1. 5. Следующая стадия расщепления личности

Сергей Михальчук 2
Христианская Философская Антропология

Аскетическая Антропология

Антропологические аспекты наркозависимости

2. Наркомания и человеческая личность

2.1. Наркоманическое развитие личности

Следующая стадия «расщепления личности»

Далее, из-за изменения сознания вследствие наркотического воздействия на организм, происходит перемена в характере человека и приобретение личностью новых качеств, свойственных тому или иному периоду развития наркозависимости. Следует здесь упомянуть и о развитии психопатологий на наркотической почве, - различных маний, фобий и психозов, и о духовных заболеваниях личности, таких как развитие различного рода одержимостей.
Надо помнить и о том, что наркомания - это страсть, которая никогда не приходит одна, а тянет за собой «вереницу» других пороков. Причём эти пороки наиболее всего проявляют себя в период «напряженной деятельности», так как этот период и есть период реальная жизнь человека, когда он взаимодействует с окружающим миром. А «период расслабленности» - это лишь внутренняя иллюзия, если конечно наркозависимый живёт один, а не в семье. Но и в последнем случае его личностное воздействие на окружающий мир намного меньший, чем в активную фазу. По большому счёту, наркомания и страшна как раз из-за «приобретения» человеком целого ряда «духовных болезней» и «страстей». И человеку, чтобы избавиться от наркотической зависимости, необходимо, прежде всего, побороть в себе главные пороки, являющиеся необходимой частью наркоманической психологии личности: гордыню, эгоизм, тщеславие, похоть, ложь и лень. Похоть, кстати, является одной из ведущих составляющих иллюзорных переживаний наркозависимых. Как не вспомнить тут иудео-христианский рай и мечтания многоразличных правоверных о гуриях и райских кущах.
Эти доминирующие пороки, влияющие на развитие личности наркозависимого, полностью определяют его мировоззрение, которое сводится к одному - самоугождению.
Каждый наркоман, в конечном итоге - эгоист. И его самосознание центром бытия видит собственную личность, какой бы она ни была; само употребление наркотика обуславливается удовлетворением душевно-плотских желаний самовлюбленной личности.
С другой стороны, сами эти пороки являются «наркотиком души», отказаться от которого намного труднее, из-за их гораздо более тонкого, не физиологического, воздействия на человека, как у самих наркотических веществ. И эти пороки очень часто стимулируют человека к приёму наркотической дозы.
Уже достаточно было сказано про гордыню и эгоизм, возводящих греховную преграду между человеком и счастьем любви. Что же такое тщеславие? Вот как описывает его великий учитель аскетики преп. Иоанн Лествичник: - «Тщеславие, по виду своему, есть изменение естества, развращение нравов, наблюдение укоризн. По качеству же оно есть расточение трудов, потеря потов, похититель душевного сокровища, исчадие неверия, предтеча гордости, потопление в пристани, муравей на гумне, который, хотя и мал, однако расхищает всякий труд и плод. Муравей ждёт собрания пшеницы, а тщеславие собрания богатства: ибо тот радуется, что будет красть; а сие, что будет расточать. Дух отчаяния веселится, видя умножение грехов; а дух тщеславия, когда видит умножение добродетелей; ибо дверь первому множество язв, а дверь второму изобилие трудов». [20]

[20] Иоанн, игумен Синайской горы. Лествица. Сл.22. С.143

Тщеславие - это мнимая самореализация личности, ставящей целью самоутверждение на принципах превосходства и собственной значимости. Иными словами, тщеславие есть самолюбование глазами окружающих.
Само слово «тщеславие» означает тщетная слава, то есть незаслуженная, бесполезная, ненужная. Слава, исходящая не от Бога, а от людей. Слава вожделенная, но мимолетная; слава, развращающая душу, причиняющая то удовольствие, то раздражение.
Апостол Павел говорит, обращаясь к христианам: - «Не будем тщеславиться,
друг друга раздражать, друг другу завидовать» (Гал. 5.26).
Человек, подверженный тщеславию, непрестанно ищет в самом себе утешение, «закрывая глаза» на свои недостатки и кичась своими преимуществами, даже перед самим собой, не говоря уже о других людях.
Тщеславие настолько многогранно, что может проявлять себя в совершенно разных ситуациях. Например, - «Тщеславлюсь, когда пощусь; но, когда разрешаю пост, чтобы скрыть от людей своё воздержание, опять тщеславлюсь, считая себя мудрым. Побеждаюсь тщеславием, одевшись в хорошие одежды; но и в худые одеваясь, также тщеславлюсь. Стану говорить, побеждаюсь тщеславием; замолчу, и опять им же побеждён. Как не брось сей троерожник, всё один рог станет вверх». [21]

[21] Иоанн. Лествица. Сл. 22. С. 144

Вот этот «троерожник», центром которого является самоугодие, как «колючка» сидит в человеческом сердце. Он постоянно «жалит» его обидами и «отравляет» ум высокомерием.
Настроение человека становится нестабильным и очень изменчивым. Вследствие этого ему, чтобы поднять себе настроение и интерес к жизни, приходится «искусственно» делать это через употребление алкоголя или наркотиков. И приводит это к тому, что «трезвая» жизнь перестаёт возбуждать в душе интерес и радостные чувства, так как тоска по наркотику «обнажает» душевную пустоту, снедаемую ненасытным тщеславием…
Наряду с тщеславием в сердце [22] человека развивается ещё один порок, развращающий личность. Порок, который святой Ефрем Сирин ставит на первое место, прося у Господа избавления от грехов: - «Господи и Владыка живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми…». [23]

[22] Сердце - в Евангельской антропологии есть центр сосредоточения всех сил человеческой природы, где возможна максимальная степень воздействия личности на свою природу.

[23] Молитва Ефрема Сирина, читаемая в Великом посту.

Именно праздность, а иными словами, лень, является «благоприятной почвой», произрастающей из себя «плевелы», то есть духовные сорняки. Так и премудрый Иисус, сын Сирахов, свидетельствует, что «праздность научает многому злу» (Сирах. 33.28).
 «Всякий празднолюбец необходимо впутается в разные пороки, всегда будет чужд созерцания Бога» [24] - пишет преп. Иоанн Кассиан Римлянин.

[24] Иоанн Кассиан Римлянин. Книга 10. Гл. 21. С.132

Лень влияет на личность человека, расслабляет его способность к осознанному вниманию, разливается в его сердце приятным, равнодушным забвением, но вместе с этим порабощает его волю, подчиняя минутным прихотям.
Праздность томит личность, она призвана к деятельности на благо «другого», но она отвергла этого «другого» своим свободным выбором. Человек «мечется», не зная, чем себя занять, но в то же самое время отбрасывает всякую мысль о труде, так как покорён «паутиной» праздности, труд же подобен ветру, уничтожающему эту паутину. Но человеку «легче» томиться от лени, нежели заставить себя потрудиться.
Всё же он ищет для себя развлечений, чтобы хоть как-то занять свои квазичувства (свою чувственность). Или же впадает в уныние от надоевшего «метания» желаний. Но если человек уже попробовал и нашёл удовольствие в наркотике, праздность, в конце концов, приведёт его к повторению принятия «дозы».
Чтобы получить это «искусственное развлечение», человеку не требуется приложить никакого душевно-физического труда. Стоит лишь ввести наркотик в организм, и он «автоматически» начнет действовать. И появится новая «пища» для снедающей душу праздности…
Ещё одной страстью, до того укоренившейся в человеческом сознании, что многими считается «естественным природным влечением», является похоть. На самом деле похоть - это «искажение» естественного влечения плоти, вмешательством развращённого сознания в процесс «преображения плоти, входящей в полноту жертвенной любви» и попытки управление им посредством греховного разума для удовлетворения своих чувственных эгоистических желаний, то есть силы по определению высокодуховные ставятся, опять-таки, на службу потребностей душевно-плотских.
Связано это с тем, что - «Душа (наше самосознание, наше «Я») ниспала в плоть, сочеталась с ней воедино, и её потребности восприняла в себя, как бы они были её собственные потребности. Восприняла она и плотскую потребность, превратив её в похотение. Потребность не может непрестанно действовать, а только когда возбуждается, и, быв удовлетворена, престаёт. Похотение, как дело души, всегда деятельной, может возвращаться поминутно и тревожить душу. Душа, присвоившая себе сие похотение, ищет удовлетворение ему в соответственных страстях, как бы это было её собственное естественное желание. При этом потребность тела и назначение её выпадают из внимания: имеется ввиду одна похотная сласть и её удовлетворение помимо готовности к тому тела» [25] - пишет Феофан Затворник.

[25] Феофан Затворник. Толкование послания ап. Павла. Рим. Гл. 1; 24. С. 108-109

Похоть развивается в человеке, в общем, так же, как и происходит воздействие наркотика. Она является так же сильным эмоциональным переживанием, так же затрагивает не только плотскую сферу человека, но и его душевную сферу: руководится мечтательностью мыслительной, побуждается желанием вожделения, и разжигается чувственным сладострастием. [26]

[26] Квазичувственные душевные движения, основанные на плотских ощущениях, вызывающие в душевном человеке специфические эмоциональные переживания, называются в аскетике чувственностью.

Наркотик обостряет страсть похоти, «расширяет» те рамки, которые может позволить себе личность, в отношении к средствам самоудовлетворения.
Поэтому наркоман, чтобы доставить себе максимум удовольствия, не возгнушается никакими средствами для достижения «кайфа». Человек этот будет разжигаться по любому желанию, пока не «сгорит» в огне сладострастия, вследствие чего он станет бесчувствен даже к потребностям «естественным»: физическому влечению, голоду, сну, так как всё это пересилит душевно-плотская «жажда» к похоти, и сопутствующим наркотическим переживаниям…
И, наконец, ещё одна страсть, которой подвержена человеческая личность - это обман или ложь. Страсть, из-за которой человечек потерял своё лицо, потерял себя - потеряв Бога; способ, которым дьявол разорвал любовь между человеком и его Творцом: - «Когда он (диавол) превознёсся гордостью и в своём сердце сказал: «взойду на высоту облаков и буду подобен Всевышнему» (Ис. 14.14), то сделался лжецом и в истине не устоял, но, из своей сокровищницы зла произнося ложь, сделался не только лжецом, но и отцом самой лжи; потому что, обещая человеку обожение и говоря: «будете как боги» (Быт. 3.5), в истине не устоял, но в начале сделался человекоубийцею, Адама ввёл в состояние смертности и своим подстрекательством умертвил Авеля рукою брата» [27] - поучает авва Серен.

[27] Иоанн Кассиан Римлянин. Собес. 8. Гл. 25. С. 322-323.

Обольщенный дьяволом, человек обольщает себя, чем угодно, чтобы только не оказаться наедине со своей совестью. Жизнь без Бога или вне Бога - есть самообман, построенный на самолюбии. Ибо реальность и истинное бытие есть Бог: - «Мы им живём и движемся, и существуем» (Деян. 17.28), - и, удаляясь от Бога, человек погружается во тьму самообмана; закрывает глаза перед горящим солнцем, хотя и через закрытые глаза виден его яркий свет.
Принимая наркотик, чтобы изменить своё состояние, человек тем самым «прячется» от реальности, пытается её забыть, обманывает себя иллюзией счастья и обманывается рабством зависимости.
Человек впадает в лицемерие, пытается обманывать себя, Бога и окружающих. И чем сильнее он погружается в ложь, тем крепче его затягивает эта «дьявольская трясина», выбираться из которой с каждым часом утопии становится всё труднее.
Человек в своей лжи отверг и Сына Божьего, пришедшего к нему с истиной. Ложь не слышит истины, не понимает её и боится её.
Спаситель, обращаясь к фарисеям, указал, в чём сущность лжи: - «Почему вы не понимаете речи моей? Потому что не можете слышать слова моего. Ваш отец диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего. Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нём истины. Когда говорит он ложь, говорит своё, ибо он лжец и отец лжи. А как я истину говорю, то не верите мне» (Ин. 8. 43-45).
Основа лжи лежит в похотении, т.е. греховных (желаниях) наклонностях личностной воли, ради исполнения которых человек готов пойти на любой обман и лицемерие.
А чтобы принять в сердце истину, то есть Бога, необходимо отказаться от всякой лжи…
Вот эти-то основные пороки, «корнем» которых является гордыня, развиваясь в человеке, производят массу других греховных наклонностей и желаний. Они неразрывно связаны с наркоманией, так как сами являются «наркотиком души» и всячески стимулируют человека к расширению «поля своих страстей».
Причём, в зависимости от индивидуальных особенностей личности, человек может «развиваться» в каком-то одном направлении, наиболее отвечающем его характеру. [28] При этом будут умаляться другие силы человеческой природы:

[28] Характерная картина личности - это уникальная система взаимодействия между собою всех природных сил человека, и плотских, и душевных, и духовных, присущих только этой личности.

- «Преобладание сердца имеет с собой в связи слабость ума и непостоянство воли, как бы бесхарактерность;
-  преобладающее стремление к познаниям ведёт за собой ослабление деятельности или беспечность воли и нечувствие или холодность сердца;
- преобладание воли всегда сопровождается односторонним направлением, упорным, не внимающим никаким доводам: там душа не слушает никаких убеждений и недоступна для потрясений сердечных». [29]

[29] Феофан Затворник. Начертание христианского нравоучения. Т. 1. Ч. 1. С. 196

Основная проблема наркозависимости личности, таким образом, заключается в том, что вышеперечисленных страсти настолько проникают её, что она перестаёт ощущать их пагубное влияние, считая их «нормальным» состоянием своей природы. Их «тонкое» воздействие на личность, и через неё на природу, не даёт увидеть человеку тот вред, который они ему наносят. Вследствие этого бороться с ними намного труднее, чем с зависимостью наркотической, воздействующей на лицо через природу. Но вообще невозможно бороться с наркотической зависимостью личности, если «оставить в стороне» страсти, «питающие» её природу.