Алгоритм иммунизации против коронавируса

Бориэль Сим
(Об актуальности предлагаемого направления фундаментальных и прикладных исследований,
с целью иммунизации населения против вируса, подобного COVID-19, в период отсутствия вакцины)

Эпидемия COVID-19 продолжается, охватывая новые регионы планеты, кое-где намечается вторая волна. В отдельных странах Западной Европы уровень смертности доходил до 14-16% от числа зарегистрированных случаев заражения, подобный пик наблюдался в Нью Йорке и его окрестностях.

Медики видят единственную панацею в вакцинации. Десятки коллективов работают над созданием вакцин, различаются подходы и принципы, кое-кто уже приступил к тестированию на добровольцах. Но пока не будут завершены все проверки, пока не будет оценена эффективность, а также побочные эффекты, в том числе отсроченные, они не будут утверждены к применению в планетарном масштабе. До появления надежной вакцины в количестве, необходимом для вакцинации во всех странах, вероятно, пройдут многие месяцы.

А если на этом фоне вдруг появится другой вид вируса?.. Или срок сохранения иммунитета после вакцинации окажется коротким? И это при том, что процесс создания вакцины столь долог и дорог... Что делать на интервале времени, когда вакцина отсутствует или неэффективна? Мы предлагаем конкретный алгоритм действий в качестве варианта ответа на этот вопрос.

До сих пор для иммунизации применялись живые аттенуированные (ослабленные) и так называемые инактивированные вакцины (убитые вирусы или их фрагменты). В последние годы к ним добавились молекулярные вакцины, материалом для которых служат белки или их фрагменты, синтезированные методами генной инженерии. Этот перечень может пополняться новыми изобретениями.

В любом варианте идея вакцинации состоит в том, что человек не заболевает, а его имунная система вырабатывает «правильный» ответ на попадание в организм белков, соответствующих данному виду вируса.

В отличие от предыдущих видов вирусов, в том числе заставлявших человечество содрогаться, забывая об экономической прибыли (например, Эбола — смертность около 80%, но не такой заразный), COVID-19 в бесчисленных случаях  проявил себя, когда реализовывалась та же цель, что и при вакцинации, — приобретение «правильного» ответа — но без какого-либо участия  со стороны медицинских служб. Это подтверждено выборочными серологическими тестами, проведенными среди населения. Например, за редкими пока исключениями дети и подростки переносят заражение в подавляющем большинстве бессимптомно, молодежь, опять же за редкими исключениями, страдает не сильнее, чем от сезонного гриппа. Наибольшую опасность COVID-19 представляет для людей, обладающих определенными хроническими недугами, в категорию которых попадают многие пожилые. Этот факт учтен лидерами некоторых стран, ради спасения экономики предложивших паллиативные меры преодоления эпидемии COVID-19, сводящиеся к соблюдению всеми гражданами определенных мер предосторожности, а также максимальной заботе о наиболее уязвимой части населения, в первую очередь, из категорий пожилых и хронически больных. Оценка эффективности этих мер не входит в нашу задачу.

Тот факт, что, судя по отчетам исследователей, число случаев «безболезненного» приобретения иммунитета многократно превосходит число случаев, когда заражение обернулось явно выраженным заболеванием, подталкивает к известной из истории вирусологии идее «контролируемого заражения» живым вирусом, о которой время от времени вспоминают. Мы считаем, что при сегодняшнем уровне развития медицины, биологии, технологий проведения анализов и диагностики эта идея при оптимальном алгоритме ее осуществления имеет шансы на успех.

В пользу принципиальной возможности контролируемой иммунизации живым вирусом (КИЖВ) в случае COVID-19 говорят следующие факты и феномены, представленные врачами и вирусологами во множестве публикаций.

Так, несмотря на выдающуюся заразность этого коронавируса, вирусологи убеждены, что один или несколько вирусов, попавших в верхние дыхательные пути, не вызовут заболевания. То есть, количество «схваченных» вирусов является одним из факторов, влияющих на вероятность заражения и тяжесть заболевания. Это очень важный факт. На сегодня нет конкретных цифр, существуют лишь данные о времени жизни вируса на разных поверхностях и эмпирические оценки возможности заразиться на открытом пространстве и в замкнутых помещениях. Например, определено, с какой скоростью частички слюны могут вылетать при кашле, чихании, разговоре, крике, как далеко распространяться, а также — на каком расстоянии число вирусов скорее всего станет «безобидно малым». Сделаны статистическое обобщения, подтверждающие эффективность ношения средств индивидуальной защиты, соблюдения дистанций, а также регламентирующие порядок проведения мероприятий. Пока это все или почти все.

Вместе с тем уже понятно, что порция живых вирусов, не превосходящая по численности некоторый предел, попавшая в верхние дыхательные пути здорового молодого человека, может вызвать легкое недомогание и как результат борьбы организма — иммунитет к этому виду вируса, что подтверждено серологическим тестированием образцов крови сотен тысяч людей, не зарегистрированных в качестве зараженных. Естественно предположить, что у человека с ослабленным иммунитетом то же самое (неведомое пока) число вирусов может вызвать болезнь, протекающую в более тяжелой форме с повышенной температурой и осложнениями. При целом ряде заболеваний, а также индивидуальных особенностях имунной системы, проявляющихся в виде неадекватно бурной реакции, объектом нападения имунных клеток могут стать собственные ткани организма, в частности, легочных альвеол. В таких случаях применяют лечение, направленное на подавление активности имунной системы и поддержание жизни, в том числе аппаратами ИВЛ. Прогноз в таких случаях по сей день остается плохим, они доминируют в статистике смертей.

Естественно предположить, что, если бы число вирусов, попавших в организм людей, оказавшихся на грани смерти, было многократно меньшим, течение болезни было бы более легким, и организм смог бы справиться без осложненией и даже без необходимости пребывания в стационаре. При еще меньшем числе вирусов организм, вероятно, справился бы без симптомов и, возможно, приобрел бы иммунитет.

Принимая эти предпосылки (пока условно), можно говорить об алгоритме КИЖВ, реализуемом посредством использования строго индивидуальной дозы живых вирусов. Частью этого алгоритма является учет целого ряда факторов, характеризующих индивидуальные особенности функционирования систем и органов человека, в первую очередь, его имунной системы в текущий момент. Это комплекс информации, получаемой из определенных показателей анализов, а также анамнеза, которые подлежат уточнению. Какова оптимальная доза и что есть предельный порог для тех или иных комбинаций индивидуальных параметров, характеризующих здоровье конкретного человека, — в ряду центральных вопросов, на которые предстоит ответить в будущих исследованиях.

КИЖВ осуществляется в несколько этапов (итераций). На первом этапе вводится некоторое минимальное число живых вирусов для данного конкретного человека с учетом характеризующего его комплекса информации. Через определенный интервал времени повторяется сбор комплекса информации, соответствующей этому этапу, включая серологические тесты крови. Если антитела не обнаружились или их недостаточно, планируется увеличенная доза живых вирусов для проведения следующей итерации.

Для реализации данного алгоритма необходимо располагать перечнем показателей анализов, особо значимых для мониторинга состояния здоровья в условиях КИЖВ определенным видом вируса. По мере приобретения опыта границы этих показателей подлежат уточненению, как и границы допустимых комбинаций показателей. Наконец, необходимо разработать технологию, позволяющую дозировать то или иное число вирусов, упаковывать их в удобную для применению форму, а также обеспечивать должную активность при хранении и транспортировке.

Реализация мероприятий в соответствии с предложенным алгоритмом представляется возможной при сегодняшнем уровне развития науки и технологий как результат целенаправленных фундаментальных и прикладных исследований для осуществления иммунизации населения в период отсутствия вакцины.

С надеждой на успех.

16 июня 2020