Одна дума в дорогу не годится. Глава 45

Светлана Грачёва
                45

Вера Николаевна стояла с учениками возле трёхэтажного жёлтого Самуилова корпуса, глядевшего на всех узкими глазницами окон с белыми наличниками. Она раскраснелась и выглядела довольной. Десятиклассники о чём-то рассказывали девятому классу, а те со вниманием слушали. 

- Вот почему нужно изучать историю родного государства, – говорила завуч, когда мы подошли к ней. – Мы учимся на ошибках прежних поколений. Зная последствия их ошибок, мы сами будем стараться не допустить те же промахи.

- Вера Николаевна, не забыли? – Марина Викторовна виновато кашлянула.

- О чём? 

- Об экскурсии.

- А что, уже время? – Пряжкина посмотрела на часы и занервничала: – Ой, что это я? Чего раньше меня не остановили? Я могу бесконечно говорить. Цигель, цигель, – спохватилась она, подталкивая ребят вперёд. – Уже на девять минут опаздываем. Не дай Бог с другой группой столкнёмся в переходах.
 
Кто-то из родителей подбодрил завуча: 

- Успеем.

- Это я виновата, извиняюсь, – семенила она, забыв о статусе начальницы. Затем остановилась на несколько секунд и выкрикнула идущей группе: – Идём в церковь Иоанна Богослова, полюбуемся старинными фресками. 

Марина Викторовна на ходу наставляла окруживших её девочек:

- Нам предстоит переход по стенам кремля. Будьте внимательными, не отставайте. Если не заметите рядом с собой кого-то из одноклассников, то подойдите ко мне или к Вере Николаевне. – Оглянулась и увидела, что метра на четыре отстали парни из 9 «Б», поэтому она добавила: – Передайте идущим сзади.

Толстые стены в переходе окутали приятной прохладой. В открытой галерее тянуло ветерком. Здесь даже резвые девятиклассники облегчённо вздохнули от волжской парилки. 

 Идя по галерее, я вспоминала различные кадры из художественных фильмов о жизни царей и цариц. Если бы не шли рядом ребята и взрослые, то воображение перенесло бы меня в далёкую старину. Наверно, и ребята представляли что-то особенное, потому что снова замолчали, иногда останавливаясь и глядя вниз, на Владычий двор с изумрудной зеленью и овалом синего пруда.

Вера Николаевна не хуже гида поведала нам, что хотя Ростовский кремль и напоминает крепость с первого взгляда (в башнях сооружены бойницы), однако, как в обычных палатах, в кремлёвских зданиях устроены окна с наличниками. Явно крепость строилась Ионой Сысоевичем не как военная твердыня. Митрополит Иона решил возвести в 1670 году «ограждённый от мира град Божий» – райский город, в котором бы цвели сады, радовали бы глаз пруды с чистейшей водой, а в златоглавых церквах «ангельский чин» (монахи) возносил бы молитвы Богу, прославляя Его. Но, как гласит народная мудрость, человек предполагает, а Бог располагает. Ростовский кремль был достроен лишь через тридцать лет преемником Ионы Сысоевича – митрополитом Иоасафом. К этому времени Ярославль разросся, разбогател и стал претендовать на кафедру митрополитов. В 1787 году она и была перенесена в Ярославль. Храмы Ростовского кремля замолчали, их стены с годами всё больше ветшали. Встал вопрос о сносе кремля. Спасли заброшенный земной «град Божий» местные купцы, пожертвовавшие деньги на восстановление обветшавших зданий. Только в 1907 году государство взяло кремль на баланс. После Октябрьской революции по решению советского правительства в Ростовском кремле открылась первая выставка – музей церковных древностей. 

Идя к надвратной церкви Иоанна Богослова, мы постепенно оказались в плотной толпе двух групп туристов. Около ста человек. Неизбежно возникла сутолока. Я беспокоилась, как бы суетливые туристы не отрезали меня от вышенской группы. Кроме этого, пришлось подниматься по узким и крутым ступеням лестницы. В душе – страх упасть назад, если запрокинешь голову, чтобы посмотреть, когда же закончится лестница. «Лестница в Небо, и каждая её ступень – небольшой этап жизни по Божьим заповедям, – озарило меня. – Высоко поднятая голова у гордеца, а гордыня – грех.  Надо ниже опустить голову, иначе не взобраться наверх». И я опустила голову, видя только ноги идущих впереди меня туристов.

 Томительный подъём закончился, и толпа, как бурный поток, понесла меня в неизвестном направлении. Я слышала иностранную речь, но даже не пыталась определить язык. Одна мысль занимала меня: не потеряться бы! Я с беспокойством смотрела вперёд, чтобы увидеть хоть кого-нибудь из знакомых. Наконец-то, как спасательный круг, заметила в людском потоке ярко-каштановые волосы Ларисы Владимировны. Затем, как островки надежды, показались и головы трёх озорных девочек из девятого класса. Значит, иностранные туристы отрезали нас пятерых от группы. В такой толпе обязательно нужно проталкиваться, и я начала пробиваться к «нашим» сквозь плотную массу иностранцев. Почти добралась до девочек, как вдруг толпа внесла меня в полутёмное квадратное помещение.

Я не знала, где очутилась, но вздохнула облегчённо: уже не затеряюсь в переходах.


Светлана Грачёва
Воскресенск

                Продолжение http://proza.ru/2020/06/19/1630