Племянница великого магистра

Раскина Елена
                Иллюстрация: "Дама с единорогом", гобелен, кон. XV в.

Племянница великого магистра, ее османский рыцарь и лазоревый остров Родос.

Опубликовано в журнале "Мальтийский вестник" (Мальта).

«Слева — лев, справа сияет единорог; держат одинаковые стяги высоко над собою: три серебряных месяца, по лазоревой перевязи восходящие на тихий багрец. Ты разглядела все это? Начнем теперь с первого, да?»
Райнер Мария Рильке «Записки Мальте Лауридса Бриге»

Тайное свидание

Мари де Бланшфор, племянница Великого Магистра Ордена иоаннитов Пьера д`Обюиссона, торопливо поднималась со свечой в руках по узкой, каменной лестнице, которая вела к покоям почетного узника башни Бурганеф османского принца Джема. Свеча оплывала и гасла, было темно, холодно и сыро, и на каждый шаг и вздох прекрасной дамы, спешившей на свидание, откликалось много лет обитавшее в башне эхо. «Джем, милый, я иду…», — шептала Мари, и эти слова повторяло эхо. «Джем, Джем, милый Джем…», — казалось, шептали мрачные стены. Наконец Мари подошла к заветной двери на верхнем этаже башни, почти под крышей, и постучала в дверь условным стуком. Окованная железом дверь приоткрылась: в полутьме возник силуэт стройного, высокого еще молодого мужчины в полувосточном-полуевропейском наряде. Он был сероглазым, светловолосым и скорее напоминал европейца, чем турка. Эти светлые волосы и глаза Джем унаследовал от матери-сербки.Так что этот османский принц был наполовину европейцем.
«Мари, любимая… Это ты?» — тихо спросил узник башни. Вместо ответа девушка быстро скользнула за дверь и прижалась к его груди. Дверь закрылась с тяжелым скрипом-вздохом. «Мари, любимая…» — повторило башенное эхо. Оно было на редкость разговорчивым…
Стены покоев принца Джема украшали дивные гобелены, которыми каждый раз любовалась Мари. Говорили, что эти гобелены были вытканы фламандскими мастерами по заказу и эскизам самого Джема, замечательного рисовальщика. На них была изображена Прекрасная Дама, хозяйка Лазоревого острова, а по правую и левую руку от нее — Лев и Единорог, волшебные геральдические звери, державшие в лапах рыцарские знамена. Когда Мари спрашивала у Джема, что это за остров, он задумчиво отвечал: «Родос…», и племянница Великого Магистра представляла себе этот дивный уголок земли, который оспаривал у рыцарей-иоаннитов турецкий султан, и о котором столько рассказывал ее дядя. Там были рощи апельсиновых деревьев, цитадель, бастионы, храмы, построенные рыцарями, и глубокое, ровное дыхание моря… Сейчас Родосом владели отчаянно защищавшие его рыцари-иоанниты, но кто знает, что случится дальше?

Гобелены в башне Джема

Османский принц Джем, обитатель башни Бурганеф, был почетным узником Великого Магистра Ордена Св. Иоанна Иерусалимского, Пьера д`Обюиссона. Когда в 1481 году умер султан Османской империи Мехмед Второй Завоеватель, его сыновья Баязид и Джем сошлись в жестокой схватке за власть. Одному из них должен был достаться султанский трон, а другому — шелковый шнурок. Потерпев поражение, Джем решил обратиться за помощью к «неверным» и добровольно сдался Великому Магистру иоаннитов на Родосе. Пьер д`Обюиссон отправил Джема во Францию, где предоставил ему в качестве жилища один из замков Ордена, Бурганеф. Специально для содержания османского принца была построена круглая башня замка, которую отныне стали называть «Башней Джема» (Зизима).
Принца содержали, как почетного гостя: он был постоянным участником пиров и турниров, в том числе и поэтических, поскольку просвещенный Джем знал европейские языки и умел сочинять не только газели, но и сонеты в честь Прекрасной Дамы. К тому же, принц решил украсить холодные каменные стены своей башни чудесными гобеленами, эскизы для которых сделал лично. Великий Магистр передал эти эскизы брюссельским ткачам, и в итоге возникли чудо-гобелены, которыми любовались все гости башни Джема, и особенно — гостьи. Вот и сейчас Мари не могла оторвать глаз от лазоревого островка и белокурой Дамы, которую охраняли Лев и Единорог.
Гобеленов было всего шесть, и символизировали они пять земных чувств и одно высшее, небесное, «Шестое чувство». Они назывались: «Зрение», «Слух», «Вкус», «Обоняние», «Осязание» и — «Моему единственному желанию» («A mon seul desir»). На первом гобелене единорог смотрелся в зеркало, которое протягивала ему Дама, на втором Дама играла на органе, а звери, птицы и цветы ее слушали, на третьем Дама извлекала конфетки из бонбоньерки. На гобелене с названием «Обоняние» Дама плела венок из гвоздик и рассеянно вдыхала их аромат. На гобелене «Осязание» она прикасалась к рогу Единорога.
Самым загадочным был шестой гобелен. Когда Мари спросила у Джема, что значит «Моему единственному желанию», принц галантно ответил, что это единственное желание — взаимная любовь. Тогда Мари ревниво подумала, что Дама на гобелене похожа на красавицу Елену де Сасенаж, с которой, по слухам, у Джема был роман до появления Мари в Бурганефе. Но Джем добавил, что его единственное желание — это любовь Мари, и племянница Великого Магистра не стала больше ни о чем спрашивать. В тайне от дяди она ходила на ночные свидания в Башню и сладко спала до самого утра в объятиях Джема, а, засыпая, любовалась дивными гобеленами. Порой ей казалось, что гобелены она любит не меньше, чем самого принца. Они заворожили Мари…
От Джема Мари узнала, что Лев на гобеленах символизирует Ислам, а Единорог — Христианство. Дама же — это небесная покровительница Родоса, Дева Мария, у мусульман — Мириам, мать пророка Исы. И за ее чудесный лазоревый остров Лев сражается с Единорогом. Судьба рассудит, кому владеть островом — рыцарям-иоаннитам или Османскому султану. Если Великий Магистр Ордена иоаннитов поможет принцу Джему свергнуть с турецкого престола брата Баязида, то Джем непременно оставит Родос рыцарям. А Мари, если захочет, может стать его султаншей, первой и главной женой, матерью его сыновей. Мари отвечала, что ни за что не переменит веру и не уедет с принцем на Босфор, но порой ее охватывали сомнения. А, может быть, дядя, Великий Магистр, не случайно закрывает глаза на ее тайные ночные свидания с Джемом? Быть может, ее судьба — стать султаншей, уехать с Джемом в его Стамбул, но при условии, что чудесный остров Родос навсегда останется во владении рыцарей-иоаннитов? Может быть, именно этого хочет ее дядя?

Странствия «Дамы с единорогом»

Прошло много лет и веков. Принц Джем так и не вернул себе османский престол, а рыцари-иоанниты утратили Родос и обрели Мальту. Джема перевезли в Рим и поместили в папский замок Святого Ангела, где он умер 25 февраля 1495 года. По официальной версии, от дизентерии, по неофициальной — был отравлен. Великий Магистр Пьер д`Обюиссон стал римским кардиналом. Судьба его племянницы неизвестна. Наверное, вышла замуж, но, по всей видимости, была несчастна в браке, ибо так и не смогла забыть Джема.
Гобелены «Дама с единорогом» были обнаружены в замке Буссак департамента Крез двумя великими французскими писателями — Жорж Санд (прекрасной баронессой Авророй Дюдеван) и ее мимолетным возлюбленным Проспером Мериме. В 1844-м году Жорж Санд описала «Даму с единорогом» в своем романе «Жанна».
Жорж Санд писала в «Дневнике путешественника» (1871): «Единорог — вот он, здесь, и представлен он не шествующим или ползущим, как на чьем-нибудь гербе, но словно бы беседующим, едва ли не подающим копыто худощавой, богато и причудливо одетой даме, которую сопровождает совсем еще юная девушка, столь же тоненькая и худощавая, что и ее хозяйка. Единорог белого цвета, упитан, будто конь. На одном из гобеленов дама вынимает из ларца украшения; на другом играет на клавире; на третьем отправляется на войну и несет перед собой складчатый штандарт, тогда как единорог вытянулся в струнку у шлейфа ее платья. Эта тоненькая блондинка исполнена таинственности; вчера она напомнила моей дочери фею. Одеяния ее чрезвычайно разнообразны и выдержаны в причудливом вкусе. Не знаю, отвечают ли они моде своего времени или просто прихоти художника».
Ныне эти гобелены находятся в парижском Музее Средневековья (Отеле Клюни) и по праву считаются самым знаменитым и посещаемым экспонатом этого музея. «Даме с единорогом» отведена отдельная зала.
Экскурсоводы, впрочем, рассказывают и другую версию создания гобеленов. Согласно этой версии, гобелены были заказаны самым богатым после короля человеком в Париже, президентом Высшего податного суда, Жаном ле Вистом. Дама на гобеленах — это, якобы, Клод ле Вист, дочка президента, а шпалеры заказали ее отец и жених, богатый и знатный Жан де Шабанн-Ванденес. Автором рисунков к дивным гобеленам был парижский художник Жан Перреаль (1455-1528­). Или же, как считают некоторые ученые, автором рисунков являлся Мастер Жанны Бретонской.
Но я предпочитаю верить в историю о принце Джеме и племяннице Великого Магистра Ордена иоаннитов и считаю эту версию более убедительной. И каждый раз, бывая в любимом парижском Музее Средневековья, в зале гобеленов «Дама с единорогом», вспоминаю о сероглазом и светловолосом османском принце и его французской возлюбленной… А еще о лазоревом острове Родос, на котором я никогда не была, и, конечно, о Мальте, где я бывала не единожды…