Байкал-19. Ветровая болтанка. Новосибирск - Омск

Иван Варгатый
 - Серый, ядрёна твоя медь, ты на часы смотрел?! Мне ещё машину сделать, а потом достать хотя бы Омск. Тебе на работу. Подъём!!!
Стрелка часов действительно подползала уже к полудню, когда простой гэсовский художник Серёга совершил открытие века. Спустя минут пять, остаканившись поднесённым мною чаем или кофе («выпив по стакану лимонада или воды, Данзас не помнит…»), открыл и второе веко.
 - Ладно, терминатор, просыпайся, а я пойду запчасть поищу. Где тут автомагазины?
 - Да нет их тут, ближайший в городе…
 - Как это так? Райончик немаленький и стоит на отшибе.
 - А вот так.
Не поверив и глянув Яндекс.Карты, я увидел две каких-то лавки, обозначенных как «Магазин автозапчастей», и отправился туда, оставив гостеприимца готовиться к рабочему дню. Нашёлся первый магазин довольно быстро, но, только зайдя в него и увидев стройные ряды изящных японских запчастей, я почуял неладное. Так и оказалось – «возим только японские, а жигулёвских на ГЭСе вообще не найдёшь». Второй магазин посоветовали даже не искать, вернее, выкатили глаза в ответ на вопрос. Что ж, придётся пока продолжать путь на честном слове и без одной тяги.

ОбьГЭС или просто ГЭС – то ли самая-самая южная окраина Новосибирска, то ли уже область, где живёт мой товарищ Серёга, профессиональный художник. В прошлый раз я был тут и виделся с ним девять лет назад, в 2010-м, во время локостопного похода Тюмень – Красноярск, который с Серёгой и продолжил – в Красноярск мы триумфально прибыли на трёхкомнатном электровозе ВЛ80ТК, а обратно уехали на гордости и красе наших железных дорог – ВЛ85. Сейчас же я ехал на машине куда меньшей, но ехал сам и трудности стояли даже большие. Неизменными были только время и погода – на календаре что тогда, что сейчас, висели последние листки октября, лужи поутру встречали нас звонкой ледяной скорлупой, а к обеду солнце радовало последним, необжигающим теплом уходящего года.

Вернувшись из магазина без нужного болта, зато с большим пакетом еды домой и в дорогу, я застал товарища всё с той же кружкой в руках.
 - Тебе на работу к скольки?
 - Вообще-то к десяти, но я позвонил и договорился на час.
 - Вот бы мне так… Хотя нет, не доведи господь) Давай рубать.
Пока «рубали» да собирались – часы показали уже то ли час, то ли полвторого. Серёга ещё раз позвонил на работу и перенёс явление себя народу на 15:00. И вот наконец я запустился и порулил по командам живого навигатора в город. Навигатор минут через пять спросил:
 - что у тебя машину как-то мотает?
 - а я тебе о чём весь вечер и всё утро талдычил, дорогой мой, а тебе неинтересно было? Ещё на съезде с прокопьевской трассы на Академ я болт реактивки потерял, она висит на проволоке, мост сейчас мотыляется как хочет. Потому и едем медленно, имеем право аварийку включить. Но не буду, тогда повороты нечем обозначать.
 - Да нам и поворачивать особо некуда, едем прямо…
 - Перестраиваться тоже некуда?

Так в разговорах потихоньку и прошла дорога до серёгиной работы, дальше в самую гущу центра я поехал один. По дороге наметив несколько магазинов и прикинув время на ремонт, забил в БлаБлаКар поездку до Омска – увы, всего на одно место, так как сзади лежали две пары покрышек, летняя «Белшина» и вездеходная «Снежинка», срочно снятая в Красноярске после очередного финта на гололёде. Рисовать задними колёсами синусоиду на скорости 80 было очень остро. Как всё же много зависит от покрышек – древняя, советская ещё «Снежинка» АИ-168У, дубовая высокопрофильная камерка, каменно держит дорогу на песке, снегу и в грязи, но на гололёде превращает машину в корову. Да и на асфальте на скорости 100 – тоже: на высоченном узком профиле машина балансирует словно на ходулях, особенно с моими вскорости заменёнными убитыми шаровыми, с которыми руль всё больше походил на газоновский.

Итак, поставив машину в каком-то милом хрущёвском дворике (ума не приложу, как можно в Москве по программе реновации сносить хрущёвки, тем более когда много где в стране люди живут чуть ли не в чумных бараках), в первом же магазине нашёл нужный болт. Быстро сняв и подложив под машину колесо, с помощью отвёртки и идиоматических выражений загнал болт на место и поехал на ЖД-вокзал, точку встречи с пассажиром. Вернее, с контрагентом, решившим доверить мне передачу в Омск пары кроссовок. Включив на привокзальной площади аварийку и для опознавания все шесть головных огней – в наполовину праворульном Сибе белых семёрок уже не так много, но они есть, быстро встретился со звонившим.
 - Нам надо человеку в аэропорту их передать, у него самолёт в два часа ночи. Успеете?
 - Нет, у меня по графику только прибытие в Омск в час, и это по графику, а дорога есть дорога. Пока найду аэропорт, пока встречусь… Тут надо с запасом выбирать.
 - И правда… Ладно, извините за ложный вызов.

Получив две сотни неустойки, за что парням спасибо, я наконец направился на выезд из города. Марусино, Криводановка… Этой дорогой я ещё не ездил. Собственно говоря, я вообще в Нск был мало где. Эх, Новосибирск, он же Ново-Николаевск, он же Сиб, Новосиб и Нск… Симпатичный город, хоть, на мой взгляд, и немного скучноватый. Впрочем, аппетит приходит во время еды, наверняка более плотное знакомство взрастило бы больший интерес. Было бы ещё на это знакомство время, а то чем дальше годы – тем меньше дней.

Вот и знакомая трасса Р254 «Байкал», она же М53. Повернул на тёплые акварельные полосы заката, слушая через гарнитуру скабрёзный полурэп Семёна Слепакова. Почему через гарнитуру? Во-первых, магнитола неделей раньше просто сдохла. Во-вторых, так несколько удобнее – не надо готовить носитель, можно сразу найти в Сети что надо. В-третьих, так лучше слышно машину. В-четвёртых, так экономичнее, магнитола с четырьмя мощными динамиками здорово склещается с генератором, как выяснилось накануне в Кемерове – даже слишком здорово, где отжившая своё магнитола вкупе с изголодавшимся аккумулятором уложила на лопатки диодный мост, что стоило потерянного дня. Но это уже отдельная история.

Тем временем акварель горизонта потемнела, облачная пелена рассеялась и затлели искорки звёзд. За бортом в быстро холодеющем воздухе проплывали знакомые названия незнакомых городов и весей – Кабинетное, Чулым, Кокошино… Добавился в Блаблакаре и отзвонился новый пассажир – добрый молодец, назовём его Василий, ожидающий меня в Барабинске. Совсем сгустилась ночь и в левом окне повисла Луна. Убинское, Клубничное… Не раз и не два проезжал эти места — то за рулём батиного «Патриота», то пассажиром плацкартного вагона, то в большой и безопасной — на мой взгляд, это самое безопасное место на Земле — кабине электровоза, теперь вот совершенно один за рулём совершеннолетних «Жигулей».

Вот путепровод, на котором ко мне пять лет назад, когда мы с батей ехали с Байкала и сделали фотостоп, подъехала газпромовская охрана: поинтересовались, что делает на таком страшно взрывоопасном объекте — путепровод над железной дорогой! — бородатый террорист в камуфляжных штанах и с фотоаппаратом… Кожурла, Труновское… Луна так неподвижно и висела точно слева – дорога в Барабинских степях идёт стрелой, незамысловатый мотор, советско-итальянский полукровка, казалось, тоже замер неподвижно на трёх тысячах, давая скорость сто километров в час — трасса почти опустела и ехать стало совсем легко.

Наконец впереди, где-то в тонких словно игла прогалах между берёзками, начали мелькать огни Барабинска. Жёлтые огоньки города, белое пламя станции, правее ещё что-то небольшое, но яркое – видимо, нефтебаза, решил я. Времени по графику ещё навалом, сперва надо заправиться – верчение по Нск и триста километров полёта не в самом экономичном режиме должны были высосать баллон почти полностью. Где там АГЗС? Вон, севернее города, на отшибе… Сворачиваем, едем… Эти десять минут почти не запомнились – начало сказываться утомление.

Потихоньку стало ясно, что небольшое, но яркое нечто – и есть АГЗС. Но что-то меня в ней, когда приблизился, насторожило… Резервуары, контингент, даже цвет… Точно – свои АЗС, на которых бывает и пропан-бутан, «Газпром» расцвечивает синим, а здесь гамма сине-зелёная! Похоже, это АГНКС. И точно – под огромным дебаркадером зеленели (экологичное ж топливо, только баллоны либо тяжёлые как авиабомбы, либо взрывоопасные как авиабомбы) надписи «МЕТАН» да стояли сплошь трудовые машины – разные ГАЗели-NEXT, КАМАЗы-мусоровозы и один автобус. Залитая светом чистая заправка выглядела в ночи очень красиво, но мне туда не надо, как пел Владимир Семёнович. К счастью, Карты выдали АГЗС неподалёку, всего километрах в трёх.

Выехав на трассу Барабинск – Куйбышев и проехав указатель «КУЙБЫШЕВ 10» (во дела – до дома ещё двое суток пути, а тут сразу искривление и пространства, и времени), по асфальтовым кочкам «Жигули» быстро допрыгали до типичной газозаправки – пара тусклых фонариков, символический забор из сетки Рабица, цистерна и собачник заправщика со спящей рядом легковушкой. В баллон снова вошло меньше ожидаемого, времени по-прежнему было с запасом, и я, отъехав от заправки с километр в сторону города, прилёг поспать минут на 15. Сон, как и положено, принёс много сил.

Вот прозвенел сигнал побудки, время ехать за пассажиром. На обратной дороге ещё раз полюбовавшись на метановую заправку и переехав по путепроводу железную дорогу (вот не помню точно, путепровод там или всё же переезд, и всё тут), запетлял по небогатым улицам Барабинска. Нужный дом после недолгих поисков – а долго ли искать с навигатором, тем более при пустых ночных улицах? – нашёлся почти на краю города. Василий вышел, поздоровался, отдал сумку и обрадовал новостью, что он водитель-вахтовик. Люблю ездить с профессиональными водителями! А уж когда он подарил мне канистру бензина, почти наполовину заполнившую невеликий бак семёрки, я подумал, что сложная половина пути кончилась и впереди осталась приятная. Как оказалось – не ошибся.

И снова километры, километры и километры, совершенно незапоминающиеся. Да и что там запоминать – ночь и степи. Только градус за бортом продолжал падать, вдобавок поднялся ветер. Да какое там поднялся – встал на дыбы! Боковой ветер был таким, что машину начало таскать по дороге и покачивать. В такт проезду редких встречных, на миг разрывающих дующий слева поток, покачивалась и моя правая нога, а с ней и стрелка эконометра. Особенно весело было при проезде фур: боковая тяга на секунду пропадала, подобранный угол сноса становился не нужен и машину тащило влево, прямо на фуру, а потом ветер возвращался и нас тащило вправо. И снова качка, качка, качка…

Это уже какой-то полёт в грозу, а не езда по степи. К убийственному ветру добавился снег. За световым экраном от фар на снегу дорога воспринималась как нечто второстепенное, мутили воду кувырки вестибулярного аппарата, и всё это падало на благодатные дрожжи усталости… В такие моменты порой возникают иллюзии, можно сделать неверное движение – и всё. Выход один – воспринимать всё только умом, не доверять чувствам, держать во внимании только главное. Этим главным была дорога и встречные машины.

Шло время, бежали километры. Сто, сто пятьдесят, двести… Действия, вроде и всё время одинаковые, всё равно утомляли. Так, стоп, вон впереди кафешка, если в ней не передохнуть – могу потерять контроль над ситуацией. Тем более нормальной еды не ел с обеда, с самого выезда с ГЭСа. Съезжаем вправо… После двухчасовой борьбы со снежным ураганом уютное журчание мотора и медленное качение по щербатой парковке показались чем-то нереальным. Нереальной показалась и твёрдость земли, на которую я ступил. Всё качалось. И это с моим тренированным на высоту и гололёд чувством равновесия, с которым в седле велосипеда по зимней каше с закрытыми глазами я чувствую себя уверенней, чем иная девушка на длиннющих шпильках, а каково в такой ситуации простому пассажиру? К счастью, решать эти проблемы сейчас не довелось, Василий себя чувствовал замечательно.

Внутри кафе чувство реальности стало возвращаться, но качка не пропала. Интересно, долго это будет продолжаться?.. Заказал борщ, второе, кофе. Всё – вот не перехвалить бы! – мне подарил попутчик. Минут через пять, то ли борщ так подействовал, то ли человек действительно такая скотина, которая ко всему привыкает, но волнение упало стремительным домкратом, и к концу позднего ужина я уже чётко знал своё пространственное положение. Перед выходом на улицу ещё раз пошевелил рулями-элеронами (первую зарядку сделал в ожидании заказа) и нехотя открыл дверь. В лицо сразу ударил ветер. Но он явно стал тише. К тому же почти кончился снегопад!

Живём! Запуск, выруливание, взлёт! Ехать становилось всё легче и легче, в салоне тоже стало потеплее (до этого у Василия аж стали подмерзать ноги – почему-то печка дует больше влево), про дорогу и говорить нечего – совсем опустела. Лишь на подходе к Омску стали чаще попадаться машины. Ну, такое движение нам не мешает. Вскоре повернули вправо, на какую-то окраину Омска, я подвёз своего замечательного попутчика к самому дому, постоял-побеседовал ещё минут пять да поехал спать.

Вернувшись на объездную, вскоре заправился – сколь ни экономична газовая машина, а тоже есть просит – и, заехав на крытую парковку уже знакомой мне «Меги», привычно откинул кресло и лёг отдыхать. На часах было примерно полчетвёртого, на девять утра уже был пассажир до Челябинска…