Вермеер. Портрет молодой девушки

Алина Алексеева-Маркезин
Ян Вермеер.Портрет молодой девушки. 1665–1667.Холст, масло. 44,5 ; 40 см
  музей Метрополитен, Нью-Йорк
    
  Если вы сравните эту картину со всемирно известной "Девушкой с жемчужной серёжкой",то увидите,как много между ними общего.  Обе картины почти одинакового размера и реалистичного тона и композиции, поэтому многие считают, что она либо вариант, либо копия всемирно известной картины . На обеих картинах девушки изображены с жемчужными серёжками, на плечах у обеих накинут шарф и обе представлены на чёрном фоне. Кроме того, по всей вероятности обе работы были сделаны с использованием камеры-обскуры.

     Художник, по всей вероятности, использовал в качестве модели реальную девушку, но, как и в случае с «Девушка с жемчужной серёжкой», создал картину не в виде обычного портрета, а в виде трони ( «облик» или «выражение») — тип голландской живописи XVII века, где в картинах высоко ценились «необычные костюмы, интригующие лица, показ артистических навыков». Картина заставляет зрителя задуматься о мыслях, чувствах и характере девушки, отчасти сходной с другими женскими портретами кисти Вермеера.
   
    Это может быть одна из трех картин Вермеера, которые были описаны на Амстердамском аукционе 1696 года как «лицо» в античном платье,с необычайно хитрым взглядом. Возможно целью художника было не создание портрета, а изучение характера и выражения.

    В то же время картины «Девушка с жемчужной серёжкой» и «Портрет молодой девушки» необычны для Вермеера, так как в них отсутствует характерное для его работ богатство второго плана: вместо этого девушки изображены на глубоком чёрном фоне. Этот изолирующий эффект усиливает их уязвимость и кажущееся желание вызвать доверие у зрителя.

ИСТОРИЯ КАРТИНЫ.

   Картина могла быть собственностью Pieter Claesz van Ruijven из Делфта до 1674 года, потом находиться во владении его жены Maria de Knuijt из Делфта до 1681 года, затем перейти по наследству их дочери Magdalena van Ruijven до 1682 года, а после отойти мужу Магдалены Jacob Dissius до 1695 года.

    Считается, что картина была продана 16 мая 1696 года . Вероятно, что потом она стала принадлежать доктору Luchtmans, который продал её в Роттердаме на распродаже в период 20-22 апреля 1816 года  за три гульдена , очень дёшево даже по тем временам.
     Принцесса Августа-Мария Раймонд Аренберг из Брюсселя приобрела эту картину в 1829 году. Картина оставалась в её семье в Брюсселе  с 1833 года по начало 1950-х годов. В 1959 году  она была продана принцем Аренбергом Чарльзу Байеру Райтсману и Джейн Райтсман из Нью-Йорка примерно за 400 000 фунтов стерлингов.
 
    В 1979 году Райтсманы пожертвовали картину музею Метрополитен в память французского художника Теодора Руссо.