Жало в плоть

Ярослав Диордиенко
                ЖАЛО В ПЛОТЬ
                (По следам печати)
    В #2359 помещена статья на одно неоднозначно понимаемое выражение ап.Павла.
   «И чтобы я не превозносился чразвычайностью откровений дано мне жало в плоть, ангел сатаны, удручать меня, чтоб я не превозносился.»2Кор.12:7.
   Автор статьи Руслан Барко справедливо отмечает, что это выражение содержит в себе некоторую неясность, неопределённость. Они проистекают от слов «жало», «в плоть», «ангел сатаны», «удручать меня».
   Ап. Павел трижды молился, чтобы ангел сатаны был удалён от него. Он решает гораздо охотнее хвалиться немощами своими, чтобы обитала в нём сила Христова.
   Вызывает настороженность предположение, что ап. Павел действительно поддался превозношению Самого Себя. И это стало причиной приступа к нему ангела сатаны.
   Прежде всего надо признать, что ап. Павлу было чем хвaлиться. В первых стихах этой главы он говорит о своём духовном опыте исступления: восхищения в рай, где он слышал неизреченные слова, которые человеку нельзя пересказать. Здесь, видимо, следует сразу оговориться, что слова  эти были проречены, были сказаны, были услышаны Павлом, поняты им. Но смысл их и значение столь мнгозначны, что пересказать очень трудно. Но, думаю, что все понимают, что это были слова откровения Божьего. Поэтому ап. Павел имел дерзновение говорить: «я от Самого Господа принял то, что и вам передал.»1Кор.11:23.» Думаю, и я имею Духа Божия.»1Кор.7:40. «Но я думаю, что у меня ни в чём нет недостатка против высших Апостолов, хотя я и невежда в слове, но не в познании»1Кор.11:5-6.
  « Возвещаю вам братия, что Евангелие, которое я благоветствовал, не есть человеческое, ибо я принял его и научился не от человека, но через откровение  Иисуса Христа».Гал.1:11-12.
   Анализируя новозаветние Писания, мы можем смело признать,что богословие Нового Завета разработано преимущественно именно Апостолом Павлом. При этом нужно отметить его скромность. О своём чрезвычайном духовном опыте он говорит в третьем лице, отмечает своё почтение к высшим Апостолам, избегает хвалиться собой и даже осуждает таковое(2Кор.10:18). Вместе с тем щедр на похвалу других(2Кор.11:2,2Кор.7:4,2Кор.9:2).
   Апостол Павел хорошо знал и понимал орудие сатаны - самохвальство и всячески избегал этого искушения, хотя по праву он имел чем хвалиться.
   «Ибо я наименьший из Апостолов, и не достоин называться Апостолом, потому что гнал Церковь Божию. Но благодатию Божиею есмь то, что есмь; и благодать его во мне не была тщетна, но я более всех их потрудился; не я впрочем, а благодать Божия, которая со мною.»1Кор.15:9.
   У ап.Павла было великолепно развито чувство объективной самооценки. И он хорошо понимал право и власть диавола искушать, соблазнять тех, кто искренне и серьёзно решил служить Богу. Для него эта духовная реальность была полностью открыта и понятна. Поэтому он не задавался вопросом за что это мне? Он понимал для чего. И молил Господа, чтобы Он удалил этого ангела от него, но смиренно принимал это искушение как ещё один из неизбежных актов сатаны.
   Автор на основании слов «плоть»,»немощи» выражает установившееся в нашем богословии мнение, что под словом жало подразумеваются физические немощи: болезнь глаз, другие разные болезни. Кстати, ап. Павел галатам на глаза не жаловался. Он подчёркивал только особую свою немощь во плоти. А толкователи делают предположение о болезни глаз или слабом зрении из выражения ап. Павла Галатам(4:16).
   «Как вы были блаженны! Свидетельствую о вас, что, если бы можно было, вы исторгли бы очи свои и отдали мне.»
   В поддержку предположения о физической болезни приводятся следующие места Писания.
  «  И сказал Господь сатане: вот, он в руке твоей, только душу его сбереги.  И отошел сатана от лица Господня и поразил Иова проказою лютою от подошвы ноги его по самое темя его».Иов.2:6-7.
  «... сию же дочь Авраамову, которую связал сатана вот уже восемнадцать лет, не надлежало ли освободить от уз сих в день субботний?»Лук.13:16.
   «...  Бог Духом Святым и силою помазал Иисуса из Назарета, и Он ходил, благотворя и исцеляя всех, обладаемых диаволом, потому что Бог был с Ним.»Деян.10:38.
   « И вы возгордились, вместо того, чтобы лучше плакать, дабы изъят был из среды вас сделавший такое дело.  А я, отсутствуя телом, но присутствуя [у вас] духом, уже решил, как бы находясь у вас: сделавшего такое дело,  в собрании вашем во имя Господа нашего Иисуса Христа, обще с моим духом, силою Господа нашего Иисуса Христа,  предать сатане во измождение плоти, чтобы дух был спасен в день Господа нашего Иисуса Христа.»1Кор.5:2-5.
   Да, в приведенных случаях фигурирует злая личность, причиняющая человеку разные несчастья. Но без воли Божией сама она власти не имееет.
   Думаю,что ни одно из этих мест никакого отношения к здоровью ап. Павла не имеют.
   Параллельно следует отметить, что широко бытовавшее в нашей среде мнение, что физические болезни христиан являются прямым следствием греха, к настоящему времени преодолено.
   Поэтому констатация «жало в плоть – это бич, помогающий осознать грех», видимо, тоже должна быть переосмыслена.
   Тем более, что к ап. Павлу, равно как и к Иову она явно не применима.
   Здесь уместно отметить, что в русском языке и, следовательно, в синодальном издании Библии слово плоть, кроме смысла тело, имеет и более глубокое значение. Оно интегрально ( совокупно ) обозначает человеческую личность с её духом, душой и телом. Поэтому выражение «жало в плоть» следует рассматривать шире.
   Здесь же надо обратить внимание на слово удручать.
   По Большому толковому словарю русского языка. «Норнит». С.-Петербург.2000. это слово трактуется так: удручить (кого, чем) – крайне огорчить, осложнить, отяготить жизнь, существование.
   Таким образом, болезнь – одно лишь из многих понятий этого слова.
   Посмотрите, как сам ап.Павел трактует это слово.
   «Посему я благодушествую в немощах, в обидах, в нуждах, в гонениях, в притеснениях за Христа: ибо, когда я немощен, тогда силен.»2Кор.12:10.
   Обиды, гонения, притеснения. Всё это относится не к физическим мучениям, а к эмоциям, чувствам, душе, к томлению духа. Конечно, это крайне огорчало,осложняло, отягощало его жизнь, всё его существование. И делать это могла не хворь, не болезнь, а какая-то личность – ангел. Из этого следует,  что жалом для него были недобрые люди, к сожалению, и из числа так называемых верующих, которые становились орудием самого сатаны. Лжеапостолы(2Кор.11:13), лжебратья(2Кор.11:26), звери в Ефесе(1Кор.15:32), Александр медник(2Тим.4:14) и т.п. Поэтому ап. Павел неоднократно молил Господа, чтобы Он удалил их от него. Но Бог этого не делал до какого-то времени или вообще.
   К сожалению и в нашей жизни случаются такие люди, которые отравляют нашу жизнь. Крайне удручают. И нам необходимо молить Господа, чтобы удалил их от нас, либо дал нам мудрости, кротости, терпения сносить их.
   Такова жизнь желающего жить благочестиво.
   Итак, жало в плоть это эмоциональные, духовные переживания от человеческого окружения  и , к величайшему сожалению, в том числе и от «богопризнающих» людей.
                Я.Диордиенко 02.20.20.