Реликварий-сокровище с мощами святого Георгия

Анатолий Гурьевич Холодюк
    Уникальный  по красоте и богатству реликварий с мощами св. Георгия Победоносца выставлен в "Сокровищнице" ("Schatzkammer der Residenz"). бывшей  Резиденции баварских королей )(Residenzmuseum; Residenzstrasse 1).  Этот драгоценный реликварий (высота 50 см), называемый   знатоками  ювелирного искусства  "сокровищем  высочайшего ранга",   принадлежал баварскому герцогу из рода Виттельсбахов Вильгельму V Благочестивому [1], собиравшему  мощи  раннехристианских святых  для  придворных часовен  Резиденции  и Мюнхена.  Герцог Вильгельм V был последовательным сторонником движения Контрреформации. Он построил в Мюнхене иезуитские колледж и  церковь Св. Михаила, где было положено начало большой коллекции мощей святых неразделенной Церкви.  Во время  его правления все  некатолическое население вынуждено было покидать Мюнхен.  Во время военной кампании 1583 года Вильгельм V  сделал своего брата Эрнеста  курфюрстом- архиепископом Кёльна [2].

Через три года в знак  особой благодарности и победы  Вильгельма V  в Баварии над  доктриной реформатора Мартина Лютера архиепископ Эрнст Кельнский отправил в Мюнхен своему брату —  герцогу Вильгельму  реликварий с мощами  (фрагмент  нижней конечности) святого Георгия [3] , которые хранились в монастыре  Св. Варфоломея под Кельном. В мюнхенском "Тайном архиве Дома Виттельсбахов" хранится документ ­об экспертном заключении о достоверности реликвии,  в отправленным   письме  из Кельна в 1586 году [4].  О происхождении мощей святого Георгия в  монастыре  Св. Варфоломея сведений нет.

Почитание святого Георгия широко было распространено в Баварии. В 1496 году герцог Альбрехт IV (1447 — 1508) основал Архиепископство  Святого Георгия,  проводившее до XVIII-го века  свои церемонии в часовне Св. Георга  ("Georgskapelle der Neuveste"), которую считают предшественницей нынешнего здания  Резиденции бывших баварских королей.

На величественном реликварии изображен на белом коне  рыцарь с мечом и в доспехах, побеждающий дракона.   Это    узнаваемое изображение   —  «битва святого Георгия с драконом»  или "чудо Георгия о змие"  —  запечатлено и описано в житии святого великомученика Георгия Победоносца как  спасение им царевны от змея (дракона).На реликварии изображены  аллегории  рыцарских добродетелей, каждые  их детали имеют  символы. Он символизирует победу добра над злом в битве рыцаря с драконом.

Сражающийся  Георгий в образе рыцаря в доспехах  и с мечом в руке восседает на   боевом коне,  бесстрашно переступающим через поверженного зеленого дракона. Рыцарь держит себя уверенно,  острие его  меча  не нацелено  на дракона и не отражает надвигающийся   смертельный удар. Кончик  рыцарского копья находится в шее дракона.

Всадник  на коне  символизирует одновременно и триумфатора и покровителя. Произведение церковно-ювелирного искусства образно    демонстирует   политическую  позицию  Баварии и его правителя Вильгельма V во времена Контрреформации. Схожие символы изображены на полотне  в главном алтаре  и на фасаде церкви Св. Михаила, где Архангел Михаил побеждает копьем дракона.  Фигура всадника —это  святой Георгий, чей шлем  на реликварии имеет подвижной козырек.  Под ним можно видеть вырезанное из самшита бородатое лицо рыцаря,  имеющее  сходство с  внешним обликом   герцога Вильгельма V. Великолепные его  доспехи, надеваемые им в Мюнхене   во время   церемониального шествия  в день католического праздника  Тела и Крови Христовых ("Fronleichnam")[5], послужили образцами  для доспехов  фигуры святого Георгия на реликварии.

Красные кресты на белой седальной ткани, покрывающей   боевого коня,  тоже символичны. Благочестивая государственная знать Баварии имела на щитах и доспехах значимый   знак  в виде  красного креста.

Над реликварием, изготовленном между 1586–1597   по проекту Фридриха Сустриca (Friedrich Sustris; ок. 1540–1599), трудилось   несколько мюнхенских  и аугсбургских мастеров ювелирного дела:  среди них Андреас Атемштетт, Абрахам Лоттер и др. Изготовление  происходило   в  мастерской  мюнхенского ювелира Стефана Хетцера. Мюнхенский ювелир Ханс Шваннеберг подбирал и оценивал драгоценные металлы и  камни, предназначенные   для реликвария: золото, позолоченное  серебро, бриллианты, рубины, изумруды, опалы, агаты, халцедон, горный хрусталь,  крупный жемчуг,  эмаль и др.  В  инвентарном документе 1745 года сообщается, что реликварий украшают 2291 алмаз и  406 рубинов.

Реликварий  состоит из золотых литейных фигур (рыцарь и дракон), золотой эмали (плакировка поверх золотых литейных конструкций),  золотого рулонного листа (седло), позолоченного серебра (основание), бриллиантов (на седельной подушке и рыцарских доспехах), рубинов (на голове и животе дракона) и  "на белой седельной ткани и ножнах меча), изумрудов (кожа дракона), опалов, агатов, халцедон, горного хрусталя  (лезвие меча), жемчуга и других драгоценных камней.

К сожалению, реликварий  с мощами святого Горгия в музейных справочниках называется  иначе — "Статуэтка  рыцаря Святого Георгия" (Statuettе des Ritters St. Georg). Изначально это уникальное произведение церковно - религиозного искусства называлось   реликварием для хранения  мощей святого Георгия Победоносца.  Реликварий,   называемый   «Рыцарем Йорге» („Der Ritter Juerge“),  считался одним из главных  сокровищ в  обширной коллекции династии Виттельсбахов. Основание  реликвария с  выдвижным  пеналом, где на ткани хранился фрагмент  нижней конечности святого Георгия, претерпело некоторые изменения между 1638 и 1641 годами. В  передней части  основания  реликвария   изображен семейный герб патрона  династии  Виттельсбахов с двумя боковыми львами.

Первоначально реликварий находился в  часовне Св. Георга, а около   1607 года сын герцога Вильгельма   Максимилиан I передал драгоценное сокровище  в алтарь Богатой часовни  ("Reiche kapelle") [6]. В XVII  веке реликварий  выставляли в праздничные дни   на алтаре Богатой часовни Мюнхенской Резиденции. В 1731 году драгоценный реликварий поместили в специально изготовленном для него  шкафу  из фарфора. В 1897 году  реликварий передали новому  построенному хранилищу  («Старая Сокровищница», ныне  здесь находится  музейная касса), где его демонстрировали  народу [7].   Через несколько десятилетий, когда  21 июня 1958 года  в десяти залах на первом этаже королевской Резиденции  открыли  музей,  реликварий-сокровище  с мощами святого  Георгия  стал доступен для всех посетителей.

Примечания

[1] Вильгельм V Благочестивый (нем. Wilhelm V der Fromme; 1548 — 1626) — герцог Баварии с 1579 по 1597 из рода Виттельсбахов.  Получил иезуитское образование и имел прозвище «Набожный», потому что всё свободное время посвящал мессам, молитвам и религиозной литературе. Расходы  иезуитским миссионерам  привели к опустошению казны. В 1597 г. Вильгельм  отрекся от престола в пользу своего сына Максимилиана, а сам ушёл в монастырь, где провёл остаток жизни. Скончался  Вильгельм в 1626 году во дворце Шлайсхайм,  похоронен в  крипте-усыпальницы построенной им иезуитской церкви  Св. Михаила в Мюнхене.

[2] Эрнст Баварский (Ernst von Bayern;  1554 —  1612) — принц династии Виттельсбахов, курфюрст-архиепископ Кёльна (с 1583 года), князь-епископ Фрайзингский (с 1566 года), Хильдесхаймский (с 1573 года), Льежский (с 1581 года) и Мюнстерский (с 1585 года), князь-аббат Ставело-Мальмеди (с 1581 года).

[3] См.:  Brunner H. Die St. Georgs-Statuette in Muenchen ( Werkmonographien zur Bildenden Kunst. Band 129). — Stuttgart 1968.

[4] Geh- Hausarchiv in Bayer, Hausstaatsarchiv Muenchen; Reiche Kapelle. Betr. N 10.

[5] Церковный праздник, имеющий статус торжества, посвящён  почитанию католиками  Тела и Крови Христа. Иногда этот праздник называют также Корпус Кристи (лат. Corpus Christi — Тело Христово) от латинского имени праздника.

[6] См.: Quaeitzsch Chr. „Hey, hey, hey, ich war der goldene Reiter“ – Der heilige Georg in der Schatzkammer //

[7] Там же.