Картина без названия. Виидо Поликарпус

Анна Нильсен
     Вам знакомо это имя – Виидо Поликарпус? Думаю, что нет, или только очень немногим. В жизни порой происходят нечаянные встречи. Вот, например, приезжаешь в небольшой городок на псковской земле с заранее определенными целями и планами и вдруг, совершенно неожиданно, привлекает внимание афиша на ограде местного музея истории: «Вдохновленный природой. Виидо Поликарпус. Живопись». И как раз сегодня - последний день работы выставки.
 
     Удивительные совпадения! Вот так попадаешь в мир нежных, лирических пейзажей, немного призрачных…

     Жизненный путь эстонца Виидо Поликарпуса очень интересен и поражает, прежде всего, своими резкими поворотами.

     Родился Виидо в 1946 году в Германии, в Любеке, в лагере беженцев, а через пять лет семья перебралась в Соединенные Штаты. Виидо учился живописи в Сан-Франциско, изучал английскую литературу и изобразительное искусство в университете округа Монмут, что в штате Нью-Джерси. Также занимался музыкой, был иллюстратором книг. Жизнь огромных городов, этих гигантов-мегаполисов, а Виидо исколесил все Штаты, была знакома ему не понаслышке: она захлестнула молодого человека полностью и, видимо, нравилась ему.
 
     Но в то же время Виидо, где-то в глубине души, думал о родных местах его родителей, о той земле, где он никогда не был.  Может быть, это воспоминания и рассказы родителей о прошлом ещё в годы его раннего детства произвели на него такое сильное впечатление? Или тяга к родной природе уже была заложена с рождения в душу мальчика? Наверное, и то, и другое.

     Чтобы вернуться на родину, навсегда оставив за собой большие города другого континента, Виидо должен был пройти дорогу, длиной почти в 50 лет.
Наконец, в 1995 году, Виидо Поликарпус возвращается в родные места его предков и поселяется на хуторе на юге Эстонии.

     И он совершенно счастлив, ведь он вернул себе Родину!  Уединенная жизнь на хуторе, спокойная и умиротворенная природа, окружающая художника, сельский быт: всё это дает новые силы для творчества. Появляются новые картины, пейзажи, на первый взгляд, такие задушевные и понятные. Казалось бы, ничего сложного: неяркие краски, доступный сюжет. Но так ли это?

     Самое загадочное – это принцип художника: название не ставить. Мы привыкли, залюбовавшись каким-нибудь полотном, подойти поближе и прочитать, как называется картина. Становится всё ясно, если даже что-то и не удалось сразу уловить. Здесь же нет привычных табличек с названием. Зритель сам решает, о чем говорит картина. Что изображено, мы видим, но вот как бы мы сами назвали картину? Приходится размышлять и более пристально всматриваться - как сказал поэт: «здесь мало увидеть, здесь надо всмотреться, чтоб ясной любовью наполнилось сердце».

     Когда мастер работает над полотном, конечно, он знает, о чем хочет рассказать нам, и название существует. Авторское название. И это другая загадка, в которую нам не проникнуть. Да и не нужно, потому что автор даёт нам свободу выбора, свободу творчества, оставаясь за кадром, и мы становимся, в некоторой степени, соавторами картины.  Совпадает ли наше мнение с видением художника? Возможно. Или только отчасти.

     Посмотрим на картину. Ясный летний день, цветущий куст шиповника в центре композиции и резкий контраст солнечному дню - черная птица, наверное, грач, сидит на заборе. Размытая палитра перспективы: там, на заднем плане, точно в центре, за кустом шиповника, большое дерево с ветвистой кроной. И лёгкое белое облачко на пронзительно-голубом небе. Что это может означать?

     Наверное, одинакового объяснения и названия не будет, потому что каждый человек будет мыслить по-своему. Может быть, чёрная птица сулит беду и предупреждает быть более осмотрительными? Или же напротив – приглашает радоваться цветущей полноте жизни, несмотря ни на какие невзгоды? Ведь грач смотрит на душистые лепестки шиповника! А дерево на заднем плане, в туманной дымке, как мираж, как сон? Это прошлое или будущее? Лучше оставить его в прошлом, ведь здесь и сейчас - благоухающий шиповник и тёплое лето!

     Есть о чем подумать, когда рассматриваешь поэтическо-философскую живопись необычного художника Виидо Поликарпуса.
 
     В первый день работы выставки Виидо посетил экспозицию и встретился с гостями музея. Говорят, что это очень интересный и скромный человек. Его расспрашивали о картинах, о музыке, которую он сочиняет. Уговорили сыграть на рояле, который находится в одном из залов музея. Все были в восторге и остались очень довольны встречей.

      Пожелаем же Виидо вдохновения и радости творчества на родной земле!