его ногами. Я с ужасом представил разбитое и изуродованное лицо. Упал на работодателя так, чтобы удары работника приходились по моей спине. Было не очень больно: то ли работник не сильно старался, то ли моя старая, но тёплая куртка смягчала удары. Я же, обернувшись лицом к нападавшему, говорил: «Что ты делаешь?!! Человек ведь!». Работник, видимо, остыл, схватил сергеев нож и растаял в ночи.

Тут загрустил Сергей, потому что нож действительно был страшным и мог фигурировать в любом деле. Утром работника известили, что ему надо вернуть нож. Работник захотел разговаривать только со мной. Я пошёл к нему на переговоры.

- Верни нож: он принадлежит другому человеку.
- Мне угрожали этим ножом.
- Нет, этим ножом резали мясо.
И тут он поведал мне печальную историю своих отношений с работодателем.

Выслушав его, я сказал, что свои отношения они могут выяснять сами, а нож надо отдать. Он отдал. Срок нашей с Сергеем работы завершался. Через пару дней мы возвратились в Ростов. Больше этих людей мы не видели.