Однажды в старом парке

Светлана Гасюк
В наше время (для меня оно началось в 1948 году) экзамены в школе сдавали с четвертого класса, и это продолжалось ежегодно. В тот первый экзаменационный год мы сдавали пять предметов. Наверное, арифметику,украинское чтение и язык и русский язык,что- то ещё и письменно.

В десятом классе предметов было больше, вряд ли сейчас пересчитаю: алгебра с арифметикой- письменно и устно, то же с геометрией и тригонометрией,физика, химия, история, английский, конституция-устно и сочинение, по которому выставлялось две оценки- за литературу и язык.

По устным предметам издавались билеты отдельными книжечками. Один экземпляр учителя выдавали на целый класс на пару дней. Мы разбивались на группы по два-три три человека, переписывали сразу все билеты, возвращали оригинал учителю, затем обменивались записями, и таким образом у каждого ученика оказывалось штук по семь комплектов билетов.

Уроки закончились пятнадцатого мая. Торжественная линейка, цветы, напутствия, пожелания успехов, и начинается подготовка к выпускным экзаменам. Очень редко занимались в одиночку. Обычно собирались по два-три три человека, а к истории и конституции-устно даже по шесть- восемь, так легче. Группировались вокруг того, кто лучше знает предмет, сильный ученик и два-три три послабее. Принцип справедливости строго соблюдался!

Не помню, к какому предмету я готовилась вместе с двумя подружками. Это были две Раи- Дейнека и Гуменная. Мы собрали книжки, билеты, старое одеяло, какую-то еду, банку с водой и отправились в парк заниматься.

Парк. Это особое место и требует отдельного рассказа. Но к нашему событию не особенно относится, поэтому очень небольшая информация. Графский парк на высоком холме, развалины старого замка и фонтана, место наших общих игр во время каникул. Липовый парк. Деревья посажены таким образом, что вокруг каждого на расстоянии метров пять по окружности густой кустарник.Когда- то кусты аккуратно подрезали, но теперь разрослись так плотно, что сквозь них трудно было пролезть. Это для нас имело особое значение. Мы знали, что в парке пасли злого быка, и мы его боялись, хотя никогда не видели. Поэтому расположились под липой под защитой густого кустарника. Проверили обхват дерева- втроем, руки не сошлись. Толстенная липа! Расстелили одеяло и начали учить билеты.Через какое-то время перекусили, попили воды, снова занимаемся. Но очень жарко, воду всю выпили, и хочется пить невыносимо.

Недалеко за парком бьёт мощная струя замечательно вкусной родниковой воды. Обе Раи берут банку и отправляются за водой. Я остаюсь сторожить вещи. Сижу. Читаю.

Вдруг вижу: раздвигаются кусты, и прямо напротив меня надвигается огромная бычья морда с налитыми кровью глазами и раскрытым ртом. В следующее мгновение я вижу быка всего сверху. На его голове лежит доска, привязанная веревкой к рогам. Бык начинает быстро бегать вокруг липы, разбрасывая наши книжки во все стороны и сминая в ком одеяло. А я, оказывается, сижу на липовой ветке и спокойно наблюдаю этот разбой.

Через какое-то время тем же способом раздвигаются кусты и протискивается пастух с толстенные кнутом и веревкой в руках. Увидел меня, спрашивает:
- Сидишь?
-Сижу,- отвечаю я.
- Ну, сиди!
Пастух легко зацепил быка, и, как щенка, увел за пределы нашей площадки.

И тут меня начало трясти от страха. Я взглянула вниз и впервые оценила высоту на которой очутилась. На стволе липы не было ни одной ветки  ниже той, где я сижу. Нет ни единого выступа, за который можно было бы зацепиться рукой или поставить ногу. Я, вообще не отличалась физической силой. Я даже не могла никогда взобраться на турник, и наш военрук меня всегда подсаживал, чтобы я могла выполнить на перекладине хоть какое-то упражнение. И как я сюда попала? А как спуститься? Прыгать? Высоко! Сползти? Не за что держаться.

В таком виде меня и застали девчонки, когда вернулись от родника.
- Что ты там делаешь?
- От быка прячусь.
- А залезла как?
- Не знаю.

Боже ж ты мой! Как эти бедные девочки пытались меня стащить! Они просили меня прыгать.Они становились одна на плечи другой, подставив под ноги все книги, чтобы было повыше, пытаясь дотянуться до меня, уговаривая опереться на эту пирамиду и тихонько сползать, скользя по стволу.
- Я не в цирке,- был мой ответ.
Меня трясло, зубы стучали, я еле выговаривала слова. Становилось уже страшно. Наверно, это долго продолжалось, уже и солнышко склонялось к закату. За помощью идти далеко. Ближайшие дома заводского поселка за пару километров.
В конце-концов
 они уболтали меня повиснуть на ветке на руках и прыгнуть.
Они меня поймали.
И все вместе мы долго потом, обнявшись, плакали.

Придя в себя, снова внимательно осмотрели ствол дерева- и не нашли ничего, за что можно было бы зацепиться. Если бы не растоптанные вещи, никто не поверил бы в басню про быка. Сочли бы шуткой. Вроде, кто-то меня подсадил, чтобы разыграть подружек.

Я не понимаю, каким образом мгновение, когда я увидела бычью морду впереди себя, сменилось другим, когда я увидела все тело быка сверху? Какая сила меня подняла? Но ни во сне потом, ни наяву я не обнаружила этого кусочка времени. Перемещение произошло мгновенно? Но ведь ещё какое-то то расстояние преодолено! Где, в каком отделе мозга хранится память об этом событии?

Много лет прошло, но ответа я не получила.