Неприкаянное Алтуфьево

Елена Потемкина
    Так получилось, что усадьба Алтуфьево «моя соседка», но я долго не знала, что сохранился главный дом, настолько он находился в тени (в прямом и переносном смысле) нарядного храма Воздвижения  Креста Господня.

Храм великолепно отреставрирован, прирос многочисленными постройками и пристройками, а совсем рядом с пышным храмовым комплексом сиротливо притулилась  незаметная, заброшенная усадьба в мечтах о давно обещанной «масштабной реставрации».

Хотя на сайтах  нескольких(!) управ СВАО  нас заверяют,  что в декабре 2019 года в усадьбе начались реставрационные работы.
А префект СВАО на встрече с жителями района Лианозова бодро отрапортовал, что до конца 2021 года эти работы завершатся.

Как здОрово завершить то, что никогда не начиналось, отчитаться и забыть.
Сколько мы с дочкой не ходили вокруг (да около) усадьбы, почему-то не встретили ни одного реставратора. Может, не узнали…
Как они, хоть, выглядят реставраторы эти? Видимо, маскируются, инкогнито работают.
Заглянув внутрь через давно не мытые оконца, тоже не заметили  бурного хода реставрации.  Лишь местами оборванные, когда-то белые занавески, подтверждали обратное.

Конечно, Алтуфьево, не Архангельское, не Кусково и не Коломенское, но на сегодняшний день усадьба представляет единственный(!) в своем роде образец усадебного дома в русском стиле.

В этом стиле построено, например, милейшее здание Ярославского вокзала в Москве, Исторический музей, Измайловский кремль, Верхние торговые ряды на Красной площади (нынешний ГУМ), Третьяковская галерея…

А усадьба в русском (неорусском) стиле в Москве и Подмосковье одна единственная и её надо было беречь, аки зеницу ока. Но нет, у нас так не бывает, это не наш случай.

Усадьба Алтуфьево с 2002 года является частью храмового комплекса, но при передаче прав, вышло черномырдинское «хотели, как лучше, получилось, как всегда», - оказалось, что земельный участок под зданием  юридически не передан приходу. А ремонт, начатый силами прихожан, был остановлен, потому что  в отношении объектов культурного наследия  народов РФ регионального значения, коим является усадьба, проводить подобные работы без утвержденного проекта реставрации категорически запрещено. Короче, казнить нельзя помиловать.

Я заметила, чем больше у исторических памятников разных титулов, тем сложнее им «выживать».

Повесят красивую медную табличку: «Объект культурного наследия. Охраняется государством», - и все, дело сделано, галочка поставлена.
Руководители района, округа, города периодически «толкают» пафосные речи, клянутся в вечной любви, но усадьбе от этого ни горячо, ни холодно.
Она с каждым годом ветшает, разрушается, умирает…

Здание давным-давно признано аварийным. Подземные воды, идущие со стороны МКАД подмывают пруд и землю под храмом и усадьбой. Нужен хороший дренаж, который не допустит оседания грунта.

В 1851 году статский советник Николай Арсеньевич Жеребцов – инженер-железнодорожник, славянофил, бывший некоторое время Виленским губернатором, выстроил (по другим данным, перестроил сооруженное бывшим владельцем князем Куракиным здание и достроил к нему галерею на псевдорусских кувшинообразных столбах) настоящий сказочный терем в только входящем тогда в моду русском стиле.

Не усадьба, а настоящие боярские палаты XVII века на новый лад – нарядный деревянный мезонин, величавый ризалит с огромными арочными окнами и милыми кокошниками над ними, башенкой - бельведером на крыше, украшенный  лепниной и резьбой  по дереву. Лепота!

Все части фасада здания индивидуальны и сочетают приёмы как каменной древнерусской  архитектуры  так и деревянной.

Над  большим наличником, объединившим два верхних окна,  расположен герб Жеребцовых, увитый лепной гирляндой.
В правой части герба находится рука в латах с мечом, а в левой «гусь в профиль».

Почему-то вспомнился сон, приснившийся  Никанору Босому из «Мастера и Маргариты», в котором  бородатый сосед, сидящий рядом с ним в театре, рассказывает, что разводит у себя в Лианозове бойцовских гусей.

Но почему гуси на гербе дворянского, пусть и не особо знатного рода  Жеребцовых?! Скорее, уж скакун, вставший на дыбы… Гусь как-то не вяжется с геральдикой. Если это был бы Рим, тогда понятно.

Тем не менее, гусь встречается на гербах нескольких городов. Например,  Уржума Кировской области, немецкого  города Путлец, французского муниципалитета с красивым названием Армантель.

При более углубленном изучении геральдической символики рода Жеребцовых, искомый гусь оказался орлом. Обычно бывает наоборот.

Герб Жеребцовых представляет собой все ту же руку с мечом  в правой части (с ней ничего не случилось, к счастью) и половину черного орла с золотой короной на голове, золотым клювом и когтями, - в левой. Венчает изображение орла и руки с мечом большая корона со шлемом над ней,на фоне раскинутых орлиных крыльев, между которыми находится горящее сердце.

Несмотря на все исторические перипетии, герб Жеребцовых на фасаде здания дожил но наших дней, утратив, правда, пылающее сердце.

Да корону  орел где-то потерял,а клюв источил так, что  стал похож на гуся или утку, коих в большом Алтуфьевском пруду плавает предостаточно. Вот такие метаморфозы случаются порой с орлами.

Кстати, герб Акинфовых –  одних из первых владельцев усадьба Алтуфьево венчал лебедь, сидящий на шлеме.

ШАГ В ИСТОРИЮ.

Село Алтуфьво известно с 1585 года. Первым его владельцем  был человек по фамилии Мякишев со странным именем Неупокой.
 
Затем на протяжении более ста лет усадьбой владеет семейство Акинфовых, продавших село  в 1759 году поручику Вельяминову, при котором была построена красивейшая церковь Воздвижения Креста Господня, сохранившаяся до нашего времени.

Потом Алтуфьевом недолго владели граф М.Ф. Апраксин, графиня Н.Ф. Брюс, семья медиков Риндеров.

В 1786 году село почти на шестьдесят лет попадает к князьям Куракиным. При них был построен каменный  господский дом, соединенный галереями с флигелями, разбит регулярный парк, выкопан пруд, построены мельница и пивоварня, дошедшая до наших дней.

В начале 1840-х годов имение  было продано титулярному советнику Д.И.Приклонскому,который почти  сразу перепродает его уже известному нам Н.А. Жеребцову, воздвигшему дошедшую до нас замечательную усадьбу.
Помимо неё, были выстроены конюшня и огромный винный завод, дававший хозяину усадьбы солидную прибыль, реконструирована оранжерея, разбит роскошный сад.

В 1861 году после отмены крепостного права половина алтуфьевских земель перешла к местным крестьянам.

После смерти Н.А.Жеребцова в 1868 году имение было продано сначала Г.И. Алеевой, а через четыре года М.Я. Лачиновой. Её могила с надгробием находится на территории церкви.

Следующим владельцем усадьбы на четыре года становится добрый приятель Льва Толстого барон Н.В. Корф.

А последним хозяином Алтуфьева стал нефтепромышленник Георгий Мартынович Лианозов (Геворг Лианосян). Помимо добычи нефти, он являлся монополистом по поставкам черной икры по всей России и за её рубежи.
Как и все богатые люди того времени, Г.М.Лианозов активно занимался благотворительностью, в частности, был  директором Московского тюремного комитета, помогал заключенным.

Приехав в середине 80-х годов XIX века на охоту в алтуфьевские леса, он был очарован здешними красотами. Чистейший  воздух и окружающие усадьбу пруды, парки, лесные угодья, навели Лианозова на мысль приобретения усадьбы в собственность, что и было сделано.

В 1902 году он продает часть своей земли под  организацию дачного посёлка с названием "Лианозово".
Территория   была разделена на двести тридцать участков, стоимость каждого составляла восемьсот рублей.
На одном участке разрешалось строить не более двух домов, поэтому состоятельные господа, среди которых были Елисеевы, Постниковы, Вагау, приобретали сразу несколько наделов.
Строили  затейливые двухэтажные дома в стиле модерн, с верандами и балконами, разбивали фруктовые сады и палисадники.
 Всего здесь было возведено около ста дач.
 К разросшемуся поселку провели телефонную связь и проложили дорогу, связавшую его с ближайшей железнодорожной станцией  Савеловской линии,тоже названной Лианозово.
 Для жителей посёлка выпускалась газета «Дачный вестник».

Незадолго до Первой мировой войны усадьба была реконструирована и переоборудована под частный пансион генеральши Т.Н.Унковской: к зданию примкнула одноэтажная каменная пристройка,  бывшую анфиладу, превратили в номера для отдыхающих, видимо, тогда же появилась ныне не сохранившаяся башня-бельведер.

Сюда с удовольствием приезжали  жители Москвы и не только, не имевшие своих дач, но желающие отдохнуть от городской суеты в деревенской тиши и уединенности, подышать чистейшим лесным воздухом, насладиться живописными природными пейзажами. Они катались на лодках по большому пруду, играли в теннис и крокет, зимой катались на коньках и играли в хоккей.
Им предлагались услуги водолечебницы, массаж, свежайшие продукты с находящейся поблизости фермы в усадьбе «Вешки».

К сожалению, дачная жизнь в Лианозове продолжалась недолго — последовавшие вскоре бурные события революции ликвидировали пансион, разместив в нем больницу для рабочих; муниципализировали дачный поселок, предоставив бывшие дачи москвичам, «испорченным квартирным вопросом».

В период НЭПа лианозовские дачи любили арендовать разбогатевшие нувориши.
На территории бывшего имения после проведения коллективизации находились пахотные земли колхоза «Красная нива», а также учреждения ГУЛАГа.

После закрытия больницы в усадьбе до середины девяностых годов прошлого века размещалось Московское общество спасения на водах.

Затем в здании несколько лет функционировала воскресная школа.
В 1960 году Лианозово и Алтуфьево вошли в черту города Москвы и началось массовое строительство многоэтажек.

Все лианозовские дачи, кроме одной, были снесены. Почему она уцелела, - неизвестно. Видимо, вмешался «его величество случай». А, может, оставили для потомков, как интересный образец русского модерна.

Дача представляла собой милый двухэтажный особнячок с черепичной  крышей и   террасой в виде белого четырёхколонного  портика, из-за которого её называли «Белой дачей».
 Главный вход вёл в небольшой зал, великолепно освещённый благодаря трём окнам южной  веранды и двум боковым. Отсюда же шла лестница на второй этаж. Вокруг дома был разбит парк в английском стиле, украшенный скульптурами, стилизованными под древнегреческие.

По одной версии дача принадлежала начальнику Савеловской железной дороги, по другой  – управляющему имением «Алтуфьево», а по третьей – возлюбленной самого Г.М. Лианозова.

В восьмидесятые годы  дача оказалась в аварийном состоянии, её художественная ценность была практически утрачена, остались только несущие конструкции.

Позже её восстановили исключительно на частные пожертвования, перекрасили в розовый цвет и в 1998 году открыли музей интересного художника Константина Васильева.
Помните его картину - девушка у окна с горящей свечой в руках?

В 2009 году в музее случился пожар, точнее поджог, полностью выгорела кровля, мансарда, сильно пострадали стены и деревянные перегородки, а картины были вывезены в неизвестном направлении.

Восстановили здание в 2012 году, часть полотен по решению суда перешла в собственность младшей сестры художника, поэтому было принято решение переименовать учреждение в Славянский центр им. К.А. Васильева и экспонировать здесь работы художников, пишущих на славянскую тематику.
 
Работники  музея и просто неравнодушные люди добиваются признания работ Константина Васильева национальным достоянием, статус которого позволяет сохранить картины от продажи частным лицам, как это делала сестра художника.
 
В парке теперь стоят, вырезанные из дерева скульптуры, стилизованные под древнерусские.

В двух залах первого этажа представлены теперь  в основном копии картин К.Васильева, что само по себе не очень интересно, а на втором этаже экспонируются картины художников (надеюсь, не копии), пишущих на славянские темы в разных техниках, с использованием чеканки, мозаики, масла и бересты.

Насколько я знаю, часть работ К.Васильева передана в Казань, где с 1996 года работает музей его имени.

Усадебная церковь  Воздвижения Креста Господня сооружена на средства И.И. Вельяминова в 1760-1763г.г. Это  интересный памятник позднего барокко. Его основной объём — четверик с сильно скруглёнными углами и выступающими за его пределы ризалитами, один из которых служит алтарём, а остальные — входами.
Такого оригинального плана нет ни у одного московского храма.

В конце XVIII в. церковь была перестроена - внутри устроен гладкий потолок, отделивший свод от нижнего пространства, над сводом храма поставлена новая колокольня («иже под колоколы»). Coopужена трапезная.
В советское время церковь оставалась действующей, за исключением небольшого периода в 1941 году.

В  1992—1995 годах с  благословения Патриарха Алексия II была осуществлена недопустимая с точки зрения охраны архитектурного наследия реконструкция храма.
 
Церковь получила новую трапезную и колокольню. После их сооружения площадь храма увеличилась более чем вдвое, но он не только лишился своих пропорций, но и скрыл красивейший усадебный дом.

Была выполнена заново вся отделка интерьеров. Фасады и внутренние залы храма отделали мозаичными панно, абсолютно не вписывающимися в стилистику здания.

В результате осталась нетронутой  лишь  подкупольная часть храма.
Большинство искусствоведов считают, что перестройка храма испортила его первоначальный облик и уменьшила историческую ценность.
 
Однако это не помешало храму стать символом района Лианозово, запечатленным на его гербе.
Хорошо сохранился верхний Алтуфьевский пруд, до сих пор остающийся проточным.
 Здесь частенько можно встретить рыбаков с удочками,- пару раз видела выловленных ими крошечных рыбешек. Возможно, в их байках  эти мальки потом превращаются в огромных карасей.

Частично сохранился усадебный парк, в котором остались деревья, помнящие былых обитателей Алтуфьева. Сохранились достаточно редкие породы деревьев, например гигантский серебристый клен, пенсильванские ясени, канадские тополя.  Ближе к воде растут ракиты, березы, ветлы.

Очень нравится приходить сюда, неспешно прогуливаться  по дорожкам парка и представлять себе возрожденную усадьбу  во всей её настоящей самобытной русской красе.