Мамай 2020

Джельсомина Мохоровичич
С погодой нам нынче повезло. Было пасмурно, относительно не жарко и при этом сухо и не капало сверху, идеальная погода для захода, когда нужно тащить всё время вверх десять км свою тушку и рюкзак. Весна в этом году ранняя и жаркая, поэтому в кои-то веки нет снега, всё уже зелёное и красивое, всюду цветы, жаркие жарки горят рыжими лохматыми головками, как огоньки, бегут ручьи, вода вкусная, красота неземная, весело шумит река, и даже сапоги не пригодились, мы их конечно же надели, раз уж взяли, но можно было и без них, да как угадать? Лучше перебдеть, чем недобдеть, в памяти ещё свежи воспоминания о мокром Мамайке, когда мокро и сверху и снизу, когда без сапог никуда.

А народу тьма. Надо запомнить, больше на Мамай на 12 июня не ездим, все конечно же добрые, весёлые, здороваются, с праздником поздравляют, но количество народа зашкаливает, как на демонстрации 1 мая. И ещё эти мотоциклисты задолбали, вот уроды, все склоны изрыли, испохабили, красивейшие зелёные склоны с черемшой – это натуральное преступление против Природы! Какие медведи? Такой гвалт, что всё зверьё разбежалось, лишь в большом количестве шныряют туда-сюда голубоглазые хаски, белые пушистые маламуты и прочие четвероногие псовые. Некая такая Афина полюбила нашего Кузеньку и очень навязчиво проявляла свои чувства, сводя Кузьму с ума своими ухаживаниями – задолбала, одним словом!

В этом году мы поехали в компании друзей: Гоша, Лена и их дочка Маша. Гоша взял с собой ещё и котика, но котик сбежал в лес ещё в самом начале на поляне. Ребята встали на реке, на той стороне, хорошее место, вдали от людей, а мы пошли на наше традиционное место – на озеро. Саша поставил палатки не там, где обычно, а чуть в стороне, раньше там всегда лежал снег, но стоянка там удобная, ровная. Да и народу на озере, не в пример прошлым годам, много. Мы там, как обезьянки в клетке, у всех на виду. Раньше ведь на Мамай ездили только местные за черемшой, они к нам на озеро даже и не совались. Сейчас же на Мамае турбаза, целая деревня выросла, сплошные туристы, их туда на вездеходах завозят пачками, а что им смотреть? Наше озеро и водопад – вот основные достопримечательности в шаговой доступности, на пик Поляна поднимаются единицы. И все они прут на наше озеро, купаются, кричат, шумят, фотографируются, никакого покоя. Вечером наплыв туристов спал, зато начался дождь. Мы только успели тент натянуть. Впрочем, дождь был короткий, зато после наступила Красота! На ужин традиционный салат из черемши. Сытые и довольные мы любовались тишиной, закатом, вечерним светом, пышными цветами кашкары и Байкалом, виднеющимся вдали. Ночью мёрзли, пока невидимые птицы пели нам свои затейливые песни, утром полосатые бурундуки шныряли по камням, а потом снова повалил народ с криками, купаньями, селфями, гулкими моторами, наглыми собаками, детьми и распугал всё зверьё.

После вчерашнего всё тело болит, тот ещё квест – доползти до озера с баулами, это тебе не налегке идти. Мы хотели пойти на гору, но передумали, выспались, батонились. Отправили Бернарда навстречу нашим друзьям, чтобы он им дорогу показал, а сами морально разлагались, благо погода располагала, прожарившись на солнце, открыли купальный сезон. Вода в озере ледяная, зато так бодрит. Я выяснила, что когда ныряешь, то как бы настраиваешься с этим местом на одну волну, сливаешься с ним, в общем, полнейшее единение с природой. Бернарда не было долго, мы уже начали волноваться, когда он пришёл один. Оказалось, что с друганами нашими он разминулся, они прошли выше, почти дошли до перевала, устали топать по жаре, поняли, что нас пропустили, вернулись обратно, и поэтому до нас они уже не пошли, зато Бернард у них потусил в гостях, ел вкусные роллы из лаваша, майонеза и черемши, черемша – это визитная карточка Мамая, тут её много, вкусная и сочная. Было уже поздно куда-либо идти, хотя силы уже появились, а с ними и желание, наварили макарошек с тушенкой – первая горячая еда. Все время забываю, что на Мамае есть не охота, там так жарко, что хочется пить, не есть. А вот чай мы глушили литрами с листом душистой смородины. Завтра надо выходить, но у нас полно продуктов и на гору мы так и не сходили. Приняли решение, что встаем в пять утра, идём на гору, потом спокойно выходим и уезжаем. Вспомнили и как дядя Рома лет десять назад сбегал вот так на гору с утреца, и как сами мы ходили на Черского и в это же день выходили, тяжело, но возможно.

Утром встали, как и задумали, Бернард решил остаться в лагере, это и хорошо, людно слишком, вещи без присмотру оставлять, на газу сварили кофе, овсянка-сэр, чай, Кузю хотели оставить, да он не захотел, начал возмущаться, пришлось взять, он так обрадовался, что даже сам преодолел реку и всю дорогу задорный бежал, вот ведь судьба какая, под старость лет пошёл в горы. Ведь всю свою жизнь Кузин мир состоял из нашего двора, а тут оказалось, что мир гораздо больше.

Хорошо, что встали рано, до перевала дошли по тени, а на перевале встретили солнце и стало жарить. Тут нет людей, нет тропы, озеро глубокое, как омут, снег лежит в тени, открывается шикарный вид, можно уже дальше и не идти, но мы идём, в планах у нас гора. Идём лабиринтами, подходы к седлу Поляны запутанные, среди камней и зарослей стланика. Местами встречаем мишкины раскопки, недавно тут был косолапый, брал налог с бурундуков орехами, а вон и бурундук бегает по снегу, хорошо, хоть Потапыча не видно, но он где-то совсем рядом. На снежнике отчётливо видны довольно свежие следы. Взлёт довольно крутой, но мои замберланы держат как на камнях, так и на скользкой траве, очень уверенно себя ведут в горах, как хорошо, что я их надела, а ведь собиралась в кроссовках ехать, в самый последний момент передумала, решила идти в тяжёлых горных ботинках, но стёрла пятки, не беда, есть запасные носки и пластырь как раз на такой случай, мы уже учёные, не в первый раз в горы идём. Жарко, пот льётся, ползём вверх, уже решаем, что ну его на фиг, не поедем сегодня в город, Саша сам себе хозяин, продуктов полно, остаемся ещё на день. Сейчас главное – это подняться на гору. Это у неё название только такое обманчивое, просто – Поляна. Ну да, энкашная гора, но всё же не простая, ой не простая. Вроде вот он перевал, вылазим, а тут ещё взлёт, и снова круто вверх, а там курум и заросли стланика. Кузя зассал, повернул вниз, бегает по снежнику, ищет обходы. Я уж тоже поддалась этим подлым мыслям, может ты, Саша, один на вершину полезешь, а мы тебя тут подождём? Тут тоже красиво! Но Саша меня переубедил, лезем дальше, то уходя в камни, то прижимаясь к стланику, местами прямо сквозь стланик лезем, работают все мышцы, лучше любого тренажерного зала тут нагрузки, руки, ноги, спина, все работает на пределе сил и возможностей. Вдруг откуда ни возьмись появился чёрный Кузин нос среди веток кедрового стланика, как ты сюда залез? Ай, хороший пёсик! Кузя на вершине, в десять утра мы всё на вершине, три с половиной часа занял у нас подьём от лагеря - очень недурный результат. Саша звонит маме и предупреждает, что мы остаемся ещё на сутки. Мой телефон помер в первый же вечер, поэтому я никому не звоню, а просто балдею от открывшегося вида – вон там пик Нефтяников, внизу речка Осиновка лентой бежит, Байкал батюшка как на ладони. Погода отличная, на небе ни облачка, ветер продувает, так что не шибко жарко. Прошу Сашу пофотать нас, сейчас ведь как, не сфотал, значит не было. Пьём остывший чай с сахаром, бутерброды с сухой колбасой, Кузеньке тоже перепадает, заслужил. Мимо нас, хохоча мартышками, пролетели весёлые, чёрные, горные птицы клушицы.

Но мало на гору взойти, надо ещё и спуститься. Меня спуск пугает, спуски я ненавижу больше, чем подъёмы. Идём, прорываемся сквозь смолистый стланик, я немного набрала шишечек на варенье, не удержалась, хотя там их там столько… Снизу поднимаются люди, машут нам руками, мы уходим вниз чуть раньше, тут не так круто, идём по снежнику, рубим ступени. Это особый кайф, летом походить по снегу, от снега веет прохладой, но и ультрофиолет отражает снег хорошо, сгорим, как пить дать, сгорим. Хочется пить, сильно, жажда  такая, что не выразить словами, пьёшь, но не напиваешься. После спуска отдыхаем. Какая тут красивая природа, уходить не охота, всюду цветы: синие, белые, оранжевые, жёлтые, как маленькие дети солнца повернули свои головки к родителю. Я снимаю ботинки, остужаю босые ноги в снегу, умываюсь снегом – снимает усталость, мечтаю о компоте и занырнуть в озеро. Солнце жарит вовсю, хорошо, ветер с Байкала.

Идём опять непонятными путями дорогами, лабиринтами, никак не можем найти спуск с перевала, всюду очень круто, но потом Саша всё же нашел, откуда мы пришли, спокойно спустились, вниз идти легко, хоть и по жаре. В лагере Бернард уже проснулся, лежит в тенёчке, а мы пошли купаться. Первым делом сварили по-быстрому чай, пить охота невозможно, супчику сварили, но на такой жаре суп в глотку не лезет, лучше бы сделали опять салат из черемши, но продукты надо съедать, не тащить же обратно. Очередная собака-волк прибилась к нам, сидит, попрошайничает. А потом компот сварили, ах, какой божественный компот! Вот эта штука только и может утолить жажду после восхождения. Как хорошо, что мы передумали сегодня уезжать, двигаться не охота, всё тело болит, ноги не ходят, стареем. Люди все свалили, мы, наконец, одни, птички поют, водопад шумит, опять природа нам показывает божественный закат. Но тут набежали тучи, всё как-то засмурело, как бы дождь не пошёл? Мы пошли уже в сумерках собирать черемшу, но под конец тучи растянуло и закат был красным, горел прям!

Утром заспались, не смогли встать в пять, встали в семь, пока то да сё, пока позавтракали, пока палатку высушили, вещи собрали, вышли уже по жаре, ну да вниз не вверх, да и не капает – тоже хорошо, меньше, чем за три часа спустились особо не торопясь, отдыхая каждый час. Подходим к машине, а на небе фиолетовые тучи, гроза идёт, ветер с Байкала дует холодный, я аж замёрзла, прыгаем в машину и едем, посматривая, как над Хамар-Дабаном льётся дождь. Вовремя вышли, в общем, с погодой повезло! В город приезжаем, а тут дышать не чем, пух в глаза, в нос лезет, просто адская жара, там тоже жарко, но не так, там всё равно свежо, нет этой духоты, прохлада от реки, какая же у нас красивая природа, пока ещё есть, пока ещё нас туда пускают. И нет там никакого карантину и ковиду, совсем забыли мы за эти дня об этих напастях, никаких там забот, ни выборов, ни голосований, всё просто – зайти на гору, спуститься с горы, с одной стороны просто, а с другой, ой как не просто!

Да, друзья наши вышли по расписанию, а котик нашёлся, там же их в лесу ждал, накидал по дороге мышей дохлых вместо хлебных крошек. Таки у нас полный хеппи-энд, и они, в отличие от нас ещё и на Байкале побатонились на пляжу среди розового песку, свой релакс словили под мирный шум вод.

17.06.2020