Зачем и чем работает психолог?

Елена Вариошкина
Тема родилась из обсуждения с коллегой в комментариях. Цитата из статьи «Профессиональная этика в работе психолога», по которой состоялось обсуждение: «Если в терапии участвует личность психолога, такая терапия не является этически верной и, разумеется, эффективной».

Я с этим определением категорически не согласна. И это категорическое несогласие, собственно, и мотивировало меня на прояснение своей позиции по этому вопросу.

Начну с того, что мне кажется ясным и бесспорным: психолог работает личностью. Это его основной инструмент.

Не умаляя важности  знаний и умений психолога, длительности практического опыта и направления, в котором он работает, главным, является именно сама личность (ценности, смыслы, глубинные убеждения).

Вопрос «зачем» тоже очень важен для меня. Ибо за ним все мотивации конкретного человека, который выбрал из всех профессий именно «помогающую».

Не секрет, что многие идут в психологи по принципу «помоги себе сам». И если проблемы успешно решаются, то накопленный опыт их решения ложится в основу последующей психологической практики.

Как заметил Юнг, "только раненый целитель исцеляет".

По моим наблюдениям, чем выше мотивация к решению собственных проблем, тем более высокий уровень готовности к профессиональной деятельности и тем успешнее складывается практика конкретного психолога.

Безусловно, многие из нас приходят в профессию на желании помогать другим людям ("как это помогло мне"). И поэтому вопрос профессиональной созависимости у психологов, как и специалистов других помогающих профессий, всегда стоит очень остро.

Проблема «спасательства» обычно решается в первые годы практики. Очень хорошо уравновешивает эту проблему осознание того, что теперь это моя профессия и работаю я за деньги. Об этом опыте нового понимания неоднократно читаю у своих коллег, в том числе и здесь на сайте.

Удачно пройденный урок «спасательства» формирует профессиональные границы, отлично обеспечивает профилактику выгорания и шлифует мотивы: от самопомощи и самоутверждении в помощи другим к саморазвитию и самосовершенствованию.

В дальнейшем первоначальная идея «помощи другим» трансформируется в успешную самореализацию в профессии.

Или не трансформируется. И тогда снова и снова встаёт вопрос профессиональной созависимости, и как следствие, выгорания (эмоционального, мотивационного, личностного).

Многочисленные профессиональные и этические нарушения, возникают, в основном, именно из-за личностных проблем (идём к началу – помощь самому себе).

Основные личностные ресурсы психолога:

Личная зрелость.
Самоотношение, самопонимание, субьектность, эмоциональная стабильность, пройденная сепарация со значимыми близкими, и, повторюсь, ценности, смыслы, глубинные убеждения, успешное решение своих внутренних проблем, конгруэнтность и т.д..

Социальная зрелость.
Общая культура поведения. Способность к безоценочному поведению. Умение выстраивать взаимоотношения, как по горизонтали (близость, конфронтация, сотрудничество), так и по вертикали (умение подчиняться и руководить), устойчивость к слиянию (умение войти-выйти), умение управлять процессами эмпатии (пластичность) и т.д..

Общая профессиональная подготовка, специализация, практический опыт.
Остановлюсь на этом, поскольку статья не планировалась, как обзор всех требований к психологу или модель эффективности психолога, а задумана была и написана с единственной целью показать значимость личности психолога в его профессиональной деятельности.

Подведу итоги лирическим отступлением:

Психолог может повести клиента только в то место, которое ему знакомо самому.
К тем ценностям, которые есть у него.
Никуда в другое место он привести клиента не сможет.
Ибо какими красивыми словами цели терапии не описывались, но если сам психолог там не бывал, то никого туда и привести не в состоянии.

Каждый психолог находит своё место силы и ведёт своих клиентов в то место, которое ему знакомо.

На фото: Место силы - гора Воттоваара (Карелия)

© Психолог Елена Вариошкина, 2020.