Планетарий

Николай Белера
Однажды меня пригласили на научную конференцию, проходившую в небольшом румынском приморском городке и посвящённую проблемам Мирового океана. Приехал немного раньше начала мероприятия. В конференц-зале было душно, поэтому я вышел подышать воздухом. С неба падали первые декабрьские снежинки. Неподалёку ученые-океанологи и ихтиологи, тоже ожидавшие начала, игрались с чёрным котёнком и фотографировали его на телефоны.

Вход в конференц-зал находился прямо напротив местного планетария, я стоял перед ним и невольно улыбался. Ко мне подошла одна из организаторов и, явно переживая, что мне надоело ждать и я собираюсь уйти, спросила:

— У Вас всё в порядке?
— Там душновато, - ответил я, - вышел вот подышать. Не знал, что у вас здесь есть планетарий. Знаете, в Москве тоже есть, и я стараюсь хотя бы два-три раза в год его посещать.
— Увлекаетесь астрономией? - улыбаясь, спросила она.
— О, да. Просто обожаю с детства.
— Пойдёмте, покажу Вам кое-что.
— Так ведь мероприятие сейчас начнётся.
— Ещё минут двадцать минимум, я Вас уверяю.

И она повела меня к планетарию. Мы вошли внутрь, она открыла одну дверь, потом вторую, и мы оказались в небольшом круглом зале.

— Это наш... - тут она с гордостью указала на оптический проектор и произнесла несколько букв и цифр, следующих друг за другом и, очевидно, означавших марку и модель. - В вашем московском есть такой?
— Надеюсь, что есть, - улыбнулся я.
— Садитесь в кресло.

Она выключила свет и запустила проектор. В небе зажглись тысячи звёзд. И она начала рассказывать. Сначала мне показалось, что я снова в Москве, там, на Садово-Кудринской. Она читала свою обычную лекцию про небесные тела, созвездия, но делала это так живо, с интересом, румынским юмором, и я уже словно переместился куда-то в деревенское поле. Стояла темная ночь, искусственное освещение полностью отсутствовало и не создавало светового загрязнения. Были видны только звезды, планеты и Млечный Путь. Я сидел завороженный на траве, а она говорила, говорила, говорила.

Не знаю, сколько это продолжалось, но это была одна из лучших лекций, что я слышал. Когда всё закончилось, девушка отключила проектор и включила свет. Секунд десять я ещё возвращался с ночного деревенского поля обратно в городок.

Чтобы для тебя одного включали звездное небо в планетарии, это нужно заслужить. Буду считать авансом на будущее.