заявка на фильм Крест Абхазии

Саша Валера Кузнецов
"КРЕСТ  АБХАЗИИ"
           2 фильма по 26 мин
            
Новый Афон
          (1-й фильм)
                Заявка
Фильм расскажет об апостольской проповеди в Абхазии, первых церковных сооружениях на Новом Афоне, об основании монастыря святого апостола Симона Кананита.
Новый Афон, столица древней Абхазии: полоска когда-то заболоченной суши между морем и горами Кавказа, облагороженная и высушенная с помощью посаженных эвкалиптов, поселившимися здесь православными  монахами.
«Монастырь святого апостола Симона Кананита был и остается центром христианского просвещения на Кавказе», - отметит в интервью отец Дорофей (Дбар) - "В Абхазию возвратились два новых священнослужителя Матфей Тужба и Далмат Гопияю. Оба священника рукоположены в Русской Православной Церкви." Интерьер средневекового храма Ипатия Гагрского, расположенного внутри крепости Абаата. Храм относится к числу самых древних - возведен в шестом, седьмом веках.
Интервью с выпускником училища Новоафонского монастыря Артемом Катыковым и Абрустамом Амаевым из Православного Святотихоновского гуманитарного университета г. Москвы. Они расскажут об иконе с изображением Андрея Первозванного и частице его мощей в Сухумском кафедральном соборе. По преданию один из двенадцати апостолов Христа проповедовал на территории современной Пицунды, а затем направился в Киевскую Русь. Также они расскажут о том, что Абхазия - одна из стран самого раннего распространения христианства: "Семена христианства были занесены в Абхазию еще в I веке, когда явились сюда Апостолы Андрей Первозванный и спутник его Симон Кананит. Последний, просвещая абхазов, в 55 году принял мученическую смерть на берегу р. Псырдзха, у Нов. Афона, где и был погребен, а впоследствии на том месте построена церковь его имени. Андрей же пошел дальше и распространял Евангельское учение на земле джигитов. Абхазия была местом ссылки первых последователей христианства (сюда был сослан, например, знаменитый проповедник Златоуст), которые могли распространять здесь новое религиозное учение. В сказании об Орентии и его шести братьях, сосланных в Армению на рубеже III-IV вв. за нежелание изменить своим христианским религиозным убеждениям, содержится указание возвратить изгнанников назад в случае повиновения, но если же они останутся непреклонными, то сослать их в страну абазгов и зихов. Первая христианская община возникла в Абхазии, по--видимому, среди греко-местного населения Пицунды в начале четвёртого века. Пицундский епископ Стратофил участвовал в 325 году в 1 Вселенском церковном соборе в малоазийском городе Никее, где под председательством, "равноапостольного" римского императора Константина, признавшего христианство государственной религией, был оформлен союз церкви с императорской властью, выработан "символ веры" и осуждено "еретическое" арианское учение."

В киоске у базара, сапожник, седой армянин дядя Варкез, зашивая босоножку, отдыхающей здесь москвичке, рассказывает ей о подземном госпитале под дачей Сталина и монастырских легендах, передающихся из поколения в поколение, о дореволюционных монахах, три дня воевавших с большевиками и оставивших богатства монастыря в подземном озере под монастырём.

Мы видим службу в храме монастыря. Молитва святому Симону Канониту на абхазском языке, звучащая в древнем храме у водопада, переплетается со звуками волн и криками чаек.
Ремесленник Адгур, делающий глиняную посуду, показывает своё мастерство, обучая соседского мальчика.
Алхаз Смыр, открывший новоафонские пещеры, одни из самых больших в мире, показывает туристам высокие с восьмиэтажный дом, своды, со свисающими в подземное озеро, сталактитами. Теперь он директор пещер и все его родственники продают туда билеты. Он рассказывает о погибшем здесь во время грузино-абхазской войны, поэте-казаке, его друге и боевом соратнике.

Монах Новоафонского Симоно-Канонитского монастыря ведёт паломников в ущелье, где жил в пещере Симон Канонит, апостол и "сводный брат Иисуса Христа...".
Мать московского поэта, студента литературного института, изучавшего абхазскую литературу и погибшего здесь, теперь всегда живёт в Новом Афоне. Абхазцы помогли ей купить небольшой домик на берегу моря (воевал...)... 
     Занимаясь садом, она говорит, говорит, говорит о сыне и плачет.
Утренняя служба в соборе монастыря на русском и абхазском языках.

Музей в центре города: ряд ч/б фотографий защитников Н. Афона, погибших на этой земле.
Узкие крутые улочки, спускающиеся к морю и звон колоколов над вечной волной, вымывающей песок...

Мы слышим рассказ старого Гургена о грузинском мальчике, во время грузино-абхазского конфликта жившего в абхазской семье, в деревне у моря. После победы за ним приехали грузинские родственники и стояли на берегу моря в ожидании сына их погибшего товарища. Абхазские мужчины с оружием, приводят напуганного мальчонку и предлагают ему самому решить - с кем он хочет жить!? Глаза мальчика смотрят в море. Мужчины щёлкают затворами. Женщины, стоя у домов, плачут...
Дом Смыров. Абхазская женщина говорит о военном времени, когда они укрывались в монастыре, обстреливаемом грузинскими пушками. Зная о подземелье монастыря, грузинские военные расчитывали обрушить туда храм - ни один снаряд не попал в цель! Женщины ухаживали за ранеными и теперь, когда их мужчины прогнали врага и выселили из Нового Афона всех грузин, они имеют возможность сдавать их квартиры отдыхающим россиянам...
На горе Афон, над монастырём живёт не старый ещё мужчина, ухаживая за большим садом. Сюда, по каменистой тропе, вырубленной монахами вокруг горы, к нему приходит с побережья племянник. Ему он рассказывает о тяжелом каждодневном труде христиан, устроившим здесь когда-то, канатную дорогу, чтобы возить вниз камни и лес на строительство монастыря, показывает маленький железный, простреленный паровозик у развалин часовни.
Горы, море, водопады, пальмы и вдруг – православный монастырь. Райское место и поэзия создают мистическую реальность фильма о христианской культуре Абхазии. Огромный портрет поэта Бардодыма вывешен на главном здании города, недалеко от православного Симоно-Канонитского монастыря, чудом не пострадавшего во время артиллерийского обстрела. И его слова - строки стихов на экране - будто написанные вместе со зрителями в момент просмотра. Мать на могиле сына во дворе главного здания.
Мы слышим молитву святому Симону Канониту на греческом языке и шум волн.

Сапожник, седой армянин дядя Варкез, зашивая босоножку отдыхающей здесь москвичке, рассказывет ей о подземном госпитале под дачей Сталина и легендах монастыря, передающихся из поколения в поколение, о дореволюционных монахах, три дня воевавших с большевиками и оставивших богатства монастыря в подземном озере, куда если кто пойдёт - погибнет.

Ремесленник Адгур, делающий глиняную посуду, показывает своё мастерство в процессе обучения соседского мальчика.

Алхаз Смыр, "директор новоафонских пещер", ведёт туристов под высокие, с восьмиэтажный дом своды, к свисающим над подземным озером сталактитам. Его родственники продают туда билеты.

Монах монастыря проводит паломников в ущелье, где жил в пещере Симон Канонит, апостол и сводный брат Иисуса Христа: " В христианской традиции земли, составляющие нынешнюю Абхазию, именуются Уделом Богородицы. Согласно церковному преданию, когда воскресший Иисус направил двенадцать Апостолов нести Благую Весть народам, которые они выбирали по жребию, Богородица хотела идти с ними. Однако Апостолы, оберегая Святую Мать, не пустили ее, но предложили участвовать в жребии, а потом избрать одного из них, чтобы он — сверх собственного жребия — отправился проповедовать вместо неё в земли, которые выпадут ей на долю. Она избрала Симона Кананита.!"

Мы наблюдаем за туристами на Иверской горе, где бьёт святой источник и слышим  голос Автора: " За несколько столетий до Рождества Христова Абхазия уже была колонизована греками, и греческие колонии Диоскури, Питиунт и другие славились торговлей, которую они вели через Закавказский край с центральной Азией и Индией. Этими же путями греческих колоний очень рано распространилось в Абхазии христианство, и предание указывает на нее как на место проповеди апостолов Андрея Первозванного и Симона Кананита. При Диоклетиане сюда ссылались во множестве гонимые христиане, тогда в Питиунте (современная Пицунда) образовалась их община. В 325 году епископ Стратофил представлял эту общину на первом Вселенском соборе в городе Никее. На территории Питиунта находились древнейшие в Абхазии христианские храмы, построенные в IV-V веках. Местные же племена приняли христианство как государственную религию в VI веке: в 20-е годы — апсилы (их епископом стал Константин), а немного позже — и абазги. Немалую роль в обращении абхазов сыграла Византия, в которой в то время царствовал Юстиниан (527–565 гг.). Прокопий Кесарийский, в 50-х годах VI века первым называющий абхазов христианами, пишет, что император воздвиг для них храм Богородицы в Питиунте (совр. Пицунда) - величественный храм, который сохранился и доныне, - назначил священников и добился принятия ими христианства в качестве официальной религии.
 На протяжении многих веков, начиная с VII века, с небольшим перерывом вплоть до XVIII столетия абхазская церковь хотя и сложно, но существовала как автокефальная и христианство было живо в Абхазии. С XVIII столетия, после покорения Абхазии турками, христианство здесь постоянно вытесняется исламом. Возрождение Православия среди горцев началось после присоединения к России (1810 г.). В этом году владетельный хан Абхазии из рода Шервашидзе — Сефир-бей добровольно принял подданство России и христианскую веру. С 1851 года в Абхазии вновь учреждается самостоятельная епископская кафедра. С конца XIX века, с появлением Ново-Афонского монастыря, начала расцветать монастырская жизнь. К 1917 году в Абхазии действовало 8 монастырей (6 мужских и 2 женских), и этот небольшой уголок Кавказа приобрел значение духовного религиозного центра. В 1924 году все монастыри были насильственно закрыты советской властью. Сейчас восстанавливаются храмы и мужской православный монастырь в городе Новый Афон. "

                заявка
      
Фильм второй
       ПИЦУНДА и СУХУМ
               


  В начале нашей эры на черноморском побережье, появились римские войска и некоторые города сменили свои названия - например, "Диоскурия стала Севастополисом" - это современная столица Абхазии, город Сухуми.

Сухум. Служба в храме Святого Георгия Победоносца.
Голос Автора за кадром: "Храм Георгия Победоносца был возведен в средние века. В первой половине 19-го века его перестроили. В шестом веке, при императоре Юстиниане, здесь утвердились византийцы - после победоносного окончания войн с персами. Именно тогда была построена серия крупных церквей, сохранившихся до наших дней: в Новом Афоне, Пицунде и Сухуме. Местное население - лазы, апсилы, абазги - современные абхазы, рано приобщилось к христианству. Традиция, легендарная или нет, говорит о том, что в этом краю проповедовали апостолы Андрей и Симон. Источники - в лучших специализированных библиотеках Рима, Парижа, Бонна, Вены, где памятники Абхазии предстают как часть раннехристианского строительства в разных странах Средиземноморья."
Археологи рассказывают: "В легендарной традиции об апостольском миссии Андрея и Симона есть и реальная историческая основа. Абхазия была местом ссылки некоторых святых, мучеников и исповедников. Самый знаменитый из них - Максим Исповедник. В их житиях и других документах находим некоторые интересные данные. Историк же, достоверные сведения черпает из списков вселенских соборов и списков епархий Константинопольского патриархата. Среди византийских историков особенно важны сообщения Прокопия Кесарийского и римского историка Диона Кассия в изложении византийского монаха Иоанна Ксифилина. Также сведения скупые сведения письменных церковных источников.
Этот плодотворный период подготовил расцвет христианской культуры в крае в период Абхазского царства (80-е годы VIII в. - конец X в.), которое политически было обособлено от Византии, но в культурном отношении испытывало ее значительное влияние. Археология рисует богатую и полную картину"
.

Мы видим раскопки религиозного комплекса внутри городских стен: четыре церкви, начиная с кафедрала Стратофила, последовательно сменяли одна другую на протяжении с IV по VI столетия, за стенами города были похоронены члены местной общины, здесь сложился еще один комплекс, состоящий из трех сооружений. Наконец, еще одна церковь была раскопана в отдалении от городища, в сосновой роще.
В старых греко-римских (а затем византийских) прибрежных городах и крепостях и появляются первые церковные здания. Важнейшим из них был Питиус (или Питиунт), современная Пицунда. Его епископ Стратофил был участником первого Никейского собора (325 г.). Он был единственным представителем Западного Закавказья на том историческом собрании.
Мы видим новое прочтение имени лица, упомянутого в греческой надписи пицундской мозаики:
А в р е л и й
  Церковь богато украшена привозным византийским мрамором, на одном фрагменте хорошо читается слово "Абазгский".
Интервью с Л.Хрушковой, автором книги "Раннехристианские памятники Восточного Причерноморья. (IV-VII века)", доктором исторических наук, профессором Российского Государственного Гуманитарного университета:
"На Пицундском мысу, в селе Алахадзы, расположен еще один крупный архитектурный комплекс. Он состоит из большой базилики VI в., которая пережила значительную реконструкцию, и построенной рядом средневековой церкви. Ранняя церковь - ее точный план был выявлен раскопками  - самая обширная в регионе, она достигает в длину 50 метров. "
Цандрипшская базилика. Это важнейшее церковное сооружение исторической Абхазии, где проведены успешные раскопки. Скорее всего, именно эту церковь император-Юстиниан построил для абазгов - об этом нам сообщает Прокопий Кессарийский. Церковь богато украшена византийским камнем. На одном фрагменте, выбитом в древнем мраморе, хорошо читается слово:
А б а з г с к и
Возможно, это фрагмент греческой эпитафии первого епископа абазгов. Храм был крупным культовым и паломническим центром - здесь крестили людей, в другой части церкви поклонялись мощам. Под полом церкви были похоронены видные члены местной общины.
Гора Хашупса.
Мы видим две небольшие церкви на вершине, внутри большой и пока неисследованной крепости, вероятно шестого века.
Интервью с Сергеем Шамбой, доктором исторических наук: " В другой части исторической Абхазии находятся памятники Апсилии. Речь идёт о приморском городском центре - Севастополисе, современном Сухуме. Необычная для Закавказья октогональная церковь Севастополиса. Здесь  есть фрагменты черепицы с клеймами 15-го Аполлонова легиона римских войск - ранее о его присутствии в Севастополисе мы не знали. Другая важная находка - греческая эпитафия некоего солдата по имени Орест. Возможно, он был похоронен в одной из гробниц, расположенных в особом помещении церкви. Церковь была уничтожена пожаром 542 г. - о разрушении Севастополиса в это время пишет тот же Прокопий. Время ее строительства можно определить как начало V в. Эта церковь была частью городской застройки, и в будущем археологи смогут открыть часть древнего города. Диоскурия греческой эпохи располагалась где-то поблизости, поскольку на этом участке обнаружены только слои римского времени."
Крепость Аба-анта.
Мы видим - церковь на территории большого древнего села Лыхны.
Некоторые церкви Восточного Причерноморья были украшены мозаиками, фресками, рельефами. Лучше всего сохранилась скульптурная декорация. Для самых крупных церквей мрамор привозили из византийских мастерских, расположенных на острове Проконнес в Мраморном море, близ Константинополя, Эти знаменитые в античности мастерские снабжали мрамором не только прославленные сооружения византийской столицы, в том числе и храм св. Софии, его вывозили во многие места Средиземноморья. В Закавказье мы знаем его только в северной части Абхазии и на прилегающей с севера территории Зихии, населенной абхазо-адыгскими племенами. Любопытно, что именно этот сектор Причерноморского побережья у многих древних авторов, начиная со Страбона, прославился как район, населенный свирепыми и дикими племенами. В пятом веке об этом напишет Феодорит, епископ Киррский, говоря об Иоанне Златоусте, который был приговорен к ссылке в Питиус, современную Пицунду, но не достиг его, скончавшись по пути. Как показали археологические изыскания, именно здесь были построены крупные церкви, богато украшенные дорогостоящим мрамором из Византии, приобретал его правитель или епископ.
Лыхны.
Резиденция владетелей Абхазии князей Шервашидзе, всегда была христианской, не случайно местная церковь сохранила прекрасные фрески XIV века, исполненные в стиле константинопольской живописи.
В 30-х годах VIII в. Евстафий, сын правителя апсилов, был взят в плен арабами и казнен за отказ принять ислам. Также и более позднее турецкое нашествие, не смогло сделать абхазов мусульманами. Христианская культура в Абхазии не была забыта и тогда, когда после падения Константинополя в крае утвердились турки. Еще и в XVIII веке функционировали многие крупные церкви, и в их числе огромный кафедральный храм в Мокве, построенный абхазским царем Леоном Ш в середине X в. Предметом почитания местного населения служили даже церкви частично разрушенные, как это было с Пицундским храмом.
Мы увидим обряды и литургические устройства, к которым особенно внимательна христианская культура.
Три основных ритуала: евхаристический, крещальный и мемориальный.
Церковь в Гиэносе.
Священник: "Тогда же, в пятом веке после рождества Христова, была построена церковь, внутри стен римской крепости. Редкий случаи - гробница с большим количеством золотых вещей, которые могли принадлежать местной "варварской" принцессе, похороненной в одном из помещений церкви. В отличие от Севастополиса, в этом городе культурные слои периода греческой классики шестого-пятого веков до рождества Христова, представлены очень хорошо. Более поздний памятник - большая купольная церковь в селе Дранда, ставшая предметом многих дискуссий. Аохеологи, учёные утверждают, что она была построена в седьмом веке! Интересный вопрос для будущих исследователей, которые смогут провести раскопки и самой церкви, и прилегающей территории - был ли этот храм центром автокефального архиепископства Абазгии, которое хорошо известно по нескольким нотациям, то есть спискам Константинопольского патриархата?"
Мы увидим, что памятники христианской культуры Абхазии, собранные воедино в нашем фильме, создают впечатляющую картину развитой религиозной жизни региона, разнообразия архитектурных типов церквей, обрядов, культуры быта и общения.
КОНЕЦ ФИЛЬМА


ЭКСПЛИКАЦИЯ
      (фильм "Крест Абхазии")

Неснятый и несмонтированный фильм трудно описать, но некоторые приемы представляются мне так:
Иногда возникает голос экскурсовода, доносящийся до нас, то ли от экскурсии, то ли из автоьбуса, то ли просто из-за кадра: "Такие известные и древние христианские центры, как Новый Афон, Пицунда, Сухум и другие, привлекают паломников и туристов. Они интересуются историей и культурой Абхазии, им нужна доступная информация. Будем надеяться, что наши памятники древней культуры Абхазии, послужит и этой цели - просветительской, популяризаторской. "

Фильм строится на общении. Закадровый голос Автора фильма переходит в речь Автора не в качестве "говорящей головы" в кадре, а в диалог с местной жительницей госпожой Смырба, директором пещер, музейным работником в Пицунде или беседу-интервью с учёными и священниками Абхазской православной церкви. Не исключаются "случайные" встречи с жителями на побережье, в деревне у дикого, не туристического водопада в Новом Афоне, бродягами на утреннем пляже, русской женщиноё, поселившейся в Абхазии, где  погиб её сын-поэт - у всех своё представление о христианской культуре Абхазии.

Начиная с титров, в качестве эпиграфа, по изображению прибрежных пейзажей с древними храмами, плывут - снизу вверх - буквы текста о древней Абхазии Прокопия Кессарийского из средневековых письменных источников.

Основная информация - голосом Автора за кадром.

В Новом Афоне нас будет сопровождать персонаж фильма, которым может быть местная жительница Нового Афона госпожа Саида Смыр. Она расскажет, беседуя с местными жителями, о современном отношении абхазцев к памятникам христианской культуры. Не только архитектурным и археологическим, но и к преданиям и легендам.
Сведения письменных церковных источников скупы и обрывочны, но интересны с точки зрения изображения в нашем фильме - кадры рукописей рифмуются с текстом на начальных и конечных титрах.
Крпуные планы, даже детали, послужат в психологии восприятия зрителя, краеугольным камнем понимания древней христианской культуры. Например, слово "Абазгский", выбитое в древнем камне. Вообще, участие слова в изображении имеет немаловажное значение в нашем фильме. (Также древние рукописи, как изображение "слова", которые листает представитель Абхазской православной церкви в Пицундском храме).
Голос Автора за кадром, его встречи и беседы с персонажами и героями фильма создают единый стиль и не делают фильм сухой и официозной телепродукцией.
Такие известные и древние христианские центры, как Новый Афон, Пицунда, Сухум и другие, привлекают паломников. Они интересуются историей и культурой Абхазии, им нужна доступная информация. Будем надеяться, что наш капитальный труд по созданию фильма, послужит и этой цели - просветительской, популяризаторской.

Режиссёр Саша Кузнецов