Очерк 2. Марина Раскова

Владимир Жестков
               Цикл "О героях былых времён"               

                Часть первая.

     Прошло почти семьдесят лет с момента моего появления на свет, и вот я приехал в город, значащийся в моём паспорте, как место моего рождения. Столько лет собирался, пару раз даже в Саратове побывать смог, а вот через Волгу, на другой берег перебраться всё времени не хватало.

     Машина, не торопясь двигалась по достаточно широким улицам бывшего Покровска, который властями Советской страны был переименован в Энгельс. Название это появилось не на пустом месте, ведь Покровск был столицей Республики немцев Поволжья. Не многие, мне кажется, знают, что была такая полноправная автономная республика в нашей многострадальной стране. Любопытна история её возникновения. Вот я и решил, пользуясь случаем немного упомянуть об этой страничке в судьбе нашей Родины.

     Два воистину великих государя управляли нашей страной в XVIII веке – Пётр I и Екатерина II. Одни восхищаются их деяниями, другие ругают, но ни те, ни другие не могут отрицать, что именно во время их правления Россия не только значительно увеличила свои размеры, но и встала в один ряд со всеми ведущими в те времена государствами на Земле. Недаром к титулам обоих была добавлена почётная прибавка - Великий.

     Нас с вами в пределах интересующей темы больше всего интересует Екатерина Великая и ряд её манифестов, изданных в 1762 и 1763 годах и разосланных по многим западным европейским государствам. Именно этими манифестами она пригласила жителей тех стран переехать в Россию. Им для заселения были отведены земли вдоль берегов Волги в её нижнем течении. Многие тысячи безземельных и угнетаемых своими властями жителей многочисленных немецких государств, владений Габсбургов, Франции, Швеции, Дании с Голландией и других стран Европы откликнулись на этот призыв. Цифры красноречивы: за неполные пять лет с 1764 по 1768 года вдоль Волги, там, где сейчас находятся Саратовская и Волгоградская области, образовалось 106 поселений с более чем 25 тысячами жителей. К началу XX века число таких поселений составляло уже 190, а численность живущих там выросла до 400 с лишним тысяч человек. По традиции всех тех, кто говорил на иноземных языках в России прозывали "немцами", производным от слова "немые", ведь никто не мог понять, о чём это они там говорят. Прозвание это прижилось, и мы теперь так называем всех, живущих в Германии, и даже язык германский в немецкий перекрестили. К слову сказать, большинство переселенцев прибыло в Россию именно из кучи существовавших в то время германских государств, возможно, учитывая это, в конце XIX века всех живущих там официально стали называть "немцы Поволжья" или "поволжские немцы".

     Уже в октябре 1918 года был издан декрет СНК РСФСР, согласно которому в административно-территориальном делении молодой Советской страны наряду с генерал-губернаторствами, губерниями и областями появилось совершенно новое и до тех пор нигде в мире не существовавшее понятие – автономная область. Первой такой областью с 19 октября 1918 года стала Автономная область Немцев Поволжья со столицей в Саратове. С 1922 года административный центр области был перенесён в присоединённый специально для этой цели небольшой старинный городок Покровск, расположенный прямо напротив Саратова, на другом берегу Волги. В декабре 1923 года очередное нововведение – автономная область повышена до автономной республики. Так в только, что созданном Советском Союзе, наряду с четырьмя союзными республиками появились автономные республики, одной из которых и стала Республика немцев Поволжья с площадью почти в 30 тысяч квадратных километров и населением почти в 600 тысяч человек. При этом следует отметить, что значительное количество этнических немцев продолжало жить и работать в Саратове, который стал областным административным центром и к республике ни малейшего отношения не имел. Ещё одно не повлиявшее на судьбу жителей республики изменение произошло в 1931 году - город Покровск был переименован в Энгельс.

     Трагедия этого народа, который почти двести лет защищал и облагораживал бесплодные степи началась вместе с коллективизацией, в это время в Автономной Республике были уничтожены тысячи самых продуктивных крестьянских хозяйств, погибли десятки тысяч человек. В 1932 году начался знаменитый голод. Я помню мальчишкой собирал марки и очень часто мне попадалась целая серия марок "В помощь голодающим Поволжья". О причинах голода исписаны тонны бумаги, я даже не хочу затрагивать эту тему. В Республике зрели недовольства, отмечались неоднократные случаи неповиновения. Ситуация нагнеталась и к началу Великой Отечественной достигла своей кульминации. Руководство страны, опасаясь, что в тылу может появиться "пятая колонна", приняло беспрецедентное решение. Все жители Республики, имевшие немецкие корни, были в принудительном порядке выселены, в основном в Среднюю Азию и на север Западной Сибири. Их было более 500 тысяч человек.

     Сейчас в современной России их осталось всего ничего. Исхода немцев на историческую родину в 80-90-ых годах прошлого столетия мы касаться не будем, это отдельная весьма болезненная и чересчур обширная тема. Наша задача вспоминать поимённо героев Великой Отечественной. Хотя судьба репрессированной Республики вплелась в рассказываемую мной историю так глубоко и оказала на неё такое влияние, что не упомянуть её было невозможно.

     Фашистская Германия к войне подготовилась хорошо. Первый и основной удар был нанесён по аэродромам, расположенным вдоль западной границы СССР. Тысячи самолётов, стоящих там, были уничтожены в самые первые часы войны. Вместе с ними гибли и лётчики, которым не суждено было подняться в воздух, чтобы встретить врага в бою. Красная армия казалось навсегда потеряла свою авиацию, немцы господствовали в воздухе безраздельно.

     В тот момент на приём к Сталину сумела пробиться одна из его любимиц – майор Красной армии Герой Советского Союза Марина Михайловна Раскова. Она предложила совершенно смелую и, как потом оказалось, весьма продуктивную идею. Но, к этому мы вернёмся чуть позднее. А пока познакомимся с этой удивительной женщиной.

     С раннего детства в моей памяти застряли эти имя и фамилия – Марина Раскова, я хорошо знал, кто это такая. Этими своими детскими знаниями, дополненными биографическими данными, я с вами и поделюсь. Кем же была Марина Раскова, что её именем - а это редчайший случай - названы только в Москве: площадь, улица и переулок, причём не как в случае с Лениным, где использованы и отчество, и фамилия, и политический псевдоним, нет, у Расковой все проще, все три объекта так и называются – "Марины Расковой".

     Родилась Марина в Москве 28 марта 1912 года в семье учителя пения. Она и сама хорошо пела, училась одновременно в средней школе и на детском отделении консерватории, и ей прочили будущее оперной певицы, но жизнь изменилась, умер отец, и Расковой после окончания девятого класса пришлось пойти работать, чтобы помочь матери поставить на ноги младшего брата.

     Неподалёку от их дома находился Бутырский анилокрасочный завод, куда и пошла работать лаборанткой шестнадцатилетняя девочка. Через некоторое время место работы переменилось, она устроилась также лаборанткой в аэронавигационную лабораторию Военно-Воздушной академии имени Жуковского. Причём произошло это не потому, что она любила авиацию, просто это оказалось ещё ближе к дому, да и работа была полегче. Вскоре ей поручили демонстрировать слушателям аэронавигационные приборы. Марине пришлось усесться за учебники. Неожиданно ей это понравилось, она всерьёз увлеклась аэронавигацией и стала упорно овладевать новой специальностью, да так, что в 1934 году окончила Ленинградский институт Гражданского Воздушного Флота по специальности "штурман".

     Её дипломной работой было проведение аэрофотосъемки для подготовки описания прокладываемой на юге страны новой авиалинии – Одесса-Батуми. Работа была признана выполненной на "отлично", и бывшая студентка стала преподавателем штурманского дела в родной академии. Было ей в то время 22 года.

     Любопытная информации имеется в ряде источников. Якобы Раскову вызвал начальник академии и спросил, чем бы она хотела быть награжденной за успехи в учебе? По существующей легенде она попросила, чтобы ей предоставили возможность научиться управлять самолётом. Просьбу удовлетворили, она поступила в Центральный аэроклуб Осоавиахима в Тушине, который успешно закончила в 1935 году. 

     Последовало ответственное поручение: подготовка Первомайских воздушных полетов в Москве. Раскова не только рассчитывала маршруты для каждого самолета, чтобы стянуть их в одну парадную колонну, но и лично на флагманском самолёте вела за собой весь строй крылатых машин.

     Вскоре она стала участвовать в популярных в то время дальних перелётах, один за другим установила три мировых рекорда на дальность полёта для различных типов самолётов, за что и была награждена орденом Ленина.   

     В 1938 году она была призвана в армию и стала первой в стране женщиной-штурманом в военной авиации.  Этот год стал пиком её славы: женский экипаж в составе Осипенко, Гризадубовой и Расковой совершил беспосадочный перелёт из Москвы на Дальний Восток на самолёте "Родина".

                Часть вторая

     Это было удивительное и легендарное время. Тридцатые годы прошлого столетия — годы бурного развития авиации. Новые самолёты, создаваемые в КБ Туполева, Ильюшина и других знаменитых отечественных авиаконструкторов, были способны летать на очень длинные расстояния. Но подобные самолёты создавались не только в нашей стране. Началась гонка за мировыми рекордами. Казалось бы, зачем нужны мировые рекорды высоты, дальности, грузоподъемности? Странный вопрос. Ведь это доказательство могущества страны, её вооруженных сил, её оборонного потенциала. Уже на заре эры воздухоплавания в июне 1905 года на Олимпийском конгрессе в Брюсселе было принято историческое решение создать в каждой стране "ассоциации для регулирования спортивных полётов и на их основе сформировать всемирную аэронавтическую федерацию для регулирования различных мероприятий, продвижения вопросов науки и спорта в области аэронавтики". 14 октября 1905 года была зарегистрирована международная авиационная федерация (ФАИ) со штаб-квартирой в Лозанне. И сразу же начали регистрироваться мировые авиационные рекорды. Рекорды принято устанавливать на соревнованиях. Вот ФАИ и провела в Реймсе под Парижем в августе 1909 года первые международные соревнования, в которых принял участие 21 лётчик. Соревновались они в трех дисциплинах: дальности, скорости и высоте полёта, что соответствует олимпийскому девизу "Быстрее, выше, сильнее". Россия вступила в ФАИ с некоторым опозданием. Лишь в 1908 году был создан Императорский Всероссийский аэроклуб, который в декабре 1909 года вступил в ФАИ с правом регистрировать в ней мировые авиационные рекорды, установленные в России, а также выдавать действительные повсеместно лётчицкие дипломы. Естественно, что после революции Россия была исключена из ФАИ: той страны не стало, а новую никто признавать не спешил. К середине тридцатых годов ситуация кардинально изменилась и в марте 1935 года в нашей стране был создан Центральный аэроклуб СССР. Через полгода он стал членом ФАИ, а в марте 1936 года получил право регистрировать всесоюзные рекорды по авиационным видам спорта и направлять материалы в ФАИ для утверждения их в качестве мировых рекордов. К этому времени ФАИ зарегистрировала более 100 мировых рекордов, и вот в эту гонку устремились советские авиаторы. К концу 1936 года ситуация была такой: из 132 официальных мировых рекордов советским лётчикам принадлежало 6. На 1 января 1962 года цифры значительно изменились: рекордов стало 485, а нам принадлежало уже 213, к 1975 году из общего числа мировых рекордов — 607, советским авиаторам принадлежало 231 достижение. Дальнейшее развитие авиации также способствовало установлению мировых рекордов, их количество на конец 2000 года превысило 7000, из них 2674 принадлежало спортсменам России. Бывали случаи, когда количество установленных в одном полёте рекордов само по себе становилось рекордом. Так 22 марта 1989 года за 3,5 часа полёта самолёта АН-225 было установлено сразу 110 новых мировых достижений, таких как максимальный вес груза, максимальная взлётная масса, рекорды скорости, высоты, дальности для самолётов такого типа и куча других. В книге рекордов Гиннесса зафиксирована соответствующая информация. Однако вернёмся в предвоенное время… Первый в мире одиночный перелёт через Атлантический океан был совершен 20-21 мая 1927 года, когда американец Чарльз Линдберг, вылетев из Нью-Йорка, через 33,5 часа приземлился в Ле Бурже под Парижем. Женщины принимали весьма активное участие в этой гонке. В 1935 году американка Амелия Эрхарт, вылетев с Гавайских островов, через 18 часов приземлилась в Окленде в Калифорнии. Таким образом, впервые был пересечён Тихий океан. К несчастью, при попытке совершить облёт Земли в июле 1937 года Эрхарт погибла. К середине тридцатых годов американские лётчицы владели большинством мировых авиационных рекордов, но тут на сцене появились русские. Валентина Гризодубова в октябре 1937 года на одномоторном самолёте в течение получаса пролетела 100 километров со средней скоростью 218 км/ч, побив таким образом рекорд американки Аннеты Джинсон на 19 километров. Этим она не удовлетворилась и через два дня на двухместном спортивном гидроплане с бортмехаником Катей Слобоженко поднялась с Москвы-реки и пролетела 100 километров со скоростью 200 км/ч, превысив рекорд американки Моури, скорость которой была 127 км/ч. Ещё через полчаса, сменив крылатого коня, она побила рекорд другой американки — Маргариты Теннер, которая на одноместном гидросамолёте пролетела 100 километров со скоростью 167 км/ч, а вот Гризодубова то же расстояние преодолела со скоростью 190 км/ч. Через некоторое время Валентина Гризодубова со штурманом Мариной Расковой пролетели на спортивном самолёте 1444 километра от Москвы до Актюбинска, затратив на это 7 часов 23 минуты, при этом почти в два раза превысили мировой рекорд дальности. Это был уже четвёртый рекорд Гризодубовой за год. Всего за пять лет — с 1937 по 1941 — ФАИ зарегистрировала 124 мировых рекорда советских спортсменов. Таким образом, почти треть всех авиационных рекордов перебралась из-за океана и Европы в Советский Союз. Оставался самый престижный мировой рекорд дальности полёта, он был установлен французской летчицей Дюпейрон в 1938 году и составлял 4600 километров. В то время считалось, что он не может быть побит. Нарком обороны СССР Климент Ворошилов поставил перед Центральным Аэроклубом СССР задачу — подготовить женский экипаж, который на имеющихся в то время самолётах сможет решить эту сложнейшую задачу: установить новый мировой рекорд дальности. Этим и решили заняться три мужественные женщины: Валентина Гризодубова, Полина Осипенко и Марина Раскова.

     Всё произошло совершенно обыденно. Самолет "Родина", раскинув свои огромные крылья, стоял на взлётной полосе Щёлковского аэродрома. В переднюю кабину забралась старший лейтенант ВВС РККА штурман Марина Раскова, в задней разместились обе лётчицы — руководитель полёта, майор РККА, начальник Управления Международных воздушных линий СССР Валентина Гризодубова и второй пилот, капитан РККА, инспектор ВВС при Генштабе, установившая 5 мировых рекордов, Полина Осипенко. Конструкция самолёта была своеобразной — кабины были раздельными, связь поддерживали записками, передаваемыми через специальную трубу, соединяющую кабины. Самолёт поднялся в воздух утром 24 сентября 1938 года и отправился на восток, целью полёта было побережье Тихого океана с установлением нового мирового рекорда дальности для женщин. Кратко о том, на чём они отправились в путь. Самолет был разработан в КБ Туполева, его создателем был Павел Осипович Сухой, будущий великий самолётостроитель. Первоначально самолет назывался АНТ-37, этот экземпляр строился для такого полета, у него даже специальный индекс был — РД, что расшифровывалось как "Рекорд Дальности". Для того чтобы рекорд состоялся, надо было загрузить максимальное количество топлива. Семнадцать баков с горючим было размещено везде, где только можно. В кабине стоял переливной бачок. По мере того как заканчивалось топливо в одном из больших баков, необходимо было успеть переключить кран на новый бак. Поэтому хлопот с переключением этих семнадцати баков хватило на весь дальний путь.

     Лётчицам машина понравилась сразу, они единогласно назвали её "Родиной". Под этим именем самолёт и вошёл в историю мировой авиации. Время для полёта было неблагоприятное: в конце сентября обычно гремели грозы, стояли плотные туманы, но переносить перелёт на следующий год не разрешили, пришлось лететь в сложных метеоусловиях. Сейчас уже трудно установить, как именно проходил полёт, воспоминания во многом противоречивы, а объективных документов — фотоплёнок, записей переговоров и других свидетельств, ещё не существовало. Очевидно одно — через 26 часов 29 минут самолёт "Родина", преодолев 5908 километров и побив при этом мировой рекорд француженки Дюпейрон, совершил вынужденную посадку на Дальнем Востоке, в лесном районе на болоте неподалеку от реки Аргунь. Связи не было, не работали навигационные приборы, летели по компасу. Несколько раз самолёт попадал в обледенение, приходилось снижаться. Гризодубова и Осипенко управляли самолётом по очереди, а вот Раскова сидела в своей кабине одна. Сейчас даже представить трудно, как это не иметь возможности выполнять свои штурманские обязанности и только тупо смотреть вперёд и вниз. Думается, ей было там совсем непросто.

     Лучше всего в воспоминаниях участниц перелёта описано, как неожиданно для них закончилось топливо, которого должно было хватить до побережья, и Гризодубова приняла решение совершить вынужденную посадку на первой попавшейся лесной поляне. Возникла опасность, что самолет может носом ткнуться в землю, при этом штурман могла пострадать. Гризодубова приказала Расковой прыгать. Штурман приказ выполнила. Ветер отнес её в сторону. Приземлилась она в густом лесу. Купол парашюта зацепился за ветви дерева, и Раскова повисла над землёй. Некоторые усилия — и вот она уже спускается по стволу дерева, а парашют с обрезанными стропами болтается наверху. Где находится самолёт — непонятно. То, что он приземлился, ясно, шума моторов не слышно, но где? Раздались пистолетные выстрелы, её ищут, и Раскова отправилась в путь. И вот тут произошла роковая ошибка. Звуки выстрелов отразились от сопок, и она пошла в другую сторону. Продуктов у неё не было, только две неполные плитки шоколада. И вот с такими запасами она десять суток провела в тайге. Однажды провалилась почти по горло в болото. К счастью, в руках была палка, она смогла вылезти. Несколько раз лётчица встречалась с медведями, отгоняла их выстрелами из пистолета. Аккуратно ела шоколад, по дольке в день, восполняя недостаток еды клюквой и грибами, но жевала и берёзовые листья, казавшиеся ей безопасными. На десятый день она дошла до людей, которые искали в безбрежной тайге именно её. Вид её никого не удивил, ждали худшего: она была в шерстяном свитере с орденом Ленина на груди, одна нога — босая, унта осталась в болоте, вторая нога — обутая. До самолёта она дошла сама, от помощи отказалась. Десять дней одна в тайге… представить трудно.

     А что же её подруги? Гризодубовой удалось посадить самолет на "брюхо". Хорошо, что не выпустила шасси, внизу оказалось болото, вокруг проблёскивала вода. Остались в машине. Расковой нет, на выстрелы не отвечает. Что случилось, непонятно. В "гости" приходили звери, вначале забралась рысь, затем в самолёт попытался попасть медведь, отогнали выстрелами. С едой у них всё было в порядке, нашли их на пятые сутки. Что ни говорите, но найти большой, неподвижно лежащий самолет с воздуха намного легче, чем одинокого человека.

     Через несколько дней состоялась триумфальная встреча героического экипажа в Москве. Признание их заслуг выразилось в званиях Героев Советского Союза. Они были первыми женщинами, удостоенными этого звания.

     Любопытна дальнейшая судьба самолёта, оставшегося в глухой тайге. В ноябре 1938 года, когда все болота замерзли, в путь отправилась аварийная группа. Самолёт поставили на специальные лыжи, вытащили из леса, заправили топливом, он взлетел и добрался до конечной цели путешествия — Комсомольска-на-Амуре. Оттуда его транспортировали в Москву. В течение некоторого времени он эксплуатировался в ГВФ, 22 июня 1941 года был передан в ВВС и использовался в качестве транспортного самолёта на заводе №30 в Московской области под номером СССР-И443. 16 Сентября 1943 года в связи с износом был списан и сдан в металлолом.

     Его копия находится сейчас в музее авиации в Монино. Ну и напоследок любопытная информация. В 1939 году был снят один из самых первых советских цветных мультипликационных фильмов "Таёжные друзья", посвященный героиням-лётчицам.

                Часть третья

     Наступил октябрь 1941 года. Фронт приближался к Москве. В стране не хватало лётчиков. Вот тогда на приём к Сталину и пришла эта удивительная женщина. Её предложение удивило вождя, но после некоторого раздумья, он с ним согласился и поручил Расковой создать отдельный женский авиационный полк.

     - Я уверена, что девушки будут хорошо воевать, - уверяла всех Марина Михайловна.   

     Несколько слов о том, каким она была командиром. Известно её знаменитое изречение:

     - Для того, чтобы хорошо командовать, нужно самой хорошо летать и, конечно, в совершенстве знать машины, на которых летают твои подчиненные.    

     Скорее всего, она относилась к тому типу женщин, которых позднее назовут феминистками. Коротко, по-мужски стриженная, подтянутая, в лётном комбинезоне она производила скорее впечатление мужчины, нежели женщины. Да и работу она себе выбрала далеко не женскую, а уж отдельные её поступки в качестве командира женскими никак не назовешь. Так, по папиным воспоминаниям, она лично перед строем расстреляла двух техников-мужчин, которые, доставляя горюче-смазочные материалы, выпили немного спирта, заливавшегося в системы самолётов:

     - Вы не спирт пили, вы кровь наших солдат пили, - завершила она своё выступление перед строем.

      Но всё это было значительно позднее, а тогда осенью 1941 года, призыв Расковой был опубликован во всех газетах. Ждать пришлось недолго. Со всей страны начали поступать заявления от выпускниц аэроклубов и лётных школ. Когда первый полк был сформирован, он оказался на 100 процентов женским – от лётчиц до техников и механиков. По мнению Расковой, мужчины не смогут удержаться от своих пагубных привычек, поэтому женщинам пришлось всё взвалить на свои плечи. Командовать полком поручили опытной лётчице капитану Бершанской, а Раскова продолжала заниматься организационными вопросами и вскоре таким же образом сформировала ещё два женских полка.

     В феврале 1942 года мой отец, закончив Краснодарское высшее военное авиационное училище, получил специальность "штурман дальней авиации", и был направлен служить преподавателем в Вольское авиационное училище лётчиков. Именно в том районе на полевых аэродромах вокруг Вольска формировались знаменитые женские авиационные полки. Моему отцу поручили преподавать этим девчонкам азы тактики воздушного боя и навыки штурманского искусства в боевых условиях.

     Меня всегда интересовало почему основная часть военных училищ, находящихся в европейской части Советского Союза, располагалась в нижнем Поволжье. Ответ неоднозначный, но исчерпывающий.

     Людская молва донесла такую информацию. Верную или неверную, не мне судить. Я её только довожу до вас. Якобы, в самом начале войны Герингом был отдан закрытый приказ по Люфтваффе о том, что ни одна немецкая бомба, ни один немецкий снаряд не должны упасть на священную землю Республики немцев Поволжья. Именно поэтому на территории бывшей Республики было сосредоточено так много авиационных училищ и аэродромов, на которых базировалась дальняя авиация. Аналогичный приказ, говорят, был отдан и в отношении города Липецк, потому что в нём по слухам в 20-х годах жил или сам Геринг, или его близкая подруга. Нигде ни в литературе, ни в Интернете подтверждения этому нет. Однако, как это ни удивительно, немцы не бомбили ни Энгельс, ни Липецк.

     В 1943 году немцы ожесточённо бомбили Саратов, в особенности крекинг-завод. Происходило это так. Дважды в день без 5-ти минут шесть, мама говорила, что можно было проверять часы, такая была точность, над городом появлялась "рама". Так назывался сверхвысотный самолет-наблюдатель, с которого разбрасывались листовки. Поднять листовку, и прочитать её было равносильно самоубийству. Однако некоторые листовки падали на деревья, заборы и другие сооружения, где их можно было прочитать, не поднимая. Дословный текст был такой: "Русские бабёнки, не пеките пироги, не месите тесто. Через пять минут от вашего дома не останется места". Мама запомнила этот текст наизусть, неоднократно пересказывала его мне, поэтому за точность передачи я готов поручиться.  И действительно, через пять минут начинался массированный налёт авиации. При этом немецкие самолёты разворачивались прямо над Энгельсом, на бреющем полёте пересекали Волгу и сбрасывали бомбовой груз на крекинг-завод. Волга горела, а завод после каждой бомбёжки каким-то чудом восстанавливали, и он продолжал работать. Подтверждением того, что немцам было запрещено бомбить Энгельс, являлся тот факт, что наши зенитки стояли открыто на берегу Волги и били прямо в зад немецких самолётов. Много их нашло свой конец в Волге. Мама вспоминала, что на территорию авиационного училища, в котором в 1943 году служил преподавателем мой папа, однажды ночью упал немецкий бомбардировщик. Его сбили над Волгой, он сбросил бомбы в реку, развернулся и пытался дотянуть до степи, но упал. От взрыва бензобаков в офицерском общежитии вылетели стёкла. Это был единственный случай взрыва в Энгельсе за всё время нашей жизни в этом городе.

     Удивительно, но нигде не сохранилось никаких документальных свидетельств о том, что именно в окрестностях Вольска в 1942 году находились небольшие грунтовые аэродромы, где размещались женские полки. Даже в прекрасном музее Вольского, в настоящее время Высшего училища тыла, содержащего экспонаты, собранные более чем за столетие своего существования - от кавалергардского ещё дореволюционного училища, затем лётной школы, ракетного училища и вот теперь училища тыла, сведения об этом отсутствуют.

     Что самое интересное, в многочисленных мемуарах лётчиц, изданных в послевоенное время, также напрочь отсутствует информация о том, кто и где учил их воевать. Наверное, в сравнении с описанием воздушных боёв, ночных бомбёжек гитлеровских позиций и интересных случаев из фронтовой жизни, период учёбы ни у кого в памяти не застрял. Так, и осталась бы неизвестной эта страничка из жизни женских воздушных полков, но тут в воспоминаниях о своей семье наша прославленная лётчик-космонавт, дважды Герой Советского Союза Светлана Савицкая упомянула, что её мать – лётчица, служившая во время войны в одном из женских полков, сформированных Мариной Расковой, проходила обучение в степях, окружающих Вольск.

     Три месяца упорного, напряжённого труда, занятия ежедневно по 12-14 часов. Дневные, а затем ночные вылеты, и вот курс обучения, на который в мирное время отводилось 3 года, окончен. Первое детище майора Расковой – ночной женский полк – был передислоцирован на фронт. Экипажи ещё двух женских полков – бомбардировочного и истребительного – тоже закончили обучение. Настала пора и организатору-вдохновителю всего этого нелёгкого дела отправиться на фронт. Она и полетела, но…

     Из сообщения Совинформбюро от 5 января 1943 года:  Майор Рабоче-Крестьянской Красной Армии Герой Советского Союза командир  587-го бомбардировочного полка Раскова Марина Михайловна погибла при передислокации своей части 4 января 1943 года.

     Про неё говорили, что она была лётчиком "от Бога", но тяжёлые метеоусловия сделали свое чёрное дело.

     Прошло несколько лет. Весной 1949 года отца, оставленного в кадровом составе Советской армии, перевели служить в Москву.

     2 мая 1949 года мы с ним отправились в парк культуры и отдыха имени Горького. Парк был определён как место для встречи ветеранов Великой Отечественной. Мы обошли весь парк, но папа, среди тысяч собравшихся, так и не смог найти тех, кого он искал. Пришлось обратиться к организаторам.

     Оказывается, те, кто были ему нужны, выбрали для встреч совсем другое место – сквер у Большого театра. И мы отправились туда. Вот там мы и увидели большое количество женщин с орденами и медалями на платьях. Столько золотых звёзд Героев Советского Союза мне больше не доводилось увидеть никогда. Там собирались лётчицы из 46-го Гвардейского ночного легкобомбардировочного авиационного полка, знаменитые "ночные ведьмы", которых так боялись гитлеровцы на фронте, а также из 125-го Гвардейского бомбардировочного полка и 586-го истребительного. Папу узнали и мне было любопытно слушать, как его называли товарищ лейтенант. Мы с папой долгое время ходили на эти встречи, и я слушал рассказы этих женщин, в которых имя Марины Расковой звучало чаще других.

     И вот я в Энгельсе стою около обшарпанного здания гарнизонного Дома офицеров. Прямо напротив памятник Расковой. Но в каком же он ужасном состоянии. Бетон от времени начал крошиться. Мимо ходили люди в лётной форме, но никого, по-видимому, картина гибнущего памятника не беспокоила.

     Этой зимой в прессе проскользнула информация, что в Энгельсе вместо старого памятника Расковой установлен новый. Построен он был на личные деньги спикера Государственной думы Володина.