1980. 06-07 Воркута. Шабашка

Виталий Альбертович Иванов
ИСПОВЕДЬ. Книга 2, часть 2. Любить? Или… Ненавидеть? / Виталий Иванов. – СПб.: Серебряная Нить, 2019. – 174 с.
http://russolit.ru/books/download/item/3961/

Листалка. Читать:
http://pubhtml5.com/eail/yjws/
__________________________________________

06-07.1980 Воркута. Шабашка

После второй Малошуйки стало ясно, еще раз туда ехать не стоит, и никто не хотел. К тому же у Жестокого были свои какие-то планы, которыми он не делился.
И я решил сам организовать шабашку. Представился случай. Кто-то вывел меня на человека, организующего целый кластер отрядов для работ в Воркуте. Этот командир командиров обещал предоставить работу, жилье, всё необходимое. То есть сам загодя обо всем договаривался с воркутинским начальством. За что ему по результатам работ каждый отряд должен был заплатить малую толику. Речь шла ориентировочно о ставке бойца.
Я без проблем набрал ребят. Из тех, кто уже ездил в Малошуйку, было немного. Валера Каминский, Самойлов Сергей. Сергей попросил взять в отряд товарища своего Федора. Попросился и Володя Левитский, который тоже двоих привлек. Своего друга Мишу, «полусумасшедшего запойного пьяницу», как его характеризовала Наташа жена Володи. И некоего своего троюродного брата, откуда-то взявшегося. Его никто раньше не знал, даже Наташа. А Михаила я до того пару раз видел, казалось, нормальный мужик. Набралось человек 16 – оптимальный состав. Всё шло хорошо.
Мне дали в Воркуте адрес, где мы должны были жить – в школе, это же было и место нашей работы - строительство спортивного зала.
Взяли билеты. Ехать надо было двое суток. По дороге, в поезде, понятно, народ вырвался из семьи, хотели все выпить. Я сказал, ладно. Но в Воркуте – будем работать!
И мы изрядно расслабились. Немного удивило поведение Володи Левитского. Он со мною не хотел разговаривать. А когда после первой ночи мы собрались в купе обсудить дальнейшую нашу работу, повел себя странно и даже весьма вызывающе. Я его таким никогда не видел. Чуть ли не поставил под сомнение статус мой командира. Я был в шоке. Но удалось разрулить ситуацию. Отнес это к тому, что Володя старше меня лет на восемь, остальных еще больше. Подумалось, обидно ему быть бойцом…
Но такие вопросы оговариваются заранее.
Потом в какой-то момент мы вышли с Сергеем Евгеньевичем покурить в тамбур. Выпившие уже очень прилично. И он вдруг начал меня пытать, что же все-таки было год назад в Малошуйке? Чем закончилось? Я отвечал, как обычно. А он мне - не вся это правда. Жестокий не все деньги раздал. Спрашиваю, откуда сведения? И он выложил мне, мол, Лена сказала.
Так!..
Хорошо! Отлично!!!
Пришлось, взяв с него слово никому не рассказывать, открыть толику правды, мол, действительно я получил небольшую сумму. Потому что мы с Сергеем Соловьевым задержались в Малошуйке еще на 16 дней в сравнении с остальными, закрывали наряды, жили черт знает в каких условиях, и было не сладко. Он стал настаивать – сколько? В отношении себя я назвал некоторую сумму, а сколько получил командир ответил - не знаю. Так и было, по сути.
Упирал на то, что нас всех подвели отъезжающие, мы с командиром получили что заработали. Остальные все – тоже. Не так уж и мало по вложенному труду. Типа, по три стипендии, отработав дай бог неделю.
Объяснились и пошли дальше пить.
Но я почувствовал возрастающее напряжение в отношениях.

На вторые сутки проснулись – тундра до горизонта, местами лежит снег. Между прочим, начало июля!

Прибыли в Воркуту. Нас встретили. Добрались без проблем до своей школы. Обустроились хорошо.
Но практически сразу выяснилось, с работой проблемы. Строительство спортзала надо было начинать с нулевого цикла. Был выкопан котлован под фундамент и в него свалена щебенка, Камазами –огромные кучи. Для начала, ее надо было разбрасывать и ровнять. Лопатами! Огромный объем. Я сразу понял, тут мы не заработаем ничего. Переброска куба – копейки, к тому же щебенка, лопатой ее не очень возьмешь. Тем не менее, на следующий день вышли все на работу. Расставил людей, оптимально, насколько возможно. Объяснил ситуацию, и сказал, буду искать дополнительные работы.
Виктор, командир командиров, пригласивший нас на работы и встретивший в Воркуте, как выяснилось, помочь ничем больше не мог. Я его уговорил выпить водки. Но это не помогло. В резерве у него никаких работ не было. Летом на заработки в Воркуту приехало много шабашек. Лучшие места были заняты. Мы поздно приехали.
Я стал один ходить по организациям, ЖКХ и прочее, всем подряд. Это продолжалось несколько дней. Ребята стали грустить, разравнивание щебенки двигалось слабо. И это понятно, нужны были не лопаты, а экскаватор с бульдозером. К тому же, выяснилось, завозить бетонные блоки под фундамент и деревянный брус для стен вообще будут неизвестно когда. После нашего отъезда, не раньше.
Но мои походы увенчались успехом. Постепенно нашел и договорился дополнительно на несколько работ.
1. Изготовление утепляющих цоколей на одноэтажных домиках, построенных еще в 50-ые годы для ссыльных.
2. Восстановление, ремонт остекления совхозных теплиц.
3. Строительство одноэтажного дома, типа дачи.

На домик я поставил Сергея Евгеньевича с товарищем Федором. Он, как выяснилось, работал краснодеревщиком на мебельной фабрике и что-то смыслил в столярных работах. Владел инструментом. Плохо, что привык к тщательности и неспешности. А нам нужны были объемы и сроки.

На теплицы большие совхозные, высотой метров пять вызвался Михаил, друг Володи Левитского. У него оказался опыт стекольщика. Дело пошло довольно неплохо. Выделил ему пару бойцов, он быстро их научил.

Но самой перспективной работой показалась ремонт цоколей. Здесь были очень неплохие расценки. И я поставил на цоколя половину людей. Проблема была c подвозом материала. Досок и засыпки, шлака, который возили машинами. Но это удалось решить. И мы погнали.
На спортивном зале оставалось работать три, а то и два человека. Для прикрытия. В школе мы все-таки жили.

Еще в конце 40-х, начале 50-х на окраине Воркуты были построены деревянные щитовые барачные домики для выселенцев с Западной Украины, Молдавии, в чем-то провинившихся перед советской властью. Дома и тогда-то были не бог весть. А за 30 и более лет совсем стали разваливаться. Как выживали в них люди в 40-ка - 50-ти градусные морозы зимой я так и не понял. Рассказывали, что стены покрывались толстым слоем льда изнутри.
И вот добрая, сердобольная советская власть выделила средства для ремонта этих бараков. В частности обустройства метровой высоты ящиков, засыпаемых шлаком, от земли по периметру домика.
Что мы делали? По началу всё как положено. Ящик из новых досок, потом засыпали. Но скоро выяснилось, так много не сделаешь, соответственно, не заработаешь. И я предложил способы повышения производительности труда.
Почти везде цоколя уже были, но старые. Часть досок сгнили, засыпка старая высыпалась. Мы стали менять только доски совсем гнилые, ломаные, а внутрь ящика класть доски под углом, уменьшая объем засыпки. Дело пошло, всё быстрей и быстрее.
Понятно, внимания старались не привлекать. Но находились жильцы дотошные, которым по понятным причинам такое дело не нравилось. Где-то мы переделывали. А некоторые прямо нам говорили, спасибо, что завезли материал - доски, засыпку, а сделаем лучше мы сами. И делали. Это тоже шло в нашу копилку.
Сегодня не совсем, конечно, удобно вспоминать о нашей халтуре. И людей жалко, тогда еще было жалко – как они будут зимовать дальше? Однако желание заработать преобладало.
Я решил рассказывать всё, как было, ничего не скрывая. Даже если рассказываемое, очевидно, говорит не в мою пользу.
Мне всегда хотелось быть честным и по большому счету я практически не обманывал, сознательно говорил неправду буквально раза два или три в жизни. И каждый раз мало того, неприятно, мне было буквально физически больно. И вот теперь, на склоне лет хочется рассказать всё, о чем не рассказывал раньше, потому что не спрашивали, не представлялась возможность, нужды не было… но и не только. Рассказать, как всё было там и тогда, где пришлось мне обманывать…
Как жили мы… на самом деле.
Не сомневаюсь, это кому-нибудь нужно. Вся правда. Если не людям, то небесам… Нашей земле.

И вот таким образом, прибивая одну или две свежих доски сверху к старому, сгнившему коробу цоколя и засыпая ящик лишь сверху, чуть-чуть, мы и зарабатывали наши «денежки». Как ласково называл их Сергей Евгеньич.

Где-то в середине срока работ, когда все еще было не ясно с нашими заработками, народ с явной инициативы Володи Левитского устроил мне что-то типа обструкции, чуть ли не окончательной.
Я, как правило, ходил по объектам, разбросанным друг от друга на порядочном расстоянии, договаривался по всем вопросам с заказчиками работ, искал новые, дополнительные, проверял ход работ, делал ценные указания, если это было необходимо (например, по цоколям). Покупал продукты. А если было время, то и готовил еду на всех.
Кстати, питались мы не как в Малошуйке одними макаронами на завтрак, обед и ужин с запахом тушенки. Я покупал нормальное мясо, печенку, овощи. Питались почти по-домашнему. Слава богу, продукты в магазинах Воркуты были, и мы не то чтобы шиковали, но и не слишком себя зажимали в питании.
Приходилось иногда делать замечания, подгонять народ. Сергей Евгеньевич с Федором не слишком усердствовали на строительстве домика. Зашел как-то, они распивают. Что, спрашиваю, сделано? По факту получалось, почти ничего. Пару досок прибили.
А вот, говорят, надо обдумать, как тут лучше положить брус. Пришлось объяснять, на раздумия времени нет. Если хотим заработать, надо гнать объемы работ.
Брат Володи Левитского, оставленный на школьном спортивном зале. Как не зайдешь, сидит, курит, не делает ни черта. Я ему делал несколько раз замечания. А он мне вдруг говорит, все равно мы тут ничего не заработаем, какой смысл? Пришлось повышать голос, в резкой форме сказать, - если он так считает, может собирать свои вещи прямо сейчас и сматывать к чертовой матери из шабашки! Я редко разговариваю в таком тоне, но тут пришлось. Этот Володин брат таки уехал через несколько дней, и ладно.
 
На фото в книге:
Брат Володи Левитского и его друг Миша, Виталий Иванов

И вот в такой обстановке, как-то вернувшись к вечеру со своих командирских дел, я обнаружил, народ, проводит нечто типа собрания. Без меня. За несколькими бутылками водки. Которые, кстати, как выяснилось, были взяты из нашего стратегического запаса, привезенного из Ленинграда, по моему распоряжению, 10 штук. Для закрытия нарядов, организационных мероприятий. Но были пока не востребованы, т.к. местное воркутинское начальство, на удивление, оказалось непьющим. Часть запаса была у меня, часть у бойцов. И вот…
Что это, спрашиваю, за дела? Почему не на работе? Откуда праздник?
А мне: мы твое поведение обсуждаем.
Выяснилось. Володя Левитский, который и организовал мероприятие, рассказал народу в ярких тонах, какие предложения я делал его жене. Какая я дрянь. Сергей Евгеньевич, со своей стороны, поделился о том, как мы кинули народ во второй Малошуйке, присвоив деньги с командиром себе. (!!!) Всю правду, которую я ему рассказал, взяв с него слово, народ не мутить. Добавил Валера Каминский, сказав, что и к его жене однажды я приставал. Честно, этого я припомнить не мог.
Ну, и, конечно, здесь в Воркуте я ничего не делаю, только болтаюсь где неизвестно и спрашиваю с других.

Надо сказать, харизмы руководителя у меня никогда не было. Мне неудобно людей напрягать. И я как бы чувствую, для меня это практически бесполезно, лишено глубинного смысла…
Но не буду здесь разводить философию.

Звучали и трезвые голоса, но они подавлялись более старшими, опытными и обиженными товарищами.
Я попробовал что-то сказать… Но Володя Левитский и еще некоторые бойцы были уже сильно пьяны. Такой злобы и пьяного ухмыляющегося эпатажа я не встречал по отношенью к себе. Еще не знал, почему и откуда он, что Володе всё рассказала Наташа. Придумала. И вот Володя почувствовал сладость отмщения, полагая, вот он момент последнего моего унижения.
А я ничего не знал, и только мог удивляться. Увидел, спорить бессмысленно, и отошел в другой конец большой комнаты, где все мы располагались. Это был старый спортивный зал. Сел на свою кровать, достал тоже водки. Выпил грамм 300 и попытался заснуть. Поневоле слушая почти всё, что говорилось в мой адрес. С издевательским смехом.

Тем не менее, утром я попросил выйти всех на работу. Народ не возражал. Выяснилось, правда, что ко мне приставили надзирателя, проверять, правильно ли я всё делаю.
Им оказался Валера Каминский. Мой друг. Как я думал, ближайший.
И Валера дня три ходил за мной по конторам, бухгалтериям, всюду, где было нужно. Молча, ни в чем не участвуя. Надзирая,
Через три дня сказал ребятам, что я всё делаю правильно.

Дело шло уже к завершению нашей шабашки. Работы были налажены. Но оставаться, продлевать сроки никто не хотел или не мог. У Валеры, Володи Левитского заканчивались отпуска.
В последнюю неделю одна организация неожиданно предложила нам работы по расчистке дренажной канавы от квартала жилых домов, пятиэтажек за черту города. Длиной километра три.
Я сомневался, но решил рискнуть. На удивление, в этом поддержал меня Володя Левитский. Не помню уж почему. Он и стал командовать на канаве, взяв еще пару бойцов.
Канава, надо сказать, была сильно обвалена, в ней, видимо, для укрепления, давным-давно местами были вбиты деревянные сваи рядами, все было завалено упавшими деревьями и т.д. А расчищать ее надо было потому, что в эту канаву спускали канализацию и, так как она не работала, прямо рядом с жилыми домами образовалось зловонное озеро, немаленькое.
Получилось так, что за другими делами - я уже начинал закрывать наряды - на канаве не появлялся. Володю тоже не видел практически. А потом вдруг выяснилось, канава расчищена, озеро ушло, запах ещё есть, но уходит. И местные жители нам немеряно благодарны!
Оказалось, Левитский нашел экскаватор, подружился с экскаваторщиком, и они, сидя по очереди за рычагами, под немеряное количество водки, покупаемой Володей на свои деньги, прошли ковшом весь этот немаленький путь. И отступило зловоние!
Володя, вроде, даже ночевал в экскаваторе с экскаваторщиком.
Я предложил компенсировать потраченное на организацию работ из общественных средств. Но он отказался.
Эта работа оказалась очень удачной. Имея опыт закрытия нарядов в Малошуйке, попросив в ЖЭКе нормативы расценок по дренажным делам, я высосал из этой канавы гигантскую сумму, нарисовав совершенно фантастические наряды. В ЖЭКе сначала не поняли, увидев, что вынуты сотни, если не тысячи свай длиной до трех метров вручную и всё в таком роде, но… когда услышали благодарность жильцов, пошли нам навстречу. Наряды были подписаны!
Очень неплохо закрылись наряды по цоколям, где я тоже правильно посчитал. И по теплицам. Миша с ребятами, действительно, сделали очень не мало. Но количество замененных стекол было увеличено в несколько раз.
Мало получили за строительство, недостроенного, конечно же, домика. И копейки за нулевой цикл спортзала.
Но в сумме получилось очень неплохо. За месяц рублей по 800 каждому,
- Когда мы будем делить наши денежки?- спрашивал все время Сергей Евгеньевич.
И время пришло! Получать деньги пошли с Валерой Каминским. Ребята нас ждали недалеко от вокзала, у насыпи железнодорожной. И прямо на улице произвели расчет. Все получили поровну. Володя Левитский внёс предложение наложить на меня штраф или не платить мне вообще – из тех денег, что я принес! – но это предложение поддержано не было. Уехавшему Володиному брату посчитали по количеству отработанных дней.
Я предлагал пол ставки бойца выделить Виктору, благодаря которому мы здесь оказались, который нас разместил, правда, не предоставил работу. Это предложение не прошло тоже. В день отъезда Виктор появился, и у меня был неприятный с ним разговор. Сослался на мнение коллектива. По сути, действительно, платить ему было не за что. Хотя, как посмотреть. Я бы все-таки заплатил.
За несколько дней до отъезда я купил на всех билеты на самолет. Прямо до Ленинграда.
 
На фото в книге:
Сергей Евгеньевич, Виталий Иванов, Валера Каминский
 
Делим наши денежки. Миша, Виталий Иванов, Валера Каминский

В последний вечер устроили шумную отвальную. Володя Левитский порывался меня побить. Подключился Миша. И они стали вдвоем на меня наседать. Все, конечно, и я тоже сильно выпившие.
Говорю, нечестно двое на одного. Меня поддержал коллектив, толпившийся вокруг нас. И Миша с Володей заспорили, кто же из них меня будет бить. Вроде, даже жребий кидали. Выпало Мише. И мы с ним сцепились. Я предложил все-таки без кулаков, а так, побороться. И мы с ним долго боролись с переменным успехом. Окончательной победы ни за кем не было. Он был довольно крепкий мужик, немного выше меня и постарше на несколько лет.
Но, в общем, закончилось без потерь.
Несколько человек искренне благодарили меня. Еще в Воркуте и, прилетев в Ленинград, при расставании. Для всех сумма была немаленькая. Из ребят тихих, не очень заметных в компании, но хорошо работавших, делавших своё дело, пришедших в шабашку не болтать, а работать.
Пожали руки, расстались.


Чуть не забыл рассказать. Работая на цоколях, познакомились и, можно сказать, подружились с семьей высланной из Молдавии после войны. Они давно прижились, обрусели на Севере. Очень добрые, гостеприимные люди. Мы пару раз с ними пили вино. Они сами нас угощали, потом мы их.
На фото – с Валерой Каминским и Володей Левитским. Да, бывало и так. Самые светлые воспоминания. Люди не озлобились, жили с улыбкой и благодарностью миру за то немногое, что от него получали. Даже на советскую власть, вырвавшую их из теплого, благодатного края, их малой  Родины они злобы не затаили. Это было удивительно!

---------
На фото в книге:
Слева 2-й Володя Левитский, 4-й Валера Каминский, 6-й Виталий Иванов
 
Валера Каминский и Виталий Иванов
 
Слева 2-й Володя Левитский, 4-й Виталий Иванов
---------

В письмах проскальзывало, но скажу еще раз.
Володя Левитский на следующее лето поехал опять в Воркуту по проторенному пути, уже командиром организованной им лично шабашки. Через месяц попросил Наташу, жену прислать деньги на обратную дорогу. Произошел полный провал.
Подробностей не знаю.
Не могу сказать, что я радовался. Но что-то нехорошее грело.