Варлаамо-Хутынский женский монастырь

Аза Долгомер
- Косы обрежу и в монастырь уйду, в мужской!

Эта фраза из известного всем мультфильма вертелась у меня в голове давно - с конца апреля, но только в контексте: "диплом сделаю..." (далее по тексту). Монастырь я выбрала сразу, правда, не мужской, а женский. Действующий. Обещающий соприкосновение с историей. Весь май я думала, как чудесно будет вырваться, наконец, на свободу и уйти от дел мирских в гости к монахиням. Что же, диплом пройден — моральное право на прогулки получено.
Монастырь находится примерно в десяти километрах от города, так что я практически совершила паломничество. Не скажу, что мой путь сопровождали особенно прекрасные виды, но странное дело, именно здесь я поймала себя на мысли, как же важно смотреть на мир не только из окошка собственного дома. Мысль, конечно, не новая, скорее, не теряющая привлекательности.

История местечка, в которое я направлялась, ни дать ни взять напоминает чем-то гоголевские сюжеты. "Хутынь" означает "худое место": по преданию, здесь когда-то царила нечистая сила. Избавиться от неё помог монах Варлаам (позже причисленный к лику святых), собственно, он и основал одноимённый монастырь. Сейчас о "худом месте" мало что напоминает, так, например, примечательны названия улиц - "Мирная", "Солнечная", "Спасская"... Здорово же?

Итак, пройдя отмеренные километры, я оказалась в искомой точке. Территория для посещения сравнительно не большая и представляет собой архитектурный комплекс из Преображенского собора и храма в честь преподобного Варлаама Хутынского 16-19 вв. Но я бы добавила к этому времени и период долгой реставрации после Великой Отечественной войны: монастырь оставался в руинах не одно десятилетие. В общем, не очень-то я почувствовала дух прошлого, больше, тишину и покой. Отмечу, что монахини зря время не теряют — продают икру заморскую, мёд душистый, молоко парное и прочие продукты собственного производства неискушённому туристу. Что-то в этом есть, однако.

С монастырём связана одна интересная легенда. Помните такой эпизод в истории России, как "собирание земель вокруг Москвы" в 15 веке? Новгород с самого своего основания был вечевой республикой, и власть Московского княжества над собой признавать не хотел. Противостояние с Москвой было ожесточённым, дело дошло до народного ополчения и даже войны. После одной из кровопролитных битв, на реке Шелони в 1471 году (когда новгородцы потерпели тяжёлое поражение), князь московский Иван Третий решил посетить Варлаамо-Хутынский монастырь. Он знал, что в нём похоронен святой Варлаам, так почитаемый новгородцами. Князь захотел приложиться к мощам святого и приказал вскрыть раку Варлаама. Когда могилу начали раскапывать, из неё вырвался огромный огненный столб. Это привело князя в ужас, он в спешке бежал из монастыря и города. Спустя несколько лет это всё-таки не помешало ему вернуться и окончательно присоединить Новгород к Москве. Отчего-то кажется мне, что эта история – новгородская пропаганда того времени, спустя века дошедшая до нас в виде такой занимательной легенды.

А ещё в монастыре похоронен великий русский поэт и писатель, учитель Пушкина, Гаврила Романович Державин (ум. в 1816 году). Более ста лет его могила оставалась нетронутой, пока не началась Великая Отечественная война. Собор подвергся артиллерийскому обстрелу и превратился в руины. Только в 1959 году останки Державина были перезахоронены в Новгородском кремле, а в 1993 году — снова в Спасо-Преображенском соборе Варлаамо-Хутынского монастыря.