Первый порыв

Елена Быстрова
     Был такой французский политик и дипломат, занимавший пост министра иностранных дел при трёх режимах - Шарль Морис де Талейран. Так он советовал никогда не поступать согласно первому порыву, ибо, обычно, он самый благородный.
     Это утверждение проверено мною не раз. Именно оно часто определяло отношение к человеку. Обдуманное решение всегда может быть продиктовано как благородными порывами - сострадание, преданность, любовь, так и самыми практичными - выгода, чувство опасности.
     И только первый порыв показывает кто есть кто на самом деле.
***

     Он был за рулем, а я рядом - на переднем сидении. Машину он водил мастерски, знал все её повадки, словно с ней родился. Ездить с ним я не боялась.

     Тот день я помню смутно. Говорят, в минуты смертельной опасности перед глазами промелькнет вся жизнь. На тот момент жизни у меня было больше двадцати лет, но ничего не промелькнуло. Возникла только мысль: “Откуда она вдруг взялась? Этого просто не может быть” Но тем не менее машина неслась прямо на нас и удар неизбежно случился бы именно в мою сторону. От страха и неизбежности столкновения я даже глаза зажмурить не смогла. Поэтому и сейчас, спустя десятки лет, помню только несущуюся на меня громаду, и боковым зрением его руку, выворачивающую руль. 
     Если бы он повернул руль влево, то удар пришелся  бы не в лоб, а в бок, но в любом случае по мне. Но он повернул руль вправо, подставив свою сторону машины под удар. Это я видела, и только это я помню до сих пор. Остальное и сейчас и тогда, как в тумане.
     Но речь не об этом. Речь о первом порыве - о повороте руля для моего спасения.
     После этого случая я поняла, что на него можно положиться, что могу доверить ему даже свою жизнь. И позднее очень многие ситуации подтвердили это мнение о нем.
***

     Даже сейчас, пройдя через множество лет и событий, я все ещё не могу понять почему же потом он предал меня. Может, я в совете Талейрана пропустила слово “обычно”, означавшее - не всегда?
     А может, прав  Талейран и в том, что “предательство — это вопрос даты. Вовремя предать — это значит предвидеть”?